Вена. Австрия. II. Югенд-стиль. Густав Климт.
Вена замечательна среди прочего ещё и тем, что в этом городе очень много модерна, или арт-нуво.
В немецко-говорящих странах этот стиль конца XIX – начала XX века получил название Югенд-стиль.
В немецко-говорящих странах этот стиль конца XIX – начала XX века получил название Югенд-стиль.
В Советские времена по какой-то смутной причине найти какие-либо упоминания или картинки с образцами этого ответвления модерна было почти нереально. Я даже читал где-то в советских культурно-пропагандистских книжках, что югенд-стиль – якобы ”предтеча нацистского искусства”. Этим, очевидно, и было вызвано дружное замалчивание. Бред собачий и пример того, как “патриотично”-пропагандистские штампы рождаются на шаткой основе невежества. То есть – да, за эпохой модерна последовала эпоха конструктивизма и (у нас) Сталинского ампира, а в Германии – аналогичного сталинскому возникло мощное направление простого, но капитально-торжественного архитектурного творчества. Но связывать идеи арт-нуво немецкого образца с фашизмом – отвратительная пропагандистская подтасовка. Судите сами.
Конечно, здания в стиле арт-нуво раскиданы по всей Вене, но их ОЧЕНЬ много и они воплощают очень разные подходы и течения внутри основного стилистического направления. К тому же, город настолько красив, что погулять по нему, особенно летом – сплошное удовольствие. Так что в этой прогулке нам предстоит позитивное погружение в эпоху австрийского модерна…
На рубеже эпох, на вершине имперского величия и богатства, люди могли себе позволить строить у себя в городе здания в новом, ”молодом” стиле, сочетающем в себе идеи слияния Запада и Востока, и созданными талантливейшими архитекторами и художниками своего времени. Простота и утилитарность сочеталась с изяществом и красотой.
Торжественность богатого имперского стиля
умело продолжалась в новых традициях
Блестящим представителем австрийского модерна был Отто Вагнер, оставивший городу несколько шедевров нового взгляда на реальность. Функциональное предназначение здания обуславливает его форму. Поэтому Вагнер не прячет за общим фасадом различные предназначения первых этажей, отводимых под мастерские и офисы, и проявляет уважение к верхним жилым этажам, создавая два различных уровня и подчёркивая их различным оформлением. Идёт поиск как новых архитектурно-планировочных решений, так и новых материалов и элементов оформления.
Идеи нового мирового художественного стиля витали над Европой, и в каждой стране находились группы художников, уставшие от классического стиля Императорских Академий. Молодые и талантливые люди, получившие великолепное классическое образование в тех же академиях, не захотели идти проторенной дорогой академизма, где путь профессионального художника рассматривался в рамках достаточно строгих “канонических” правил отображения реальности. Мир виделся прекрасным и удивительным, а классические традиции вместо ограничивающих рамок – серьёзным фундаментом (но не более того) для создания Нового. Созданием этого Нового и занялись молодые и талантливые люди по всему миру.
Собственно, созданием чего-то нового люди занимались всегда. Вот, например, современная архитектура – тоже красиво и в достаточной степени утилитарно.
Казалось бы, - нет в каменном мешке места для чего-то нового. Миром правят серьёзные люди, вооружённые знанием ”как правильно” и плетью, чтобы загнать в их мир всех остальных.
Но рано или поздно серьёзные “классические” подходы взрослых маститых дядей, предпочитающих убивать себя в своём мире традиционными средствами (после серьёзной работы по поддержанию Порядка, конечно же), сменяются новыми подходами к осознанию себя в этом мире и простой радостью общения с природой.
Казалось бы, - нет в каменном мешке места для чего-то нового. Миром правят серьёзные люди, вооружённые знанием ”как правильно” и плетью, чтобы загнать в их мир всех остальных.
Но рано или поздно серьёзные “классические” подходы взрослых маститых дядей, предпочитающих убивать себя в своём мире традиционными средствами (после серьёзной работы по поддержанию Порядка, конечно же), сменяются новыми подходами к осознанию себя в этом мире и простой радостью общения с природой.
