Старая Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Предлагаю Вам посмотреть работы Русского художника начала XX века, большого знатока Русской старины, Аполлинария Михайловича Васнецова, посвящённые истории средневековой Москвы. К картинам написан пояснительный текст. Это - наша История! :flowers:
Аполлинарий Васнецов
Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год: именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”.
В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.
Спустя девять лет возвёл новый “град” – деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год: именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”.
В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город.
Спустя девять лет возвёл новый “град” – деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Аполлинарий Васнецов
Двор удельного князя
Во дворе удельного князя собрались крестьяне, которые принесли ему оброк. В отличие от барщины, когда крестьяне должны были обрабатывать хозяйскую землю или выполнять другую работу в пользу князя, оброк взимался или частью произведённых в крестьянском хозяйстве продуктов, или деньгами.
Князь сидит в кресле, за ним стоят домочадцы, княжич, воевода и дружинники. Они воевали, дань собирали, могли и оброк востребовать.
Название удельного князя происходит от старославянского слова “дел” – часть. То есть он владел частью земель Русского государства. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, все остальные князья были удельными. Эти уделы часто возникали после земельных споров и войн между князьями.
Бывало, что удельные княжества дробились на более мелкие или, наоборот, сливались в единое княжество. А крестьянам приходилось платить оброк то одному хозяину, то другому. Он же их за это должен был защищать – брать “под свой щит”.
Но нередко получалось, что конница княжеских дружинников вытаптывала поля крестьян, а их самих брали в ополчение, чтобы воевать за своего удельного князя, которого они подчас и в глаза не видели!
Двор удельного князя
Во дворе удельного князя собрались крестьяне, которые принесли ему оброк. В отличие от барщины, когда крестьяне должны были обрабатывать хозяйскую землю или выполнять другую работу в пользу князя, оброк взимался или частью произведённых в крестьянском хозяйстве продуктов, или деньгами.
Князь сидит в кресле, за ним стоят домочадцы, княжич, воевода и дружинники. Они воевали, дань собирали, могли и оброк востребовать.
Название удельного князя происходит от старославянского слова “дел” – часть. То есть он владел частью земель Русского государства. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, все остальные князья были удельными. Эти уделы часто возникали после земельных споров и войн между князьями.
Бывало, что удельные княжества дробились на более мелкие или, наоборот, сливались в единое княжество. А крестьянам приходилось платить оброк то одному хозяину, то другому. Он же их за это должен был защищать – брать “под свой щит”.
Но нередко получалось, что конница княжеских дружинников вытаптывала поля крестьян, а их самих брали в ополчение, чтобы воевать за своего удельного князя, которого они подчас и в глаза не видели!
Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание (“калита” означает поясную суму для денег), скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.
Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель.
При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лесвичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году.
Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.
Но, так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче стала главным русским городом, а его самого называли “Великим князем Московским”.
Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание (“калита” означает поясную суму для денег), скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.
Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель.
При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лесвичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году.
Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.
Но, так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче стала главным русским городом, а его самого называли “Великим князем Московским”.
Аполлинарий Васнецов
Троице-Сергиева лавра. 1908-1913
На картине изображены монахи за работой в Троице-Сергиевой лавре. Начало этой подмосковной обители было положено в 1337 году братьями-отшельниками Варфоломеем и Стефаном, переселившимися из Ростова в село Радонеж. Стефан вскоре удалился в Хотьков-Покровский монастырь, а Варфоломей остался неподалёку от Радонежа, поставив церковь во имя Святой Троицы и постригшись в иноки под именем Сергия. Собравшаяся здесь братия избрала Сергия своим игуменом. Здесь впервые на Руси был введён общежитийный монастырский устав.
В XIV – XVII веках монастырь был значимым культурным центром, здесь располагалась одна из крупнейших отечественных библиотек и книгописная мастерская. Здесь жили и творили живописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, резчик Амвросий, писатели Максим Грек, Авраамий Палицын, Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый, написавшие житие основателя обители, “покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом” Сергия Радонежского, канонизированного в XV столетии.
В середине XVI века обитель была обнесена каменной стеной с двенадцатью башнями, что превратило монастырь в надёжную крепость. С 1561 года настоятели Троицкого монастыря получали сан архимандрита и звание “первого среди русских монастырских настоятелей”. В 1702 году монастырь был поставлен вторым после Киево-Печерского, а в 1744-м был возведён в степень лавры.
Троице-Сергиева лавра. 1908-1913
На картине изображены монахи за работой в Троице-Сергиевой лавре. Начало этой подмосковной обители было положено в 1337 году братьями-отшельниками Варфоломеем и Стефаном, переселившимися из Ростова в село Радонеж. Стефан вскоре удалился в Хотьков-Покровский монастырь, а Варфоломей остался неподалёку от Радонежа, поставив церковь во имя Святой Троицы и постригшись в иноки под именем Сергия. Собравшаяся здесь братия избрала Сергия своим игуменом. Здесь впервые на Руси был введён общежитийный монастырский устав.
В XIV – XVII веках монастырь был значимым культурным центром, здесь располагалась одна из крупнейших отечественных библиотек и книгописная мастерская. Здесь жили и творили живописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, резчик Амвросий, писатели Максим Грек, Авраамий Палицын, Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый, написавшие житие основателя обители, “покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом” Сергия Радонежского, канонизированного в XV столетии.
