«Непонятый талант». О художнике А. А. Агине
Кому-то удача улыбается с рожденья, кому-то всю жизнь подбрасывает испытания. Жизнь братьев Агиных вполне потянула бы на хороший фильм, неплохая могла бы получиться драма.
«Непонятый талант» (1846)
Братья появились в селе Петровское недалеко от Петербурга. Старший Александр в 1817 год, Василий чуть позже. Отец их – псковский помещик, отставной ротмистр кавалергардского полка, участник Отечественной войны 1812 года А. П. Елагин. Мать их была крепостной. Подобные истории – частое явление в то время. Внебрачные дети могли получить фамилию отца с только отброшенным первым слогом. Елагин сыновей вроде бы любил, постарался дать им хорошее образование, старшего отправил учиться в гимназию. Вот только в завещании их не упомянул, а может, и не было завещания. В то время бытовало глупое суеверие, что, подписав сей документ, человек приближает свою смерть, поэтому оставляли его обычно либо люди пожилые, либо серьезно больные. Это нелепое суеверие породило немало бед и судебных тяжб, но это уже другая история. Как бы то ни было, но братья оказались на улице и без средств к существованию.
В 1834-1839 годах Александр учился в Петербургской Академии художеств по классу исторической живописи у К. П. Брюллова. Его однокурсником был Тарас Шевченко. В след за собой Александр Алгин забрал и младшего брата Василия, который также поступил в Академию. Жили они очень бедно. Чтобы хоть как-то заработать, Алгин-старший брался за любые заказы, сотрудничал с издательствами, создавал иллюстрации. Как это часто бывало, издатели щедростью не отличались. С 1844 года художник иллюстрировал произведения, публикуемые в «Литературной газете». Тогда же он стал работать в альманахе «Петербургский сборник» Н. А. Некрасова. Надо заметить, что в то время иллюстраций к художественным произведениям в российских книгах практически не было. Иногда печатали гравюры картин, подходящих по смыслу, в юмористических изданиях встречались карикатуры, а сам жанр книжной иллюстрации был практически не развит. Позже Алгина признали основоположником жанровой иллюстрации в России. Самая примечательная работа этого периода – иллюстрации к «Новому завету». И в этом случае художник тоже заработал немного. Ему платили по 5 рублей за один рисунок, а дело это было трудозатратным. Также Агин проиллюстрировал альбом «Петербургские типы». Спустя годы на подобных иллюстрациях сделал себе имя знаменитый художник Кадулин. Его серии «Типы студенток», «Типы курсисток», «Пьяная серия» хорошо известны, а вот иллюстрации Александра Агина практически не сохранились. В 1849 году Агин разработал эскиз барельефа к памятнику Крылову. Звери на постаменте – его работа.
Из воспоминаний художника Жемчужникова, который учился в Академии и был лично знаком с обоими братьями. «Старший сын Александр учился в гимназии и воспитывался под руководством отца; но после его смерти оба Агины очутились сиротами, покинутыми на произвол судьбы, и забота о младшем брате Василии легла на Александра. Старший Агин поступил в Академию, где оказал большие успехи, обратил на себя внимание преподавателей как рисовальщик и композитор; но, тем не менее, он постоянно нуждался в деньгах и сам учил грамоте и рисованию своего брата. Жизнь их была тяжела. Меценаты: почт-директор Ф. И. Прянишников и А. П. Сапожников, инспектор по рисованию в военно-учебных заведениях, оба члены "Общества поощрения художников" – заказали Агину рисунки к ветхому завету. Агин исполнил их прекрасно, в количестве восьмидесяти трех рисунков, которые были гравированы Афанасьевым, но много хуже оригинала, и изданы в 1846 году. Академия расхвалила работу Агина; издание (покупка которого была обязательна для низших и средних учебных заведений) быстро разошлось и принесло большой барыш меценатам; но Агину дорого обошелся этот заказ. Добросовестно занявшись порученной ему работой, он запустил занятия живописью в классах, и товарищи его, несравненно менее даровитые, были отправлены Академией за границу, между тем как Агин остался при обещании меценатов послать его за границу на их счет, терпя голод и холод. Ни меценаты, ни Академия не вошли в положение юного, серьезного художника, который, кроме тщательного выполнения заказа, должен был содержать и воспитывать младшего брата, обнаружившего также значительный талант. Агины жили в отдаленном углу Васильевского острова, с трудом уплачивая за квартиру, ели черный хлеб и картофель, и были рады, когда могли достать и эту пищу. Нередко сапоги у них были без подошв, вместо которых прикреплялся картон, кое-где собирались щепки и дрова; оба брата сами топили печь и ходили за водой на Малую Неву». Жемчужников также вспоминал, что у Александра Агина был старый сюртук, но не было путных рубашек, поэтому он научился имитировать их подручными средствами. Он даже научился кроить манжеты и воротнички из бумаги.
