Как строят военные корабли
Амурский судостроительный завод (АСЗ) – одно из двух градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре, по крайней мере исторически. Когда принималось решение о строительстве города в 1932 году, предполагалось возведение двух крупных оборонных предприятий – судостроительного завода для производства подводных лодок, эскадренных миноносцев и крейсеров для Тихоокеанского флота (плюс гражданские суда) и авиастроительного для выпуска в первую очередь бомбардировщиков. Оба эти завода-гиганта существуют и поныне – АСЗ и КнААЗ. Правда, первый пребывает в заметно худшем экономическом положении. Этот факт, впрочем, не сделал посещение предприятия менее интересным.
Датой рождения предприятия является 12 июня 1933 года, когда был заложен первый его цех – корпусообрабатывающий. В число действующих завод вошел 30 июня 1936 года, но до этого успел спустить на воду первые подводные лодки – Л-11 и Л-12. В марте того же года был заложен первый эсминец («Баку», проект 38).
В годы Великой Отечественной войны со стапелей завода сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев и сторожевой корабль. Кроме того, на АСЗ капитально отремонтировали 17 подводных лодок и производили боеприпасы.
Территория завода вызывает смешанные чувства. С одной стороны, несомненно былое величие – площадь, занимаемая АСЗ, просто огромна. С другой стороны, на зданиях, цехах, коммуникациях, лежит печать запустения. Где-то она видна невооруженным глазом, где-то почти не заметна – вероятно, в зависимости от загрузки той или иной части предприятия за последние годы.
Сразу стоит отметить, что по режимной территории нас возили на автобусе, и, думаю, в самые экзотические, скажем так, уголки предприятия мы не заглядывали. Впрочем, это и не было целью поездки на завод. Предполагалось, что АСЗ в этот день посетит губернатор Вячеслав Шпорт, журналисты и блогеры получили возможность попасть на предприятие «прицепом» и осмотреть один из цехов, где строят два новых корвета для Тихоокеанского флота.
Вот и сам этот цех под номером №17 – стапельное производство. Мне показалось, что на вахте на нас, увешанных фотоаппаратами и непрерывно щелкающих затворами, смотрели, как на диковинных зверей. Уверен, мы представляли собою исчезающе редкое зрелище на режимном военном заводе с менеджментом старой закалки.
Цех изнутри оказался на порядок больше, чем он представлялся при взгляде снаружи, от проходной. В центре на одном из трех или четырех стапелей (так называется обширная площадка, в которой судно стоит на особых опорах – кильблоках) идет сборка «виновника торжества» – корвета «Совершенный» проекта 20380, заложенного летом 2006 года. Предполагается, что корабль будет спущен на воду в конце 2014 года.
К корпусу стоящегося корвета можно подняться по лестницам-трапам, ведущим к открытым галереям, тянущимся по обеим сторонам стапеля.
Я прекрасно сознавал, что боевой надводный корабль 2-го ранга ближней морской зоны отнюдь не гигант на фоне многих других кораблей. Но здесь, в цехе, на дистанции чуть большей, чем расстояние вытянутой руки, корвет меня буквально потряс.
Длина корпуса достигает 104,5 метров (90 по ватерлинии), ширина – 13 метров (11,1 по ватерлинии), габаритная осадка при полном водоизмещении (2200 тонн) – почти 8 метров (3,7 – средняя).
У подвижных кильблоков над чем-то работают сварщики. С высоты верхней галереи люди внизу кажутся крохотными фигурками, что лишь зрительно подчеркивает высоту борта корабля.
Здесь явно будет установлено «орудие главного калибра» – башня с единственной 100-мм универсальной артиллерийской установкой А-190, обеспечивающей максимальную скорострельность в 80 выстрелов в минуту и дальность стрельбы до 21,3 км.
Кроме этого, вооружение корветов проекта 20380 включает в себя противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (это-то и есть настоящий «главный калибр») с двумя четырехконтейнерными пусковыми установками. Он использует ракеты X-35 с дальностью до 130 км. Противовоздушную оборону должны обеспечивать зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик-М» (дальность поражения целей до 10 км) и пара шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. Кроме того, моряки будут вооружаться переносными комплексами «Игла». Для борьбы с подводными лодками и торпедами противника устанавливаются два четырехтрубных 330-мм торпедных аппарата комплекса «Пакет-НК».