В середине XVI века обитель была обнесена каменной стеной с двенадцатью башнями, что превратило монастырь в надёжную крепость. С 1561 года настоятели Троицкого монастыря получали сан архимандрита и звание “первого среди русских монастырских настоятелей”. В 1702 году монастырь был поставлен вторым после Киево-Печерского, а в 1744-м был возведён в степень лавры.
Аполлинарий Васнецов
Старорусский город. 1899
Проникая из Ладоги в глубь русских земель, скандинавские торговые ватаги или нанятые в Киеве варяжские отряды встречали невиданные ранее многочисленные поселения, называемые местными жителями “город”, что означало “огороженное место”. Вот почему до конца XII столетия в древних скандинавских летописях наша страна называлась “Гардар” – страна укреплений, а затем уже “Гардарики” – страна городов.
Русские города представляли собой укреплённые поселения, центры княжеской власти, ремёсел, культуры и торговли. В ходе нашествия монголо-татар множество городов было сожжено дотла. Новый подъём русского градостроительства начался в конце XIV столетия. Особенно быстро развивались города, стоявшие на оживлённых торговых путях.
Средневековые города делились на внутреннюю крепость (кремль, или детинец) и посад. Центральным местом русских городов был рынок, называемый тогда “торгом” либо “торговищем”, расположенный обычно в низменной части, рядом с рекой. Большинство построек были деревянными. В условиях нашего климата деревянные дома, несмотря на угрозу пожара и недолговечность, были более практичными, хранили тепло и не отсыревали. Многие старые города и поныне радуют взор сохранившимися шедеврами уникального русского деревянного зодчества.
Старорусский город. 1899
Проникая из Ладоги в глубь русских земель, скандинавские торговые ватаги или нанятые в Киеве варяжские отряды встречали невиданные ранее многочисленные поселения, называемые местными жителями “город”, что означало “огороженное место”. Вот почему до конца XII столетия в древних скандинавских летописях наша страна называлась “Гардар” – страна укреплений, а затем уже “Гардарики” – страна городов.
Русские города представляли собой укреплённые поселения, центры княжеской власти, ремёсел, культуры и торговли. В ходе нашествия монголо-татар множество городов было сожжено дотла. Новый подъём русского градостроительства начался в конце XIV столетия. Особенно быстро развивались города, стоявшие на оживлённых торговых путях.
Средневековые города делились на внутреннюю крепость (кремль, или детинец) и посад. Центральным местом русских городов был рынок, называемый тогда “торгом” либо “торговищем”, расположенный обычно в низменной части, рядом с рекой. Большинство построек были деревянными. В условиях нашего климата деревянные дома, несмотря на угрозу пожара и недолговечность, были более практичными, хранили тепло и не отсыревали. Многие старые города и поныне радуют взор сохранившимися шедеврами уникального русского деревянного зодчества.
Аполлинарий Васнецов
Оборона города
Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингис-хана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.
Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Куликовской битвы, Тохтамыш напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не одолеть.
Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами. Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. Начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…
Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.
Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…
Оборона города
Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингис-хана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.
Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Куликовской битвы, Тохтамыш напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не одолеть.
Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами. Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. Начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…
Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.
Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…
Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Иване III. 1921
Согласно известной пословице “Москва не сразу строилась”, столица России росла и хорошела усилиями многих людей и в разные времена. При Иване III началось большое строительство в Кремле. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. Тогда в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.
Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу, центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-1479), Благовещенским собором (1484-1489), Грановитой палатой (1487-1491), Архангельским собором (1505-1508) и колокольней “Иван Великий”.
Ивана III называли “собирателем державы”: он присоединял к Москве не подмосковные города, а целые княжества. За время правления Ивана III сложилось единое централизованное государство, в состав которого вошли Новгородская республика, долгое время бывшая соперницей Москвы, Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.
Московский Кремль при Иване III. 1921
Согласно известной пословице “Москва не сразу строилась”, столица России росла и хорошела усилиями многих людей и в разные времена. При Иване III началось большое строительство в Кремле. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. Тогда в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.
Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу, центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-1479), Благовещенским собором (1484-1489), Грановитой палатой (1487-1491), Архангельским собором (1505-1508) и колокольней “Иван Великий”.
Ивана III называли “собирателем державы”: он присоединял к Москве не подмосковные города, а целые княжества. За время правления Ивана III сложилось единое централизованное государство, в состав которого вошли Новгородская республика, долгое время бывшая соперницей Москвы, Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.
Аполлинарий Васнецов
В Московском Кремле
На картине Иван III показывает гостям панораму Соборной площади. На переднем плане мы видим архитектурные детали строящегося Архангельского собора, архитектором которого был приглашённый венецианец Алевиз Фрязин Новый. В XIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского, Михаилом Ярославичем. В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом. Он был самым большим из построенных в Кремле и возведён в благодарность за избавление Москвы от голода.
На Соборной площади уже возведены Успенский собор, Благовещенский собор и Грановитая палата.
В Московском Кремле
На картине Иван III показывает гостям панораму Соборной площади. На переднем плане мы видим архитектурные детали строящегося Архангельского собора, архитектором которого был приглашённый венецианец Алевиз Фрязин Новый. В XIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского, Михаилом Ярославичем. В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом. Он был самым большим из построенных в Кремле и возведён в благодарность за избавление Москвы от голода.
На Соборной площади уже возведены Успенский собор, Благовещенский собор и Грановитая палата.
