Как работают спортивные фотографы
Олимпийские игры – одно из главных событий в мировом спорте. К Олимпиаде приковано внимание множества СМИ, но традиционно главным производителем контента является телевидение. Трансляции спортивных состязаний смотрят миллионы зрителей, а Церемонию открытия Олимпиады-2014 увидело по телевизору около 3,5 миллиардов человек. Не менее важное место в освещении спортивных событий занимает и фотография.
Сегодня мы хотим вам рассказать об особенностях, превратностях и преимуществах работы спортивных фотографов на Олимпийских играх.
Приоритет телевидению предоставляется во всем: лучшие площадки для съемок, право первыми брать интервью у спортсменов, расширенная аккредитация и т.п. Фотографы, пишущая пресса и радио остаются слегка на вторых ролях, но особо ущемленным себя никто не чувствует, т.к. для всех перечисленных категорий создаются очень комфортные условия работы.
Классический спортивный фотограф выглядит именно так.
Еще парочка.
Не знаю, почему получилось, что все трое – японцы. Европейцы тоже не щадят живота своего и таскают на себе по 20 кг оборудования.
Фотографы новой формации, они же «инстаграмщики» выглядят несколько иначе…
Тем не менее, это ничуть не мешает для проформы накинуть на себя одну-две камеры и обвеситься со всех сторон большими белыми объективами. Выдают-то бесплатно, грех не попробовать что-то новенькое.
Фотографы – смекалистые ребята. Во многих видах спорта нужно заранее занимать выгодные фотопозиции. Например, чтобы задний план с олимпийскими кольцами красиво дополнял кадр, или финишная позиция «в лоб», или выход конькобежца из виража, чтобы получалась идеальная диагональ. Да много всего. Поэтому приходить надо за пару часов до начала соревнований и бронировать место своей фототехникой (здесь, как нигде, размер объектива имеет значение).
Самые продвинутые плевать хотели на толкотню возле выгодной точки съемки и, помимо 30 кг оборудования, тащат в горы стремянку.
Во всех пресс-центрах, основных и вспомогательных, есть специальная комната для работы фотографов – довольно большое помещение, оснащенное столами, розетками, шкафчиками для хранения оборудования и обязательной стойкой информации, где фотоменеджеры объекта дают всю необходимую информацию о фотопозициях на объекте. Например, вот так выглядит схема фотопозиций на лыжной трассе.
А это – ледовый дворец Большой.
Бобслейная трасса оказалась самой запутанной. Фотопозиции обычно обозначаются красным цветом.
Комната фотографов в Главном медиа-центре…
… и в Горном.
Персонал фото-комнат очень дружелюбный и отзывчивый. С первого же дня Олимпиады стены комнаты начали украшать лучшими фотографиями прошедшего дня.
Самая аскетичная комната фотографов находится на фристайловом стадионе HAM. Здесь предусмотрены только стоячие места.
Каждому фотографу выдается специальный номерной рукав, без которого допуск на объект невозможен. Потерять рукав могут позволить себе только те фотографы, у которых на счету как минимум пятнадцать Олимпиад, и в олимпийской фототусовке их знает любая собака. Рукава, как и аккредитация, во время Олимпиады становятся неотъемлемой частью человеческого тела. Аккредитации, чтобы не забыть их утром, обычно вешаются поверх курток.
На Олимпиаде аккредитовано около восьмисот фотографов, и большинство из них получили рукава зеленого цвета (так называемые «PHOTO»). Это значит, что фотограф с таким рукавом будет работать на объектах в основной толпе, без какого-либо приоритета.
На точках съемки иногда приходится потолкаться и поработать локтями, но большинство фотографов – вполне адекватные люди.
Фотопозиция на финише бобслея.
Выгодная точка на лыжной трассе.
Фотопозиции на вираже конькобежного круга.
В горах фотографам позволено ходить по всей длине трассы, кроме мест, предназначенных для тренеров, поэтому выбор точек с красивыми видами бесконечен. Можно, например, притаиться, как партизан, и снимать биатлонное стрельбище с нестандартной позиции.
Серые рукава (PHOTO POOL) получают фотографы так называемого «пула» – обычно это репортеры таких мировых агентств, как, AP, AFP, Reuters и наше РИА-Новости, которое в Сочи имеет статус национального хост-агенства. Пуловские фотографы получают самые выгодные фотопозиции. Например, на биатлоне это небольшой пятачок перед стрельбищем, куда умещаются всего четыре человека. На финише лыжных гонок – это первые ряды на специальном постаменте для фотографов.
На хоккее – несколько центральных точек на верхних фотопозициях. Обычно на пуловском месте наклеивается наклейка того агентства, которое фотограф представляет. Если место пустует, на нем спокойно можно работать и простым ребятам.
Элита мировой спортивной фотографии работает на МОК, и для таких фотографов отводятся самые «вкусные» точки съемки.
Обычно работа агентского фотографа заключается в ежедневном окучивании одного-двух видов спорта на протяжении всей Олимпиады. На объекте работает команда из 2-3 человек, охватывая таким образом большую часть площади соревнований. На трассе обычно один фотограф стоит на старте-финише, второй – на самых опасных поворотах, третий – в более-менее свободном режиме. На хоккее – один у борта, другой сверху, третий тоже сверху на противоположной трибуне. Четвертый у противоположного борта, если матч очень важный.
Работа газетного или журнального фотографа более динамичная, т.к. постоянно приходится мотаться из Прибрежного кластера в Горный, и наоборот. С одной стороны, это изматывает, но разнообразие сюжетов окупает усталость с головой.
