Бутанский монастырь. Медитация и фандрайзинг
Залог успешной медитации – сосредоточение на одной мысли. Для этого надо чтобы другие мысли вас не беспокоили, особенно такие приземленные как «что поесть» и «где поспать». Успешной медитации российского дауншифтера в Азии хорошо способствует недвижимость в Москве, которая приносит стабильный доход и позволяет убрать из головы переживание о бытовухе. Впрочем бутанцы тоже нашли похожий выход из этой ситуации.
В первый день нашего путешествия по Бутану, мы решили подняться с высоты 2500 (на этой отметке находится столица королевства), до высоты 3650 метров, где расположен буддийский монастырь Пхаджодинг. В нем проживают около 40 молодых монахов, и это монастырь с социальным уклоном. В нем много детей-сирот. Около половины из них не получают стипендию правительства, которая бы позволяла отрешится от насущных дел и посвятить себя медитации. Но ребята творчески выходят из положения: во-первых, они радушно встречают туристов, во-вторых активно пользуются интернетом, рассказывая о себе миру и собирая деньги на жизнь общины…
Шестикилометровый подъем занял порядка 3-х часов. Видите белые точечки на вершине горы? Это и есть монастырь, куда мы карабкались:
Дорога все время была довольно крутая. Все время вверх и вверх:
В Бутане распространены ступы трех видов – тибетские, бутанские и непальские. Бутанские отличаются формой – они не колокольчиком, а кубиком, как вот эта. А монастырь тем временем все ближе и ближе. От этой ступы до него еще час пути:
Вокруг ступы развешены ритуальные флажки. Они бывают двух видов – продолговато-белые (погребальные) и квадратно-разноцветные. На тех и других написаны молитвы, которые считывает ветер и распространяет по долине. Такие флажки приманивают удачу:
Молитва на флажках окружает изображение лошади – это важный элемент культуры. Флажки даже так и называются: «лунгта», где «лунг» переводится как ветер, а «та», как лошадь:
Ступы строят, как правило, богатые люди. Если денег нет, делают маленькие ступки, величиной со столовые солонки. Они называются «цаца», с ударением на последнюю букву:
Вход в монастырь представляет собой простую арку на горном склоне. Рядом стоит башня канатной дороги:
Сверху открывается прекрасный вид. Высота тут 3600 и дышать уже сложновато. Когда поднимаешься вверх, то уже появляется одышка:
Отсюда виден город Тхимпху:
Монастырь находится на более-менее ровном пространстве, есть даже футбольное поле:
Здания храмового комплекса:
Заходим внутрь:
Когда мы проходили мимо этой парочки, один из монахов остановился и начал что-то очень яростно, как мне показалось, говорить нашему гиду, показывая на мою видеокамеру. Я даже перестал снимать, но оказалось, что он просто пригласил нас на чай:
К сожалению, сам он чай пить с нами не стал, но прислал нам молодого падавана. Этот парень живет тут уже 10 лет , но ещё в полной мере не освоил искусство медитации. Он способен «отключаться» всего на час, в то время как серьезная медитация длится куда дольше. В идеале, продвинутый монах должен медитировать 3 года, 3 месяца, 3 дня и 3 часа (с перерывами на сон и еду, разумеется). В это время монахи думают только одну мысль, освобождая свою голову от всего остального:
Чуть выше находится самый главный монастырь:
Его территория обнесена забором и внутрь никого не пускают:
На двери даже нет ручек, предполагается, что она открывается строго изнутри. Можно подать сигнал, постучав по двери специальной колотушкой, висящей рядом на веревке, но мы не стали нарушать спокойствие этого места и вернулись обратно:
В монастыре идет масштабное строительство и тут много немонахов:
Самое главное в бутанской архитектуре – это окна. Они обязательно должны быть выполнены в национальном стиле, резные и нарядные. Наши вологодские наличники, признаюсь, очень тихо курят в сторонке. Во время строительства, сооружение окон присходит сразу после закладки фундамента:
Окна и рамы делают специальные мастера.
Когда заготовка окна сделана, она попадает к резчику по дереву:
Результат поистине ошеломляет. Так (только еще и разукрашенно) выглядит практически каждое окно в Бутане. Даже на очень бедных домах. :
Рядом кипит более прозаичная работа по строительству стен и закладке фундамента. Здесь трудятся, как правило, женщины из соседней Индии – сами бутанцы предпочитают не опускаться до таких работ:
Изготовление щебенки. Процесс точно такой же, как мы недавно видели в Непале:
На следующий день мы уехали в деревню Чими-лакханг, где стены всех домов украшены магическими фаллосами святого Друкпа Кюнле. Stay Tuned!