Средневековые гребни из слоновой кости
Рассматривая музейные экспонаты, всегда удивляюсь, сколько информации они в себе таят. И тут же приходит в голову другая мысль: а что расскажут археологам будущего наши безликие, стандартные изделия из пластмассы?
Вот, например, гребень или расческа 14 — 16 веков — это подлинный журнал жизни той поры, разглядывая его, получаешь представление о моде, обычаях, интересах и нравах этого времени.
Во времена ранней готики слоновьи бивни были экзотическим, редким товаром, их ценили за блестящую, жемчужную поверхность и использовали в качестве материала для резьбы предметов роскоши. Чаще всего попадаются средневековые изящные гребни итальянского и французского происхождения. Двумя ведущими городами в резьбе по слоновой кости были Париж и Дьеп.
Из Франции эту красоту экспортировали по всей Европе. Оправа для зеркал, игральные фишки, ларцы и гребни были самыми распространенными предметами, выполняемыми из слоновой кости.
В Италии 15 и 16 веков гребенки (и другие интимные предметы ухода за собой) часто включались в свадебное приданое. Например, у Катерины Пико да Карпи в 1474 году в ее свадебном приданом было семь гребней из слоновой кости.
В те времена гребни были не только предметом личного употребления, но и использовались в качестве подарка от любовника своей возлюбленной.
Иногда на них вырезались сцены и фигуры из классической литературы. Монохромный колорит материала означает, что эти предметы из слоновой кости могли подражать в миниатюре древним мраморам и очень ценились знатоками и коллекционерами того времени.
Согласитесь, рассматривать такие гребни - одно удовольствие! Удивительно, что такие хрупкие предметы сохранились за 600, а то и 700 лет. И грустно, что сегодня нас в быту не окружают такие очаровательные вещицы...
France ca. 1550
France ca. 1550
В Париже было так много резчиков по кости, что это напоминало почти промышленное производство.
Side 1: medallions with busts of king David, Bathsheba and David's messenger.
Side 2: Medallions with busts of two women holding flowers and a soldier in armour holding a mace. Cherubs; masks; foliated decoration. Northern France, 1st third of 16th century.Paris, Musée du Louvre
Из Франции эту красоту экспортировали по всей Европе. Оправа для зеркал, игральные фишки, ларцы и гребни были самыми распространенными предметами, выполняемыми из слоновой кости.
Ivory comb ornamented with renaissance arabesque and in the centre panel carved with a scene showing a man and woman in a garden standing either side of a fountain of love. Two putti attend, one carrying a helmet the other a mirror; on the other side a naked couple recline in a chariot drawn by two horses and led and followed by putti. Bearded masks are carved at each end between panels decorated with scrollwork. France ca. 1550. V&A
Поразительные в своем мастерстве изготовления гребни из слоновой кости находятся во флорентийском музее Барджелло.
Side 1: ladies dancing a carole; ladies holding hands; Susannah bathing in a fountain; two bearded men hiding behind trees.
Side 2: the elders accost Susanna; Susanna falsely accused; soldier; punishment of the elders; elders tied to a tree. Foliated decoration; flowers; crosshatched background.
Florence, Museo Nazionale del Bargello. Northern France or Flanders, last decade of the 15th century or early 16th century.
Florence, Museo Nazionale del Bargello. Northern France or Flanders, last decade of the 15th century or early 16th century.
Франция, 1-я половина 14 века. Музей Барджелло.
В Италии 15 и 16 веков гребенки (и другие интимные предметы ухода за собой) часто включались в свадебное приданое. Например, у Катерины Пико да Карпи в 1474 году в ее свадебном приданом было семь гребней из слоновой кости.
London, Victoria and Albert Museum. Germany, early 16th century. Ivory comb carved with foliage and with two compositions; on one side David and Bathsheba, on the other the Judgement of Paris.
Гребни были всегда богато иллюстрированы и, если вы заметили, не всегда в добродетельном контексте.
Side 1: Bathsheba receives a letter from David; David, from a window of his palace, sees Bathsheba bathing; fountain with Cupid holding a bow and arrow. Candelabras. Putti
Judgement of Paris (Mercury present); the three goddesses Venus, Juno and Minerva stand before Paris asleep; Venus holding a casket; Juno holding a sword; Minerva holding arrows; Mercury brings Paris the golden apple. Medallions with head of man and woman in profile; bucrania; monster heads; cherubs; dolphins. Crosshatched background.
North French, 1st third of the 16th century.Paris, Musée du Louvre
North French, 1st third of the 16th century.Paris, Musée du Louvre
Эти гребни из Музея Виктории&Альберта в Лондоне называются "Любовь в саду".
В те времена гребни были не только предметом личного употребления, но и использовались в качестве подарка от любовника своей возлюбленной.
Это не просто картинки, это намек, послание
This is an ivory comb made in North Italy, about 1500. This comb is carved in both sides and showing hand of figures embracing and playing on musical instruments. Ivory, which mainly derives from the tusk of the African elephant, was one of the most ancient of carving materials. The exotic nature of the material makes this a valuable item.
Italy, 1400, V&A
Italy, 1400, V&A
Italian-Double Comb with Scenes of Courtly Life
Иногда на них вырезались сцены и фигуры из классической литературы. Монохромный колорит материала означает, что эти предметы из слоновой кости могли подражать в миниатюре древним мраморам и очень ценились знатоками и коллекционерами того времени.
Comb, late 15th or early 16th century, North French. The Metropolitan Museum of Art.
Scenes from the Story of Joseph, mid-16th century, probably Flemish
Согласитесь, рассматривать такие гребни - одно удовольствие! Удивительно, что такие хрупкие предметы сохранились за 600, а то и 700 лет. И грустно, что сегодня нас в быту не окружают такие очаровательные вещицы...
По материалам музеев Метрополитен (Нью-Йорк) и Виктории-Альберта (Лондон)
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1