Как цветут Крымские горы
Весна в Крымских горах. Один из наиболее интересных и впечатляющих периодов в году. Когда вы начинаете подъем, то совершенно не знаете, что ожидает вас наверху. Может быть, такая же жара, как и у подножия, а может быть промозглый ветер и ночные заморозки. Может быть. серый ландшафт и тяжелые серые тучи над головой, а может, невероятной красоты рассвет.
Но самое красивое весной в горах – это дикие цветы. За ними-то и поднимаешься на все сотни метров и проходишь километры по кряжам и склонам. А затем эмоции. Вот он – первый за сегодня бутон сон-травы. Ты падаешь на колени и делаешь первый снимок. Поднимаешь глаза, а их вокруг десятки и сотни. Справа желтеют бутоны адонисов, в балке, среди кустарников, ты замечаешь островки примулы…
Дикий адонис на склонах горы Ай-Петри в свете заходящего за гору Купол апрельского солнца.
Весенний адонис, или горицвет, занесен в Красную Книгу. Адонис является одним из лучших лекарственных растений, применяемых при нарушении сердечной деятельности, что и привело к значительному уменьшению его популяции и практически к исчезновению в Крыму.
Незначительные популяции адониса весеннего встречаются в лесостепных районах России, некоторых областях Средней Азии и в Крыму.
Другие названия этого растения: желтотысячник, желтоцвет, полевой укроп, заячий мак, купавник, мохнатик, волосяная трава, расходник, стародубка, черногорка.
Бутон адониса.
Травянистые склоны, усыпанные желтыми бутонами адониса.
В балках, ложбинах, тенистых участках и среди кустарников в это время можно встретить целые поля примулы.
Второе название примулы – первоцвет. Она расцветает весной одна из первых. Часто задолго до того, как полностью сошел снег.
Здесь, в горах, стебли примулы довольно низкие. Часто цветки лежат практически на земле.
Кстати, интересно, что пчелы не очень любят примулу из-за длинной цветковой трубочки, поэтому мед из примулы бывает крайне редко.
Несколько раз на склонах мне попадались участки с ярко-синими мелкими цветами фиалки Денхардта. Это довольно обычное растение для горного Крыма.
Ну и, конечно же, сон-трава. Нигде в Крыму я не видел такого насыщенного изобилия этих цветов, как на некоторых участках Ай-Петринской яйлы и Ялтинской яйлы.
По словам спасателей, у которых я ночую, когда хожу на Ай-Петри, в последние годы сон-траву буквально косят некие неизвестные люди. Видимо опять же, для использования в качестве лекарственного растения.
Пока еще сон-трава не занесена в Красную Книгу, но что-то мне подсказывает, что с таким подходом вскоре ее ждет судьба адониса весеннего..
Именно по вышеуказанным причинам я не буду указывать точных координат тех полян, где сон-трава растет в большом количестве. Хорошо, что некоторые из них еще и достаточно труднодоступны.
Сотни мохнатых фиолетовых бутонов на склонах Ай-Петри.
Родители приглядывают за детьми, стоя спиной к спине..
На Ай-Петри туманы очень частые гости. По большому счету, это даже не туманы, а просто облака, которые садятся на вершины гор.
Поляны сон-травы на туманных склонах.
А там, внизу, Черное море.
Казалось бы, у всего живого должен быть инстинкт самосохранения и стремление жить в наиболее благоприятных условиях. Но сон-трава почему-то старается находить себе место на склонах, где дуют сильные ветры.
Здесь и ветер, и туман, и постоянные осыпи камней.
Как гладиаторы, которые обороняются, стоя спиной к спине.
Вечер, закат… Цветочная идиллия заканчивается… Или только начинается…