Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
6
2
2
Landskneht
На uCrazy 10 лет 9 месяцев
Фотоподборки

Марсель - город моряков



Marseille

Большое путешествие по южной Франции в картинках




Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера




Знаковая достопримечательность Марселя - собор Нотр-Дам-де-ла-Гард.
Колокольня собора, высотой 46 метров, увенчана гигантской статуей Богородицы с благословляющим Иисусом-младенцем на руках.









Говорят, что архитектурный стиль собора, построенного в 1853-1864 годах – “нововизантийская базилика”. Вообще-то в архитектуре этого собора совершенно явно присутствуют элементы мусульманского декора, характерного для арабского (мавританского) зодчества Кордовы в Испании или мусульманской архитектуры Каира. Так что это скорее мавританский стиль. Хотя, с другой стороны, ранняя мусульманская архитектура немало позаимствовала у Византийской (Константинопольской, Стамбульской) Ая Софии – Собора Святой Софии.
Но Марсельский собор, прихожанами которого были в основном моряки, издревле бороздившие Средиземное море, построен скорее под впечатлением старой мавританской архитектуры, так как Африка – на другом берегу моря, и здешние моряки перед отплытием в дальние страны приходили сюда просить Богородицу о заступничестве в дальнем плавании.













С высоты холма открывается вид на город и близлежащие острова. В двух километрах от порта на маленьком острове стоит замок Иф,
где, по роману Александра Дюма, томился граф Монте-Кристо.







Внутри собора справа и слева на длинных тросах висят сотни моделей судов. Знатные роды города, владельцы судов, капитаны – традиционно дарят храму модель новопостроенного корабля, прося тем самым даровать судну защиту и долгую жизнь.
















































Ещё одним произведением XIX века в том же мавританском-нововизантийском стиле является собор де ла Мажор.
Этот собор является крупнейшим, построенным во Франции в XIX веке, - его высота 70 метров, а длина 141 метр.





Марсель был основан в VII веке до нашей эры греками, и был до захвата в 49 году до нашей эры римлянами, греческим поселением Массилией.





Благодаря торговле с востоком город стал “воротами на Запад”.
Марсель – самый крупный порт и второй по величине город во Франции.







Вот замок Иф крупным планом. Крепость построена в 1529 году для хранения оружия, но никогда не использовалась по назначению, а служила тюрьмой как для мелких преступников, так и для политических заключённых. Сейчас туда возят экскурсии и показывают камеру с лазом Дантеса. Кстати, графский титул в те времена, да и сейчас, можно совершенно официально приобрести у титулованных особ, имеющих право раздавать титулы. В этом не будет ничего предосудительного в одном единственном случае: если кандидат на титул владеет островом. Этим древним правилом, действующим и поныне в тех европейских странах, где есть острова и монархии, наверняка Эдмон Дантес и воспользовался. По крайней мере, после покупки острова с сокровищами аббата Фариа, он вполне мог официально притязать на титул графа…









В Марселе много музеев, но не очень много внешних архитектурных достопримечательностей. Путеводители рекомендуют непременно заглянуть на рыбный рынок в районе старого порта.











Один из интересных музеев Марселя – музей моды.
Дамы одеты по моде тех лет, когда происходило действие романа Дюма.









Собственно, больше в Марселе ярко выраженных достопримечательностей нет, так что пойдём неформально осматривать город,
самой главной артерией которого является бульвар с красивым названием Ла Канебьер.





Главная улица второго по величине города во Франции называется Конопляный проспект.





Прогулка по главной улице города начинается с ресторанчика, где только что на моих глазах уволился официант. Вот его зримый вклад в художественное переосмысление процесса работы, оставленный в сердцах хозяину заведения после увольнения.





Далее по курсу – старый воин психоделической революции, созидающий свои творения на глазах у Бога и у клиента, разместившийся рядом с любимым всеми французскими ганджаманами развлечением – каруселью с разными огоньками, как в старину, всё ещё радующей французских жителей на улицах городов.





На этой фотографии в правом углу можно воочию наблюдать процесс психоделического озарения, нисходящего на художника, что, впрочем, проходит вполне незаметно для фланирующей по Конопляному проспекту публики.





На проспекте и близлежащих центральных улицах много пафосных домов XVIII-XIX веков – типичная французская имперская архитектура.





