Художник-самоучка Евсей Якимов, у которого не было рук и ног
Если бы художник-самоучка Евсей Якимов жил сегодня, то уж точно прославился бы не меньше всемирно известного Ника Вуйчича. Родившись инвалидом (у него с детства не было ног и рук) он написал не одну сотню картин, которыми восторгались известные писатели того времени Борис Рябинин и Павел Бажов. До нашего времени дошли всего несколько работ этого уникального самородка и история его жизни — история о том, как победить судьбу.
В село Верхние Сарсы Красноуфимского района и сегодня добраться проблематично даже на внедорожнике. Когда-то в этих местах снимался фильм «Тени исчезают в полдень», а сегодня от деревни осталась только тень — заброшенные избы староверов. В этой деревне в тревожные послереволюционные годы в семье кузнеца родился одиннадцатый ребёнок. Последыш родился инвалидом — ни ног, ни рук. Только вместо одной ноги отросточек-культя с тремя крючковатыми пальцами. Соседи посматривали на малыша с опасливым интересом, да только шептались — выживет или нет. А Якимовы только сплотились крепче всей семьёй и делали всё, чтобы вывести младшенького в люди.
Евсей оказался парнем смышлёным. Евсей никогда не сдавался и практически с детства обслуживал себя сам. Выучился читать и рисовать. С самого же детства у него были два костылика на кожанном ремешке. Он надевал их через шею и упирал в подмышки. Так и передвигался. Главное для него было – это самостоятельность. Когда подошёл возраст идти в школу, мать сшила заплечный мешок, и старшие носили в нём брата на занятия. А в классе специально для него сделали лежанку и стол, чтобы было удобно учиться писать. Перо для него отец смастерил тоже специальное, с особыми креплениями. И начал мальчик выводить буквы на удивление ровным и красивым почерком.
Когда начальная школа закончилась, те, кто хотел учиться дальше, шли в соседнее село. Так далеко носить подросшего Евсея уже не получалось. Но учителя не бросили талантливого и любознательного парня. Ему регулярно привозили домой задания, а он грыз гранит науки на печи, а ещё рисовал карандашом всё, что видел: кота, берёзу за окном, деда, сидящего на лавке.
Как-то в сельсовете увидели тетради парня-инвалида, оценили красоту почерка и попросили сделать плакат для местного клуба. Евсей попросил домашних расстелить кумач посреди комнаты, развести белую краску и с кисточкой в зубах ползал по полу, выводя ровные и красивые буквы. Время от времени он просил родных поднимать его над полом, чтобы оценить перспективу. Так началась карьера художника Евсея Якимова.
Довольно часто районные власти поручали Евсею Якимову самые ответственные по тому времени задания — рисовать портреты вождей. Не один портрет Сталина кисти Евсея украшал кабинеты местных чиновников. И заказы эти были для художника хорошим подспорьем. Ведь пособия по инвалидности в те времена не платили, а вот за такие портреты гонорары были не малые. Правда, однажды вышла промашка. Заказали Евсею портрет Берии в парадной форме. И так уж старался художник, выписывая тщательным образом ордена бронзой и золотом. А когда портрет бы готов, пришло известие, что Берию расстреляли. Очевидцы вспоминали, что не жалел тогда Евсей от злости крепких слов.
У Евсея был друг детства — Андрей, парень слепой от рождения. Вместе они ходили в лес по ягоды да по грибы. Андрей вёз коляску, а Евсей подсказывал ему куда идти. Благодаря этой дружбе появились многие пейзажи Евсея, ведь парни забирались в самые живописные места. А рисовал художник как правило дома, маленькие племянники были у него подмастерьями — то мольберт поставят, то на пол полотно положат, то краски выставят. А он рисовал, держа кисть в руках и перекатываясь по полотну. Так появились пейзажи окрестностей родного села. Утесы над рекой, огромные ели, неведомые дорожки могучего Урала.
После войны в заказах от земляков у художника не было недостатка — многие просили что-нибудь нарисовать, чтобы прикрыть стену у кровати. Так и появлялись на ковриках хулиганистые олени, которые пировали вместе с охотниками, разудалые тройки с ямщиками, лоси с хитрым прищуром, выглядывающие из лесу. Сколько всего было создано таких ковриков, не знает никто. Одни из них можно увидеть в экспозиции Екатеринбургского музея наивного искусства.
В 1960-х Евсей добился права на изготовление индивидуальных протезов в Москве и поехал в столицу в сопровождении матери. В институте ортопедии по спецзаказу для него сделали «руки», а главное, там он встретил прекрасную женщину Клавдию. В годы войны она ослепла и приехала подтверждать группу инвалидности. Евсей и Клавдия стали друзьями, а через год заключили брак. Художник с Урала переехал жить к своей супруге в город Балахна на Волге, где работал в мастерских художественного фонда. Умер в 1976 году.
