Русская история в картинах: Балканская кампания 1877-1878 годов
Этот пост по Русской истории в картинах посвящён событиям Балканской войны 1877-1878 годов.
Павел Ковалевский
Эпизод из Болгарской войны 1876-1877 годов
1882
Тяжело жилось христианским народам под игом Османской империи. Они восстали, желая вернуть себе свободу. В ответ начались жестокие репрессии против черногорцев, сербов, болгар и других жителей Балканского полуострова. При подавлении апрельского восстания 1876 года турки “вырезали” 30 тысяч болгар, включая стариков, женщин и детей.
Никто не спешил на помощь, были лишь слова о неправедности действий турок. Англия боялась укрепления российского влияния. И, по сути, до славян на Балканах никому не было дела. Сербы и черногорцы сопротивлялись туркам. Пытались отстоять независимость и болгары, но силы были не равны. Александр II собрал совет, на котором было решено начать подготовку к войне, и 12 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией.
На картине изображён один из эпизодов этой войны. Турки изгнали болгар из дома, укрепились там и стали отстреливаться от наступавших. Хозяева стоят у раскрытых ворот: они безоружны и не в силах противостоять врагам.
Но русские солдаты не оставят братский народ в беде.
Эпизод из Болгарской войны 1876-1877 годов
1882
Тяжело жилось христианским народам под игом Османской империи. Они восстали, желая вернуть себе свободу. В ответ начались жестокие репрессии против черногорцев, сербов, болгар и других жителей Балканского полуострова. При подавлении апрельского восстания 1876 года турки “вырезали” 30 тысяч болгар, включая стариков, женщин и детей.
Никто не спешил на помощь, были лишь слова о неправедности действий турок. Англия боялась укрепления российского влияния. И, по сути, до славян на Балканах никому не было дела. Сербы и черногорцы сопротивлялись туркам. Пытались отстоять независимость и болгары, но силы были не равны. Александр II собрал совет, на котором было решено начать подготовку к войне, и 12 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией.
На картине изображён один из эпизодов этой войны. Турки изгнали болгар из дома, укрепились там и стали отстреливаться от наступавших. Хозяева стоят у раскрытых ворот: они безоружны и не в силах противостоять врагам.
Но русские солдаты не оставят братский народ в беде.
Константин Савицкий
На войну
1888
На картине художник К. Савицкий изобразил проводы солдат на Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.
Новобранцев в сопровождении родни на подводах привезли на станцию железной дороги. Солдатам не до веселья: многим не суждено вернуться с войны.
Художник сделал эскиз картины и показал её императору Александру III. Тот, одобрив эскиз, заказал картину.
Интересна история создания полотна.
В 1880 году Савицкий написал первый вариант картины, но её сюжет всё не давал ему покоя. Тогда художник разрезал полотно на несколько частей – и получилась серия работ. Но и такое решение его не удовлетворило. Спустя восемь лет Савицкий вновь вернулся к работе.
Он понимал, что дело не в бытовых зарисовках, а в необходимости создания живописной эпопеи. На протяжении веков ситуация повторялась: матери и отцы, жёны и дети прощались со своими кормильцами, отправлявшимися на битву с врагом. Шли дружины на сечу с половцами и печенегами; прощались с родными солдаты перед сражениями с Бонапартом… И так же печалились и плакали, когда уходили из дома на бой с гитлеровцами. Вот почему картина Савицкого – на все времена. И как бы ни сжималось сердце в предчувствии разлуки, святой долг мужчины – Родину защищать.
На войну
1888
На картине художник К. Савицкий изобразил проводы солдат на Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.
Новобранцев в сопровождении родни на подводах привезли на станцию железной дороги. Солдатам не до веселья: многим не суждено вернуться с войны.
Художник сделал эскиз картины и показал её императору Александру III. Тот, одобрив эскиз, заказал картину.
Интересна история создания полотна.
В 1880 году Савицкий написал первый вариант картины, но её сюжет всё не давал ему покоя. Тогда художник разрезал полотно на несколько частей – и получилась серия работ. Но и такое решение его не удовлетворило. Спустя восемь лет Савицкий вновь вернулся к работе.
Он понимал, что дело не в бытовых зарисовках, а в необходимости создания живописной эпопеи. На протяжении веков ситуация повторялась: матери и отцы, жёны и дети прощались со своими кормильцами, отправлявшимися на битву с врагом. Шли дружины на сечу с половцами и печенегами; прощались с родными солдаты перед сражениями с Бонапартом… И так же печалились и плакали, когда уходили из дома на бой с гитлеровцами. Вот почему картина Савицкого – на все времена. И как бы ни сжималось сердце в предчувствии разлуки, святой долг мужчины – Родину защищать.
Алексей Кившенко
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
1886
На картине художник изобразил один из героических эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – взятие нашими солдатами турецкой крепости Ардаган.
Город Ардаган находится на севере Турции, на реке Кура. Когда в 1877 году началась война между Российской и Османской империями, турки укрепили крепость: она считалась неприступной. Сначала нужно было пройти по мосту через реку. Мост при этом обстреливали из специальных укреплений – фортов. Потом нужно было захватить эти форты и только тогда начинать штурм высоких стен крепости Ардаган. Но русские солдаты с этой задачей справились. “Неприступную” крепость взяли за один день. У нас было убито 344 человека, у турок – 1750, 400 захвачено в плен, а 4000 сбежали.
После взятия Ардагана можно было идти дальше в Турцию, чтобы захватить крепости Баязет и Карс, город Эрзерум и важный порт Батум. Через год после взятия Ардагана, в 1878 году, война с Турцией была окончена полной победой русских.
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
1886
На картине художник изобразил один из героических эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – взятие нашими солдатами турецкой крепости Ардаган.
Город Ардаган находится на севере Турции, на реке Кура. Когда в 1877 году началась война между Российской и Османской империями, турки укрепили крепость: она считалась неприступной. Сначала нужно было пройти по мосту через реку. Мост при этом обстреливали из специальных укреплений – фортов. Потом нужно было захватить эти форты и только тогда начинать штурм высоких стен крепости Ардаган. Но русские солдаты с этой задачей справились. “Неприступную” крепость взяли за один день. У нас было убито 344 человека, у турок – 1750, 400 захвачено в плен, а 4000 сбежали.