Чтобы получить доступ к фотопозициям на хоккее, в первую очередь следует озаботиться дополнительным билетиком для прохода на арену (выдается самым шустрым по предварительной заявке). Далее надо проделать сложную процедуру обмена своего рукава на синий, если нужно снимать с верхних точек, или взять специальный номерок на лавку у борта. Из-за огромного интереса к хоккею мест всем не хватает, поэтому тут все очень строго.
Цветочные церемонии – также особый жанр для фотографов.
На церемонию пускают только пуловских фотографов и нескольких фотографов от каждой страны, спортсмен из которой оказался на пьедестале почета. Иначе избежать толпы и давки невозможно.
Мировые агентства испытывают нежнейшие чувства к ремоутам – радиоуправляемым камерам – и устанавливают их на точках, которые для фотографов недоступны во время соревнований. На хоккее это точка над воротами, на прыжках с трамплина – под трамплином.
На бобслее – верхняя точка на финише.
На ремоуты над хоккеными воротами обычно ставят широкоугольные объективы или зум 70-200. Существуют уникальные роботы, способные управлять тяжелыми длиннофокусными объективами. Фотографу остается только в нужный момент не забыть нажать кнопку спуска по радиоуправлению. Снимки с таких точек получаются просто чумовыми.
Поговорим об оборудовании более подробно. В Прибрежнои и Горном медиа-центрах находятся пункты ремонта и бесплатного проката оборудования Canon и Nikon (на фото – сервис Кэнон в горном медиа-центре).
Здесь можно взять на сутки любую камеру или объектив из профессиональной линейки производителей. Обычно фотографы не заморачиваются и берут длиннофокусные объективы.
Хотя в линейке Canon можно взять замечательные тилт-шифты (профессиональные объективы для съемки архитектуры) с разным фокусным расстоянием и добавить в фотосъемку спорта творческую составляющию. Я буквально влюбилась в эти объективы и перепробовала все фокусные расстояния: 17мм, 24мм и 90мм (21-25). На фото – объектив тилт-шифт 17 мм.
На сочинской Олимпиаде самый ходовой длиннофокусный объектив у Кэнон 200-400 F4 L IS USM Extender 1.4. В принципе, абсолютно для всех видов спорта его хватает с головой. Встроенный конвертер позволяет качественно снимать такие моменты, как финиш бобслея, трюки в хаф-пайпе, старт лыжных гонок и биатлона и еще кучу-кучу всего. Качество у объектива потрясающее, резкость идеальная. Немудрено, что если в 9 утра получить такой объектив в пункте проката еще возможно, то в 9.05 фотограф гарантированно останется с носом.
На фото этот объектив на переднем плане слева и еще у половины фотографов.
Это фото снято на фокусное расстояние 533мм, т.е. в ход пошел встроенный конвертер. Такой объектив стоит 11 тыс. долларов, и большинству редакций остается только мечтать о включении этого зума в ряды редакционной техники.
Некоторые фотографы не признают зумов и снимают только фиксами. У длиннофокусных фиксов качество картинки просто космическое, и фотография, безусловно, стоит затраченных физических усилий, но таскать тушу весом в несколько килограмм, например, только для «крупняков» на биатлонном стрельбище, под силу далеко не каждому. Для наглядности на фото – футляр для объектива Никон 800мм 5.6 в масштабе комнаты.
Самые сложные условия для работы фотографа – мокрый снег или дождь. В данном случае спасают специальные накидки, целиком защищающие камеру и объектив.
Накидки выдаются в сервисных центрах, когда погода начинает портиться. Тело фотографа, конечно, не так важно, как техника, и в любом случае через несколько часов съемки вся одежда промокает, но одноразовые плащи никто не отменял.
После съемки в холодных и влажных погодных условиях фотоаппараты на некоторое время превращаются в живых существ. В такие моменты их лучше не трогать и оставить в покое, пока в тепле они не отпотеют и снова не будут готовы к эксплуатации.
На некоторых объектах Горного кластера, таких, как лыжная акробатика, хаф-пайп, горнолыжные дисциплины и др., выход на трассу без альпинистских «кошек» запрещен.
Несмотря на то, что на Олимпиаде постоянно приходится работать в толпе, фотографам не чуждо чувство индивидуальности, которое некоторые выражают самым непосредственным образом – аэрографией на длиннофокусном объективе. И выглядит замечательно, и толкают меньше!
Большинство фотографов передает снимки прямо с места события т.к. в наше время быстрота появления фото на новостной ленте едва ли не главный предмет соперничества агентств. Эти гонки совершенно задавили качество картинки, ведь у новостных репортеров нет времени на выбор и обработку лучшего кадра, моментально шлется что-то более-менее приемлемое. Также многое зависит от выпускающего редактора. Если за монитором компьютера в редакции сидит человек, равнодушный к изображению, он может пропустить гениальный кадр фотографа, который выкладывается на все 100 «на передовой».
Уже в пресс-центре можно вдумчиво отсмотреть и разобрать всю съемку.
После работы в пресс-центре фотограф с чувством выполненного долга едет домой подзаряжать свои батарейки: техника на первом месте, на сон отводится от силы пять часов.
И снится фотографам светлое будущее, когда британские ученые придумают мобильник с камерой высочайшего качества, с универсальным зумом и скоростью 14 кадров в секунду. И тогда не придется таскать на себе 30 кг железяк, и можно будет сосредоточиться на выборе модного чехольчика для телефона.