Старый Голливуд. Бастер Китон - человек без улыбки.
Продолжая тему старого кино, я отвлекусь от ослепительных красавиц того времени и отмечу на мой взгляд одного из самых ярких актеров и режиссеров немого кино - Бастера Китона. К сожалению, его фотографий не так уж и много, но те , что есть - по-моему, просто замечательные.
Бастер Китон - творчество и биография.
Бастер Китон (Джозеф Фрэнк Китон IV, 4.10.1895-1.02.1966) - один из гениальнейших киноактеров, режиссеров и каскадеров всех времен и народов, чьи творческие открытия и находки до сей поры влияют на создателей кино, прожил почти такую же насыщенную и фантасмагорическую жизнь, как герои его фильмов. Согласно семейной легенде, будучи всего несколько месяцев от роду, он едва не задохнулся в сундуке для костюмов, где его случайно заперли родители, а само семейство Китонов пережило множество пожаров и железнодорожных катастроф, из которых выбиралось невредимым лишь чудом. После происшествия с сундуком, родители - известные эстрадные артисты - решили на время выступлений и репетиций оставлять его в снятом доме или номере. Заканчивалось это зачастую не менее плачевно: в один далеко не прекрасный день трехлетний мальчик прищемил палец в валиках для отжима белья, потеряв фалангу, после чего едва не выбил себе глаз кирпичом, желая сбить персик с дерева, а в довершение всего смерч подхватил его через лестничное окно и опустил посреди улицы в нескольких кварталах от дома. Казалось, сама судьба не оставила его родителям другого выхода, как брать Бастера с собой на сцену. Даже свое прозвище Китон получил из уст самого Гарри Гудини, своего крестного, который увидел однажды, как маленький Джозеф выскользнул из рук матери и, скатившись по лестнице, остался невредимым и совершенно спокойным. "Что за необыкновенные вещи вытворяет этот ребенок!" - воскликнул знаменитый фокусник. Так Джозеф стал Бастером ("Необыкновенным"). Неудивительно, что в будущем он не мог представить себе жизнь без риска и прославился неимоверными трюками, которые он лично изобретал, ставил и исполнял. Впервые выступив с родителями на сцене в возрасте менее трех лет, Бастер практически сразу поразил публику врожденным комическим даром.
"Не смей больше скалиться на сцене!" - однажды приказал отец маленькому Бастеру, заметив, что когда тот выделывает свои трюки с серьезным, непроницаемым лицом, публика хохочет гораздо громче. Отсутствие улыбки впоследствии станет фирменным знаком великого комика. Публика валом валила на "мальчика-нечувствительного-к-битью-па
дениям-и-прочим-злоключениям", а директор театра увеличил родителям Бастера ставку на 10 долларов с условием, что они будут брать сына не только на дневные, но и на вечерние шоу.
За день Бастер мог получить от родителя до ста ударов в день…
В последующие годы Бастер объездил с семьей почти всю страну, участвуя в представлениях с самыми известными комиками, собирая хвалебные отзывы в прессе и обучаясь актерскому мастерству - пению, танцу, игре на фортепьяно, фокусам, пародии. Все эти навыки затем очень пригодились Китону в кинематографии. Но чем старше и знаменитее становился Бастер, тем ущербнее себя ощущал Джо Китон, что привело отца юной звезды к алкоголизму. Бастеру пришлось уйти из семейного шоу, и в 21 год уже в качестве звезды он дебютировал на Бродвее. Именно тогда, в 1917 году, в его карьере наступил главный перелом: Китон познакомился с популярным кинокомиком Роско Арбаклем по прозвищу Фэтти (Толстяк) и увлекся кинокамерой. Отыграв на Бродвее всего два месяца, он ушел из театра и сменил 250 долларов в неделю на 40 - ставку актера второго плана. Снявшись в трех фильмах Арбакля, Бастер становится его сорежиссером и основным сценаристом, а через три года снимает свои первые короткометражки, в которых сразу проявился его неповторимый юмор и стиль. Кинематографический взлет Китона был столь же молниеносным, как и эстрадный. Через два года его уже знал весь мир, а слава уступала лишь славе Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда. Карьеру Арбакля трагически прервало ложное обвинение в убийстве, и Бастер, сохранив с ним личную дружбу, пошел дальше самостоятельно.
С 1920 по 1928 годы Китон снял 19 коротких и 12 полнометражных лент, которые стали лучшими в его жизни. Даже самые неудачные из них (например, "Соседи" или "Родственники жены") были признаны критикой совершенными в плане технического и постановочного мастерства. Китон делал не просто стандартный в то время фарс; в его фильмах неразрывно присутствуют интеллигентное остроумие и акробатические номера, грустная сатира и головокружительные съемки, захватывающий сюжет и тонкий лиризм. Но самым главным, конечно, оставалось бесстрастное лицо китоновского героя, сохранявшего каменное выражение в любой ситуации. Наиболее прославленный фильм тех лет - "Генерал" (которым сам Бастер гордился больше всего) - был одной из первых кинолент, включенных в Национальное фильмохранилище Библиотеки Конгресса США.