После взятия Ардагана можно было идти дальше в Турцию, чтобы захватить крепости Баязет и Карс, город Эрзерум и важный порт Батум. Через год после взятия Ардагана, в 1878 году, война с Турцией была окончена полной победой русских.
Лев Лагорио
Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года
1891
На картине изображён один из героических эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – осада турками крепости Баязет. Она длилась 23 дня и закончилась победой русских: гарнизон крепости не сдался врагу, а подоспевшая на помощь русская армия отбросила армию турок прочь. Это событие имело большое значение в ходе войны. Если бы турки заняли крепость Баязет, турецкая армия могла бы захватить Армению и пойти дальше в Азербайджан, Грузию, поработить весь Северный Кавказ.
Проявив героизм, защитники крепости Баязет были награждены орденами. Писатель Валентин Пикуль написал о них книгу, по которой был снят телесериал.
Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года
1891
На картине изображён один из героических эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – осада турками крепости Баязет. Она длилась 23 дня и закончилась победой русских: гарнизон крепости не сдался врагу, а подоспевшая на помощь русская армия отбросила армию турок прочь. Это событие имело большое значение в ходе войны. Если бы турки заняли крепость Баязет, турецкая армия могла бы захватить Армению и пойти дальше в Азербайджан, Грузию, поработить весь Северный Кавказ.
Проявив героизм, защитники крепости Баязет были награждены орденами. Писатель Валентин Пикуль написал о них книгу, по которой был снят телесериал.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года
1883
Вызванная подъёмом национально-освободительного движения на Балканах Русско-турецкая война 1877-1878 годов способствовала освобождению братских славянских народов от османского ига.
Начало Русско-турецкой войны…
В Румынии на берегу Дуная друг напротив друга стояли две армии – русская и турецкая. Турки защищались, русские наступали. Но между армиями – река. Непросто через неё перправиться: солдаты будут беззащитны под огнём противника. Значит, нужно сделать так, чтобы он не знал, когда и где будут переправляться русские войска, и не успел подготовиться к атаке.
Предстоящая переправа через Дунай держалась в строгом секрете. Переправляться решено было ночью напротив румынского селения Зимница. Но “пустили слух”, что переправа будет далеко от Зимницы.
С ночи до утра на понтонах семью рейсами переправляли передовой отряд генерала Драгомирова. Уже к двум часам дня, сломив сопротивление турецкой бригады, наши войска заняли город Систово (ныне Свиштов), обеспечив тем самым переправу главных сил русской армии.
Вскоре русские закрепились на болгарском берегу Дуная. Пришло время идти вперёд – на Болгарию.
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года
1883
Вызванная подъёмом национально-освободительного движения на Балканах Русско-турецкая война 1877-1878 годов способствовала освобождению братских славянских народов от османского ига.
Начало Русско-турецкой войны…
В Румынии на берегу Дуная друг напротив друга стояли две армии – русская и турецкая. Турки защищались, русские наступали. Но между армиями – река. Непросто через неё перправиться: солдаты будут беззащитны под огнём противника. Значит, нужно сделать так, чтобы он не знал, когда и где будут переправляться русские войска, и не успел подготовиться к атаке.
Предстоящая переправа через Дунай держалась в строгом секрете. Переправляться решено было ночью напротив румынского селения Зимница. Но “пустили слух”, что переправа будет далеко от Зимницы.
С ночи до утра на понтонах семью рейсами переправляли передовой отряд генерала Драгомирова. Уже к двум часам дня, сломив сопротивление турецкой бригады, наши войска заняли город Систово (ныне Свиштов), обеспечив тем самым переправу главных сил русской армии.
Вскоре русские закрепились на болгарском берегу Дуная. Пришло время идти вперёд – на Болгарию.
Алексей Боголюбов
Переправа русских войск через Дунай у Мачина
1879
Широкая водная гладь на картине – это река Дунай в районе румынского Мачина. Здесь в 1877 году развернулся один из боевых эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
14 мая, русские минные катера, входившие в состав Дунайской флотилии, атаковали турецкие корабли, а 11 июня, установив, что турки покинули город, русские переправились через Дунай и заняли Мачин. Берега Дуная в 1877 году были местом нескольких боёв, и везде наши воины показали себя героями. Основное форсирование реки происходило неподалёку от города Зимница. Переправа у румынского города Зимница долгое время считалась классическим примером успешного форсирования крупной водной преграды.
Переправа русских войск через Дунай у Мачина
1879
Широкая водная гладь на картине – это река Дунай в районе румынского Мачина. Здесь в 1877 году развернулся один из боевых эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
14 мая, русские минные катера, входившие в состав Дунайской флотилии, атаковали турецкие корабли, а 11 июня, установив, что турки покинули город, русские переправились через Дунай и заняли Мачин. Берега Дуная в 1877 году были местом нескольких боёв, и везде наши воины показали себя героями. Основное форсирование реки происходило неподалёку от города Зимница. Переправа у румынского города Зимница долгое время считалась классическим примером успешного форсирования крупной водной преграды.
Адольф Шарлемань
Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы. 1877 год
1879
Трудно армии пробираться по узким горным тропам. А каково конным артиллеристам? Ведь им приходится и конями править, которые шарахаются при виде глубоких ущелий, и удерживать от падения повозки с тяжёлыми пушками. Именно так и запечатлены на картине гвардейцы-артиллеристы. 6-я Донская его величества батарея была образована 6 апреля 1830 года. Она была создана из отобранных офицеров и нижних чинов донских казачьих конно-артиллерийских рот на правах Молодой Гвардии. Но праздновали свой день конные артиллеристы 23 апреля, в день памяти покровителя воинов – святого великомученика Георгия Победоносца. Этого всадника, поражающего копьём змея, вы видите на гербе Москвы. За годы своего существования батарея совершила множество подвигов во славу русского оружия. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов конные артиллеристы 6-й Донской батареи участвовали в осаде Плевны, сражались под Горным Дубняком, Новочином, Филиппополем и навсегда остались в памяти героями, совершившими труднейший переход через Балканы.
Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы. 1877 год
1879
Трудно армии пробираться по узким горным тропам. А каково конным артиллеристам? Ведь им приходится и конями править, которые шарахаются при виде глубоких ущелий, и удерживать от падения повозки с тяжёлыми пушками. Именно так и запечатлены на картине гвардейцы-артиллеристы. 6-я Донская его величества батарея была образована 6 апреля 1830 года. Она была создана из отобранных офицеров и нижних чинов донских казачьих конно-артиллерийских рот на правах Молодой Гвардии. Но праздновали свой день конные артиллеристы 23 апреля, в день памяти покровителя воинов – святого великомученика Георгия Победоносца. Этого всадника, поражающего копьём змея, вы видите на гербе Москвы. За годы своего существования батарея совершила множество подвигов во славу русского оружия. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов конные артиллеристы 6-й Донской батареи участвовали в осаде Плевны, сражались под Горным Дубняком, Новочином, Филиппополем и навсегда остались в памяти героями, совершившими труднейший переход через Балканы.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года
1885
Русские войска вступают в освобождённую ими от турок древнюю столицу Болгарии город Тырново (ныне Велико-Тырново). Первым идёт священник с православным крестом. За ним на белом коне следует командующий армией великий князь Николай Николаевич Старший – брат Александра II. Он отдаёт честь жителям города. Среди всадников видны казаки и болгарские повстанцы, которые участвовали в освободительной борьбе.
Сами тырновцы, одетые в национальные костюмы, радостно приветствуют русских воинов, бросают под ноги их коням цветы. Многие мужчины опустились на колени: они надолго запомнят этот торжественный момент и расскажут о нём детям и внукам.
Русские войска во время войн с турками дважды освобождали Тырново – в 1810 и в 1877 годах. И оба раза турки сдавали город без боя, что позволило сохранить в Тырново красивые старинные церкви.
Второе вступление русских войск в освобождённый город и запечатлено на этой картине.
Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года
1885
Русские войска вступают в освобождённую ими от турок древнюю столицу Болгарии город Тырново (ныне Велико-Тырново). Первым идёт священник с православным крестом. За ним на белом коне следует командующий армией великий князь Николай Николаевич Старший – брат Александра II. Он отдаёт честь жителям города. Среди всадников видны казаки и болгарские повстанцы, которые участвовали в освободительной борьбе.
Сами тырновцы, одетые в национальные костюмы, радостно приветствуют русских воинов, бросают под ноги их коням цветы. Многие мужчины опустились на колени: они надолго запомнят этот торжественный момент и расскажут о нём детям и внукам.
Русские войска во время войн с турками дважды освобождали Тырново – в 1810 и в 1877 годах. И оба раза турки сдавали город без боя, что позволило сохранить в Тырново красивые старинные церкви.
Второе вступление русских войск в освобождённый город и запечатлено на этой картине.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года
1883
Художник Николай Дмитриев-Оренбургский запечатлел на картине сдачу турками крепости Никополь.
Западному отряду русской армии под командованием генерала Криденера было приказано взять крепость и продолжить наступление на Плевну. Непростая была задача: хорошо укреплённый, окружённый редутам Никополь оборонял 10-тысячный гарнизон Хасана-паши.
В 4 часа утра при поддержке румынских батарей русские солдаты штурмовали передние окопы турок. Так начался бой за Никополь, закончившийся поздно вечером.
Турки были оттеснены в город, а часть защитников крепости отошла в западном направлении. Крепость была окружена, и утром следующего дня в разгар подготовки к штурму турки подняли белый флаг.
Вот как вспоминал это событие один из русских офицеров: “Неожиданно громкое “Ура!”, без единого выстрела, привлекло наше внимание… Мы спешно направились туда, откуда донеслось это “Ура!”, и прибыли точно вовремя. Никопольская твердыня, расположенная чуть ниже, была безмолвной. Белые флаги говорили о том, что противник сдаётся…”
Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года
1883
Художник Николай Дмитриев-Оренбургский запечатлел на картине сдачу турками крепости Никополь.
Западному отряду русской армии под командованием генерала Криденера было приказано взять крепость и продолжить наступление на Плевну. Непростая была задача: хорошо укреплённый, окружённый редутам Никополь оборонял 10-тысячный гарнизон Хасана-паши.
В 4 часа утра при поддержке румынских батарей русские солдаты штурмовали передние окопы турок. Так начался бой за Никополь, закончившийся поздно вечером.
Турки были оттеснены в город, а часть защитников крепости отошла в западном направлении. Крепость была окружена, и утром следующего дня в разгар подготовки к штурму турки подняли белый флаг.
Вот как вспоминал это событие один из русских офицеров: “Неожиданно громкое “Ура!”, без единого выстрела, привлекло наше внимание… Мы спешно направились туда, откуда донеслось это “Ура!”, и прибыли точно вовремя. Никопольская твердыня, расположенная чуть ниже, была безмолвной. Белые флаги говорили о том, что противник сдаётся…”
Алексей Попов
Защита “Орлиного гнезда” орловцами и брянцами 12 августа 1877 года
1893
“Орлиное гнездо” – часть Шипкинского перевала, который плечом к плечу с болгарами героически защищали наши прадеды.
Наши войска перешли Дунай и решили двинуться вглубь Турции. Для этого нужно было пройти через перевал, названный по имени деревни Шипка, который охраняли турки. После двух дней боёв нашим войскам под командованием генерала Святополка-Мирского удалось овладеть высотой.
Турки собирались любой ценой вернуть Шипку и выбить наши войска за Дунай. Они бросили сюда большие силы, на соседних горах установили пушки и принялись обстреливать русско-болгарские войска. После обстрела начались атаки, которые следовали одна за другой. Но русские стояли насмерть.
Шипку удалось удержать, но дорогой ценой: в бою полегли 3600 солдат и офицеров, в том числе свыше пятисот болгар, для которых Шипка стала символом освобождения от турецкого ига. В августе здесь проводится историческая реконструкция событий 1877 года. Важной частью мероприятия является панихида по погибшим русским воинам и болгарским ополченцам. Им отдаются воинские почести, к памятнику на вершине холма возлагают венки из живых цветов.
Защита “Орлиного гнезда” орловцами и брянцами 12 августа 1877 года
1893
“Орлиное гнездо” – часть Шипкинского перевала, который плечом к плечу с болгарами героически защищали наши прадеды.
Наши войска перешли Дунай и решили двинуться вглубь Турции. Для этого нужно было пройти через перевал, названный по имени деревни Шипка, который охраняли турки. После двух дней боёв нашим войскам под командованием генерала Святополка-Мирского удалось овладеть высотой.