Аполлинарий Васнецов
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя. 1900-е
На картине изображён традиционный кулачный бой. Бои чаще всего проходили в период от Рождества до Крещения, на Масленицу. Действовали строгие правила боя: лежачего не бить, не наносить удара сзади – противники должны стоять лицом к лицу. В старину ни один праздник не обходился без кулачного боя.
Дети соревновались, играя в игры: “Царь горы”, “Куча мала”, “Взятие снежного городка”. Так воспитывались настоящие мужчины, будущие защитники Родины. Подростки участвовали уже в настоящих кулачных боях и бились со сверстниками. Это правило действовало и для остальных бойцов: молодые люди и взрослые – “сильные бойцы” – сражались в рамках своей возрастной группы. Обычно подростки начинали бой, а взрослые мужчины завершали его.
Были два способа боя: “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”. Первый способ предполагал, что бойцы, выстроившись в ряд, должны удержать его под давлением “стенки” противника. В “сцеплялке-свалке” каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до победы, после чего “сцеплялся” с другим противником.
Бои заканчивались пиром победителей и побеждённых. В общем застолье забывались невольные обиды: ведь сегодняшние проигравшие в следующем бою могли стать победителями.
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя. 1900-е
На картине изображён традиционный кулачный бой. Бои чаще всего проходили в период от Рождества до Крещения, на Масленицу. Действовали строгие правила боя: лежачего не бить, не наносить удара сзади – противники должны стоять лицом к лицу. В старину ни один праздник не обходился без кулачного боя.
Дети соревновались, играя в игры: “Царь горы”, “Куча мала”, “Взятие снежного городка”. Так воспитывались настоящие мужчины, будущие защитники Родины. Подростки участвовали уже в настоящих кулачных боях и бились со сверстниками. Это правило действовало и для остальных бойцов: молодые люди и взрослые – “сильные бойцы” – сражались в рамках своей возрастной группы. Обычно подростки начинали бой, а взрослые мужчины завершали его.
Были два способа боя: “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”. Первый способ предполагал, что бойцы, выстроившись в ряд, должны удержать его под давлением “стенки” противника. В “сцеплялке-свалке” каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до победы, после чего “сцеплялся” с другим противником.
Бои заканчивались пиром победителей и побеждённых. В общем застолье забывались невольные обиды: ведь сегодняшние проигравшие в следующем бою могли стать победителями.
Аполлинарий Васнецов
Площадь в городе московских времён
Столица России – Москва, а её “сердце” расположено на Красной площади. Сейчас на самом подступе к ней расположен “нулевой километр”. В старину же “центральным” считалось “царское” – Лобное место.
А ещё раньше, во времена, изображённые на картине, здесь располагался торг, то есть, говоря по-современному, рынок. После большого московского пожара, произошедшего в 1493 году, Иван III велел расчистить место перед новыми Кремлёвскими стенами, чтобы огонь пожаров не смог перекидываться от здания к зданию. Это место тогда так и называли – “Пожар”. Но со временем Кремль был окружён широким рвом, и бойкая торговля на границе Кремля и посада возобновилась. Правда, называлась эта площадь, так не похожая на привычную нам современную, Троицкой – по названию одной из деревянных церквей. Красной, то есть красивой, площадь стали называть уже после постройки Китайгородской стены.
Площадь в городе московских времён
Столица России – Москва, а её “сердце” расположено на Красной площади. Сейчас на самом подступе к ней расположен “нулевой километр”. В старину же “центральным” считалось “царское” – Лобное место.
А ещё раньше, во времена, изображённые на картине, здесь располагался торг, то есть, говоря по-современному, рынок. После большого московского пожара, произошедшего в 1493 году, Иван III велел расчистить место перед новыми Кремлёвскими стенами, чтобы огонь пожаров не смог перекидываться от здания к зданию. Это место тогда так и называли – “Пожар”. Но со временем Кремль был окружён широким рвом, и бойкая торговля на границе Кремля и посада возобновилась. Правда, называлась эта площадь, так не похожая на привычную нам современную, Троицкой – по названию одной из деревянных церквей. Красной, то есть красивой, площадь стали называть уже после постройки Китайгородской стены.
Аполлинарий Васнецов
В горнице древнерусского дома московских времён
На женской половине богатого русского дома живут женщины разного возраста и социального положения. С ними – и их малые дети.
В левой части картины изображена, похоже, мать хозяина этих хором. Старушка старается держаться поближе к печке. Она смотрит, как служанка катает на лошадке её внука. Второй внук, постарше, забившись в угол, пытается читать и писать, хотя при такой суете это и непросто.
В центре картины – девушка на выданье: при скудном свете витражных окошек она примеряет головные украшения. Сейчас у неё на голове кокошник, а мать предлагает ей примерить другой головной убор.
Через открытую дверь видна спальня. На постели горкой лежат подушки, стоят сундуки с вещами.
Стены дома, несмотря на явное богатство, не каменные: они сложены из брёвен. Деревянный дом – традиционное русское жилище. Сейчас в городе не найти “срубную избу” – её вытеснили каменные дома. Зато в деревнях и сёлах они сохранились. В деревянном доме в жару прохладно, а зимой тепло, да и аромат дерева особенный, его ничем не заменить.
В горнице древнерусского дома московских времён
На женской половине богатого русского дома живут женщины разного возраста и социального положения. С ними – и их малые дети.
В левой части картины изображена, похоже, мать хозяина этих хором. Старушка старается держаться поближе к печке. Она смотрит, как служанка катает на лошадке её внука. Второй внук, постарше, забившись в угол, пытается читать и писать, хотя при такой суете это и непросто.