Рискованные трюки, которые Китон выполнял во время съемок, не раз приводили к несчастным случаям, хотя, по отзывам друзей, он казался невосприимчивым к боли. Так, работая над "Домом с электричеством", он угодил ногой в эскалатор, раздробив ногу, а вскоре уже легко танцевал на съемках "Игорного дома". Были случаи, когда он едва не утонул на речных порогах, когда его ударило по голове пушечным стволом, когда он ломал нос. А самое характерное происшествие имело место во время съемок блестящей картины "Молодой Шерлок Холмс". Китон, пробегая по крыше поезда, схватился за огромный водяной кран, вода оглушила артиста, и он упал на рельсы. Бастер тут же вскочил и продолжил сцену, и лишь через несколько лет выяснилось, что у него был перелом шейного позвонка (!) и Китон все это время терпеливо сносил постоянные головные боли.
Еще одной отличительной чертой Китона была скромность. В отличие от того же Чаплина, перечислявшего все свои ипостаси в долгих титрах, Бастер - главная творческая сила всех процессов на съемочной площадке - зачастую вообще не вставлял в титры свое имя, предоставляя право "засветиться" своим менее именитым коллегам, к примеру, сценаристу Клайду Брукману. Последний признавался, что ему иногда было просто стыдно видеть свое имя в титрах, а тем более получать гонорар.
В 1928 г. Бастер Китон совершил, по его словам, самую большую ошибку в своей жизни. Он позволил уговорить себя перейти из "независимых" под крыло гиганта киноиндустрии "Метро-Голдвин-Майер". В те времена шла настоящая война за киномонополии, и независимых продюсеров просто выживали с рынка. Китона всячески отговаривали от этого шага и Гарольд Ллойд, и Чарли Чаплин. "Они сотрут тебя в порошок, помогая тебе. Они извратят твои суждения. Ты устанешь спорить о вещах, в которых ты полностью уверен", - вспоминал сам Китон слова Чаплина. И это было действительно так. Многие поклонники до сих пор не могут простить MGM разрушение великой карьеры. Лишь первый голливудский фильм "Кинооператор" можно по праву назвать "настоящим Китоном". Чем дальше, тем сильнее уставал Бастер от борьбы и сдавал свои позиции продюсерам, навязывавшим ему неудачных партнеров и стандартные взгляды на кинопроизводство. К тому же, он несколько потерялся в звуковом кино - его персонажи всегда прекрасно выражали все и без слов. И Китон начал делать то, что делали многие творцы, лишенные свободы самовыражения, - он начал пить, что едва не привело к полному крушению его судьбы.
Период с 1932 по 1934 гг. для Китона был крайне тяжелым, на него обрушились все несчастья. От него с громким скандалом уходит жена Натали Тэлмэдж, с которой он прожил 12 лет и вырастил двоих сыновей. Китон, не дождавшись развода, в подпитии незаконно женится во второй раз, вызывая бурю негодования в прессе. Умирают сразу три его друга, в том числе самый близкий - Роско Арбакль. Бастера вынуждают признать себя банкротом и взыскивают с него через суд 28 000 долларов. В довершение всего Китона увольняют из MGM после отказа снимать фильм, показавшийся ему второсортным. Все это привело Китона к крайне тяжелому запою (он даже несколько раз временно терял зрение), и он оказался в психиатрической лечебнице. Но, по слухам, Гудини раскрыл ему свой секрет: Бастер выпутался из смирительной рубашки и убежал из лечебницы, встав на путь выздоровления. В довольно короткий срок с помощью врача, семьи и знаменитой твердости своего характера он преодолевает алкогольную зависимость. И хотя в дальнейшем он иногда позволял себе выпить, но никогда уже не позволял спиртному влиять на свою жизнь.