Турки собирались любой ценой вернуть Шипку и выбить наши войска за Дунай. Они бросили сюда большие силы, на соседних горах установили пушки и принялись обстреливать русско-болгарские войска. После обстрела начались атаки, которые следовали одна за другой. Но русские стояли насмерть.
Шипку удалось удержать, но дорогой ценой: в бою полегли 3600 солдат и офицеров, в том числе свыше пятисот болгар, для которых Шипка стала символом освобождения от турецкого ига. В августе здесь проводится историческая реконструкция событий 1877 года. Важной частью мероприятия является панихида по погибшим русским воинам и болгарским ополченцам. Им отдаются воинские почести, к памятнику на вершине холма возлагают венки из живых цветов.
Павел Ковалевский
Бой у Иваново-Чифлик 2 октября 1877 года
1977
На картине русский художник-баталист Павел Ковалевский изобразил один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – бой русской и турецкой армий за болгарскую деревню Иваново-Чифлик. Эту войну после неуспешных переговоров Россия начала в поддержку южных славян, боровшихся против османского ига в Болгарии, Боснии и Герцеговине.
В ряды русской армии вливалось болгарское ополчение, и братские православные народы сражались с грозным противником плечом к плечу. Сам Павел Ковалевский был очевидцем этой войны, поэтому картина написана реалистично и достоверно.
Почему же художник решил обратить внимание на бой возле именно этой, на первый взгляд, ничем не примечательной деревни? Дело в том, что за Иваново-Чифлик шли упорные сражения, её попеременно занимали то наши, то турецкие войска, которые использовали эту деревню как плацдарм для наступления из-за реки Лом.
Бой у Иваново-Чифлик 2 октября 1877 года
1977
На картине русский художник-баталист Павел Ковалевский изобразил один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – бой русской и турецкой армий за болгарскую деревню Иваново-Чифлик. Эту войну после неуспешных переговоров Россия начала в поддержку южных славян, боровшихся против османского ига в Болгарии, Боснии и Герцеговине.
В ряды русской армии вливалось болгарское ополчение, и братские православные народы сражались с грозным противником плечом к плечу. Сам Павел Ковалевский был очевидцем этой войны, поэтому картина написана реалистично и достоверно.
Почему же художник решил обратить внимание на бой возле именно этой, на первый взгляд, ничем не примечательной деревни? Дело в том, что за Иваново-Чифлик шли упорные сражения, её попеременно занимали то наши, то турецкие войска, которые использовали эту деревню как плацдарм для наступления из-за реки Лом.
Алексей Кившенко
Взятие Карса Въезд
1880
Один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – сдача в 1877 году крепости Карс. Русские офицеры, во главе которых командир 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Иван Данилович Лазарев, - на лошадях, в чёрных мундирах. За Лазаревым видны другие герои взятия Карса. Побеждённые турки в пёстрых нарядах протягивают ключи от крепости, демонстрируя покорность воле победителей.
Крепость Карс была перестроена английскими инженерами. На вооружении её гарнизона было 303 орудия, большие запасы патронов, пороха и продовольствия. Сам гарнизон состоял из 25 тысяч воинов. Командовал гарнизоном опытный турецкий офицер Гусейн-Хами-паша.
Как и любую крепость Карс можно было взять длительной осадой. Было понятно, что Карс продержится не меньше полугода, а такая задержка в войне не входила в план командования. Решено было взять город во время ночного штурма.
Наступление было стремительным, неожиданным для врага. Русские совершили подвиг, взяв крепость, которая и турками, и всеми западноевропейскими специалистами считалась неприступной.
Потери турок составили 7 тысяч убитыми и ранеными, 17 тысяч попали в плен вместе со всей артиллерией, потери русской армии – 500 человек убитыми и меньше двух тысяч ранеными. Этот штурм стал боевым крещением прославленного в будущем генерала Алексея Брусилова.
Взятие Карса Въезд
1880
Один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – сдача в 1877 году крепости Карс. Русские офицеры, во главе которых командир 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Иван Данилович Лазарев, - на лошадях, в чёрных мундирах. За Лазаревым видны другие герои взятия Карса. Побеждённые турки в пёстрых нарядах протягивают ключи от крепости, демонстрируя покорность воле победителей.
Крепость Карс была перестроена английскими инженерами. На вооружении её гарнизона было 303 орудия, большие запасы патронов, пороха и продовольствия. Сам гарнизон состоял из 25 тысяч воинов. Командовал гарнизоном опытный турецкий офицер Гусейн-Хами-паша.
Как и любую крепость Карс можно было взять длительной осадой. Было понятно, что Карс продержится не меньше полугода, а такая задержка в войне не входила в план командования. Решено было взять город во время ночного штурма.
Наступление было стремительным, неожиданным для врага. Русские совершили подвиг, взяв крепость, которая и турками, и всеми западноевропейскими специалистами считалась неприступной.
Потери турок составили 7 тысяч убитыми и ранеными, 17 тысяч попали в плен вместе со всей артиллерией, потери русской армии – 500 человек убитыми и меньше двух тысяч ранеными. Этот штурм стал боевым крещением прославленного в будущем генерала Алексея Брусилова.
Алексей Попов
Атака лейб-гвардии Московского полка на турецкие позиции при Араб-Конаке 21-23 ноября 1877 года
1910-е
На картине изображены гвардейцы Московского полка, наступающие на турок, чтобы с боем взять перевал Араб-Конак. Оттуда была прямая дорога на столицу Болгарии Софию. На штурм шли всё новые и новые отряды наших войск. В середине картины офицер с поднятой вверх саблей. Это командующий Московским полком Оскар-Фердинанд Гриппенберг. Возглавив полк уже в ходе боевых действий, он проявил себя храбрым и вместе с тем хладнокровным командиром, а в ходе штурма Араб-Конака продемонстрировал ещё одно своё качество – необычайную находчивость. Когда во время четвёртой атаки турки начали одолевать три наших батальона и угрожали русской батарее, Гриппенберг, за неимением резерва, собрал всех, кто был под рукой, включая горнистов и барабанщиков, и, обнажив саблю, выкрикнул: “Пока жив, не допущу, чтобы наши орудия были в руках турок!” Именно этот эпизод запечатлён на картине. Стремительная контратака русских войск вызвала смятение в рядах неприятеля, а подоспевшие из общего резерва стрелки остановили наступление противника. Всего полковник вместе с лейб-гвардейцами отразил у Араб-Конака атаки 18 таборов Шакир-паши. За это героическое сражение лейб-гвардейцам было дано право носить на фуражках особый знак с надписью “За Араб-Конак. 21 ноября 1877 г.”