В центре картины – девушка на выданье: при скудном свете витражных окошек она примеряет головные украшения. Сейчас у неё на голове кокошник, а мать предлагает ей примерить другой головной убор.
Через открытую дверь видна спальня. На постели горкой лежат подушки, стоят сундуки с вещами.
Стены дома, несмотря на явное богатство, не каменные: они сложены из брёвен. Деревянный дом – традиционное русское жилище. Сейчас в городе не найти “срубную избу” – её вытеснили каменные дома. Зато в деревнях и сёлах они сохранились. В деревянном доме в жару прохладно, а зимой тепло, да и аромат дерева особенный, его ничем не заменить.
Аполлинарий Васнецов
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921
Воскресенский мост (его ещё называли “Курятный”) – первый каменный мост в Москве через реку Неглинную в районе Воскресенских (Иверских) ворот, на современной Манежной площади, напротив Тверской улицы. Раньше тут была деревянная переправа в самом центре столицы – Кремль и Китай-город с Белым городом. Переправлявшиеся здесь через реку Неглинку дальше прямым ходом отправлялись в Тверь. Предприимчивому Борису Годунову не нравилась деревянная переправа, и он приказал построить каменный мост. Строительство велось в 1601-1603 годах.
Под крышей можно было прогуливаться, торговать и не бояться ни снега, ни дождя, ни ветра. Но после, когда Москву восстанавливали и перестраивали, мост был засыпан землёй, и о нём забыли. Только в начале XXI века вспомнили, что мост представлял собой историческую ценность. Стали мост откапывать, а то, что сохранилось, реставрировать. Сейчас сооружения Воскресенского моста – центральное место экспозиции Музея археологии Москвы.
Но вот реку Неглинную, через которую он был переброшен, из подземелья выводить на свет не будут. Она хоть и историческая – наравне с Москвой-рекой, но уж очень своенравная. Москвичи не раз страдали от её разливов. И Неглинную пустили по трубам под землёй.
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921
Воскресенский мост (его ещё называли “Курятный”) – первый каменный мост в Москве через реку Неглинную в районе Воскресенских (Иверских) ворот, на современной Манежной площади, напротив Тверской улицы. Раньше тут была деревянная переправа в самом центре столицы – Кремль и Китай-город с Белым городом. Переправлявшиеся здесь через реку Неглинку дальше прямым ходом отправлялись в Тверь. Предприимчивому Борису Годунову не нравилась деревянная переправа, и он приказал построить каменный мост. Строительство велось в 1601-1603 годах.
Под крышей можно было прогуливаться, торговать и не бояться ни снега, ни дождя, ни ветра. Но после, когда Москву восстанавливали и перестраивали, мост был засыпан землёй, и о нём забыли. Только в начале XXI века вспомнили, что мост представлял собой историческую ценность. Стали мост откапывать, а то, что сохранилось, реставрировать. Сейчас сооружения Воскресенского моста – центральное место экспозиции Музея археологии Москвы.
Но вот реку Неглинную, через которую он был переброшен, из подземелья выводить на свет не будут. Она хоть и историческая – наравне с Москвой-рекой, но уж очень своенравная. Москвичи не раз страдали от её разливов. И Неглинную пустили по трубам под землёй.
Аполлинарий Васнецов
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Спешат по заснеженным улицам древнего Кремля гонцы. Наверное, они едут из царского дворца с важным известием, которое нужно доставить срочно. Сейчас посыльного мы стали называть французским словом “курьер”, что переводится как “бегун”. Наверное, такие гонцы существовали всегда, но известны они нам со времён античности.
В России в XVI-XVII столетиях регулярными почтовыми и транзитными перевозками заведовал Ямской приказ. Возглавлялся он обычно боярином. Ямской приказ следил за устройством и надлежащим содержанием ямов – почтовых станций, где гонцы могли быстро сменить загнанных лошадей на отдохнувших и, не медля, продолжить свой путь.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Спешат по заснеженным улицам древнего Кремля гонцы. Наверное, они едут из царского дворца с важным известием, которое нужно доставить срочно. Сейчас посыльного мы стали называть французским словом “курьер”, что переводится как “бегун”. Наверное, такие гонцы существовали всегда, но известны они нам со времён античности.
В России в XVI-XVII столетиях регулярными почтовыми и транзитными перевозками заведовал Ямской приказ. Возглавлялся он обычно боярином. Ямской приказ следил за устройством и надлежащим содержанием ямов – почтовых станций, где гонцы могли быстро сменить загнанных лошадей на отдохнувших и, не медля, продолжить свой путь.
Аполлинарий Васнецов
Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926
В Москве, как и в других старинных русских городах, есть площади, в названии которых присутствуют слова “застава” или “ворота”. Они были раньше, но мешали проезду транспорта, и их снесли. Именно так и произошло с Мясницкими воротами, которые вы видите на картине. По деревянному настилу едут в каретах богатые люди, а кто победнее да попроще – на санях и не по настилу. Многие москвичи спешили сюда, чтобы зайти в мясную лавку.
Башни с воротами давно нет, а название осталось в площади Мясницких ворот, к которым ведёт Мясницкая же улица. Одними из первых жителей Мясницкой были “переведённые” новгородцы: после присоединения Новгорода Иван III перевёл в Москву представителей богатых или знатных семейств.