Следующие 15 лет жизни великого комика многие биографы, особенно американские, вообще не освещают, считая, что ничего значительного он не сделал. Это не совсем верно. Шедевров Китон в это время действительно не создал, но снялся в ряде любопытных короткометражных лент для студий "Эдьюкейшнл" и "Коламбиа", а также много работал в Европе. Работы Китона того периода доказывают, что его комический дар и неистощимая выдумка никуда не делись. В 1937 году он, уже полностью оправившись от пьянства и избавившись от нелюбимой второй жены, вновь поступает на MGM в качестве автора гэгов, и многие режиссеры охотно обращаются к нему как к постановщику трюков. Как ни парадоксально, хотя Китон зарабатывает теперь куда меньше, чем в то время, когда он был звездой MGM, ему гораздо легче работать. Бастер занимается именно тем, что ему нравится и что он умеет как никто другой, не отвлекаясь на проговаривание реплик, написанных другими людьми. В 1941 году состоялось его возвращение на театральную сцену, которое прошло с триумфом. А в 1949 г. в журнале "Лайф" вышла большая статья Джеймса Айджи, посвященная Бастеру Китону с его фотографией на обложке, привлекшая к артисту внимание широкой публики. С этого момента по-настоящему началось его возрождение: Китона стали часто приглашать в эпизоды, которые он исполнял в своей блестящей манере, про него начали снимать документальные фильмы, а заработки Бастера в последние годы жизни поднялись до уровня наивысшего взлета его карьеры в двадцатых годах.
Умер гений немого кино в Лос-Анджелесе в возрасте 70 лет. В отличие от того, что пишут в книгах, сам Бастер Китон не считал свою судьбу трагической. Вот что он написал незадолго до смерти: "Я думаю, что прожил очень счастливую и удачную жизнь. Возможно, потому, что я никогда не ожидал получить так много, как получил: И когда судьба начала меня бить, я не увидел в этом неожиданности. Я всегда знал, что жизнь есть жизнь, она раздает апперкоты всем - заслуженно и незаслуженно".
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
Помощник мясника - Butcher Boy, The (1917, как актер)
Недоделанный дом - Rough House, The (1917, акт.)
Его брачная ночь - His Wedding Night (1917, акт.)
О, доктор! - Oh Doctor! (1917, акт.)
Кони-Айленд - Coney Island (1917, акт.)
Деревенский герой - Country Hero, A (1917, акт.)
Наш Дикий Запад - Out West (1918, акт.)
Коридорный - Bell Boy, The (1918, акт.)
Лунный свет - Moonshine (1918, акт.)
Спокойной ночи, сестричка! - Good Night, Nurse! (1918, акт.)
Повар - Cook, The (1918, акт.)
Герой пустыни - Desert Hero, A (1919, акт.)
Задний план - Back Stage (1919, акт.)
Деревенщина - Hayseed, The (1919, акт.)
Гараж (Начальник пожарных) - Garage, The; aka Fire
Chief (1919, акт.)
Одна неделя - One Week (1920, акт., реж.)
Балда - Saphead, The (1920, акт.)
Осужденный №13 - Convict 13 (1920, акт., реж.)
Пугало - Scarecrow, The (1920, акт., реж.)
Соседи - Neighbors (1920, акт., реж.)
Дом посещений - Haunted House, The (1921, акт., реж.)
Невезенье - Hard Luck (1921, акт., реж.)
Знак свыше -'High Sign', The (1921, акт., реж.)
Коза - Goat, The (1921, акт., реж.)
Дом с электричеством - Electric House, The (1921, акт., реж.)
Игорный дом - Playhouse, The (1921, акт., реж.)
Лодка - Boat, The (1921, акт., реж.)
Кузнец - Blacksmith, The (1922, акт., реж.)
Бледнолицый - Paleface, The (1922, акт., реж.)
Родственники жены - My Wife's Relations (1922, акт., реж.)
Морозный Север - Frozen North, The (1922, акт., реж.)
Дневные грезы - Daydreams (1922, акт., реж.)
Полицейские - Cops (1922, акт., реж.)
Помешанный на воздушных шарах - Balloonatic, The (1923, акт., реж.)
Три эпохи - Three Ages, The (1923, акт., реж.)
Наше гостеприимство - Our Hospitality (1923, акт., реж.)
Любовное гнездышко - Love Nest, The (1923, акт., реж.)
На Запад - Go West (1923, акт., реж.)
Молодой Шерлок Холмс - Sherlock, Jr. (1924, акт., реж.)
Мореплаватель - Navigator, The (1924, акт., реж.)
Семь шансов - Seven Chances (1925, акт., реж.)
На Запад - Go West (1925, акт., реж.)
Воюющий дворецкий - Battling Butler (1926, акт., реж.)
Генерал - General, The (1927, акт., реж.)
Колледж - College (1927, акт., реж.)
Пароход-Билл, младший - Steamboat Bill, Jr. (1928, акт., реж.)
Кинооператор - Cameraman, The (1928, акт., реж.)
Голливудское ревю-1929 - Hollywood Revue of 1929, The (1929, акт.)
Женитьба назло - Spite Marriage (1929, акт., реж.)
Холостой и беззаботный - Free and Easy (1930, акт.)
Пехотинцы - Doughboys (1930, акт.)
Кабинет, спальня и ванная - Parlor, Bedroom and Bath (1931, акт.)
Ускользающий жемчуг - Slippery Pearls, The (1931, акт.)
Тротуары Нью-Йорка - Sidewalks of New York (1931, акт.)
