Наци Кока Кола
В культурном доме "Дом", что в Москве, прошла выставка, под названием "Nazi Coca-Cola Advert".
Санта-Клаус пьет Coca-Cola. Он сидит в огромном кресле, вальяжно развалившись и закатив глаза. В одной руке у него письмо от очередного ребенка с просьбами и пожеланиями на Новый год, а в другой - заветная стеклянная бутылочка с газированным напитком. На рукаве у Санта-Клауса красуется свастика, да и лицо у него совсем не «добро-сказочное». Этот Санта-Клаус - один из самых выразительных героев выставки "Наци Кока-Кола"
Выставку-акцию Coca-Cola Nazi Adverts еще в 2002 г. придумали британцы Марк Томас и Трейси Моберли - после того, как прочитали книгу Марка Пендеграста «За Бога, Страну и Кока-колу», где впервые громко было заявлено о сотрудничестве компании с Третьим рейхом. Художники из разных стран фантазируют - как могли бы выглядеть рекламные плакаты Coca-Cola в нацистской Германии. После выставки в самой Британии экспозиция отправилась по миру - за 4 года она побывала в Колумбии, Эквадоре, Мексике и Венесуэле. С Латинской Америки начали неслучайно: именно там, по словам организаторов, зафиксированы наиболее вопиющие нарушения прав человека, связанные с деятельностью Coca-Cola. Россия - первая страна европейского турне экспозиции, и именно с нее организаторы «Наци Кока-Кола» надеются начать покорение континента. «Я просто хотела перенести выставку в эту часть мира, - говорит Трэйси Моберли. - Coca-Cola уже везде, значит, и в России наша выставка тоже актуальна».
Большинство экспонатов - это рекламные плакаты, сделанные по принципу фотомонтажа. Логотип Coca-Cola монтируется в известные фотографии нацистских лидеров, Олимпийских игр 1936 г. и т. д., или, наоборот, свастика и нацистские лозунги накладываются на старые рекламные плакаты Coca-Cola. Встречаются иногда и оригинальные работы: например, темная струя, бьющая из узнаваемой бутылки, простреливает голову человеку. Словом, все работы в меру злые, скандальные и смешные.
Список имен авторов вывешен на стене, но сами работы не подписаны (кроме нескольких детских рисунков). Наравне с профессиональными художниками в проекте принимают участие все желающие, так что работы известных британских дизайнеров висят вперемешку с работами русских студентов: какая чья - попробуй угадай. Работы для выставки никто не отбирает - Томас и Моберли экспонируют все, что им присылают, выдвигая только два требования: работа должна быть в формате А4 и не должна противоречить законам. Так что коллекция пополняется постоянно: в 2004 г. выставляли всего 200–250 работ, сейчас их уже 400. Дополнили выставку и российские художники: около 20 студентов. По словам организаторов, участников объединяют ярая нелюбовь к глобализации, трансконтинентальным корпорациям и беспринципной экономической политике, нарушающей права человека.
Компания Coca-Cola - излюбленный жупел всех антиглобалистов. Наравне с такими гигантами, как Nestle и McDonald’s, корпорация газированных напитков стала воплощением экономической экспансии США. Далеко не все художники интересуются политикой, но и для них Coca-Cola - не просто брэнд. С тех пор как Cola стала одним из главных символов так называемого общества потребления и американского образа жизни, многие художники используют этот символ в своем творчестве - от Энди Уорхола до представителей русского соц-арта. Несколько лет назад юристы Coca-Cola даже подали в суд на русского художника Александра Косолапова - на его плакате вождь мирового пролетариата Ленин был изображен на фоне товарного знака и слогана Coca-Cola. Иск, правда, впоследствии был отозван: несмотря на громкий скандал, продажи знаменитых бутылочек в форме юбки годе и не подумали падать.
Трейси Моберли и Марку Томасу компания исков не предъявляла. По словам Владимира Кравцова, представителя по связям со СМИ российского отделения The Coca-Cola Export Corporation, компания не собирается реагировать на выставку, чтобы не создавать ей дополнительной рекламы. «Таким странным образом они стараются привлечь к себе внимание, создавая ложные сенсации, - говорит он. - Если мы сейчас начнем рассылать гневные заявления, то количество публикаций в прессе многократно увеличится. Почему мы должны оправдываться, что мы не верблюды?»