Атака лейб-гвардии Московского полка на турецкие позиции при Араб-Конаке 21-23 ноября 1877 года
1910-е
На картине изображены гвардейцы Московского полка, наступающие на турок, чтобы с боем взять перевал Араб-Конак. Оттуда была прямая дорога на столицу Болгарии Софию. На штурм шли всё новые и новые отряды наших войск. В середине картины офицер с поднятой вверх саблей. Это командующий Московским полком Оскар-Фердинанд Гриппенберг. Возглавив полк уже в ходе боевых действий, он проявил себя храбрым и вместе с тем хладнокровным командиром, а в ходе штурма Араб-Конака продемонстрировал ещё одно своё качество – необычайную находчивость. Когда во время четвёртой атаки турки начали одолевать три наших батальона и угрожали русской батарее, Гриппенберг, за неимением резерва, собрал всех, кто был под рукой, включая горнистов и барабанщиков, и, обнажив саблю, выкрикнул: “Пока жив, не допущу, чтобы наши орудия были в руках турок!” Именно этот эпизод запечатлён на картине. Стремительная контратака русских войск вызвала смятение в рядах неприятеля, а подоспевшие из общего резерва стрелки остановили наступление противника. Всего полковник вместе с лейб-гвардейцами отразил у Араб-Конака атаки 18 таборов Шакир-паши. За это героическое сражение лейб-гвардейцам было дано право носить на фуражках особый знак с надписью “За Араб-Конак. 21 ноября 1877 г.”
Николай Дмитриев-Оренбургский
Генерал М.Д. Скобелев на коне
1883
Русская земля рождала величайших героев. Был им и Михаил Дмитриевич Скобелев. До революции памятник Скобелеву стоял там, где ныне возвышается монумент Юрию Долгорукому. Не счесть всех наград, которыми его награждали монархи разных стран.
Его называли “белым генералом” за то, что в бой Михаил Дмиртиевич скакал на белом коне, а зачастую и в белом мундире. Он верил сам и с улыбкой говорил об этом боевым товарищам, что пока он “в белом” – он непобедим. Ему нравилась эта легенда, а его врагов она повергала в ужас: когда в гуще сражения, подобно ослепительной молнии, появлялся Скобелев, враги знали, что сражение будет проиграно – где Скобелев, там всегда побеждают русские.
Генерал обессмертил своё имя во многих войнах и сражениях. Во время Русско-турецкой войны русские пришли на помощь болгарам, братьям по вере, которых завоевали турки. Скобелев участвовал в боях под Плевной, командовал казачьей бригадой. Его войска брали город Ловеч и сыграли ключевую роль в сражении под Шейново.
Говорили, что генерал Скобелев не боится смерти, и действительно он ходил в атаку впереди всех. И пули в него не попадали!
Генерал М.Д. Скобелев на коне
1883
Русская земля рождала величайших героев. Был им и Михаил Дмитриевич Скобелев. До революции памятник Скобелеву стоял там, где ныне возвышается монумент Юрию Долгорукому. Не счесть всех наград, которыми его награждали монархи разных стран.
Его называли “белым генералом” за то, что в бой Михаил Дмиртиевич скакал на белом коне, а зачастую и в белом мундире. Он верил сам и с улыбкой говорил об этом боевым товарищам, что пока он “в белом” – он непобедим. Ему нравилась эта легенда, а его врагов она повергала в ужас: когда в гуще сражения, подобно ослепительной молнии, появлялся Скобелев, враги знали, что сражение будет проиграно – где Скобелев, там всегда побеждают русские.
Генерал обессмертил своё имя во многих войнах и сражениях. Во время Русско-турецкой войны русские пришли на помощь болгарам, братьям по вере, которых завоевали турки. Скобелев участвовал в боях под Плевной, командовал казачьей бригадой. Его войска брали город Ловеч и сыграли ключевую роль в сражении под Шейново.
Говорили, что генерал Скобелев не боится смерти, и действительно он ходил в атаку впереди всех. И пули в него не попадали!
Василий Верещагин
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)
До 1890
Сюжет этой картины вызывает сложные чувства. На переднем плане мы видим погибших русских воинов, а вверху полотна – строй солдат радостно приветствует командира, который скачет на боевом коне.
Что за событие здесь изображено, когда оно происходило и что означает?
Это торжественный объезд войск генералом Скобелевым после победного сражения при Шипке-Шейново, завершившего оборону Шипки – самый важный эпизод в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Шипка стала символом братской помощи русских болгарам, и, кроме того, это памятник русской стойкости и мужеству.
В начале июля 1877 года русские войска заняли горный перевал и полгода его удерживали. Было тяжело – турки всё время атаковали и обстреливали Шипку. Но особенно трудно было удерживать перевал поздней осенью и зимой. От пронизывающего до костей холода и болезней умирало значительно больше солдат, чем от турецких пуль. И всё же русские солдаты выстояли, победили турок и спасли болгар от турецкой неволи. Они радуются победе и громко кричат “ура!”
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)
До 1890
Сюжет этой картины вызывает сложные чувства. На переднем плане мы видим погибших русских воинов, а вверху полотна – строй солдат радостно приветствует командира, который скачет на боевом коне.
Что за событие здесь изображено, когда оно происходило и что означает?
Это торжественный объезд войск генералом Скобелевым после победного сражения при Шипке-Шейново, завершившего оборону Шипки – самый важный эпизод в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Шипка стала символом братской помощи русских болгарам, и, кроме того, это памятник русской стойкости и мужеству.
В начале июля 1877 года русские войска заняли горный перевал и полгода его удерживали. Было тяжело – турки всё время атаковали и обстреливали Шипку. Но особенно трудно было удерживать перевал поздней осенью и зимой. От пронизывающего до костей холода и болезней умирало значительно больше солдат, чем от турецких пуль. И всё же русские солдаты выстояли, победили турок и спасли болгар от турецкой неволи. Они радуются победе и громко кричат “ура!”