Страстный водопроводчик - Passionate Plumber, The (1932, акт.)
Разговаривай свободнее - Speak Easily (1932, акт.)
Голливудский гандикап - Hollywood Handicap, The (1932, реж.)
Что?! Нет пива? - What! No Beer? (1933, акт.)
Алле-оп! - Allez Oop (1934, акт., реж.)
Король Елисейских Полей - Le roi des Champs-Elysees (1934, акт., реж.)
Призрачное золото - Gold Ghost, The (1934, акт., реж.)
Палука из Падуки - Palooka from Paducah (1935, , акт.)
Деревенская любовь - Hayseed Romance (1935, акт.)
Мужчина из квартиры Е - E-Flat Man, The (1935, акт.)
Робкий юноша - Timid Young Man, The (1935, акт.)
Моряки и полоски - Tars and Stripes (1935, акт., реж.)
Элмер в бегах - One Run Elmer (1935, акт., реж.)
Захватчик - Invader, The (1935, акт.)
Звезды "Санкиста" в Палм-Спрингс - Sunkist Stars at Palm Springs (1936, акт.)
Голубые всполохи - Blue Blazes (1936, акт., реж.)
Трое на ветке - Three on a Limb (1936, акт.)
Смешанная магия - Mixed Magic (1936, акт., реж.)
Опера "большого шлема" - Grand Slam Opera (1936, акт., реж.)
Химик - Chemist, The (1936, акт.)
Тюремные соблазны - Jail Bait (1937, акт.)
Дитто - Ditto (1937, акт.)
Любовное гнездышко на колесах - Love Nest on Wheels (1937, акт., реж.)
Голливудский гандикап - Hollywood Handicap (1938, реж.)
Обтекаемые ритмы - Streamlined Swing (1938, реж.)
Жизнь в городе N., США - Life in Sometown, U.S.A. (1938, реж.)
Чума с Запада - Pest from the West (1939, акт.)
Плетясь по Джорджии - Mooching Through Georgia (1939, акт.)
Голливудская кавалькада - Hollywood Cavalcade (1939, акт., реж.)
Сплошное удовольствие - Nothing But Pleasure (1939, акт.)
Укрощение сетки для волос - Taming of the Snood, The (1940, акт.)
Новая луна - New Moon (1940, акт.)
Привидение заговорило - Spook Speaks, The (1940, акт.)
Ее по-прежнему преследует негодяй - Villain Still Pursued Her, The (1940, акт.)
Маленький Эбнер - Li'l Abner (1940, акт.)
Его бывшая оставляет след - His Ex Marks the Spot (1940, акт.)
Извините, но положение обязывает - Pardon My Berth Marks (1940, акт.)
Так что не жалуйтесь - So You Won't Squawk (1941, акт.)
Она - нефтяная скаважина - She's Oil Mine (1941, акт.)
Навсегда и еще на день - Forever and a Day (1943, акт.)
Я люблю тебя, Сан-Диего - San Diego I Love You (1944, акт.)
Это дух - That's the Spirit (1945, акт.)
Та ночь с тобою - That Night with You (1945, акт.)
Божий край - God's Country (1946, акт.)
Шумиха на Луне - Boom in the Moon (1946, акт.)
Жениться легко - Easy to Wed (1946, реж.)
Милый жулик - Lovable Cheat, The (1949, акт.)
Ты для меня всё - You're My Everything (1949, акт.)
Старым добрым летом - In the Good Old Summertime (1949, акт., реж.)
Бульвар Сансет - Sunset Blvd. (1950, акт.)
Чудесные времена - Wonderful Times (1950, акт.)
В центре внимания - Limelight (1952, акт.)
Рай для Бастера - Paradise for Buster (1952, акт.)
Вокруг света за 80 дней - Around the World in Eighty Days (1956, акт.)
Приключения Гекльберри Финна - Adventures of Huckleberry Finn, The (1960, акт.)
Извините мой прах - Excuse My Dust (1951, реж.)
Этот безумный, безумный, безумный мир - It's a Mad Mad Mad Mad World (1963, акт.)
Триумф Лестера Снэпуэлла - Triumph of Lester Snapwell, The (1963, акт.)
Девушка и марсианин - Maid and the Martian, The (1964, акт.)
Сержант Мертвая Голова - Sergeant Deadhead (1965, акт.)
Железнодорожник - Railrodder, The (1965, акт.)
Как справиться с диким бикини - How to Stuff a Wild Bikini (1965, акт.)
Бастер Китон вновь на коне - Buster Keaton Rides Again (1965, акт.)
Пляжное бинго на подстилке - Beach Blanket Bingo (1965, акт.)
Писака - Scribe, The (1966, акт.)
Веселое происшествие по дороге в суд - Funny Thing Happened on the Way to the Forum, A (1966, акт.)