В конце XVII – начале XVIII века мясная торговля была вытеснена к Земляному Валу, затем и сам торг был уничтожен, но название сохранилось за улицей.
При Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлём и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил царь. На улице стали селиться дворяне и новая аристократия во главе с князем Меншиковым. Дворянской улица оставалась и в XIX веке.
Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926
В Москве, как и в других старинных русских городах, есть площади, в названии которых присутствуют слова “застава” или “ворота”. Они были раньше, но мешали проезду транспорта, и их снесли. Именно так и произошло с Мясницкими воротами, которые вы видите на картине. По деревянному настилу едут в каретах богатые люди, а кто победнее да попроще – на санях и не по настилу. Многие москвичи спешили сюда, чтобы зайти в мясную лавку.
Башни с воротами давно нет, а название осталось в площади Мясницких ворот, к которым ведёт Мясницкая же улица. Одними из первых жителей Мясницкой были “переведённые” новгородцы: после присоединения Новгорода Иван III перевёл в Москву представителей богатых или знатных семейств.
В конце XVII – начале XVIII века мясная торговля была вытеснена к Земляному Валу, затем и сам торг был уничтожен, но название сохранилось за улицей.
При Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлём и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил царь. На улице стали селиться дворяне и новая аристократия во главе с князем Меншиковым. Дворянской улица оставалась и в XIX веке.
Аполлинарий Васнецов
Семиверхая угловая башня Белого города. XVII век. 1924
Белый город – историческая местность Москвы. Теперь на его месте находится Бульварное кольцо. А в прежние времена Белый город, как Кремль и Китай-город, был обнесён мощной стеной с башнями. Протяжённость этой стены превышала девять километров.
В стене было 27 башен. 17 из них были “глухими”, то есть в них не было ворот для проезда, в десяти других башнях через ворота можно было проехать. Самой большой и самой красивой среди всех была Семиверхая башня, которую вы видите на картине. Она названа так потому, что её венчали семь башенок – шатров, шесть вокруг самой большой, центральной. Конечно, она была создана не для красоты, а для защиты города от набегов кочевников. Пушки башни были нацелены на Крымский брод – наиболее опасную окраину Москвы, откуда часто совершала набеги татарская конница.
Постепенно стены Белого города ветшали, москвичи брали камни для собственных нужд, да и правительство не щадило этот памятник старины. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей стали использовать для постройки казённых зданий.
Семиверхая угловая башня Белого города. XVII век. 1924
Белый город – историческая местность Москвы. Теперь на его месте находится Бульварное кольцо. А в прежние времена Белый город, как Кремль и Китай-город, был обнесён мощной стеной с башнями. Протяжённость этой стены превышала девять километров.
В стене было 27 башен. 17 из них были “глухими”, то есть в них не было ворот для проезда, в десяти других башнях через ворота можно было проехать. Самой большой и самой красивой среди всех была Семиверхая башня, которую вы видите на картине. Она названа так потому, что её венчали семь башенок – шатров, шесть вокруг самой большой, центральной. Конечно, она была создана не для красоты, а для защиты города от набегов кочевников. Пушки башни были нацелены на Крымский брод – наиболее опасную окраину Москвы, откуда часто совершала набеги татарская конница.
Постепенно стены Белого города ветшали, москвичи брали камни для собственных нужд, да и правительство не щадило этот памятник старины. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей стали использовать для постройки казённых зданий.
Аполлинарий Васнецов
Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют, что русский народ был любознательным и образованным. В Москве, под стенами Кремля, на Спасском мосту, было множество лавок, в которых торговали лубочными картинками и книжицами. Сейчас моста уже нет. Он простоял с 1516 по 1812 год.
После 1812 года Спасский мост был разобран, и местные книготорговцы окончательно переселились на Никольскую улицу.
Конечно, книги, рукописные и печатные, можно было купить не только у Спасского моста. Их продавали в самых неожиданных местах: в пушном ряду или шапочном, скорняжном или рыбном. Покупаешь себе меховую шапку, а тут на глаза интересная книжица попалась. Больше всего книг продавалось в овощном ряду. Здесь было больше всего покупателей.
Сначала Спасский мост был деревянным, а с XVII века, как это и показано на картине, мост был отстроен из камня.
Назывался Спасский мост также ещё и Поповским кресцом, потому что на нём вплоть до конца XVIII века происходил наём священников, не имевших приходов, для различных домовых церквей.
А книги в Москве сейчас, как и в старину, можно купить не только в книжных магазинах, но и в киосках и на “развалах” – в любой части города.
Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют, что русский народ был любознательным и образованным. В Москве, под стенами Кремля, на Спасском мосту, было множество лавок, в которых торговали лубочными картинками и книжицами. Сейчас моста уже нет. Он простоял с 1516 по 1812 год.
После 1812 года Спасский мост был разобран, и местные книготорговцы окончательно переселились на Никольскую улицу.
Конечно, книги, рукописные и печатные, можно было купить не только у Спасского моста. Их продавали в самых неожиданных местах: в пушном ряду или шапочном, скорняжном или рыбном. Покупаешь себе меховую шапку, а тут на глаза интересная книжица попалась. Больше всего книг продавалось в овощном ряду. Здесь было больше всего покупателей.
Сначала Спасский мост был деревянным, а с XVII века, как это и показано на картине, мост был отстроен из камня.
Назывался Спасский мост также ещё и Поповским кресцом, потому что на нём вплоть до конца XVIII века происходил наём священников, не имевших приходов, для различных домовых церквей.
А книги в Москве сейчас, как и в старину, можно купить не только в книжных магазинах, но и в киосках и на “развалах” – в любой части города.
Аполлинарий Васнецов
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
На Соборную площадь Московского Кремля в старину могли приходить люди разного звания, от богачей до простых торговцев и нищих. Проносились стрельцы на конях – они охраняли Кремль. Люди посещали церкви. В левой части картины можно увидеть юродивого. Он бежит рядом с санями, которыми правит богач. Юродивые говорили людям всю правду о них, даже если эта правда не нравилась.
Соборная площадь Кремля – и в старину, и сейчас – является центром Кремля и российской столицы, Москвы, и “сердцем” России. Со всех сторон площадь окружают старинные соборы и палаты. Это Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы, Ризоположенская церковь и колокольня “Иван Великий”. В XXI веке мы видим Соборную площадь такой же, какой она была в конце XV века. Изменилась мода, нет больше царя, но здания здесь всё те же. Многие из них были построены специально для этого приглашёнными итальянскими архитекторами. С Соборной площадью связано много важнейших событий в российской истории. В Успенском соборе венчали на царство великих князей и царей, а потом и императоров. В Архангельском соборе похоронены многие из них. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земские соборы, на которых решались важнейшие дела государства.
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
На Соборную площадь Московского Кремля в старину могли приходить люди разного звания, от богачей до простых торговцев и нищих. Проносились стрельцы на конях – они охраняли Кремль. Люди посещали церкви. В левой части картины можно увидеть юродивого. Он бежит рядом с санями, которыми правит богач. Юродивые говорили людям всю правду о них, даже если эта правда не нравилась.
Соборная площадь Кремля – и в старину, и сейчас – является центром Кремля и российской столицы, Москвы, и “сердцем” России. Со всех сторон площадь окружают старинные соборы и палаты. Это Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы, Ризоположенская церковь и колокольня “Иван Великий”. В XXI веке мы видим Соборную площадь такой же, какой она была в конце XV века. Изменилась мода, нет больше царя, но здания здесь всё те же. Многие из них были построены специально для этого приглашёнными итальянскими архитекторами. С Соборной площадью связано много важнейших событий в российской истории. В Успенском соборе венчали на царство великих князей и царей, а потом и императоров. В Архангельском соборе похоронены многие из них. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земские соборы, на которых решались важнейшие дела государства.
Аполлинарий Васнецов
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Значение Красной площади в XVII веке поднялось, а её архитектурный облик изменился. В 1624-1625 годах была надстроена и украшена скульптурой Фроловская (так раньше называлась Спасская) башня, через её ворота осуществлялись торжественные выходы царя и патриарха. Наиболее пышная из таких процессий, “шествие на осляти” в Вербное воскресенье, направлялась от Успенского собора через Спасские ворота к собору Покрова что на Рву (храму Василия Блаженного). В шествии, возглавляемом патриархом и царём, участвовали духовенство и многочисленная знать, стрельцы и певчие. Через Воскресенские ворота в северной части Красной площади въезжали послы заморских стран, там же размещался Сытный отдаточный двор – место выдачи жалованья служилым людям. В другой части Красной площади, между Покровским собором и Спасскими воротами, располагалась Тиунская изба – место сбора налогов и пошлин и центр управления московскими церквями.
В начале Никольской улицы в память об избавлении от польско-литовских интервентов в 1636-1637 годах был возведён Казанский собор. Площадь была вымощена брёвнами, и на ней кипела оживлённая торговля с лотков. У моста возле Спасских ворот продавали книги и лубки, а у Никольских ворот торговали горячими блинами и пирогами. Торговцы полотном, рубахами, калачами и квасом собирались возле Лобного места.
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Значение Красной площади в XVII веке поднялось, а её архитектурный облик изменился. В 1624-1625 годах была надстроена и украшена скульптурой Фроловская (так раньше называлась Спасская) башня, через её ворота осуществлялись торжественные выходы царя и патриарха. Наиболее пышная из таких процессий, “шествие на осляти” в Вербное воскресенье, направлялась от Успенского собора через Спасские ворота к собору Покрова что на Рву (храму Василия Блаженного). В шествии, возглавляемом патриархом и царём, участвовали духовенство и многочисленная знать, стрельцы и певчие. Через Воскресенские ворота в северной части Красной площади въезжали послы заморских стран, там же размещался Сытный отдаточный двор – место выдачи жалованья служилым людям. В другой части Красной площади, между Покровским собором и Спасскими воротами, располагалась Тиунская изба – место сбора налогов и пошлин и центр управления московскими церквями.
В начале Никольской улицы в память об избавлении от польско-литовских интервентов в 1636-1637 годах был возведён Казанский собор. Площадь была вымощена брёвнами, и на ней кипела оживлённая торговля с лотков. У моста возле Спасских ворот продавали книги и лубки, а у Никольских ворот торговали горячими блинами и пирогами. Торговцы полотном, рубахами, калачами и квасом собирались возле Лобного места.
Аполлинарий Васнецов
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901
Идут по улицам Москвы скоморохи. Были они одновременно и актёрами, и певцами, и танцорами, и дрессировщиками зверей, и кукольниками, и авторами шуток и смешных пьесок, которые сами же и разыгрывали. Эти бродячие комические актёры производили много шума: гудели в гуделки, волынки и жалейки, били в бубны, играли на домрах и гуслях. На них часто были личины – маски, а одевались они, как шуты гороховые, во всё яркое, пёстрое и необычное. Исполняли глумы – то есть глумились то над толстым купцом, а то и над самим князем! Конечно, скоморохам часто “доставалось на орехи”. Людям запрещали слушать их глупые шуточки. Часто скоморохи объединялись в ватаги. Одну из таких ватаг мы и видим на картине.
Но какой же праздник без веселья? А где веселье – там и скоморохи. Пусть и в нарушение строгих правил.
Шуты-весельчаки были всегда, но точно известно, что на Руси они появились в середине XI века: они изображены на фресках в Софийском соборе в городе Киеве. А собор этот построен был в 1037 году.
Особенно много их было с XV по XVII века, а вот в XVIII веке скоморохи стали постепенно исчезать. Их место заняли балаганы и райки – маленькие народные комические театры. Они не имели постоянного здания, а собирались по мере необходимости во время ярмарок и гуляний.
В Западной Европе такие бродячие комические актёры назывались “жонглёрами”, “трубадурами”, “вагантами” и “менестрелями”
.Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901
Идут по улицам Москвы скоморохи. Были они одновременно и актёрами, и певцами, и танцорами, и дрессировщиками зверей, и кукольниками, и авторами шуток и смешных пьесок, которые сами же и разыгрывали. Эти бродячие комические актёры производили много шума: гудели в гуделки, волынки и жалейки, били в бубны, играли на домрах и гуслях. На них часто были личины – маски, а одевались они, как шуты гороховые, во всё яркое, пёстрое и необычное. Исполняли глумы – то есть глумились то над толстым купцом, а то и над самим князем! Конечно, скоморохам часто “доставалось на орехи”. Людям запрещали слушать их глупые шуточки. Часто скоморохи объединялись в ватаги. Одну из таких ватаг мы и видим на картине.
Но какой же праздник без веселья? А где веселье – там и скоморохи. Пусть и в нарушение строгих правил.
Шуты-весельчаки были всегда, но точно известно, что на Руси они появились в середине XI века: они изображены на фресках в Софийском соборе в городе Киеве. А собор этот построен был в 1037 году.
Особенно много их было с XV по XVII века, а вот в XVIII веке скоморохи стали постепенно исчезать. Их место заняли балаганы и райки – маленькие народные комические театры. Они не имели постоянного здания, а собирались по мере необходимости во время ярмарок и гуляний.
В Западной Европе такие бродячие комические актёры назывались “жонглёрами”, “трубадурами”, “вагантами” и “менестрелями”
Аполлинарий Васнецов
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
От века к веку Москва росла и хорошела. И украшением Москвы всегда был её центр, соборы Кремля на высоком Боровицком холме. На этой картине, кроме Кремля, мы видим Всехсвятский каменный мост. Это первый постоянный каменный мост через Москву-реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643-м, но окончательно достроенный в 1682-1692 годах. Соединял Замоскворечье с Белым городом через Всехсвятские ворота, по которым и был назван. Находился немного выше устья Неглинки – “Трубы” – и Водовзводной башни Московского Кремля.
Он представлял собой выдающееся архитектурное и инженерное сооружение, считался одним из чудес Москвы. Существовал, со значительными утратами, до 1858 года.
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
От века к веку Москва росла и хорошела. И украшением Москвы всегда был её центр, соборы Кремля на высоком Боровицком холме. На этой картине, кроме Кремля, мы видим Всехсвятский каменный мост. Это первый постоянный каменный мост через Москву-реку в XVII веке, задуманный и начатый в 1643-м, но окончательно достроенный в 1682-1692 годах. Соединял Замоскворечье с Белым городом через Всехсвятские ворота, по которым и был назван. Находился немного выше устья Неглинки – “Трубы” – и Водовзводной башни Московского Кремля.
Он представлял собой выдающееся архитектурное и инженерное сооружение, считался одним из чудес Москвы. Существовал, со значительными утратами, до 1858 года.
Аполлинарий Васнецов
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Воскресенский мост (Курятный мост) долгое время был украшением и гордостью Москвы. Его построили при Борисе Годунове.
На мосту были зубцы, как на Кремлёвской стене. Река Неглинная в районе Воскресенского моста была перегорожена плотиной ещё в начале XVI века по указу Василия III. В результате разлился обширный пруд. У плотины поставили мельницы, а рядом, на низком правом берегу, устроили мучные лавки. Местный торг славился пряниками замысловатой формы, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. Отсюда до Троицкого моста тянулись торговые ряды, где торговали в основном квасом и блинами.
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Воскресенский мост (Курятный мост) долгое время был украшением и гордостью Москвы. Его построили при Борисе Годунове.
На мосту были зубцы, как на Кремлёвской стене. Река Неглинная в районе Воскресенского моста была перегорожена плотиной ещё в начале XVI века по указу Василия III. В результате разлился обширный пруд. У плотины поставили мельницы, а рядом, на низком правом берегу, устроили мучные лавки. Местный торг славился пряниками замысловатой формы, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. Отсюда до Троицкого моста тянулись торговые ряды, где торговали в основном квасом и блинами.
Аполлинарий Васнецов
Движение пешеходов и экипажей на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
Три столетия назад на месте современной Манежной площади в Москве располагался Воскресенский мост над рекой Неглинной. Это был не просто мост, а ещё и рынок. Этот мост-переход, связывающий Кремль с Белым городом, был необычен тем, что, по предположениям историков, имел изначально двускатную крышу, поддерживаемую высокими арками, характерную больше для западноевропейских городов.
Славился он торговлей разнообразными пряниками всевозможных форм и с начинками на любой вкус, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. “Вероятно, - писал Аполлинарий Васнецов, - в вечернюю пору вид отсюда был очарователен, когда окружающие стены и башни отражались в зеркальной воде прудов”. По мнению живописца, крыша над мостом могла сгореть в огне одного из многочисленных московских пожаров или же обрушиться от ветхости и снега. Новую крышу не поставили, а со временем исчез и сам мост – Неглинную заключили в трубу, а мост засыпали. Фрагменты Воскресенского моста были обнаружены археологами в 1994 году.
Движение пешеходов и экипажей на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
Три столетия назад на месте современной Манежной площади в Москве располагался Воскресенский мост над рекой Неглинной. Это был не просто мост, а ещё и рынок. Этот мост-переход, связывающий Кремль с Белым городом, был необычен тем, что, по предположениям историков, имел изначально двускатную крышу, поддерживаемую высокими арками, характерную больше для западноевропейских городов.
Славился он торговлей разнообразными пряниками всевозможных форм и с начинками на любой вкус, а ещё “сахарным хрустом”, то есть леденцами. “Вероятно, - писал Аполлинарий Васнецов, - в вечернюю пору вид отсюда был очарователен, когда окружающие стены и башни отражались в зеркальной воде прудов”. По мнению живописца, крыша над мостом могла сгореть в огне одного из многочисленных московских пожаров или же обрушиться от ветхости и снега. Новую крышу не поставили, а со временем исчез и сам мост – Неглинную заключили в трубу, а мост засыпали. Фрагменты Воскресенского моста были обнаружены археологами в 1994 году.
Аполлинарий Васнецов
Городская площадь XVII века
Городские площади возникли в качестве торга, то есть рынка, на свободных от застройки пустырях, перед проездными воротами крепостных стен. Собирались на площадях не только присмотреть товар для покупки, прицениться да поторговаться. В старину здесь устраивались народные собрания – вече. Позже на площадях оглашались царские указы, устраивались публичные казни. Служили площади и местом народных увеселений, таких, как скоморошьи представления и кулачные бои.
Старейшая московская площадь – Красная, а самая известная из столичных площадей, возникших в XVII веке, была Разгуляй, образовавшаяся на перекрёстке дорог в Рубцово-Покровское, Измайлово и Немецкую слободу.
Городская площадь XVII века
Городские площади возникли в качестве торга, то есть рынка, на свободных от застройки пустырях, перед проездными воротами крепостных стен. Собирались на площадях не только присмотреть товар для покупки, прицениться да поторговаться. В старину здесь устраивались народные собрания – вече. Позже на площадях оглашались царские указы, устраивались публичные казни. Служили площади и местом народных увеселений, таких, как скоморошьи представления и кулачные бои.
Старейшая московская площадь – Красная, а самая известная из столичных площадей, возникших в XVII веке, была Разгуляй, образовавшаяся на перекрёстке дорог в Рубцово-Покровское, Измайлово и Немецкую слободу.
Аполлинарий Васнецов
Москва. Конец XVII века
На протяжении XVII столетия внутри Земляного города (сейчас это Садовое кольцо) происходило уплотнение застройки. А за его пределами продолжали строиться многочисленные слободы, в пригородах воздвигались новые царские резиденции – деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, дворцы в сёлах Алексеевское и Измайловское.
Со второй половины XVII столетия всё чаще здания возводили по заранее намеченному плану, согласовывая их внешний вид с окружающими строениями. С особым размахом строились роскошные здания государственного назначения, Гостиный двор в Китай-городе, государевы дворы – Конюшенный, Печатный, Пушечный и другие. В ряде монастырей, в том числе в Новодевичьем, были сооружены высокие колокольни. Время конца XVII века знаменуется появлением в Москве храмов, построенных в стиле Нарышкинского барокко, с характерной центрической композицией и богатым декором. Среди архитектурных шедевров этой эпохи выделяются Святые ворота Крутицкого подворья, церкви Вознесения в Кадашах и Покрова в Филях, новаторская для своего времени церковь Успения на Покровке.
Москва. Конец XVII века
На протяжении XVII столетия внутри Земляного города (сейчас это Садовое кольцо) происходило уплотнение застройки. А за его пределами продолжали строиться многочисленные слободы, в пригородах воздвигались новые царские резиденции – деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, дворцы в сёлах Алексеевское и Измайловское.
Со второй половины XVII столетия всё чаще здания возводили по заранее намеченному плану, согласовывая их внешний вид с окружающими строениями. С особым размахом строились роскошные здания государственного назначения, Гостиный двор в Китай-городе, государевы дворы – Конюшенный, Печатный, Пушечный и другие. В ряде монастырей, в том числе в Новодевичьем, были сооружены высокие колокольни. Время конца XVII века знаменуется появлением в Москве храмов, построенных в стиле Нарышкинского барокко, с характерной центрической композицией и богатым декором. Среди архитектурных шедевров этой эпохи выделяются Святые ворота Крутицкого подворья, церкви Вознесения в Кадашах и Покрова в Филях, новаторская для своего времени церковь Успения на Покровке.
Вот такая получилась экскурсия во времени по средневековой Москве в картинах художника Серебряного века... Надеюсь, Вам понравилось...
Комментарии1