Василий Верещагин
Перед атакой. Под Плевной
1878
За болгарский город Плевну развернулись упорные бои. Целью Османа-паши было нанести фланговый удар, сорвав продвижение русских войск за Балканы.
С освобождением Никополя, отряд Шильдер-Шульднера подошёл к Плевне вечером того же дня, что и Осман-паша. Разведки не проводилось. На следующий день русские войска убедились: “Плевна не плевок, а орешек”. Разрозненные атаки были отбиты вдвое большим по численности турецким гарнизоном. Второй штурм Плевны, проведённый 18 июля генерал-лейтенантом Криденером, также закончился неудачей. Не проведя разведку, Криденер, втрое преувеличив силы противника, действовал нерешительно. За последним штурмом стратегически важного города – Третья Плевна – наблюдали Александр II и главнокомандующий Дунайской армией великий князь Николай Николаевич. Войсками командовал будущий король Румынии, князь Кароль I, но фактическим командующим был генерал-лейтенант Павел Зотов.
В ходе затяжных боёв русско-румынские войска понесли большие потери, так и не прорвав турецкие укрепления.
Перед атакой. Под Плевной
1878
За болгарский город Плевну развернулись упорные бои. Целью Османа-паши было нанести фланговый удар, сорвав продвижение русских войск за Балканы.
С освобождением Никополя, отряд Шильдер-Шульднера подошёл к Плевне вечером того же дня, что и Осман-паша. Разведки не проводилось. На следующий день русские войска убедились: “Плевна не плевок, а орешек”. Разрозненные атаки были отбиты вдвое большим по численности турецким гарнизоном. Второй штурм Плевны, проведённый 18 июля генерал-лейтенантом Криденером, также закончился неудачей. Не проведя разведку, Криденер, втрое преувеличив силы противника, действовал нерешительно. За последним штурмом стратегически важного города – Третья Плевна – наблюдали Александр II и главнокомандующий Дунайской армией великий князь Николай Николаевич. Войсками командовал будущий король Румынии, князь Кароль I, но фактическим командующим был генерал-лейтенант Павел Зотов.
В ходе затяжных боёв русско-румынские войска понесли большие потери, так и не прорвав турецкие укрепления.
Василий Верещагин
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной
1881
На картине изображена работа медсестёр во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Война длилась 11 месяцев, и почти половину этого времени продолжались штурмы болгарского города Плевны. В конце концов русская армия спасла братьев славян, но заплатила за это очень большую цену. В сражениях с турками было убито и ранено несколько десятков тысяч наших солдат и офицеров. В Европе с давних времён раненым воинам помогали женщины. Работу медицинских сестёр организовала во время Крымской войны англичанка Флоренс Найтингейл. Первые медсёстры отправились в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем и в Крым. Приблизительно в это же время появились и русские медицинские сёстры, среди которых было много девушек и женщин из благородных семей.
Медицинские сёстры не делали различий между ранеными, помогали как русским солдатам, так и турецким.
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной
1881
На картине изображена работа медсестёр во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Война длилась 11 месяцев, и почти половину этого времени продолжались штурмы болгарского города Плевны. В конце концов русская армия спасла братьев славян, но заплатила за это очень большую цену. В сражениях с турками было убито и ранено несколько десятков тысяч наших солдат и офицеров. В Европе с давних времён раненым воинам помогали женщины. Работу медицинских сестёр организовала во время Крымской войны англичанка Флоренс Найтингейл. Первые медсёстры отправились в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем и в Крым. Приблизительно в это же время появились и русские медицинские сёстры, среди которых было много девушек и женщин из благородных семей.
Медицинские сёстры не делали различий между ранеными, помогали как русским солдатам, так и турецким.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Захват Гривицкого редута под Плевной
1885
Русские войска окружили Плевну после нескольких неудачных попыток штурма города.
Командующий турецкой армией Осман-паша приказал оставить город и с боями пробиваться к своим. Турки вышли из города и закрепились на редутах.
Редуты – это укрепления, спрятавшись за которыми можно отстреливаться от врага.
Турки отчаянно защищались, но не смогли устоять против мощи русской армии. Редуты были взяты, а турецкие солдаты и офицеры сдались в плен вместе с командующим Осман-пашой.
Редуты ещё во время Полтавской битвы использовал и Пётр I . Не отказались от них наши генералы и во время Русско-японской войны.
Захват Гривицкого редута под Плевной
1885
Русские войска окружили Плевну после нескольких неудачных попыток штурма города.
Командующий турецкой армией Осман-паша приказал оставить город и с боями пробиваться к своим. Турки вышли из города и закрепились на редутах.
Редуты – это укрепления, спрятавшись за которыми можно отстреливаться от врага.
Турки отчаянно защищались, но не смогли устоять против мощи русской армии. Редуты были взяты, а турецкие солдаты и офицеры сдались в плен вместе с командующим Осман-пашой.
Редуты ещё во время Полтавской битвы использовал и Пётр I . Не отказались от них наши генералы и во время Русско-японской войны.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе
1890
На картине художника Дмитриева-Оренбургского запечатлён один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов: это артиллерийский бой в ходе продолжительной осады болгарского города Плевны. Обе армии обмениваются выстрелами из пушек. В правой части картины видно, что из пушки русских вьётся белый дым. А белые дымки на дальнем плане – ответная стрельба турецкой артиллерии.
Слева на переднем плане – отряд, который отправляется на штурм крепостных стен. Вот уже подготовлена высокая выдвижная лестница, по которой они будут взбираться на крепостную стену.
В центре картины – командующий боевыми действиями. Он сидит на коне и в бинокль наблюдает за действиями врага. В правой части картины – два солдата, которые привели своего товарища, раненного в бою. Один поддерживает раненного, а второй докладывает о случившемся унтер-офицеру. За ними виден фронтовой госпиталь: медбратья – в белых халатах поверх военной формы.
Санитары и раненные на этой картине написаны не случайно. Взятие Плевны далось русским тяжело. Под стенами болгарского города полегло не меньше 25000 русских и румынских солдат, которые вместе сражались против турок.
Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе
1890
На картине художника Дмитриева-Оренбургского запечатлён один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 годов: это артиллерийский бой в ходе продолжительной осады болгарского города Плевны. Обе армии обмениваются выстрелами из пушек. В правой части картины видно, что из пушки русских вьётся белый дым. А белые дымки на дальнем плане – ответная стрельба турецкой артиллерии.