Фильм по Сэмюэлю Беккету - Samuel Beckett's Film (1966, акт.)
Два моряка и генерал - Two Marines and a General (1967, акт.)
Бастер Китон (Джозеф Фрэнк Китон IV, 4.10.1895-1.02.1966) - один из гениальнейших киноактеров, режиссеров и каскадеров всех времен и народов, чьи творческие открытия и находки до сей поры влияют на создателей кино, прожил почти такую же насыщенную и фантасмагорическую жизнь, как герои его фильмов. Согласно семейной легенде, будучи всего несколько месяцев от роду, он едва не задохнулся в сундуке для костюмов, где его случайно заперли родители, а само семейство Китонов пережило множество пожаров и железнодорожных катастроф, из которых выбиралось невредимым лишь чудом. После происшествия с сундуком, родители - известные эстрадные артисты - решили на время выступлений и репетиций оставлять его в снятом доме или номере. Заканчивалось это зачастую не менее плачевно: в один далеко не прекрасный день трехлетний мальчик прищемил палец в валиках для отжима белья, потеряв фалангу, после чего едва не выбил себе глаз кирпичом, желая сбить персик с дерева, а в довершение всего смерч подхватил его через лестничное окно и опустил посреди улицы в нескольких кварталах от дома. Казалось, сама судьба не оставила его родителям другого выхода, как брать Бастера с собой на сцену. Даже свое прозвище Китон получил из уст самого Гарри Гудини, своего крестного, который увидел однажды, как маленький Джозеф выскользнул из рук матери и, скатившись по лестнице, остался невредимым и совершенно спокойным. "Что за необыкновенные вещи вытворяет этот ребенок!" - воскликнул знаменитый фокусник. Так Джозеф стал Бастером ("Необыкновенным"). Неудивительно, что в будущем он не мог представить себе жизнь без риска и прославился неимоверными трюками, которые он лично изобретал, ставил и исполнял. Впервые выступив с родителями на сцене в возрасте менее трех лет, Бастер практически сразу поразил публику врожденным комическим даром.
"Не смей больше скалиться на сцене!" - однажды приказал отец маленькому Бастеру, заметив, что когда тот выделывает свои трюки с серьезным, непроницаемым лицом, публика хохочет гораздо громче. Отсутствие улыбки впоследствии станет фирменным знаком великого комика. Публика валом валила на "мальчика-нечувствительного-к-битью-па
дениям-и-прочим-злоключениям", а директор театра увеличил родителям Бастера ставку на 10 долларов с условием, что они будут брать сына не только на дневные, но и на вечерние шоу.
За день Бастер мог получить от родителя до ста ударов в день…
В последующие годы Бастер объездил с семьей почти всю страну, участвуя в представлениях с самыми известными комиками, собирая хвалебные отзывы в прессе и обучаясь актерскому мастерству - пению, танцу, игре на фортепьяно, фокусам, пародии. Все эти навыки затем очень пригодились Китону в кинематографии. Но чем старше и знаменитее становился Бастер, тем ущербнее себя ощущал Джо Китон, что привело отца юной звезды к алкоголизму. Бастеру пришлось уйти из семейного шоу, и в 21 год уже в качестве звезды он дебютировал на Бродвее. Именно тогда, в 1917 году, в его карьере наступил главный перелом: Китон познакомился с популярным кинокомиком Роско Арбаклем по прозвищу Фэтти (Толстяк) и увлекся кинокамерой. Отыграв на Бродвее всего два месяца, он ушел из театра и сменил 250 долларов в неделю на 40 - ставку актера второго плана. Снявшись в трех фильмах Арбакля, Бастер становится его сорежиссером и основным сценаристом, а через три года снимает свои первые короткометражки, в которых сразу проявился его неповторимый юмор и стиль. Кинематографический взлет Китона был столь же молниеносным, как и эстрадный. Через два года его уже знал весь мир, а слава уступала лишь славе Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда. Карьеру Арбакля трагически прервало ложное обвинение в убийстве, и Бастер, сохранив с ним личную дружбу, пошел дальше самостоятельно.
С 1920 по 1928 годы Китон снял 19 коротких и 12 полнометражных лент, которые стали лучшими в его жизни. Даже самые неудачные из них (например, "Соседи" или "Родственники жены") были признаны критикой совершенными в плане технического и постановочного мастерства. Китон делал не просто стандартный в то время фарс; в его фильмах неразрывно присутствуют интеллигентное остроумие и акробатические номера, грустная сатира и головокружительные съемки, захватывающий сюжет и тонкий лиризм. Но самым главным, конечно, оставалось бесстрастное лицо китоновского героя, сохранявшего каменное выражение в любой ситуации. Наиболее прославленный фильм тех лет - "Генерал" (которым сам Бастер гордился больше всего) - был одной из первых кинолент, включенных в Национальное фильмохранилище Библиотеки Конгресса США.
