Чем прославились дети знаменитых литераторов
Утверждение, что природа отдыхает на детях — то есть, что дети выдающихся людей бесталанны — почти общее место. Но история любит его опровергать. Вот, например, судьба отпрысков трёх известных литераторов трёх разных веков.
Сергей Толстой, сын Льва Толстого, XX век
Все дети Льва Николаевича были пишущими людьми, и книги их люди оценивали очень придирчиво — смогли стать такими же, как отец, или нет? В результате из внимания публики выпадал тот факт, что занимались Толстые не только литературой, да и вообще именно известными писателями становиться были не обязаны.
Сергей Львович с детства горячо интересовался музыкой. Учился играть на пианино у своей матери, Софьи Андреевны. Брал уроки и у композитора Танеева. Даже поступив юношей на физико-математический факультет Московского университета, одновременно записался на курсы при консерватории.
Неудивительно, что в историю он вошёл как музыкальный этнограф, один из первых в России. Исследовал он не только русский музыкальный фольклор, но и наследие других стран, например, Индии. В Советском Союзе вышли его сборники шотландских и французских песен, испанских народных мелодий, а ещё до революции Сергей Львович издал нотный альбом индийских песен и танцев, в версии для фортепиано.
Сергей Львович и сам сочинял, перекладывая на музыку стихи Тютчева, Пушкина, Бёрнса и других поэтов.
Великая Отечественная война застала Сергея Львовича в очень почтенном возрасте. Пережил он её тяжело и после победы вместе с родственниками отдал все силы на восстановление музея имени своего отца. Как и отец, Сергей Толстой оказался долгожителем и, несмотря на все перипетии, дожил до восьмидесяти четырёх лет.
Ада Лавлейс, дочь Джорджа Байрона, XIX век
Джордж Байрон писал романтичные стихи, которые заставляли биться сердца юношей и девушек и сам любил предстать в чужих глазах мрачным романтиком. Тем не менее, он вполне приземлённо женился на девушке по имени Аннабелла Милбенк. Аннабелла страстно любила математику, и Джордж прозвал её Королевой Параллелограммов.
Семейная жизнь Байронов не задалась. Байрон всё больше влезал в долги, но отказывался от предложений издателей – ему казалось, что они оценивают его талант недостаточными суммами. Он начал пить и в пьяном виде вёл себя с молодой женой очень агрессивно. Кроме того, семейная жизнь оказалась ему скучна, и он стал заводить интрижки. В общем, пара рассталась. После того, как Аннабелла родила дочь Августу Аду, Байрон видел девочку только раз и интереса к ней не проявлял. Ада росла маминой дочкой — так же влюблённой в математику.
Портрет маленькой Ады Байрон.
Учителями Ады были шотландский математик Огастес де Морган и Мэри Сомервилль, знаменитая тем, что перевела на английский «Трактат о небесной механике» астронома Пьера-Симона Лапласа. Именно от Сомервилль Ада впервые услышала имя Чарльза Беббиджа, одержимого изобретателя, строящего гигантскую счётную машину, которую много позже потомки назовут первым компьютером.
За строительством машины Ада следила с замиранием сердца. Это было небыстрое дело, она успела выйти замуж за лорда Лавлейса. В качестве леди Ада могла позволить себе любое экстравагантное хобби. Например, сесть, задуматься и описать алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине. Фактически, это была первая программа, специально реализованная для воспроизведения на компьютере. В отличие от машины Беббиджа, она была вполне работоспособна, так что Ада Лавлейс вошла в историю как родоначальница программирования, и ещё долго, надо сказать, после появления работающих компьютеров основную массу программистов составляли именно женщины. Вплоть до того, что именно женщины-программистки писали алгоритмы для первых американских автоматических космических аппаратов.
Ада в двадцать пять лет, акварельный портрет кисти Альфреда Эдварда Чейлона.
Помимо прочего, Ада также описала, как возможно будет применять компьютеры вне алгебры — для создания музыки и рисунков, и — что казалось тогда пустым фантазёрством — предрекала им огромную роль в развитии науки. Увы, Ада умерла в тридцать семь лет во время лечения кровопусканием.
Родриго Гарсиа, сын Габриэля Гарсиа Маркеса, XXI век
Отец стал писателем, почитаемым по всей Латинской Америке, а сын — одним из самых известных в Латинской Америке кинорежиссёром. Любители фестивалей знают его по фильмам «Женские тайны» и «Девять жизней», а более широкий зритель — по картине «Таинственный Альберт Ноббс» и работе над сериалами «Клан сопрано» и «Клиент всегда мёртв».
Конечно же, сын нобелевского лауреата с детства рос, контактируя со знаменитыми людьми, вроде поэта Пабло Неруды, режиссёра Луиса Бунюэля писателей Хулио Кортасара и Карлоса Фуэнтеса. В кино Родриго пришёл не сразу. Сначала он изучал в Гарварде историю Средних Веков и только потом перешёл в Американский институт кинематографии.
Самый частый вопрос, который слышит Родриго — не возьмётся ли он экранизировать знаменитые романы своего отца. Каждый раз режиссёр отвечает, что таких планов у него нет, но публика не перестаёт надеяться.
Комментариев пока нет