Слева на переднем плане – отряд, который отправляется на штурм крепостных стен. Вот уже подготовлена высокая выдвижная лестница, по которой они будут взбираться на крепостную стену.
В центре картины – командующий боевыми действиями. Он сидит на коне и в бинокль наблюдает за действиями врага. В правой части картины – два солдата, которые привели своего товарища, раненного в бою. Один поддерживает раненного, а второй докладывает о случившемся унтер-офицеру. За ними виден фронтовой госпиталь: медбратья – в белых халатах поверх военной формы.
Санитары и раненные на этой картине написаны не случайно. Взятие Плевны далось русским тяжело. Под стенами болгарского города полегло не меньше 25000 русских и румынских солдат, которые вместе сражались против турок.
Николай Дмитриев-Оренбургский
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года
1889
За время осады Плевны русские и румынские войска действовали вместе против засевших в городе турецких войск Османа-паши. Упорная оборона турецких войск задержала продвижение русской армии и позволила турецкому правительству укрепить Стамбул и Адрианополь. Численный перевес русских войск и блокада, начатая после третьей неудачной атаки Плевны в сентябре, привели к капитуляции города.
В последнем сражении, когда турки предприняли попытку прорыва в сторону Софии, со стороны русско-румынских войск принимало участие свыше ста тысяч человек. В ходе прорыва погибли 1700 воинов.
Туркам пришлось куда хуже: они потеряли 6 тысяч человек. А те солдаты и офицеры неприятеля, что всё же выжили, были истощены. Туркам ничего иного не оставалось, как сдаться на милость победителей. Многие из них умерли в плену. Вернувшиеся на родину были награждены серебряной медалью за оборону Плевны. Но настоящими героями были русские солдаты: они завершили осаду Плевны полной победой.
Овладение Плевной, ставшее поворотным эпизодом войны, досталось русской армии дорогой ценой: с начала июля по конец ноября наши потери составили 31 тысячу человек, потери румын – семь с половиной тысяч. Заняв город, русская армия сняла угрозу флангового удара и высвободила свыше ста тысяч человек для развёртывания зимнего наступления за Балканы.
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года
1889
За время осады Плевны русские и румынские войска действовали вместе против засевших в городе турецких войск Османа-паши. Упорная оборона турецких войск задержала продвижение русской армии и позволила турецкому правительству укрепить Стамбул и Адрианополь. Численный перевес русских войск и блокада, начатая после третьей неудачной атаки Плевны в сентябре, привели к капитуляции города.
В последнем сражении, когда турки предприняли попытку прорыва в сторону Софии, со стороны русско-румынских войск принимало участие свыше ста тысяч человек. В ходе прорыва погибли 1700 воинов.
Туркам пришлось куда хуже: они потеряли 6 тысяч человек. А те солдаты и офицеры неприятеля, что всё же выжили, были истощены. Туркам ничего иного не оставалось, как сдаться на милость победителей. Многие из них умерли в плену. Вернувшиеся на родину были награждены серебряной медалью за оборону Плевны. Но настоящими героями были русские солдаты: они завершили осаду Плевны полной победой.
Овладение Плевной, ставшее поворотным эпизодом войны, досталось русской армии дорогой ценой: с начала июля по конец ноября наши потери составили 31 тысячу человек, потери румын – семь с половиной тысяч. Заняв город, русская армия сняла угрозу флангового удара и высвободила свыше ста тысяч человек для развёртывания зимнего наступления за Балканы.
Алексей Кившенко
Сдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II) 1878 год
1880
Обороной Плевны руководил турецкий маршал Осман-паша. Это был достойный противник. С удивлением смотрит на него Александр II, слушая объяснение брата, главнокомандующего войсками на европейском театре войны, великого князя Николая Николаевича.
Трижды русские предпринимали щтурм Плевны и каждый раз неудачно. Военный инженер Э. Тотлебен посоветовал начать осаду крепости. Когда в городе начались голод и мор, Осман-паша решил идти на прорыв. Но попытка прорыва захлебнулась.
Изображённые на картине события произошли днём позже сдачи турецкой армии в плен. Сутки Осман-паша был без сабли, которую вернул ему Александр II личн, а вечером маршал отправил в Стамбул телеграмму: “…полтора месяца мы находились на осадном положении. Не получив с тех пор никакой помощи, я решился пробиться со всей армией сквозь ряды русских войск… Теперь нахожусь военнопленным вместе со всем плевненским гарнизоном. Оценив храбрость моих солдат, его императорское величество и его августейший брат удостоили меня самым благосклонным приёмом…”
Осман-паша жил в Харькове, затем ему было позволено вернуться домой. В Турции его встречали как героя (его титул “гази” означает “победоносный”). Позже Осман-паша был военным министром и командовал военными действиями в греко-турецкой войне.
Сдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II) 1878 год
1880
Обороной Плевны руководил турецкий маршал Осман-паша. Это был достойный противник. С удивлением смотрит на него Александр II, слушая объяснение брата, главнокомандующего войсками на европейском театре войны, великого князя Николая Николаевича.
Трижды русские предпринимали щтурм Плевны и каждый раз неудачно. Военный инженер Э. Тотлебен посоветовал начать осаду крепости. Когда в городе начались голод и мор, Осман-паша решил идти на прорыв. Но попытка прорыва захлебнулась.
Изображённые на картине события произошли днём позже сдачи турецкой армии в плен. Сутки Осман-паша был без сабли, которую вернул ему Александр II личн, а вечером маршал отправил в Стамбул телеграмму: “…полтора месяца мы находились на осадном положении. Не получив с тех пор никакой помощи, я решился пробиться со всей армией сквозь ряды русских войск… Теперь нахожусь военнопленным вместе со всем плевненским гарнизоном. Оценив храбрость моих солдат, его императорское величество и его августейший брат удостоили меня самым благосклонным приёмом…”
Осман-паша жил в Харькове, затем ему было позволено вернуться домой. В Турции его встречали как героя (его титул “гази” означает “победоносный”). Позже Осман-паша был военным министром и командовал военными действиями в греко-турецкой войне.