Рискованные трюки, которые Китон выполнял во время съемок, не раз приводили к несчастным случаям, хотя, по отзывам друзей, он казался невосприимчивым к боли. Так, работая над "Домом с электричеством", он угодил ногой в эскалатор, раздробив ногу, а вскоре уже легко танцевал на съемках "Игорного дома". Были случаи, когда он едва не утонул на речных порогах, когда его ударило по голове пушечным стволом, когда он ломал нос. А самое характерное происшествие имело место во время съемок блестящей картины "Молодой Шерлок Холмс". Китон, пробегая по крыше поезда, схватился за огромный водяной кран, вода оглушила артиста, и он упал на рельсы. Бастер тут же вскочил и продолжил сцену, и лишь через несколько лет выяснилось, что у него был перелом шейного позвонка (!) и Китон все это время терпеливо сносил постоянные головные боли.
Еще одной отличительной чертой Китона была скромность. В отличие от того же Чаплина, перечислявшего все свои ипостаси в долгих титрах, Бастер - главная творческая сила всех процессов на съемочной площадке - зачастую вообще не вставлял в титры свое имя, предоставляя право "засветиться" своим менее именитым коллегам, к примеру, сценаристу Клайду Брукману. Последний признавался, что ему иногда было просто стыдно видеть свое имя в титрах, а тем более получать гонорар.
В 1928 г. Бастер Китон совершил, по его словам, самую большую ошибку в своей жизни. Он позволил уговорить себя перейти из "независимых" под крыло гиганта киноиндустрии "Метро-Голдвин-Майер". В те времена шла настоящая война за киномонополии, и независимых продюсеров просто выживали с рынка. Китона всячески отговаривали от этого шага и Гарольд Ллойд, и Чарли Чаплин. "Они сотрут тебя в порошок, помогая тебе. Они извратят твои суждения. Ты устанешь спорить о вещах, в которых ты полностью уверен", - вспоминал сам Китон слова Чаплина. И это было действительно так. Многие поклонники до сих пор не могут простить MGM разрушение великой карьеры. Лишь первый голливудский фильм "Кинооператор" можно по праву назвать "настоящим Китоном". Чем дальше, тем сильнее уставал Бастер от борьбы и сдавал свои позиции продюсерам, навязывавшим ему неудачных партнеров и стандартные взгляды на кинопроизводство. К тому же, он несколько потерялся в звуковом кино - его персонажи всегда прекрасно выражали все и без слов. И Китон начал делать то, что делали многие творцы, лишенные свободы самовыражения, - он начал пить, что едва не привело к полному крушению его судьбы.
Период с 1932 по 1934 гг. для Китона был крайне тяжелым, на него обрушились все несчастья. От него с громким скандалом уходит жена Натали Тэлмэдж, с которой он прожил 12 лет и вырастил двоих сыновей. Китон, не дождавшись развода, в подпитии незаконно женится во второй раз, вызывая бурю негодования в прессе. Умирают сразу три его друга, в том числе самый близкий - Роско Арбакль. Бастера вынуждают признать себя банкротом и взыскивают с него через суд 28 000 долларов. В довершение всего Китона увольняют из MGM после отказа снимать фильм, показавшийся ему второсортным. Все это привело Китона к крайне тяжелому запою (он даже несколько раз временно терял зрение), и он оказался в психиатрической лечебнице. Но, по слухам, Гудини раскрыл ему свой секрет: Бастер выпутался из смирительной рубашки и убежал из лечебницы, встав на путь выздоровления. В довольно короткий срок с помощью врача, семьи и знаменитой твердости своего характера он преодолевает алкогольную зависимость. И хотя в дальнейшем он иногда позволял себе выпить, но никогда уже не позволял спиртному влиять на свою жизнь.
Следующие 15 лет жизни великого комика многие биографы, особенно американские, вообще не освещают, считая, что ничего значительного он не сделал. Это не совсем верно. Шедевров Китон в это время действительно не создал, но снялся в ряде любопытных короткометражных лент для студий "Эдьюкейшнл" и "Коламбиа", а также много работал в Европе. Работы Китона того периода доказывают, что его комический дар и неистощимая выдумка никуда не делись. В 1937 году он, уже полностью оправившись от пьянства и избавившись от нелюбимой второй жены, вновь поступает на MGM в качестве автора гэгов, и многие режиссеры охотно обращаются к нему как к постановщику трюков. Как ни парадоксально, хотя Китон зарабатывает теперь куда меньше, чем в то время, когда он был звездой MGM, ему гораздо легче работать. Бастер занимается именно тем, что ему нравится и что он умеет как никто другой, не отвлекаясь на проговаривание реплик, написанных другими людьми. В 1941 году состоялось его возвращение на театральную сцену, которое прошло с триумфом. А в 1949 г. в журнале "Лайф" вышла большая статья Джеймса Айджи, посвященная Бастеру Китону с его фотографией на обложке, привлекшая к артисту внимание широкой публики. С этого момента по-настоящему началось его возрождение: Китона стали часто приглашать в эпизоды, которые он исполнял в своей блестящей манере, про него начали снимать документальные фильмы, а заработки Бастера в последние годы жизни поднялись до уровня наивысшего взлета его карьеры в двадцатых годах.
Умер гений немого кино в Лос-Анджелесе в возрасте 70 лет. В отличие от того, что пишут в книгах, сам Бастер Китон не считал свою судьбу трагической. Вот что он написал незадолго до смерти: "Я думаю, что прожил очень счастливую и удачную жизнь. Возможно, потому, что я никогда не ожидал получить так много, как получил: И когда судьба начала меня бить, я не увидел в этом неожиданности. Я всегда знал, что жизнь есть жизнь, она раздает апперкоты всем - заслуженно и незаслуженно".
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
Помощник мясника - Butcher Boy, The (1917, как актер)
Недоделанный дом - Rough House, The (1917, акт.)
Его брачная ночь - His Wedding Night (1917, акт.)
О, доктор! - Oh Doctor! (1917, акт.)
Кони-Айленд - Coney Island (1917, акт.)
Деревенский герой - Country Hero, A (1917, акт.)
Наш Дикий Запад - Out West (1918, акт.)
Коридорный - Bell Boy, The (1918, акт.)
Лунный свет - Moonshine (1918, акт.)
Спокойной ночи, сестричка! - Good Night, Nurse! (1918, акт.)
Повар - Cook, The (1918, акт.)
Герой пустыни - Desert Hero, A (1919, акт.)
Задний план - Back Stage (1919, акт.)
Деревенщина - Hayseed, The (1919, акт.)
Гараж (Начальник пожарных) - Garage, The; aka Fire
Chief (1919, акт.)
Одна неделя - One Week (1920, акт., реж.)
Балда - Saphead, The (1920, акт.)
Осужденный №13 - Convict 13 (1920, акт., реж.)
Пугало - Scarecrow, The (1920, акт., реж.)
Соседи - Neighbors (1920, акт., реж.)
Дом посещений - Haunted House, The (1921, акт., реж.)
Невезенье - Hard Luck (1921, акт., реж.)
Знак свыше -'High Sign', The (1921, акт., реж.)
Коза - Goat, The (1921, акт., реж.)
Дом с электричеством - Electric House, The (1921, акт., реж.)
Игорный дом - Playhouse, The (1921, акт., реж.)
Лодка - Boat, The (1921, акт., реж.)
Кузнец - Blacksmith, The (1922, акт., реж.)
Бледнолицый - Paleface, The (1922, акт., реж.)
Родственники жены - My Wife's Relations (1922, акт., реж.)
Морозный Север - Frozen North, The (1922, акт., реж.)
Дневные грезы - Daydreams (1922, акт., реж.)
Полицейские - Cops (1922, акт., реж.)
Помешанный на воздушных шарах - Balloonatic, The (1923, акт., реж.)
Три эпохи - Three Ages, The (1923, акт., реж.)
Наше гостеприимство - Our Hospitality (1923, акт., реж.)
Любовное гнездышко - Love Nest, The (1923, акт., реж.)
На Запад - Go West (1923, акт., реж.)
Молодой Шерлок Холмс - Sherlock, Jr. (1924, акт., реж.)
Мореплаватель - Navigator, The (1924, акт., реж.)
Семь шансов - Seven Chances (1925, акт., реж.)
На Запад - Go West (1925, акт., реж.)
Воюющий дворецкий - Battling Butler (1926, акт., реж.)
Генерал - General, The (1927, акт., реж.)
Колледж - College (1927, акт., реж.)
Пароход-Билл, младший - Steamboat Bill, Jr. (1928, акт., реж.)
Кинооператор - Cameraman, The (1928, акт., реж.)
Голливудское ревю-1929 - Hollywood Revue of 1929, The (1929, акт.)
Женитьба назло - Spite Marriage (1929, акт., реж.)
Холостой и беззаботный - Free and Easy (1930, акт.)
Пехотинцы - Doughboys (1930, акт.)
Кабинет, спальня и ванная - Parlor, Bedroom and Bath (1931, акт.)
Ускользающий жемчуг - Slippery Pearls, The (1931, акт.)
Тротуары Нью-Йорка - Sidewalks of New York (1931, акт.)
Страстный водопроводчик - Passionate Plumber, The (1932, акт.)
Разговаривай свободнее - Speak Easily (1932, акт.)
Голливудский гандикап - Hollywood Handicap, The (1932, реж.)
