Михайл Шемякин. Искусство театра
~ Михайл Шемякин ~
В 1960-е годы Шемякину только один раз представилась возможность поработать в качестве театрального художника – при постановке оперы Д.Шостаковича «Нос» на учебной сцене питерской Консерватории. Но премьерой дело и ограничилось. Лишь тридцать лет спустя он вернулся в мир театра, когда Валерий Гергиев предложил ему поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Шемякин создал принципиально новую концепцию этого балета, иногда, к сожалению, трактуемого на манер рождественской сказочки.
На тему балета И.Стравинского «Петрушка». 1989. Цветная литография
Другая крайность, типичная для теперешних режиссеров, заключается в стремлении «осовременить» спектакль, превратив его в «лабораторию» для порнографических экспериментов, не имеющих ничего общего ни с Гофманом, ни с Чайковским. Напротив, для М.Шемякина главным остается верность замыслам обоих мастеров, для которых искусство было путем восхождения к миру Красоты, просвечивающей сквозь образы «Щелкунчика».
Как В.Гергиев своей интерпретацией музыки Чайковского выявил и обострил заложенный в ней драматизм, так и М.Шемякин, со своей стороны, содействовал обновленному прочтению знаменитого и порядком приевшегося балета, показав скрытые в нем метафизические глубины. Поскольку в традиционное либретто Мариуса Петипа не были включены темы трех глав сказки Гофмана, повествующих об истории волшебного ореха и превращения племянника Дроссельмейера в куклу Щелкунчика, то у Шемякина возник замысел создать спектакль, который позволил бы восстановить в целостности сюжет этого романтического произведения. Новый балет на музыку С. Слонимского получил название «Волшебный орех». Он воспринимается как нарядное карнавальное зрелище, но нельзя не почувствовать стоящую за всем философию художника, наблюдающего переплетения миров, находящихся нередко друг с другом в непримиримом противоречии.
Крыс с куском сыра. 1999. Дерево, акрил
Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик. 2000
Петрушка. 1998. Полимерная масса
Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса
Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса
Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса
Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево
На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989. Цветная литография
Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысенок с сыром. 2002. Бумага, тушь, акварель
Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысенок с сыром. 2002. Бумага, тушь, акварель
Комментарии4