Катары – Альбигойцы
Катары – Альбигойцы – Вальденсы - Cathare
История Христианских ересей.
Замки катаров. Провинция Лангедок-Руссильон.
Большое путешествие по Южной Франции.
Пособие по средневековой истории и истории религии в картинках.
История Христианских ересей.
Замки катаров. Провинция Лангедок-Руссильон.
Большое путешествие по Южной Франции.
Пособие по средневековой истории и истории религии в картинках.
Две провинции – Лангедок и Руссильон – тянутся от подножья Пиренейских гор у испанской границы до устья реки Роны. Из собранного здесь винограда производится почти половина французского вина.
Когда-то в независимом Лангедоке говорили на прованском языке трубадуров, да и сейчас местное наречие отличается особым колоритом.
Руссильон был испанским владением вплоть до заключения Пиренейского договора в 1659 году.
Когда-то в независимом Лангедоке говорили на прованском языке трубадуров, да и сейчас местное наречие отличается особым колоритом.
Руссильон был испанским владением вплоть до заключения Пиренейского договора в 1659 году.
Город Каркассон – один из средневековых городов, бывший центром графства, а также мощным укрепленным форпостом дома Тренкавелей. Графы, виконты, их многочисленные благородные сподвижники не только участвовали в пограничных, феодальных и религиозных войнах, но любили и развлекаться.
О Каркассоне я подробно рассказал в посте
Каркассон – средневековый город-крепость
(жмите ссылку – там тоже очень интересно)
только вскользь коснувшись темы катаров. Здесь я подробнее расскажу о катарской ереси, распространённой в этом регионе в XII – XIII веках.
О Каркассоне я подробно рассказал в посте
Каркассон – средневековый город-крепость
(жмите ссылку – там тоже очень интересно)
только вскользь коснувшись темы катаров. Здесь я подробнее расскажу о катарской ереси, распространённой в этом регионе в XII – XIII веках.
Представители знати, так же как и значительная часть населения, оставались добрыми Католиками. Однако, в те времена Католическая церковь допускала слишком много вольностей, на которые население смотрело неодобрительно.
В те времена огромное большинство иерархов Католической церкви происходило из знатных, благородных родов, и слишком часто не было большой разницы между светским и церковным феодалом. Отпрыск какого-нибудь благородного дома, образованный и начитанный, становился епископом Церкви и, наряду с церковными обязанностями по распространению веры Христовой, зачастую продолжал заниматься обычным для феодалов тех лет стяжательством – приобретением и завоеванием земных благ и земель, в том числе, отнимая их под разными предлогами у других феодалов. В такой ситуации церковный феодал использовал свои возможности и знание традиций и Писания в свою пользу, - что в итоге приводило к земным войнам и конфликтам значительных территориально-этнических и религиозных объединений, составлявших в те времена Францию.
Население же, будучи значительно беднее знати, пребывало в основном в тяжелых трудах о хлебе насущном, было достаточно безграмотно, грубо и дремуче. Католические службы велись на латыни, Библия тоже традиционно была доступна только на латыни, простому люду в качестве понятного источника информации о Евангелии оставалась только проповедь служителя церкви. А тут уж умный, образованный и начитанный феодал обладал огромным простором для манёвра. Однако, слишком явные земные манёвры в свою пользу не могли не вызывать раздражения простого населения. Именно поэтому простой народ испытывал симпатии к аскетическим подвижникам, проповедующим Слово Божье. Во времена распространения катарской ереси Католическая Церковь ещё не нашла спасительное противоядие против подобных “подвижнических” ересей, как это произошло позже, в процессе борьбы с ересью, когда появились нищенствующие и проповеднические монашеские ордена, а для борьбы с текущими и возможными будущими ересями была изобретена инквизиция.
Светская знать, кроме войны, сбора налогов и суда над населением, занималась пирами с менестрелями и охотой.
В графском замке Каркассона в музее каменных изваяний можно увидеть лица обитателей замка в средние века: весёлые, позитивные люди…
В те времена огромное большинство иерархов Католической церкви происходило из знатных, благородных родов, и слишком часто не было большой разницы между светским и церковным феодалом. Отпрыск какого-нибудь благородного дома, образованный и начитанный, становился епископом Церкви и, наряду с церковными обязанностями по распространению веры Христовой, зачастую продолжал заниматься обычным для феодалов тех лет стяжательством – приобретением и завоеванием земных благ и земель, в том числе, отнимая их под разными предлогами у других феодалов. В такой ситуации церковный феодал использовал свои возможности и знание традиций и Писания в свою пользу, - что в итоге приводило к земным войнам и конфликтам значительных территориально-этнических и религиозных объединений, составлявших в те времена Францию.
Население же, будучи значительно беднее знати, пребывало в основном в тяжелых трудах о хлебе насущном, было достаточно безграмотно, грубо и дремуче. Католические службы велись на латыни, Библия тоже традиционно была доступна только на латыни, простому люду в качестве понятного источника информации о Евангелии оставалась только проповедь служителя церкви. А тут уж умный, образованный и начитанный феодал обладал огромным простором для манёвра. Однако, слишком явные земные манёвры в свою пользу не могли не вызывать раздражения простого населения. Именно поэтому простой народ испытывал симпатии к аскетическим подвижникам, проповедующим Слово Божье. Во времена распространения катарской ереси Католическая Церковь ещё не нашла спасительное противоядие против подобных “подвижнических” ересей, как это произошло позже, в процессе борьбы с ересью, когда появились нищенствующие и проповеднические монашеские ордена, а для борьбы с текущими и возможными будущими ересями была изобретена инквизиция.
Светская знать, кроме войны, сбора налогов и суда над населением, занималась пирами с менестрелями и охотой.
В графском замке Каркассона в музее каменных изваяний можно увидеть лица обитателей замка в средние века: весёлые, позитивные люди…
Итак, на фоне катарских крепостей и окружающей природы Лангедок-Руссильона, давайте разберемся, кто же такие катары-альбигойцы, бросившие вызов Католической церкви.
Тут же отступление – к трём фотографиям ниже.
Это Канал Дю Миди протяженностью 240 километров, проходящий от Сета до Тулузы среди платанов, виноградников и тихих деревень. Сложная система дорог, акведуков и мостов является достижением соляного барона из Безье Поля Рике. Канал, достроенный в 1681 году, положил начало бурному развитию торговли в Лангедоке и обеспечил жизненно важное сообщение между Атлантическим океаном и Средиземным морем.
Это Канал Дю Миди протяженностью 240 километров, проходящий от Сета до Тулузы среди платанов, виноградников и тихих деревень. Сложная система дорог, акведуков и мостов является достижением соляного барона из Безье Поля Рике. Канал, достроенный в 1681 году, положил начало бурному развитию торговли в Лангедоке и обеспечил жизненно важное сообщение между Атлантическим океаном и Средиземным морем.
Катары (греч. “чистые”), - название это присваивали себе уже манихеи, но в особенности гностико-манихейская секта, распространившаяся с конца X века по всей почти Южной и Западной Европе. Родоначальниками их можно считать восточных павликан, приверженцев абсолютного дуализма. Дуализм: Бог – творец невидимого, духовного и единственно истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной.
Павликане (от имени Апостола Павла) – приверженцы еретического движения в Христианстве, возникшего в VII веке на востоке Византийской империи. Религиозно-философское учение павликан основывалось на дуализме. Павликане создали в середине IX века в Малой Азии своё государство, разгромленное византийскими войсками в 878 году. Большая часть павликан бежала в Армению. Догматика павликан оказала большое влияние на богомильство.
Вторую степень в развитии ереси представляют собой болгарские богомилы, среди которых господствовал умеренный дуализм. В Италии катары имели последователей в Риме, Неаполе и Флоренции, но особенно многочисленными и многолюдными были общины их в Ломбардии.
Во Франции катаров в XII и XIII веках часто называли публиканами (искаженное павликане), также болгарами, в некоторых местностях ткачами (так как многие катары принадлежали к этому цеху); наконец в 1181 году впервые является знаменитый термин альбигойцы.
Жизнь даже обыкновенных последователей катаризма можно охарактеризовать как аскетическое подвижничество. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Брак, узаконивающий плотские наслаждения, в принципе отвергался совершенно. Катары отвергали иконы и необходимость храмов. Богослужение состояло исключительно в чтении Евангелия (на народном языке) и в проповеди: из молитв узаконенной считалась только “Отче наш”.
Догматика катаров восходила к манихейству и была проникнута дуализмом (Бог – творец духовного, истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной со всеми вытекающими из этого последствиями…), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, которое охватило в ту пору широкие массы феодального общества. Катары делились на верующих (масса) и “совершенных” (духовенство).
Существовал только один главный обряд, возведенный в степень таинства, и заменявший крещение, а отчасти и причащение; принятие его знаменовало собою вступление в высший разряд верующих, в разряд “совершенных” (perfecti) или “друзей Божиих”. Это – рукоположение (consolamentum). Сущность его заключалась в том, что священник, а за ним и другие “совершенные” возлагали на кающегося руки и призывали сошествие на него духа-утешителя. Помимо рукоположения, спасение считалось невозможным, поэтому оно принималось иногда на смертном одре. Обряду предшествовало наставление кающегося об обязанностях принимаемого им на себя звания, которые, впрочем, отличались от общих обязанностей всякого катара скорее количественно, чем качественно. Во главе нескольких общин стоял епископ, при котором состояли три духовных лица: старший сын, младший сын и диакон. Перед смертью епископ посвящал себе в преемники старшего сына. У катаров были и дъякониссы.
Внешняя история катаров со второй половины XI века принадлежит главным образом югу Франции. Там ересь достигла такого распространения, что одно время Католическая церковь находила невозможным бороться с нею силою и решилась прибегнуть к увещеваниям. Катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В Южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшихся с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью.
В 1165 году состоялось торжественное состязание Католического духовенства с проповедниками и епископами катаров, которое закончилось объявлением катаров еретиками. Тогда катары открыто заявили своё полное отделение от римской церкви и создали собственную организацию. В мае 1167 года в Сан-Феликс де Караман, близ Тулузы, состоялся торжественный съезд духовенства катаров из различных стран. Главным средоточием ереси был Лангедок, но она проявилась и в других местах Франции; из Фландрии перешла в Бонн и Кёльн (1163), Лондон и Йорк.
В 1165 году состоялось торжественное состязание Католического духовенства с проповедниками и епископами катаров, которое закончилось объявлением катаров еретиками. Тогда катары открыто заявили своё полное отделение от римской церкви и создали собственную организацию. В мае 1167 года в Сан-Феликс де Караман, близ Тулузы, состоялся торжественный съезд духовенства катаров из различных стран. Главным средоточием ереси был Лангедок, но она проявилась и в других местах Франции; из Фландрии перешла в Бонн и Кёльн (1163), Лондон и Йорк.
Новую эпоху в истории катаров открывает собой 1209 год – начало крестового похода в Южную Францию. За эпохой собственно альбигойских войн (1209-1229), последовал третий, последний и наиболее продолжительный период в истории катаров (1229-1400), когда ересь перестала быть целостною, энергетической оппозицией против римской церкви и сделалась предлогом для осуществления политических стремлений французского правительства к объединению Франции, а с целью искоренения последних представителей ереси прибегли к инквизиции. Всего долее катары просуществовали в Боснии.
Альбигойцы – последователи еретического движения в Западной Европе в XII – XIII веках с центром в Южной Франции – во французском городе Альби в Лангедоке; название одной распространённой в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей – вальденцев. Сторонники этого направления явились ещё в начале XI столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они отвергали догматы о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть Папы, предавшего их анафеме; проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала “добрыми людьми”, но “людьми тёмными”, а после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном Папой Каликстом II (1119), стали звать “тулузскими еретиками”. Это отлучение было в 1132 году подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альби в 1176 году, они открыто высказывались насчёт своего учения. Несмотря на это, они впоследствии подверглись сильному подозрению именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинстве причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т.п. Наконец, Папа Иннокентий III в 1209 году возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда Тулузского Папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпенное графом от легата Мило, и полученная им от Папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты – Арнольд, аббат Сито и Мило, взяли приступом главный город его племянника Рожера – Безьер и приказали умертвить 20 000 его жителей без различия вероисповедания. “Господь отличит своих и защитит!” Не лучше обошёлся Симон Монфор, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 году.
Завоёванные земли Папа подарил графу Монфору, в награду за его услуги, но Симон, при переменном военном счастии, никогда не мог спокойно владеть своим подарком. При осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из пращи камнем, а его сына Раймунда VI и, по смерти последнего в 1222 году, сына его Раймунда VII принудили возвратить завоёванную землю. Но Папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством Раймунд VII защищал отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 году после завоевания Авиньона.
Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 году был заключён мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции французскому королю, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приёму папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костёр или возвращали в лоно Католической церкви посредством самых тяжких епитимий.
Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но в начале XIV века инквизиция усердно поработала в этих местах.
Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но в начале XIV века инквизиция усердно поработала в этих местах.
Вальденсы (лионские бедняки) – религиозная секта, участники средневекового еретического движения XII – XIII веков, возникшего во Франции и распространившегося в Западной Европе. Вальденсы отрицали право Католической церкви иметь собственность, собирать налоги, не признавали власть Пап, отрицали таинства. Подвергались жестоким преследованиям.
Основатель движения – купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину “совершенных”. Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту Христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь Евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название paupers de Lugduno (Лионские нищие).
Основатель движения – купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину “совершенных”. Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту Христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь Евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название paupers de Lugduno (Лионские нищие).
Ломбардские вальденсы слились в Милане с существующими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названными так за своё смирение. Нисколько не думая отложиться от церкви, они тем не менее пришли с нею в столкновение вследствие провозглашения ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латеранском соборе 1215 года. Всё это, однако, не помешало вальденсам распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютам вальденсов.
Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст V объявил против них даже крестовый поход. Во время Реформации многие вальденсы пристали к новому учению. Преследование их продолжалось; так, в 1545 году, в одном Дофинэ было истреблено около 4000 вальденсов, в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 вальденсов, взяли в плен 10 000 и разместили 3000 детей по католическим монастырям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король Сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу, вместе с гражданскими правами. В 1883 году во всей Италии было 14 866 вальденсов. Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 году 3 профессоров и 17 студентов.
Синод вальденсов состоит из духовенства и мирян, собирается поочерёдно в Пьемонте, в одной из альпийских долин – Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна и образует высшую законодательную власть. Основную массу вальденсов составляют ремесленники и крестьяне. Некоторые общины вальденсов, несмотря на жестокие преследования, сохранились и в XX веке в Савойе, Пьемонте и Швейцарии.
Синод вальденсов состоит из духовенства и мирян, собирается поочерёдно в Пьемонте, в одной из альпийских долин – Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна и образует высшую законодательную власть. Основную массу вальденсов составляют ремесленники и крестьяне. Некоторые общины вальденсов, несмотря на жестокие преследования, сохранились и в XX веке в Савойе, Пьемонте и Швейцарии.
Источники:
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1880
Большая Советская энциклопедия. М., 1930, 1970
Советская историческая энциклопедия. М., 1970
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1880
Большая Советская энциклопедия. М., 1930, 1970
Советская историческая энциклопедия. М., 1970
Замечательно, что ереси, поколебавшие церковь, не были на этот раз простыми умозрительными тонкостями, выдвинутыми учёными богословами, как это было в то время, когда догматы веры только ещё вырабатывались;
это явление предвещало ту новую цивилизацию, которая выступила на смену схоластике.
Ереси, привлекавшие к себе толпы последователей, делились на два разряда; с одной стороны стоят сектанты, которые, твердо сохраняя все основные положения Христианского учения, отрицали священство; с другой стороны – манихеи.
Рассматривая эти учения в их постепенной смене, мы должны помнить, что всегда или почти все сведения о них мы черпаем из сочинений противников ереси: за исключением нескольких незначительных вальденских трактатов и служебников катаров,
вся литература еретиков погибла.
это явление предвещало ту новую цивилизацию, которая выступила на смену схоластике.
Ереси, привлекавшие к себе толпы последователей, делились на два разряда; с одной стороны стоят сектанты, которые, твердо сохраняя все основные положения Христианского учения, отрицали священство; с другой стороны – манихеи.
Рассматривая эти учения в их постепенной смене, мы должны помнить, что всегда или почти все сведения о них мы черпаем из сочинений противников ереси: за исключением нескольких незначительных вальденских трактатов и служебников катаров,
вся литература еретиков погибла.
Катаризм отрицал весь церковный строй как нечто бесполезное; в глазах его римская церковь была синагогой Сатаны, спасение в которой было немыслимо. Исходя из этого, он отрицал таинства, обедни, представительство Девы Марии и Святых, чистилище, мощи, иконы, кресты, святую воду, индульгенции и вообще всё то, что, по словам священников, обеспечивало верным вечное спасение. Равным образом, катары осуждали десятинный налог и приношения, которые делали для духовенства прибыльным делом присвоенную им себе заботу о спасении душ. Священное Писание катары переводили на народный язык, но в молитвах они сохранили язык латинский, и поэтому для большинства верующих молитвы были непонятны. Ритуал катаров был суров в своей простоте. Католическая евхаристия была заменена у них благословением хлеба, происходившим ежедневно за столом.
Серьёзным и продолжительным по своим результатам было направление, невольным основателем которого в XII веке явился Петр Вальдо. Вальденсы полагали, что следует повиноваться хорошим священникам, то есть таким, которые ведут апостольскую жизнь, и что только эти безупречные священники имеют право вязать и разрешать грехи. Подобное учение наносило смертельный удар всему внутреннему строю церкви.
Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века в двух томах. СПб., 1911.
Наиболее интересной и вместе с тем наиболее крупной из еретических сект были катары, более известные в Южной Франции под названием альбигойцев. Родиной доктрин катаров была Азия, откуда они проникли в Европу через Балканы; доктрины эти получили широкое распространение в Северной Италии, а на юге Франции их разделяло огромное большинство населения, включая знать, которая была рада предлогу захватить церковные земли.
Причина широкого распространения этой ереси заключалась частично в разочаровании, порождённом крахом крестовых походов, но главным образом в том нравственном негодовании, которое вызывали богатство и порочный образ жизни духовенства. В это время широкое распространение получили чувства, аналогичные позднейшему пуританизму, в пользу личной святости; чувства эти были связаны с культом бедности.
Церковь владела огромными богатствами и в значительной мере обмирщилась: очень многие священники вели кричаще безнравственный образ жизни. Чем больше церковь притязала на верховенство, обосновывая свои притязания религиозными доводами, тем более простые люди ужасались контрасту между обетами и делами духовенства. В XIII столетии действовали те же побуждения, которые в конечном счёте привели к Реформации. Главное различие заключалось в том, что светские правители не были готовы связать свою судьбу с еретиками, а это объяснялось в основном тем, что ни одна из существовавших тогда философий не могла примирить ересь с притязаниями королей на господство.
Церковь владела огромными богатствами и в значительной мере обмирщилась: очень многие священники вели кричаще безнравственный образ жизни. Чем больше церковь притязала на верховенство, обосновывая свои притязания религиозными доводами, тем более простые люди ужасались контрасту между обетами и делами духовенства. В XIII столетии действовали те же побуждения, которые в конечном счёте привели к Реформации. Главное различие заключалось в том, что светские правители не были готовы связать свою судьбу с еретиками, а это объяснялось в основном тем, что ни одна из существовавших тогда философий не могла примирить ересь с притязаниями королей на господство.
Мы лишены возможности точно установить взгляды катаров, ибо целиком зависим от свидетельств их врагов. К тому же церковники, хорошо знакомые с историей ересей, склонны были приклеивать ко всем им какой-нибудь знакомый ярлык и приписывать существующим сектам взгляды прежних сект, часто на основе какого-нибудь отдалённого сходства. Тем не менее, мы располагаем многими данными, почти не вызывающими никаких сомнений. По-видимому, катары были дуалистами и, подобно гностикам, считали, что ветхозаветный Иегова – дурной творец мира, а истинный Бог раскрывается только в Новом Завете.
Материю катары рассматривали по существу как воплощение злого начала и отрицали воскрешение тел праведников. Порочные, однако, будут покараны переселением в тела животных. Поэтому катары придерживались вегетарианства, воздерживаясь даже от употребления яиц, сыра и молока. Рыбу, однако, они ели, ибо полагали, что рыбы зарождаются неполовым путём. Всякая плотская связь внушала катарам отвращение; некоторые из них утверждали, что брак даже ещё омерзительнее, чем блуд, ибо он означает постоянную и совершаемую с наслаждением связь мужчины с женщиной. С другой стороны, катары не видели ничего предосудительного в самоубийстве. Новый Завет они принимали более буквально, чем ортодоксы: они воздерживались от клятв и подставляли другую щёку. Преследователи засвидетельствовали пример человека, обвиненного в ереси, который в своё оправдание заявил, что он ел мясо, лгал, ругался и был добрым Католиком. Более строгие предписания секты обязаны были соблюдать только некоторые особенно святые люди, называвшиеся “совершенными”; остальным разрешалось есть мясо и даже вступать в брак.
Материю катары рассматривали по существу как воплощение злого начала и отрицали воскрешение тел праведников. Порочные, однако, будут покараны переселением в тела животных. Поэтому катары придерживались вегетарианства, воздерживаясь даже от употребления яиц, сыра и молока. Рыбу, однако, они ели, ибо полагали, что рыбы зарождаются неполовым путём. Всякая плотская связь внушала катарам отвращение; некоторые из них утверждали, что брак даже ещё омерзительнее, чем блуд, ибо он означает постоянную и совершаемую с наслаждением связь мужчины с женщиной. С другой стороны, катары не видели ничего предосудительного в самоубийстве. Новый Завет они принимали более буквально, чем ортодоксы: они воздерживались от клятв и подставляли другую щёку. Преследователи засвидетельствовали пример человека, обвиненного в ереси, который в своё оправдание заявил, что он ел мясо, лгал, ругался и был добрым Католиком. Более строгие предписания секты обязаны были соблюдать только некоторые особенно святые люди, называвшиеся “совершенными”; остальным разрешалось есть мясо и даже вступать в брак.
Интересно проследить родословную этих доктрин. В Италию и Францию их перенесли крестоносцы от болгарской секты, называвшейся богомилами; в 1167 году, когда катары собрались на собор близ Тулузы, на заседаниях его присутствовали болгарские делегаты. В свою очередь секта богомилов образовалась в результате слияния манихеев и павликан. Павликане были армянской сектой, отвергавшей крещение младенцев, чистилище, прославление святых и догмат троичности; они постепенно распространились во Францию, а оттуда в Болгарию. Павликане являлись последователями Марциона (ок. 150 г.н.э.), который сам считал, что он следует Святому Павлу, отвергая еврейские элементы в Христианстве, и обнаруживал известное родство с гностиками, хотя и не примыкал к их движению.
Из других ересей, получивших широкое распространение, я рассмотрю лишь одну – ересь вальденсов. Они были последователями Петра Вальденса, энтузиаста, который в 1170 году провозгласил крестовый поход во имя соблюдения Христова закона. Он роздал всё своё добро бедным и основал общество, названное “Лионскими бедняками”, члены которого соблюдали идеал бедности и вели строго добродетельный образ жизни. На первых порах вальденсы пользовались папской поддержкой, но они слишком резко поносили безнравственный образ жизни духовенства и были осуждены Веронским собором 1184 года. Тогда они решили, что каждый праведный человек сам вправе проповедовать и истолковывать Священное Писание; они стали назначать своих собственных священников, обходясь без услуг католического духовенства.
Вальденсы распространились в Ломбардии, а также в Чехии, где они расчистили дорогу гуситам. Во время карательного похода против альбигойцев, который задел и вальденсов, многие из них бежали в Пьемонт. Вальденсы уцелели до наших дней в отдалённых альпийских долинах и в Соединённых Штатах Америки.
Вальденсы распространились в Ломбардии, а также в Чехии, где они расчистили дорогу гуситам. Во время карательного похода против альбигойцев, который задел и вальденсов, многие из них бежали в Пьемонт. Вальденсы уцелели до наших дней в отдалённых альпийских долинах и в Соединённых Штатах Америки.
Все эти ереси встревожили церковь, и для их подавления были предприняты энергичные меры. Иннокентий III считал, что еретики заслуживают смерти, ибо они повинны в измене Христу. Он призвал французского короля выступить в крестовый поход против альбигойцев, что тот и сделал в 1209 году. Крестовый поход ознаменовался невероятными жестокостями; особенно ужасающая резня была устроена после взятия Каркассона.
Рассел Б. История западной философии. М., 1959
Первые усилия Папы Иннокентия III были направлены против альбигойцев, ересь которых сильно укрепилась на юге Франции.
Заметив, что ересь эта не поддаётся никаким увещеваниям и пренебрегает папскими буллами, недовольный, к тому же, способом борьбы, применяемый против неё епископами, он принял решение послать в заражённые местности особых комиссаров, уполномоченных искоренить то зло, против которого епископы оказались бессильными.
Это было весьма важное нововведение, в том смысле, что одни лишь епископы издавна имели власть подавлять ересь. Поэтому Папа не осмелился с места и бесповоротно лишить епископство участия в разрешении вопросов веры, но он сумел свести их власть почти к нулю и избавиться от их вмешательства. Таким образом он, в сущности, учредил инквизицию, однако не придал ей явного облика и прочной организации постоянного учреждения, а удовольствовался назначением “Особой комиссии”, не без основания уверенный в том, что время довершит и упрочит начатое дело.
Заметив, что ересь эта не поддаётся никаким увещеваниям и пренебрегает папскими буллами, недовольный, к тому же, способом борьбы, применяемый против неё епископами, он принял решение послать в заражённые местности особых комиссаров, уполномоченных искоренить то зло, против которого епископы оказались бессильными.
Это было весьма важное нововведение, в том смысле, что одни лишь епископы издавна имели власть подавлять ересь. Поэтому Папа не осмелился с места и бесповоротно лишить епископство участия в разрешении вопросов веры, но он сумел свести их власть почти к нулю и избавиться от их вмешательства. Таким образом он, в сущности, учредил инквизицию, однако не придал ей явного облика и прочной организации постоянного учреждения, а удовольствовался назначением “Особой комиссии”, не без основания уверенный в том, что время довершит и упрочит начатое дело.
С этой целью Папа в 1203 году поручил Пьеру де Кастельно и Раулю, монаху из Сито в Нарбоннской Галлии, в своих проповедях вести борьбу против альбигойской ереси – что ими и было успешно исполнено. Ободрённый этой первой победой, он решил наконец привести в исполнение свой проект и ввести в Католическую церковь институт независимых от епископов инквизиторов, которым, как делегатам папского престола, было поручено преследование еретиков.
4 июня 1204 года Папа назначил своими легатами аббата из Сито и монахов Пьера и Рауля. Он объявил аббату, что в полном согласии с кардиналами он поручает ему работу по разрушению ереси, повелевает ему обратить к вере еретиков, а неподчиняющихся выдавать светской власти, предварительно предав их отлучению; отбирать их имущество, а их самих подвергать изгнанию.
Аббат из Сито, Пьер и Рауль взяли себе в помощники двенадцать других монахов, затем двух испанцев, ставших впоследствии знаменитыми, епископа д’Осма и Святого Доминика де Гюсман, основателя ордена доминиканцев.
Аббат из Сито, Пьер и Рауль взяли себе в помощники двенадцать других монахов, затем двух испанцев, ставших впоследствии знаменитыми, епископа д’Осма и Святого Доминика де Гюсман, основателя ордена доминиканцев.
Арну А. История инквизиции СПб., 1995
Альби входил в состав обширного Лангедока со столицей Тулузой и такими большими и цветущими городами, как Монпелье, Нарбонна, Ним, Безье и другие. Папа Иннокентий III потребовал от тулузского графа, чтобы он вместе со всей лангедокской знатью вернул церкви захваченное у неё добро. По словам Папы, знать Тулузы и других местностей Лангедока богатеет благодаря тому, что она безнаказанно в течение ряда лет грабит Католическую церковь. Этому преступлению, торжественно заявлял Папа, должен быть положен немедленно конец, тем более что вся знать “исповедует еретические бредни”. За участие в крестовом походе против Лангедока папство обещало всякого рода земные и небесные блага.
Богатейшие города и селения были разгромлены и уничтожены крестоносцами. В один день в церкви Магдалины в Безье было перебито 7000 человек, большинство которых состояло из женщин, детей и стариков. Из ряда городов были изгнаны поголовно все жители, а их имущество было роздано крестоносцам.
Богатейшие города и селения были разгромлены и уничтожены крестоносцами. В один день в церкви Магдалины в Безье было перебито 7000 человек, большинство которых состояло из женщин, детей и стариков. Из ряда городов были изгнаны поголовно все жители, а их имущество было роздано крестоносцам.
Лозинский С. История папства. Л., 1944.
Монах-цистерцианец Цезарий Гейстербахский писал в начале XIII века “О ереси альбигойской”:
Альбигойцы признают два начала: Бога доброго и бога злого, который, говорят они, сотворил все тела, как добрый Бог – души. Воскресение тел они отрицают; смеются над всеми благодеяниями, оказываемыми мертвым живыми (заупокойные службы); ходить в церковь или молиться там они считают совершенно бесполезным; крещение отвергают. Они говорят, что ожидают славы для духа…
В год Господа нашего 1210 проповедовали по всей Германии и Франции принять крест против альбигойцев, и в следующем году поднялись против них в Германии – Леопольд, герцог Австрийский, Энгильберт, тогда ещё препозит, а ныне архиепископ кёльнский, брат его Адольф, граф Бергский, Вильгельм, граф Юлихский, и многие другие, разного чина и звания; то же произошло во Франции, в Нормандии и в Пуату. Главой и проповедником этого похода был Арнольд, аббат в Сито, впоследствии архиепископ Нарбонны.
И пришли они к большому городу по названию Безье, в котором, говорят, было более 100 тысяч человек, и стали его осаждать. У них на глазах еретики осквернили книгу Святого Евангелия и сбросили её вниз христианам, стреляя и крича: “Вот ваш закон, несчастные”. Христос же, насадитель Евангелия, не оставил без отмщения нанесенную ему обиду, ибо некоторые воины, возгоревшись ревностью к вере, точно львы, и по примеру тех мужей, о которых читается в книгах Маккавейских, подставили лестницы и бесстрашно взошли на стены, и когда еретики, самим Господом приведенные в смятение, отступили, они открыли ворота и город был взят.
Альбигойцы признают два начала: Бога доброго и бога злого, который, говорят они, сотворил все тела, как добрый Бог – души. Воскресение тел они отрицают; смеются над всеми благодеяниями, оказываемыми мертвым живыми (заупокойные службы); ходить в церковь или молиться там они считают совершенно бесполезным; крещение отвергают. Они говорят, что ожидают славы для духа…
В год Господа нашего 1210 проповедовали по всей Германии и Франции принять крест против альбигойцев, и в следующем году поднялись против них в Германии – Леопольд, герцог Австрийский, Энгильберт, тогда ещё препозит, а ныне архиепископ кёльнский, брат его Адольф, граф Бергский, Вильгельм, граф Юлихский, и многие другие, разного чина и звания; то же произошло во Франции, в Нормандии и в Пуату. Главой и проповедником этого похода был Арнольд, аббат в Сито, впоследствии архиепископ Нарбонны.
И пришли они к большому городу по названию Безье, в котором, говорят, было более 100 тысяч человек, и стали его осаждать. У них на глазах еретики осквернили книгу Святого Евангелия и сбросили её вниз христианам, стреляя и крича: “Вот ваш закон, несчастные”. Христос же, насадитель Евангелия, не оставил без отмщения нанесенную ему обиду, ибо некоторые воины, возгоревшись ревностью к вере, точно львы, и по примеру тех мужей, о которых читается в книгах Маккавейских, подставили лестницы и бесстрашно взошли на стены, и когда еретики, самим Господом приведенные в смятение, отступили, они открыли ворота и город был взят.
Узнав из возгласов, что там вместе с еретиками находятся и католики, они сказали аббату: “Что нам делать, отче? Не умеем мы различать добрых от злых”. И вот аббат (а также и другие), боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись католиками, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал, как говорят: “Бейте их всех, ибо Господь познает своих”. И перебито было великое множество.
Хрестоматия средних веков. М., 1949.
В период борьбы с ересями вальденсов, катаров и альбигойцев во всех епископствах Католической церкви была введена должность папского инквизитора, ведшего следствие по всем делам, относящимся к ереси.
Его решения были обязательны для местных епископов и светской власти, которым для исполнения приговора передавался еретик.
Его решения были обязательны для местных епископов и светской власти, которым для исполнения приговора передавался еретик.
Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века в двух томах. СПб., 1911.
Раскрытие ереси входило в обязанности епископов, но это оказалось слишком обременительным для людей, имевших и другие обязанности, и в 1233 году Григорий IX учредил инквизицию, которой была передана эта часть обязанностей епископата. После 1254 года лицам, обвинённым инквизицией, было запрещено пользоваться услугами адвокатов. В случае осуждения имущество обвиняемых конфисковывали – во Франции в пользу короны. Когда обвиняемый признавался виновным, его передавали в руки светских властей с просьбой пощадить его жизнь; но если светские власти отказывались предать осуждённого сожжению, они сами подлежали суду инквизиции. В компетенцию инквизиции входило преследование не только ереси в обычном смысле этого слова, но и колдовства и ведовства. В Испании деятельность инквизиции была направлена главным образом против тайных евреев. Функции инквизиции исполнялись в основном доминиканцами и францисканцами.
В начале XIII столетия церковь стояла перед угрозой восстания, едва ли менее грозного, чем то, которое вспыхнуло против неё в XVI столетии. От этого восстания церковь была спасена в значительной степени благодаря появлению нищенствующих орденов: Святой Франциск и Святой Доминик сделали для Католической церкви гораздо больше, чем даже самые энергичные Папы.
В начале XIII столетия церковь стояла перед угрозой восстания, едва ли менее грозного, чем то, которое вспыхнуло против неё в XVI столетии. От этого восстания церковь была спасена в значительной степени благодаря появлению нищенствующих орденов: Святой Франциск и Святой Доминик сделали для Католической церкви гораздо больше, чем даже самые энергичные Папы.
Рассел Б. История западной философии. М., 1959
Надеюсь, не утомил Вас историческими выкладками.
Итак, разобравшись с катарами, далее по плану путешествия по Южной Франции – Марсель и Лион. Там будет значительно больше авторских фотографий, а загруза - меньше.
Итак, разобравшись с катарами, далее по плану путешествия по Южной Франции – Марсель и Лион. Там будет значительно больше авторских фотографий, а загруза - меньше.
Комментарии9