Кто-то когда-то написал мне, что чтобы построить новое – надо разрушить старое.
Нафига разрушать? Люди раньше жили несколько по-другому, но тоже метались и искали лучшего. Они тоже смотрели на мир и также хотели выразить в своих творениях Красоту этого мира. По-своему. Но мудрость – не в том, чтобы обучить действовать по шаблону ”как я”, “шаг вправо-влево – расстрел”, а в том, чтобы пробудить работу новой, самостоятельной мысли на основе опыта поколений.
Нафига разрушать? Люди раньше жили несколько по-другому, но тоже метались и искали лучшего. Они тоже смотрели на мир и также хотели выразить в своих творениях Красоту этого мира. По-своему. Но мудрость – не в том, чтобы обучить действовать по шаблону ”как я”, “шаг вправо-влево – расстрел”, а в том, чтобы пробудить работу новой, самостоятельной мысли на основе опыта поколений.
Так. Что-то я увлёкся. Это я сфинксов вообще-то фотографирую.
За всеми этими рассуждениями о жизни и модерне мы пришли к Верхнему Бельведеру, архитектурному и садово-парковому ансамблю, построенному в 1722 году для принца Евгения Савойского, победителя в сражении при Центе в 1697 году, окончательно преградившего туркам путь в центральную Европу и получившего прозвище ”закулисный император” за огромное влияние при дворе правящей династии Габсбургов.
В Вене очень много прекрасных музеев. Не на всё хватает времени, но Верхний Бельведер посетить стоит. Залы дворца сами по себе очень красивы,
но этого добра навалом и в нашем Питере, а вот на собрание Австрийской национальной галереи искусства XIX – XX веков, расположенное в залах дворца,- непременно стоит взглянуть. Работы эпохи классицизма, может, и не всех заинтересуют,
Но несколько работ эпохи модерна стоят того, чтобы тащиться сюда через весь город.
Густав Климт – один из гениев стиля арт-нуво.
Именно он – самая яркая фигура среди молодых австрийцев, отошедших от канонов классического искусства и выставлявших свои произведения в залах специально построенного Отто Вагнером выставочного зала Сецессион.
Именно он – самая яркая фигура среди молодых австрийцев, отошедших от канонов классического искусства и выставлявших свои произведения в залах специально построенного Отто Вагнером выставочного зала Сецессион.
Сейчас картины Климта и некоторых других художников той эпохи выставлены в Верхнем Бельведере.
Картины Климта крайне сложно фотографировать. Здесь мне удалось передать только самое общее представление о его работах. Ни один художественный альбом или фотография не может передать всю многогранность этого великолепия. Ты стоишь перед картиной, но стоит отклониться в сторону хотя бы на сантиметр, поменять угол зрения – и картина волшебным образом меняется, вспыхивая тысячами новых граней и оттенков. Это не метафора, а реальность. Золото красок и тонкость цветопередачи настолько гениально-ошеломляющи, что можно сделать сотню кадров с разных точек – картина будет каждый раз меняться, как меняется всё в этом мире.
Фотография его работ, к моему величайшему сожалению, неспособна передать всю гамму рождающихся на ваших глазах цветов в каждую секунду бытия с каждым вздохом смотрящего.
Работы, выполненные в более традиционной манере, не менее великолепны.
Работы, выполненные в более традиционной манере, не менее великолепны.
В залах галереи, кроме Климта, можно найти немало замечательных работ других авторов.
“Современный сфинкс” работы Леопольда Мюллера здесь тоже явно неслучайно.
Но всё же, Климт рулит однозначно.
Хоть современные молодые художники и склонны нынче несколько “переосмысливать” работы мэтра.
В третьей части прогулки мы ещё раз вернёмся к теме арт-нуво в архитектуре, посидим, наконец, в знаменитых венских кафешках, и погуляем по ночной Вене.
Дерево Жизни работы Густава Климта.
Дерево Жизни работы Густава Климта.
Комментарии1