Неожиданно беда стряслась с младшим братом. Однажды он таинственно пропал. Его несколько дней искали, и оказалось, что ученика Академии забрали в солдаты. Вообще учащихся не забирали, так что это было нарушением. Вероятно, его решили отправить в армию взамен кого-то другого. Если человека успели «забрить», то дело считалось сделанным, и освободить его было практически невозможно. Агин-старший обращался к одному влиятельному знакомому за помощью, но тот только отмахнулся. В итоге, когда другие друзья-художники забили тревогу, им предложили выкупить Василия с помощью особой квитанции, которая стоила 150 рублей. Обычно эти квитанции приобретали состоятельные граждане, чтобы откупиться от рекрутской повинности, потому что быть следующие 25 лет солдатом никто не хотел. Это была крупная сумма, для Агиных неподъемная. В итоге 150 рублей собирали всем миром. По иронии судьбы почти все небогатые друзья передавали, кто сколько мог безвозмездно. И только богатая княгиня Юсупова дала в долг. Позже Василий этот долг отработал. Бедность и бытовая неустроенность привела к тому, что Василий начал пить. Молодой и подававший надежды художник умер молодым.
Агин создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Тургенева. При этом сами писатели иногда относились к художнику пренебрежительно. Однажды гравер Е. Е. Бернардский решил издать повесть «Мертвые души» вмести с иллюстрациями Александра Агина. За право издания Гоголю предложили 1500 рублей серебром. Тот в резкой форме отказался, добавив, что в «украшательстве» не нуждается. Тогда Бернардский решил выпустить сборник иллюстраций без оригинального текста, просто в виде тетради. Первые рисунки были опубликованы в 1846 году в журнале «Иллюстрация». Всего Агин создал 104 рисунка. Они в разрозненном виде выходили в разных журналах. Реакция на эти работы была противоречивой. И. С. Тургенев в журнале «Современник» разнес их в пух и прах. Ф. М. Достоевский наоборот работу Агина оценил: «Карандаш и резец художников тоже не оставались праздными; прекрасное предприятие господ Бернардского и Агина — иллюстрации «Мертвых душ» … нельзя достаточно нахвалиться добросовестностью обоих художников. Некоторые из политипажей окончены превосходно, так что лучшего трудно желать».
В журнале «Иллюстрация» Агин работал до его закрытия в 1848 году. Затем художник перебивался случайными заработками, давал частные уроки. В 1853 году он переехал в Киев. По одной версии на заработки, по другой из-за проблем с цензурой. Там он преподавал рисование в Кадетском корпусе, работал чертежником, домашним учителем, бутафором и гримером в театре Бергера. Затем он жил в имении мецената Г. С. Тарновского «Качановка» (Черниговская губерния). Позже Жемчужников в мемуарах писал, что спустя годы встретил старого товарища, и тот «служил помощником начальника какой-то станции Курско-Киевской железной дороги к в этой должности скончался». Художник умер в «Качановке» в 1875 году.