Название “Конопляный проспект” в городе, веками связанном с морем, достаточно очевидно. Весь парусный флот во все века держался на производимых из конопли канатах. В XIX веке Россия, например, достаточно прочно держала первое место в мире по экспорту пеньки. Не хуже обстояли дела с коноплёй и во Франции.





Первые письменные упоминания о применении конопли относятся к XVIII веку. Растение использовалось как сырьё для изготовления ткани и бумаги. Культура играла важнейшую роль в экономике страны.
Вплоть до начала индустриальной революции обширные посевы конопли встречались на всей территории Франции, превышая по площади табачные и льняные поля.





Конопля кормила и одевала целые деревни крестьян, имевших постоянный и доходный сбыт стеблей и семян. Стебли шли на производство одежды, а в промышленных масштабах – канатов, а семена жарились с солью или сахаром и служили лакомством для детей.





Очень многие крестьянские хозяйства Франции имели свои собственные делянки – “шаневьер” (chanevire) или занимались выращиванием конопли для производства полотна или канатов на продажу.
В августе, когда созревал урожай, сначала его сушили в поле и собирали опавшие после сушки семена, а потом начинался процесс приготовления волокон стеблей.





Стебли, высотой 2-2.5 метра, в снопах, вымачивались на дне пруда под прессом в виде тяжелых камней. Затем их сушили и отделяли волокна с помощью специального станка, на который снопы клали и колотили по ним здоровой колотушкой. Эта часть процесса называлась “теллаж” (tellage).
Под ударами массивной колотушки стебли попадают в желоба колоды, гнутся, и сбрасывают труху покрова стеблей, обнажая волокна.
Труха – “шеневот” (chenevotte) очень ярко горела и использовалась рачительными хозяевами для разжигания очага.





Далее снопы волокон подвергались вычёсыванию. Длинные волокна ценились дороже и шли на изготовление тканей. Коротких волокон было значительно больше, но они массово закупались канатными заводами.
До открытия электричества, когда были введены в обиход высокоскоростные прядильные машины, ткани ткали исключительно вручную.





Одежда стоила достаточно дорого, и у большинства семей было по одной паре одежды. Порвать или потерять рубаху в средневековой Франции означало серьёзную утрату, а порвать единственные штаны – проблему для бюджета и хозяйства. При таком положении вещей люди, занимающиеся прядильным производством, имели стабильный заработок. Вспомним заодно, что на юге Франции в средние века многие представители цеха ткачей были катарами.





Наибольшего развития конопляная индустрия достигла к началу XX века. Отчёт министерства сельского хозяйства за 1937 год рапортует о плантациях конопли во Франции в 7000 гектаров. В дальнейшем доля конопли как промышленной культуры заметно упала. Сейчас в Европе есть несколько фирм, выпускающих одежду из конопли, а также строительные фирмы, использующие её в качестве присадки в традиционном строительстве и для производства бетона.





Психотропные свойства конопли долгое время не были известны в стране.
Нет никаких сомнений, что манеру курить коноплю французы переняли от африканцев. Поход Наполеона в Египет принято считать отправной точкой.
Врачи, сопровождавшие императора в походе, отметили в своих дневниках странные обычаи местного населения: арабы курили через сосуды, заполненные водой, а в еду употребляли необычное повидло.
Джем, который египтяне употребляли с чаем, оказывал влияние на разум так же, как и дым из кальяна. После употребления джема появлялись галлюцинации, ощущения разделения пространства и смещения во времени. При изучении оказалось, что в джем добавлялся гашиш, и он же примешивался к кальянному табаку. Было выяснено, что гашиш обладает сильным психотропным действием.
Наполеон, которому было доложено о странном препарате, издал указ, запрещавший его изготовление и употребление. Это, однако, никак не повлияло на его употребление и хождение в стране.
Куски гашиша привезли из похода солдаты и придворные медики, коим гашиш обязан своему распространению во Франции. В XIX веке вышло несколько научных работ, посвященных теме влияния употребления гашиша на организм, пионером же темы выступил врач-психиатр Жак Жозеф Моро (J.J. Moreau). Именно он способствовал широкому распространению явления в народе, опубликовав научную работу по теме.
Научный метод доктора заключался в бесстрашном испытании препарата на себе: он различными способами употреблял продукт различными дозами и записывал свои впечатления.
Методы и научные изыскания бесстрашного доктора вызвали широкий резонанс в обществе. После выхода научного труда доктора Моро в Париже был открыт “Гашишный клуб” (Club des Haschischins). Для собраний клуба арендовалось помещение в гостинице в центре Парижа, где по вечерам собиралась заинтересованная в экспериментах публика, курила трубки и ела гашишные конфеты. Продукт для дегустации поставлялся доктором Моро из Египта и Алжира. В клубе также готовились обеды на заказ, где в блюда добавлялся гашиш тертый или разбавленный коньяком. Через какое-то время массовый интерес схлынул, и клуб сам собой распался, оставшись в истории европейских клубов одним из самых экстравагантных.
В 1988 году Французский государственный институт медицинских исследований INSERM выступил с определением, что алкоголь, героин и кокаин являются смертоносными наркотиками и относятся к первой группе опасности для здоровья человека. Табак, галлюциногены и психотропные препараты находятся во второй группе. Коноплю же следует причислить к третьей группе, наименее опасной по разрушительному влиянию на организм. Министр здравоохранения, прочитав доклад, назвал отчёт института “токсикологически корректным, но политически неправильным”