Что?! Нет пива? - What! No Beer? (1933, акт.)
Алле-оп! - Allez Oop (1934, акт., реж.)
Король Елисейских Полей - Le roi des Champs-Elysees (1934, акт., реж.)
Призрачное золото - Gold Ghost, The (1934, акт., реж.)
Палука из Падуки - Palooka from Paducah (1935, , акт.)
Деревенская любовь - Hayseed Romance (1935, акт.)
Мужчина из квартиры Е - E-Flat Man, The (1935, акт.)
Робкий юноша - Timid Young Man, The (1935, акт.)
Моряки и полоски - Tars and Stripes (1935, акт., реж.)
Элмер в бегах - One Run Elmer (1935, акт., реж.)
Захватчик - Invader, The (1935, акт.)
Звезды "Санкиста" в Палм-Спрингс - Sunkist Stars at Palm Springs (1936, акт.)
Голубые всполохи - Blue Blazes (1936, акт., реж.)
Трое на ветке - Three on a Limb (1936, акт.)
Смешанная магия - Mixed Magic (1936, акт., реж.)
Опера "большого шлема" - Grand Slam Opera (1936, акт., реж.)
Химик - Chemist, The (1936, акт.)
Тюремные соблазны - Jail Bait (1937, акт.)
Дитто - Ditto (1937, акт.)
Любовное гнездышко на колесах - Love Nest on Wheels (1937, акт., реж.)
Голливудский гандикап - Hollywood Handicap (1938, реж.)
Обтекаемые ритмы - Streamlined Swing (1938, реж.)
Жизнь в городе N., США - Life in Sometown, U.S.A. (1938, реж.)
Чума с Запада - Pest from the West (1939, акт.)
Плетясь по Джорджии - Mooching Through Georgia (1939, акт.)
Голливудская кавалькада - Hollywood Cavalcade (1939, акт., реж.)
Сплошное удовольствие - Nothing But Pleasure (1939, акт.)
Укрощение сетки для волос - Taming of the Snood, The (1940, акт.)
Новая луна - New Moon (1940, акт.)
Привидение заговорило - Spook Speaks, The (1940, акт.)
Ее по-прежнему преследует негодяй - Villain Still Pursued Her, The (1940, акт.)
Маленький Эбнер - Li'l Abner (1940, акт.)
Его бывшая оставляет след - His Ex Marks the Spot (1940, акт.)
Извините, но положение обязывает - Pardon My Berth Marks (1940, акт.)
Так что не жалуйтесь - So You Won't Squawk (1941, акт.)
Она - нефтяная скаважина - She's Oil Mine (1941, акт.)
Навсегда и еще на день - Forever and a Day (1943, акт.)
Я люблю тебя, Сан-Диего - San Diego I Love You (1944, акт.)
Это дух - That's the Spirit (1945, акт.)
Та ночь с тобою - That Night with You (1945, акт.)
Божий край - God's Country (1946, акт.)
Шумиха на Луне - Boom in the Moon (1946, акт.)
Жениться легко - Easy to Wed (1946, реж.)
Милый жулик - Lovable Cheat, The (1949, акт.)
Ты для меня всё - You're My Everything (1949, акт.)
Старым добрым летом - In the Good Old Summertime (1949, акт., реж.)
Бульвар Сансет - Sunset Blvd. (1950, акт.)
Чудесные времена - Wonderful Times (1950, акт.)
В центре внимания - Limelight (1952, акт.)
Рай для Бастера - Paradise for Buster (1952, акт.)
Вокруг света за 80 дней - Around the World in Eighty Days (1956, акт.)
Приключения Гекльберри Финна - Adventures of Huckleberry Finn, The (1960, акт.)
Извините мой прах - Excuse My Dust (1951, реж.)
Этот безумный, безумный, безумный мир - It's a Mad Mad Mad Mad World (1963, акт.)
Триумф Лестера Снэпуэлла - Triumph of Lester Snapwell, The (1963, акт.)
Девушка и марсианин - Maid and the Martian, The (1964, акт.)
Сержант Мертвая Голова - Sergeant Deadhead (1965, акт.)
Железнодорожник - Railrodder, The (1965, акт.)
Как справиться с диким бикини - How to Stuff a Wild Bikini (1965, акт.)
Бастер Китон вновь на коне - Buster Keaton Rides Again (1965, акт.)
Пляжное бинго на подстилке - Beach Blanket Bingo (1965, акт.)
Писака - Scribe, The (1966, акт.)
Веселое происшествие по дороге в суд - Funny Thing Happened on the Way to the Forum, A (1966, акт.)
Фильм по Сэмюэлю Беккету - Samuel Beckett's Film (1966, акт.)
Два моряка и генерал - Two Marines and a General (1967, акт.)
Комментарии14