Может, и не верблюды, но оправдываться есть за что, уверена Трейси Моберли. В военные годы Coca-Cola стала национальным символом США. Она была призвана напоминать американским солдатам, уходящим на фронт, о доме. Широко растиражировано распоряжение президента компании Роберта Вудрафа о том, чтобы «каждый человек в униформе мог получить бутылку кока-колы за пять центов, где бы он ни находился и сколько бы это ни стоило компании». Тогда о том, что униформа могла быть и коричневой, со свастикой на рукаве, никто не знал. Между тем Трейси Моберли, ссылаясь на книгу Марка Пендеграста, уверяет, что, например, Fanta - один из брэндов компании - была изобретена специально для нацистского рынка в 1941 г., когда сироп для Coca-Cola стало невозможно поставлять из США (официальный сайт компании датирует рождение «Фанты» 1960 г.).
«Они давали рекламу в нацистских газетах, - рассказывает Трейси. - Они открыли завод в Судетах (в Чехии) практически сразу после оккупации страны. Они работали на нацистских торговых ярмарках - в общем, финансово поддерживали режим». Coca-Cola ограничивается официальным комментарием: «Данные изображения не имеют никакого отношения к действиям, фактически предпринятым компанией много лет назад, в мире, который сильно отличается от того, в котором мы живем сегодня». Но для кураторов «наци-выставки» нацистская символика - повод поговорить именно о сегодняшнем поведении Coca-Cola. «В Колумбии Coca-Cola обвиняется в том, что нанимает боевиков для убийств, похищений и пыток членов профсоюза, которые работают на ее фабриках. С 2002 года, когда впервые открылась выставка, уже восемь человек были убиты боевиками, нанятыми Coca-Cola, - уверенно говорит Трейси Моберли. - А, например, в Южной Индии, в районе, подверженном засухам, фермеры жалуются, что Hindustan Coca-Cola Beverage крадет их воду, используя подземные источники». По словам Моберли, многие авторы-художники из «проблемных регионов» посвятили свои работы именно этим историям.
За неимением местного конфликта русские авторы придерживаются в своих работах изначальной концепции - используя образы Гитлера и нацистской Германии. Тем не менее, заверяет галерист Марат Гельман, у нас есть своя традиция политического искусства, связанная с художественным направлением соц-арта: «Дело в том, что в России актуальность доказывается по суду. Критикам не надо объяснять, что вот это искусство актуально. Художника посадили - значит, актуальное, значит, задело». Компания Coca-Cola никого из художников сажать не собирается. А задевает ее больше то, что она сама фигурирует в судах в качестве ответчика. Последний процесс закончился совсем недавно: в конце сентября Московский областной суд удовлетворил иск жительницы Химок Натальи Кошубы - она два года подряд каждый день пила по два литра напитка, после чего врачи поставили ей диагноз «гастрит». Суд обязал компанию выплатить Наталье около 3000 руб. - за причинение вреда здоровью и моральный ущерб.
Выставку-акцию Coca-Cola Nazi Adverts еще в 2002 г. придумали британцы Марк Томас и Трейси Моберли - после того, как прочитали книгу Марка Пендеграста «За Бога, Страну и Кока-колу», где впервые громко было заявлено о сотрудничестве компании с Третьим рейхом. Художники из разных стран фантазируют - как могли бы выглядеть рекламные плакаты Coca-Cola в нацистской Германии. После выставки в самой Британии экспозиция отправилась по миру - за 4 года она побывала в Колумбии, Эквадоре, Мексике и Венесуэле. С Латинской Америки начали неслучайно: именно там, по словам организаторов, зафиксированы наиболее вопиющие нарушения прав человека, связанные с деятельностью Coca-Cola. Россия - первая страна европейского турне экспозиции, и именно с нее организаторы «Наци Кока-Кола» надеются начать покорение континента. «Я просто хотела перенести выставку в эту часть мира, - говорит Трэйси Моберли. - Coca-Cola уже везде, значит, и в России наша выставка тоже актуальна».
Большинство экспонатов - это рекламные плакаты, сделанные по принципу фотомонтажа. Логотип Coca-Cola монтируется в известные фотографии нацистских лидеров, Олимпийских игр 1936 г. и т. д., или, наоборот, свастика и нацистские лозунги накладываются на старые рекламные плакаты Coca-Cola. Встречаются иногда и оригинальные работы: например, темная струя, бьющая из узнаваемой бутылки, простреливает голову человеку. Словом, все работы в меру злые, скандальные и смешные.
Список имен авторов вывешен на стене, но сами работы не подписаны (кроме нескольких детских рисунков). Наравне с профессиональными художниками в проекте принимают участие все желающие, так что работы известных британских дизайнеров висят вперемешку с работами русских студентов: какая чья - попробуй угадай. Работы для выставки никто не отбирает - Томас и Моберли экспонируют все, что им присылают, выдвигая только два требования: работа должна быть в формате А4 и не должна противоречить законам. Так что коллекция пополняется постоянно: в 2004 г. выставляли всего 200–250 работ, сейчас их уже 400. Дополнили выставку и российские художники: около 20 студентов. По словам организаторов, участников объединяют ярая нелюбовь к глобализации, трансконтинентальным корпорациям и беспринципной экономической политике, нарушающей права человека.
Компания Coca-Cola - излюбленный жупел всех антиглобалистов. Наравне с такими гигантами, как Nestle и McDonald’s, корпорация газированных напитков стала воплощением экономической экспансии США. Далеко не все художники интересуются политикой, но и для них Coca-Cola - не просто брэнд. С тех пор как Cola стала одним из главных символов так называемого общества потребления и американского образа жизни, многие художники используют этот символ в своем творчестве - от Энди Уорхола до представителей русского соц-арта. Несколько лет назад юристы Coca-Cola даже подали в суд на русского художника Александра Косолапова - на его плакате вождь мирового пролетариата Ленин был изображен на фоне товарного знака и слогана Coca-Cola. Иск, правда, впоследствии был отозван: несмотря на громкий скандал, продажи знаменитых бутылочек в форме юбки годе и не подумали падать.
Трейси Моберли и Марку Томасу компания исков не предъявляла. По словам Владимира Кравцова, представителя по связям со СМИ российского отделения The Coca-Cola Export Corporation, компания не собирается реагировать на выставку, чтобы не создавать ей дополнительной рекламы. «Таким странным образом они стараются привлечь к себе внимание, создавая ложные сенсации, - говорит он. - Если мы сейчас начнем рассылать гневные заявления, то количество публикаций в прессе многократно увеличится. Почему мы должны оправдываться, что мы не верблюды?»
Может, и не верблюды, но оправдываться есть за что, уверена Трейси Моберли. В военные годы Coca-Cola стала национальным символом США. Она была призвана напоминать американским солдатам, уходящим на фронт, о доме. Широко растиражировано распоряжение президента компании Роберта Вудрафа о том, чтобы «каждый человек в униформе мог получить бутылку кока-колы за пять центов, где бы он ни находился и сколько бы это ни стоило компании». Тогда о том, что униформа могла быть и коричневой, со свастикой на рукаве, никто не знал. Между тем Трейси Моберли, ссылаясь на книгу Марка Пендеграста, уверяет, что, например, Fanta - один из брэндов компании - была изобретена специально для нацистского рынка в 1941 г., когда сироп для Coca-Cola стало невозможно поставлять из США (официальный сайт компании датирует рождение «Фанты» 1960 г.).
«Они давали рекламу в нацистских газетах, - рассказывает Трейси. - Они открыли завод в Судетах (в Чехии) практически сразу после оккупации страны. Они работали на нацистских торговых ярмарках - в общем, финансово поддерживали режим». Coca-Cola ограничивается официальным комментарием: «Данные изображения не имеют никакого отношения к действиям, фактически предпринятым компанией много лет назад, в мире, который сильно отличается от того, в котором мы живем сегодня». Но для кураторов «наци-выставки» нацистская символика - повод поговорить именно о сегодняшнем поведении Coca-Cola. «В Колумбии Coca-Cola обвиняется в том, что нанимает боевиков для убийств, похищений и пыток членов профсоюза, которые работают на ее фабриках. С 2002 года, когда впервые открылась выставка, уже восемь человек были убиты боевиками, нанятыми Coca-Cola, - уверенно говорит Трейси Моберли. - А, например, в Южной Индии, в районе, подверженном засухам, фермеры жалуются, что Hindustan Coca-Cola Beverage крадет их воду, используя подземные источники». По словам Моберли, многие авторы-художники из «проблемных регионов» посвятили свои работы именно этим историям.
За неимением местного конфликта русские авторы придерживаются в своих работах изначальной концепции - используя образы Гитлера и нацистской Германии. Тем не менее, заверяет галерист Марат Гельман, у нас есть своя традиция политического искусства, связанная с художественным направлением соц-арта: «Дело в том, что в России актуальность доказывается по суду. Критикам не надо объяснять, что вот это искусство актуально. Художника посадили - значит, актуальное, значит, задело». Компания Coca-Cola никого из художников сажать не собирается. А задевает ее больше то, что она сама фигурирует в судах в качестве ответчика. Последний процесс закончился совсем недавно: в конце сентября Московский областной суд удовлетворил иск жительницы Химок Натальи Кошубы - она два года подряд каждый день пила по два литра напитка, после чего врачи поставили ей диагноз «гастрит». Суд обязал компанию выплатить Наталье около 3000 руб. - за причинение вреда здоровью и моральный ущерб.
Комментарии22