Также в состав бортового вооружения входят две 14,5-мм тяжелые пулеметные установки и два противодесантных гранатомета ДП-64.
Военные эксперты полагают, что противовоздушная оборона корвета уже не отвечает современным требованиям, поэтому на серийных кораблях предполагается замена ЗРАК «Кортик-М» на ЗРК «Редут». Кроме того, модернизированный проект 20385 предусматривает замену противокорабельных ракет X-35 на ракеты семейства «Калибр», а также увеличение боекомплекта ЗРК. Впрочем, на АСЗ пока строят корветы «линейного» проекта 20380, так как они уже не нуждаются в «обкатке», проще в производстве и дешевле.
Корпус корвета уже сформирован, основные механизмы установлены, в настоящее время идет монтаж надстройки. Даже на фотографии видно, что она выполнена из композитных материалов (в основе лежат стеклопластики и углеродистое волокно). Сделано это для уменьшения радиолокационной заметности – по сути технология «стелс».
При разработке проекта много внимания уделялось уменьшению сопротивления подводной части корпуса, что позволило снизить мощность главной энергетической установки (ставят четыре дизеля 16Д49), использовав освободившее водоизмещение для увеличения боевой нагрузки. Вместе с тем опыт эксплуатации показывает не слишком высокую надежность дизелей. К слову, максимальная скорость корветов проекта 20380 составляет 27 узлов, экономичная – 14 узлов, а дальность плавания достигает 4000 морских миль.
Позади надстройки будет установлена посадочная площадка для противолодочного вертолета Ка-27, но до кормы дойти уже не удалось – дальше не пускали из-за секретности. Собственно, пытались даже запретить фотографировать саму надстройку, но сделали это слишком поздно – многие уже успели отснять ее на расстоянии, да и сам запрет, как выяснилось, услышали далеко не все.
Типографика и общая стилистика наглядной агитации в стапельном цехе живо вызывали в памяти советскую эпоху, будто время внутри завода замерло одновременно с большей частью самого предприятия.
Впрочем, можно вспомнить, что на Хабаровском судостроительном заводе цеха и территория выглядят примерно так же, разве что размах самого завода меньше – его строили под суда меньшего класса. В этом смысле ХСЗ, можно сказать, повезло – проще обеспечить уровень загрузки предприятия, достаточный для выживания.
В прошлом одной из ключевых специализаций АСЗ был выпуск атомных подводных лодок. С середины 1950-х была начата соответствующая подготовка производства, и уже в 1958 году состоялась закладка головной ракетной подлодки проекта 659.
Жители Нижнего Амура до сих пор помнят, как вплоть до 1980-х годов включительно атомные субмарины потихонечку проводили внизу по реке к морю, замаскировав между пары барж (на самом деле, говорят, в специальном плавучем доке-понтоне) – амурские глубины недостаточны для самостоятельного погружения огромных подводных ракетоносцев.
Производил завод и дизель-электрические субмарины, в частности знаменитые «Варшавянки».
На предприятии, конечно, преобладают рабочие возраста выше среднего, чаще даже пенсионного, но иногда встречается и молодежь.
Лично видел, как наружная реклама АСЗ на проспекте Мира в Комсомольске-на-Амуре обещала рабочим отнюдь не астрономическую зарплату от 29600 рублей в месяц. На практике, говорят, средний уровень зарплат ощутимо ниже.
Возвращаясь к продукции АСЗ, стоит отметить, что заводом было выпущено немало и чисто гражданских судов – более двухсот, включая ледоколы. В тот момент, когда я делал эти фотографии, завод строил также два судна для Газфлота, сейчас одно из них уже спущено на воду. Вообще же в 2012 году объем производства (в денежном выражении) вырос на заводе примерно на 250%.
В соседнем стапеле вырастает еще один корвет проекта 20380, получивший при закладке имя «Громкий». Заложили его 20 апреля 2012 года. Ввод боевого корабля в строй предусмотрен в 2015 году.
К сожалению, сроки сдачи «Совершенного» сдвинулись относительно первоначально намеченных. Строительство идет не слишком гладко, и дело тут вовсе не в производстве, а в финансах. Насколько я понимаю, часть поступивших за заказы средств тут же изымается кредиторами, и предприятию трудно находить средства на приобретение необходимых материалов и оборудования.
Поэтому хотя уже подписан контракт на третий корвет («Резвый»), его судьба еще может быть пересмотрена. И все же возможен заказ и на четвертый корабль этого же проекта – «Строгий».
Корветы предназначены для действий в ближней морской зоне: ведения борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и поддержки морского десанта.
Предполагается, всего для всех военно-морских флотов России будет построено 20 корветов проектов 20380 и 20385. В настоящее время приняты в строй три таких корабля, еще один спущен на воду; все они построены заводом «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Еще четыре корвета сейчас находятся на разной стадии готовности – от первоначальной резки металла («Проворный») до монтажа надстройки (показанный выше «Совершенный»).
В соседнем с «Совершенным» стапеле стоит подводная лодка, на первый взгляд корпус ее выглядит завершенным. Поскольку с самого начала по-хорошему просили эту подлодку не снимать, фотографий ее у меня нет. Но предположу, что это дизель-электрическая субарина проекта 877 («Палтус», он же «Варшавянка»), а не недоделанный атомный подводный ракетоносец проекта 971, который вроде бы стоит в цехе №19. В достройке последнего, по слухам, выразила заинтересованность Индия, ранее уже взявшая в лизинг однотипную подлодку «Нерпа».
Между тем ранее уже было принято решение о том, что подводные лодки в Комсомольске больше производить не станут. Официально сообщается о том, что причиной этого стало обмеление фарватера Амура, но этот довод мало кого убедил. Куда больше доверия вызывает версия относительно конкуренции с предприятиями северо-запада страны. Тем более что не столь уж давно Дальнему Востоку наглядно указали его место при введении заградительных автопошлин. АСЗ же в новой системе отвели место производителя надводных кораблей (в основном невысокого класса), ну а подводные лодки здесь предполагается только ремонтировать (чему «обмелевшее» русло почему-то преградой уже не является).
Служба безопасности то ли хотела продемонстрировать свою бдительность, то ли просто изнывала от скуки, но порою даже фотографирование трудящихся рабочих в дозволенной для съемки части цеха вызывало настойчивые вопросы, мол, а зачем вам такой снимок, с какой целью вы его сделали…
На производстве оказалось не столь уж мало женщин. Как, впрочем, и на ХСЗ.
Во время нашего визита цех, как мне показалось, жил своей обычной жизнью, а снующие журналисты, съемочные бригады и блогеры временами даже мешали нормальной работе. Если к визиту губернатора в цехе и готовились, в глаза это не бросалось, хотя я убежден, что подготовки не могло не быть. Во всяком случае большая часть рабочих ходила во вполне приличной спецодежде, лишь разу раз показывались работяги в каком-то невероятном затрапезе. Визит Вячеслава Шпорта на АСЗ в итоге так и не состоялся – слишком уж значительным оказался сдвиг в расписании из-за отказа двигателя при вылете из Хабаровска, к тому же затянулось закрытое для СМИ совещание по гособоронзаказу в городской администрации.
Конечно, я не мог обойти вниманием кошачье население цеха.
А кошек, котов и котят-подростков тут хватает. Здесь их явно не гоняют и подкармливают.
Лично мне кажется, что это способствует созданию позитивного образа предприятия лучше всяких плакатов.
Когда к цеху по внутренней железнодорожной ветке подвезли какую-то секцию для строящихся корветов, и закончился наш визит на завод – нужно было ехать дальше, в сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). К счастью, туда повезли через заводскую столовую КнААЗа, чему к этому времени уже изрядно оголодавшие члены делегации (особенно хабаровчане) оказались чрезвычайно рады. Впрочем, ГСС и SSJ-100 я покажу уже в следующей части альбома.