Уже после смерти альбом с иллюстрациями вышел полностью. Он назывался «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он был переиздан в 1893 году. Эти рисунки со временем стали классикой. В довоенных изданиях это произведение Гоголя печаталось именно с ними. Увы, автор об этом так и не узнал.
Портрет Александра Агина работы Тараса Шевченко
В 1834-1839 годах Александр учился в Петербургской Академии художеств по классу исторической живописи у К. П. Брюллова. Его однокурсником был Тарас Шевченко. В след за собой Александр Алгин забрал и младшего брата Василия, который также поступил в Академию. Жили они очень бедно. Чтобы хоть как-то заработать, Алгин-старший брался за любые заказы, сотрудничал с издательствами, создавал иллюстрации. Как это часто бывало, издатели щедростью не отличались. С 1844 года художник иллюстрировал произведения, публикуемые в «Литературной газете». Тогда же он стал работать в альманахе «Петербургский сборник» Н. А. Некрасова. Надо заметить, что в то время иллюстраций к художественным произведениям в российских книгах практически не было. Иногда печатали гравюры картин, подходящих по смыслу, в юмористических изданиях встречались карикатуры, а сам жанр книжной иллюстрации был практически не развит. Позже Алгина признали основоположником жанровой иллюстрации в России. Самая примечательная работа этого периода – иллюстрации к «Новому завету». И в этом случае художник тоже заработал немного. Ему платили по 5 рублей за один рисунок, а дело это было трудозатратным. Также Агин проиллюстрировал альбом «Петербургские типы». Спустя годы на подобных иллюстрациях сделал себе имя знаменитый художник Кадулин. Его серии «Типы студенток», «Типы курсисток», «Пьяная серия» хорошо известны, а вот иллюстрации Александра Агина практически не сохранились. В 1849 году Агин разработал эскиз барельефа к памятнику Крылову. Звери на постаменте – его работа.
Из воспоминаний художника Жемчужникова, который учился в Академии и был лично знаком с обоими братьями. «Старший сын Александр учился в гимназии и воспитывался под руководством отца; но после его смерти оба Агины очутились сиротами, покинутыми на произвол судьбы, и забота о младшем брате Василии легла на Александра. Старший Агин поступил в Академию, где оказал большие успехи, обратил на себя внимание преподавателей как рисовальщик и композитор; но, тем не менее, он постоянно нуждался в деньгах и сам учил грамоте и рисованию своего брата. Жизнь их была тяжела. Меценаты: почт-директор Ф. И. Прянишников и А. П. Сапожников, инспектор по рисованию в военно-учебных заведениях, оба члены "Общества поощрения художников" – заказали Агину рисунки к ветхому завету. Агин исполнил их прекрасно, в количестве восьмидесяти трех рисунков, которые были гравированы Афанасьевым, но много хуже оригинала, и изданы в 1846 году. Академия расхвалила работу Агина; издание (покупка которого была обязательна для низших и средних учебных заведений) быстро разошлось и принесло большой барыш меценатам; но Агину дорого обошелся этот заказ. Добросовестно занявшись порученной ему работой, он запустил занятия живописью в классах, и товарищи его, несравненно менее даровитые, были отправлены Академией за границу, между тем как Агин остался при обещании меценатов послать его за границу на их счет, терпя голод и холод. Ни меценаты, ни Академия не вошли в положение юного, серьезного художника, который, кроме тщательного выполнения заказа, должен был содержать и воспитывать младшего брата, обнаружившего также значительный талант. Агины жили в отдаленном углу Васильевского острова, с трудом уплачивая за квартиру, ели черный хлеб и картофель, и были рады, когда могли достать и эту пищу. Нередко сапоги у них были без подошв, вместо которых прикреплялся картон, кое-где собирались щепки и дрова; оба брата сами топили печь и ходили за водой на Малую Неву». Жемчужников также вспоминал, что у Александра Агина был старый сюртук, но не было путных рубашек, поэтому он научился имитировать их подручными средствами. Он даже научился кроить манжеты и воротнички из бумаги.
Портрет А. А. Агина работы М. П. Клодта
Неожиданно беда стряслась с младшим братом. Однажды он таинственно пропал. Его несколько дней искали, и оказалось, что ученика Академии забрали в солдаты. Вообще учащихся не забирали, так что это было нарушением. Вероятно, его решили отправить в армию взамен кого-то другого. Если человека успели «забрить», то дело считалось сделанным, и освободить его было практически невозможно. Агин-старший обращался к одному влиятельному знакомому за помощью, но тот только отмахнулся. В итоге, когда другие друзья-художники забили тревогу, им предложили выкупить Василия с помощью особой квитанции, которая стоила 150 рублей. Обычно эти квитанции приобретали состоятельные граждане, чтобы откупиться от рекрутской повинности, потому что быть следующие 25 лет солдатом никто не хотел. Это была крупная сумма, для Агиных неподъемная. В итоге 150 рублей собирали всем миром. По иронии судьбы почти все небогатые друзья передавали, кто сколько мог безвозмездно. И только богатая княгиня Юсупова дала в долг. Позже Василий этот долг отработал. Бедность и бытовая неустроенность привела к тому, что Василий начал пить. Молодой и подававший надежды художник умер молодым.
Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях
Агин создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Тургенева. При этом сами писатели иногда относились к художнику пренебрежительно. Однажды гравер Е. Е. Бернардский решил издать повесть «Мертвые души» вмести с иллюстрациями Александра Агина. За право издания Гоголю предложили 1500 рублей серебром. Тот в резкой форме отказался, добавив, что в «украшательстве» не нуждается. Тогда Бернардский решил выпустить сборник иллюстраций без оригинального текста, просто в виде тетради. Первые рисунки были опубликованы в 1846 году в журнале «Иллюстрация». Всего Агин создал 104 рисунка. Они в разрозненном виде выходили в разных журналах. Реакция на эти работы была противоречивой. И. С. Тургенев в журнале «Современник» разнес их в пух и прах. Ф. М. Достоевский наоборот работу Агина оценил: «Карандаш и резец художников тоже не оставались праздными; прекрасное предприятие господ Бернардского и Агина — иллюстрации «Мертвых душ» … нельзя достаточно нахвалиться добросовестностью обоих художников. Некоторые из политипажей окончены превосходно, так что лучшего трудно желать».
Ноздрёв
В журнале «Иллюстрация» Агин работал до его закрытия в 1848 году. Затем художник перебивался случайными заработками, давал частные уроки. В 1853 году он переехал в Киев. По одной версии на заработки, по другой из-за проблем с цензурой. Там он преподавал рисование в Кадетском корпусе, работал чертежником, домашним учителем, бутафором и гримером в театре Бергера. Затем он жил в имении мецената Г. С. Тарновского «Качановка» (Черниговская губерния). Позже Жемчужников в мемуарах писал, что спустя годы встретил старого товарища, и тот «служил помощником начальника какой-то станции Курско-Киевской железной дороги к в этой должности скончался». Художник умер в «Качановке» в 1875 году.
Плюшкин
Уже после смерти альбом с иллюстрациями вышел полностью. Он назывался «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он был переиздан в 1893 году. Эти рисунки со временем стали классикой. В довоенных изданиях это произведение Гоголя печаталось именно с ними. Увы, автор об этом так и не узнал.
Собакевич
"Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!"
Чичиков и Плюшкин
Чичиков и Ноздрев
Чичиков и Ноздрев. "Ну послушай: хочешь метнем банчик?.."
Чичиков и Манилов. "Нет, я не то, чтобы совершенно крестьян, - сказал Чичиков, - я желаю иметь мертвых..."
Чичиков и Коробочка. "Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?.."
Комментариев пока нет