Старожилы Красноуфимского района утверждают, что в деревнях по чуланам и чердакам и сегодня можно найти множество работ Евсея. Народный художник остался в народной памяти. Остаётся надеяться, что его работы всё же попадут в музеи.
Евсей Якимов (на переднем плане) с родными.
Евсей оказался парнем смышлёным. Евсей никогда не сдавался и практически с детства обслуживал себя сам. Выучился читать и рисовать. С самого же детства у него были два костылика на кожанном ремешке. Он надевал их через шею и упирал в подмышки. Так и передвигался. Главное для него было – это самостоятельность. Когда подошёл возраст идти в школу, мать сшила заплечный мешок, и старшие носили в нём брата на занятия. А в классе специально для него сделали лежанку и стол, чтобы было удобно учиться писать. Перо для него отец смастерил тоже специальное, с особыми креплениями. И начал мальчик выводить буквы на удивление ровным и красивым почерком.
Евсей Якимов.
Когда начальная школа закончилась, те, кто хотел учиться дальше, шли в соседнее село. Так далеко носить подросшего Евсея уже не получалось. Но учителя не бросили талантливого и любознательного парня. Ему регулярно привозили домой задания, а он грыз гранит науки на печи, а ещё рисовал карандашом всё, что видел: кота, берёзу за окном, деда, сидящего на лавке.
Тройка. Художник Евсей Якимов.
Как-то в сельсовете увидели тетради парня-инвалида, оценили красоту почерка и попросили сделать плакат для местного клуба. Евсей попросил домашних расстелить кумач посреди комнаты, развести белую краску и с кисточкой в зубах ползал по полу, выводя ровные и красивые буквы. Время от времени он просил родных поднимать его над полом, чтобы оценить перспективу. Так началась карьера художника Евсея Якимова.
Портрет Сталина. Художник Евсей Якимов.
Довольно часто районные власти поручали Евсею Якимову самые ответственные по тому времени задания — рисовать портреты вождей. Не один портрет Сталина кисти Евсея украшал кабинеты местных чиновников. И заказы эти были для художника хорошим подспорьем. Ведь пособия по инвалидности в те времена не платили, а вот за такие портреты гонорары были не малые. Правда, однажды вышла промашка. Заказали Евсею портрет Берии в парадной форме. И так уж старался художник, выписывая тщательным образом ордена бронзой и золотом. А когда портрет бы готов, пришло известие, что Берию расстреляли. Очевидцы вспоминали, что не жалел тогда Евсей от злости крепких слов.
Евсей Якимов с друзьями-односельчанами.
У Евсея был друг детства — Андрей, парень слепой от рождения. Вместе они ходили в лес по ягоды да по грибы. Андрей вёз коляску, а Евсей подсказывал ему куда идти. Благодаря этой дружбе появились многие пейзажи Евсея, ведь парни забирались в самые живописные места. А рисовал художник как правило дома, маленькие племянники были у него подмастерьями — то мольберт поставят, то на пол полотно положат, то краски выставят. А он рисовал, держа кисть в руках и перекатываясь по полотну. Так появились пейзажи окрестностей родного села. Утесы над рекой, огромные ели, неведомые дорожки могучего Урала.
Пейзаж, написанный Евсеем Якимовым.
Одна из немногих попавших в музей картин Евсея Якимова.
После войны в заказах от земляков у художника не было недостатка — многие просили что-нибудь нарисовать, чтобы прикрыть стену у кровати. Так и появлялись на ковриках хулиганистые олени, которые пировали вместе с охотниками, разудалые тройки с ямщиками, лоси с хитрым прищуром, выглядывающие из лесу. Сколько всего было создано таких ковриков, не знает никто. Одни из них можно увидеть в экспозиции Екатеринбургского музея наивного искусства.
Паспорт Евсея Якимова.
В 1960-х Евсей добился права на изготовление индивидуальных протезов в Москве и поехал в столицу в сопровождении матери. В институте ортопедии по спецзаказу для него сделали «руки», а главное, там он встретил прекрасную женщину Клавдию. В годы войны она ослепла и приехала подтверждать группу инвалидности. Евсей и Клавдия стали друзьями, а через год заключили брак. Художник с Урала переехал жить к своей супруге в город Балахна на Волге, где работал в мастерских художественного фонда. Умер в 1976 году.
Картина Евсея Якимова.
Старожилы Красноуфимского района утверждают, что в деревнях по чуланам и чердакам и сегодня можно найти множество работ Евсея. Народный художник остался в народной памяти. Остаётся надеяться, что его работы всё же попадут в музеи.
Комментарии2