Возвращаясь к путешествию по городу:
архитектура попроще встречается ближе к окраинам.





По проспекту фланирует очень много всякой публики. Надо сказать, что наплыв людей из бывших французских колоний в Марселе ощущается достаточно заметно. Это, конечно, не Париж, где только через сорок минут езды на машине от границы Парижа к центру я увидел первого белого человека (!). В других городах Франции этого почти нет или не так выпукло для туриста.





Гуляя по Конопляному проспекту, я ожидал найти что-нибудь из модерна.







Модерна здесь мало.





Только в Марселе я увидел нищих на улицах города. Вообще, ощущение немного как от Неаполя – только там всё завалено мусором по самые помидоры, а в Марселе значительно чище, но… какая-то непередаваемая общность присутствует, тем более что оба города пользовались когда-то славой гнезда мафиози, наркодилеров, всяческих искателей удачи, авантюристов и контрабандистов.







Хоть я и не любитель морепродуктов, но настоятельные рекомендации посетить рыбный рынок в старой части города привели меня в переплетение разящих рыбой улиц с лотками с рыбой. Как ни странно, розничной рыботорговлей занимаются, судя по всему, люди, по национальности скорее арабы, чем французы… Однако, на рыбном рынке торгуют рыбой.







Также на рыбном рынке продаются различные свежайшие морепродукты, как с трудом идентифицируемые (кальмары, осьминоги, креветки всякие),







Так и неинетифицируемые вовсе с пол-руки величиной.
Вот это тоже, очевидно, едят.





Там ещё много что подобного было…
Наверное, те, кто живёт у моря и приучен к подобным тварям,
спокойно к таким вещам относятся…







Вообще, обычная французская кухня проста и функциональна.
Багет французского хлеба разрезается вдоль, туда кладётся всякая свежая зелень типа разных салатных листьев, сыр – бри или камамбер, и всё.
Ещё есть французский луковый суп (из репчатого лука – очень просто и вкусно).
Куры-петухи всякие на второе. Вино, - понятно. Блины ещё разные и сладости.
Собственно, вот и вся крестьянская французская кухня.
Когда после эпидемий чумы, войн или неурожаев в центральных областях страны, удалённых от моря с рыбой, есть было нечего, то ели то, что растёт вокруг – в том числе и коноплю, грибы, больших виноградных улиток, лягушек, по вкусу напоминающих курицу с сильным привкусом тины… не от хорошей жизни крестьяне жрали, что росло и ползало вокруг, чтобы набить живот тем, что сейчас считается деликатесом.





Недалеко от рыбного рынка торгуют красочными овощами.







Здесь тоже не обошлось без слабоидентифицируемых продуктов.
Это, например, - плоды кактуса. Говорят, весьма бодрит.





Юг Франции славится своими овощами и фруктами, маком, лавандой и оливками – веками эти культуры выращивали здесь местные жители.
Символом этих мест издавна стала цикада, по верованиям древних китайцев, сбрасыванием своей шкурки символизирующая вечную смену жизненных циклов…


















smile

Поддержать uCrazy
Комментарии2
  1. protekter-strezhi
    На uCrazy 15 лет 28 дней
    Марскль - город таксиста Даниэля Моралеса и Полицейского Эмильена tongue
  2. Провокация
    На uCrazy 10 лет 7 месяцев
    шикарно, что сказать...Подруга была там, охи вздохи при воспоминании..и страшно дорогое довольствие, как оказалось...но оно того стоит.
    Вот сюда хочу, подальше от людей..

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}