Василий Верещагин
Побеждённые. Панихида
1877
Эта удивительная по своей силе воздействия на зрителя картина показывает последствия штурма Плевны в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Нужно самому увидеть бескрайнее поле, усеянное телами убитых русских солдат, чтобы написать такое полотно.
Войну часто показывают с парадной стороны: мол, смотрите, как выглядит красивая военная форма, как слаженно маршируют солдаты и офицеры, как геройски они идут в атаку и побеждают врагов. Оборотную сторону сражений – грязную и страшную – редко показывают. Исключением из общего правила стал русский художник Василий Верещагин, который участвовал в боевых действиях, не раз смотрел смерти в глаза, имел боевую награду и погиб во время боевых действий на море.
У края поля, где ещё вчера гремели выстрелы и крики “ура”, стоят двое: командир и православный священник, который служит панихиду в память о погибших воинах. Панихида заканчивается молитвой “Вечная память”.
Люди верили, что герои, павшие на поле сражения, попадают в рай, а на земле их никогда не забудут потомки.
Побеждённые. Панихида
1877
Эта удивительная по своей силе воздействия на зрителя картина показывает последствия штурма Плевны в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Нужно самому увидеть бескрайнее поле, усеянное телами убитых русских солдат, чтобы написать такое полотно.
Войну часто показывают с парадной стороны: мол, смотрите, как выглядит красивая военная форма, как слаженно маршируют солдаты и офицеры, как геройски они идут в атаку и побеждают врагов. Оборотную сторону сражений – грязную и страшную – редко показывают. Исключением из общего правила стал русский художник Василий Верещагин, который участвовал в боевых действиях, не раз смотрел смерти в глаза, имел боевую награду и погиб во время боевых действий на море.
У края поля, где ещё вчера гремели выстрелы и крики “ура”, стоят двое: командир и православный священник, который служит панихиду в память о погибших воинах. Панихида заканчивается молитвой “Вечная память”.
Люди верили, что герои, павшие на поле сражения, попадают в рай, а на земле их никогда не забудут потомки.
Алексей Кившенко
Эпизод из Русско-турецкой войны
Идёт Русско-турецкая война 1877-1878 годов, палит артиллерия, всё в пороховом дыму, кавалеристы пытаются удержать испуганных громом пушек коней. Вооружение, подготовка и организация турецкой армии со времён Крымской войны 1853-1856 годов улучшились, появились регулярные войска, где царила дисциплина. Численность же русских войск, противостоящих туркам, в начале войны была недостаточной, и вся тяжесть боя легла на плечи пехотинцев при поддержке артиллерии. Главным оружием русской пехоты стала предшественница легендарной трёхлинейки – берданка.
Разработана винтовка была командированными в Америку русскими инженерами полковником Горловым и капитаном Гуниусом с помощью местного изобретателя – полковника Бердана. Винтовка “системы Бердана №1” с откидным затвором и металлическими патронами была принята на вооружение русской армии в 1868 году и начала массово поступать в войска незадолго до начала войны. Уже во время боевых действий вся русская пехота получила винтовку “системы Бердана №2” А на родине самого Бердана эту винтовку по справедливости назвали “русской”.
Берданки были разными – приспособленными для нужд пехоты, для драгунов и казаков. На картине видно, что казаки используют традиционное оружие кавалеристов: пики и сабли, но и необходимость берданки они понимали.
Эпизод из Русско-турецкой войны
Идёт Русско-турецкая война 1877-1878 годов, палит артиллерия, всё в пороховом дыму, кавалеристы пытаются удержать испуганных громом пушек коней. Вооружение, подготовка и организация турецкой армии со времён Крымской войны 1853-1856 годов улучшились, появились регулярные войска, где царила дисциплина. Численность же русских войск, противостоящих туркам, в начале войны была недостаточной, и вся тяжесть боя легла на плечи пехотинцев при поддержке артиллерии. Главным оружием русской пехоты стала предшественница легендарной трёхлинейки – берданка.
Разработана винтовка была командированными в Америку русскими инженерами полковником Горловым и капитаном Гуниусом с помощью местного изобретателя – полковника Бердана. Винтовка “системы Бердана №1” с откидным затвором и металлическими патронами была принята на вооружение русской армии в 1868 году и начала массово поступать в войска незадолго до начала войны. Уже во время боевых действий вся русская пехота получила винтовку “системы Бердана №2” А на родине самого Бердана эту винтовку по справедливости назвали “русской”.
Берданки были разными – приспособленными для нужд пехоты, для драгунов и казаков. На картине видно, что казаки используют традиционное оружие кавалеристов: пики и сабли, но и необходимость берданки они понимали.
Виктор Мазуровский
Парад на Марсовом поле 23 ноября 1878 года
Марсово поле – площадь в центре Санкт-Петербурга, где проводились военные парады. В том числе и в честь победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
В ознаменование этого события в 1886 году на Троицкой площади был установлен памятник. Он представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из шести рядов пушек, отбитых у турок. На верху колонны был ангел с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. В 1930 году памятник был разобран и переплавлен. В 2005 году его восстановили.
В Москве в 1887 году, в день десятилетия битвы под Плевной, на площади Ильинских Ворот (теперь здесь Ильинский сквер) состоялось открытие памятника-часовни гренадёрам – героям Плевны. Памятник был создан и установлен на деньги Русского археологического общества и солдат Московского Гренадёрского корпуса.
На территории Болгарии, где произошло много сражений между русскими и турками, находятся свыше 400 памятников русским, которые боролись за свободу болгарского народа.
Парад на Марсовом поле 23 ноября 1878 года
Марсово поле – площадь в центре Санкт-Петербурга, где проводились военные парады. В том числе и в честь победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
В ознаменование этого события в 1886 году на Троицкой площади был установлен памятник. Он представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из шести рядов пушек, отбитых у турок. На верху колонны был ангел с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. В 1930 году памятник был разобран и переплавлен. В 2005 году его восстановили.
В Москве в 1887 году, в день десятилетия битвы под Плевной, на площади Ильинских Ворот (теперь здесь Ильинский сквер) состоялось открытие памятника-часовни гренадёрам – героям Плевны. Памятник был создан и установлен на деньги Русского археологического общества и солдат Московского Гренадёрского корпуса.
На территории Болгарии, где произошло много сражений между русскими и турками, находятся свыше 400 памятников русским, которые боролись за свободу болгарского народа.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии7