Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
2
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Фотоподборки

Загадочные картины В. А. Котарбинского

В. А. Котарбинского нередко сравнивают с Михаилом Врубелем. Оба художники польского происхождения, оба любили мистику и «темные» сюжеты, даже успели подружиться и вместе поработать в Киеве. Однако, в отличие от неуравновешенного и сумасбродного Врубеля, Котарбинский был, по воспоминаниям современников, человеком светлым, жизнерадостным и чрезвычайно обаятельным, балагуром и приятным собеседником, душой любой компании. Он был широко известен при жизни, однако после революции о нем надолго забыли. В наши дни его загадочные работы вновь вызывают интерес.

Загадочные картины В. А. Котарбинского

«Могила самоубийцы» (ок. 1900) Национальный музей, Варшава

Загадочные картины В. А. Котарбинского

«Сфинкс и призрак женщины» (1890-е) Национальный музей, Варшава


Вильгельм Александрович Котарбинский был вторым сыном польского шляхтича Александра Котарбинского, служившего управляющим в поместьях Радзивиллов. Семья была уважаемой, но небогатой. По поводу точной даты рождения единого мнения нет. По самой распространенной версии Котарбинский родился 30 ноября 1848 года в городке Неборов Люблинской губернии недалеко от Варшавы. Из-за проблем со здоровьем ребенка крестили только в феврале 1849-го. Из-за этого в некоторых источниках утверждают, что будущий художник родился в 1849 году. Однако хорошо знавший Котарбинского публицист и путешественник В. Л. Дедлов, утверждал, что тот родился в 1851 году в Петроковской губернии. Воспоминания самого художника косвенно подтверждают эту версию.


Вильгельм Котарбинский


Вильгельм Котарбинский рано начал рисовать, учился в Варшавской школе искусств, но отец увлечение сына не одобрял. По настоянию родителей будущий художник поступил в университет, но вскоре бросил учебу и уехал в Рим.


«Две римлянки» (после 1872) Национальный музей, Варшава


Позже он вспоминал о начале своего творческого пути так: «Учился я в гимназии, а по вечерам ходил учиться рисованию в школу общества “Stuka pigkna”. Мне было девятнадцать лет, когда я влюбился в свою кузину и захотел быть художником. И то и другое отец не одобрял: жениться на кузине не разрешала римско-католическая церковь, а быть художником, писать вывески, красить полы и заборы– было, по мнению моего отца, “не шляхетское дело”. Убедить его не было никакой возможности. Я рассказал обо всем моему дяде. Дядя попробовал переговорить с отцом, но получил полный отказ. Мысль о женитьбе на кузине и дядя не одобрил, по тем же самым мотивам, что и отец. Кончилось тем, что я собрал свои вещи, занял у дяди немного денег, выправил заграничный паспорт и поехал в Италию, конечно, в Рим. Общество “Stuka pigkna” дало мне немного денег на дорогу и назначило небольшую стипендию… В Италию я ехал, не зная никакого языка, кроме русского и польского, но доехал благополучно, не перепутав поезда на пересадках. Написал на бумажке латинскими буквами название города, куда еду, и показывал ее кондукторам». Первое время в городе своей мечты художник едва сводил концы с концами и даже чуть не умер от тифа. Опеку над заболевшим Котарбинским взяли русские художники братья Сведомские, которые большую часть времени жили в Риме. Вскоре он узнал от своего натурщика, что один из римских меценатов, который ранее за символические деньги покупал рисунки, перепродает их иностранцам втридорога, утверждая, что Котарбинский – знаменитый в Польше художник и редко соглашается расстаться со своими работами. Братья Сведомские помогли молодому живописцу оборудовать студию, и он впредь смог приглашать туда покупателей сам. Известный киевский художник Н. И. Мурашко вспоминал: «Там мы встретили Котарбинского, который тогда еще не был знаменитостью и представлял из себя очень простого веселого господина, полного изящных шуток. Сведомские тоже отличались радушием и приветливостью к землякам. Все были очень просты и милы».


«Воскрешение сына Наинской вдовы» (1879) Национальный музей, Варшава


Следующим шагом к успеху стало участие в конкурсе. Из воспоминаний Котарбинского: «В Риме Академия святого Луки ежегодно устраивала конкурс на звание лучшего римского рисовальщика. Каждый, кто хотел, мог прийти, заплатить пять франков, вытянуть жребий с номером места и рисовать. Никто не спрашивал: учился или не учился? Умеет человек рисовать или берется за карандаш в первый раз в своей жизни? Участвовали в этом конкурсе солидные художники с бородами, седыми волосами и лысинами. Были и старушки-художницы. Я очень волновался, когда вынимал жребий. Место попалось не слишком выигрышное, с трудным ракурсом и далеко от натуры. Помню, с каким удивлением смотрели на меня – белокурого мальчишку, неловко пробиравшегося на свое место, солидные “дяди” и “тети”. Последних было, впрочем, немного. Устроился и по команде начал рисовать натурщика одновременно со всеми. Рисовал с большим увлечением, не заметил даже, как объявили перерыв. Только почувствовал, что за спиной стоят какие-то люди. Обернулся. Бородатые, черные итальянцы с блестящими глазами, белокурые немцы и шведы, рыжие англичане, маленькие, вертлявые французы стоят и смотрят на мою работу. Я очень сконфузился, а они весело хлопают по плечу и приговаривают: “Bravo, bravo, qiovinotto”. Ну, значит хвалят. Я сам кричал с галерки: “Браво, браво!” – актерам, когда их игра мне нравилась».


«Увенчание поэта» (1881) Музей Замойских, Козлувка


В Академии художник учился с 1872 по 1875 год. Его наставником был известный живописец Франческо Подести. Академию Котарбинский закончил с золотой медалью. У него появилось множество именитых заказчиков, среди которых хорватский католический епископ Йосип Юрай Штросмайер, который основал в Загребе Югославскую академию наук и искусств и Хорватский университет. Искусствовед Владимир Стасов заказал копию рукописи 14 века из музеев Ватикана.


«Оргия» (сер. 1890-х) Государственный Русский музей


В 1888 году художник вернулся в Российскую империю и поселился в Минской губернии. К тому моменту кузина овдовела. Нигде не упоминается имя супруги. В своих воспоминаниях художник писал просто «Она». Жили они в имении в Кальске сначала счастливо, без скандалов и очевидных разногласий.


«Моление о чаше» Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


Живя в Минской губернии, Котарбинский часто ездил в Киев. С 1889 по 1894 год он работал в знаменитом Владимирском соборе в Киеве вместе с другими известными художниками, включая Михаила Врубеля и Виктора Васнецова.


Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


Работами руководил знаменитый искусствовед, путешественник и критик Адриан Прахов. Прахов пользовался неоднозначной репутацией. Одни считали его смельчаком и новатором, другие – дерзким вольнодумцем. Приглашение известных художников вместо иконописцев вызвало споры, проект долго не утверждали, и страсти бурлили нешуточные.


«Портрет Эмилии Праховой» (1920-е) собрание И. Понамарчука (Городской музей «Духовные сокровища Украины»)


Живописец написал для собора 84 отдельных фигур и 18 картин. Роспись собора сопровождалась скандалами, о которых сейчас мечтали бы любые желтые газеты. Врубель влюбился в жену Прахова Эмилию, и начался странный роман. Эксцентричный художник даже сделал предложение уже состоящей в браке даме.


Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


По слухам в эту же женщину влюбился и Котарбинский, и любовный треугольник вполне мог превратиться в квадрат. Сам Прахов терпел неверность жены, потому что по-своему любил ее, придерживался свободных взглядов, а с другой стороны не хотел ссориться с именитыми художниками и терять ценные кадры. Сама семья Праховых вела достаточно эксцентричный образ жизни.


«Песня невольниц» Массандровский дворец, Массандра, Ялта


Из воспоминаний Михаила Нестерова: «Работы в соборе шли усиленным темпом. Вставали мы часов в семь, около восьми все были уже на лесах. В двенадцать шли завтракать, отдых до трех и снова работа до шести… Обедали – если не были приглашены все вместе на какое-либо званое мероприятие – каждый у себя. Время дневного отдыха тратили чаще всего на прогулки по городу. Вечером же, практически полным составом, отправлялись к идеологу всего происходящего в соборе – Адриану Виктровичу Прахову, в доме у которого решались не только основные организационные моменты росписи собора, но и, частенько, судьбы кого-нибудь из гостей. Там разбивались сердца, переворачивались мировоззрения, задумывались величайшие художественные проекты и обсуждались всевозможные проблемы физики. Организатором и активным участником посиделок у Праховых была хозяйка дома, Эмилия Львовна, вышедшая замуж за Андриана Викторовича еще в 16 лет, родившая ему троих детей, объездившая и изучившая вместе с мужем несметное количество экзотических стран, где Прахов искал следы древних цивилизаций, а Эмилия Львовна – расположение аборигенов. По мотивам найденного один из супругов создавал потом свои художественные проекты, другая же, став знатоком человеческой психики, устраивала удивительно душевные и неизменно провокационные посиделки, способствующие раскрытию всякого творческого потенциала и отмиранию всего банального и скучного».


«Восточная сцена» бумага, акварель. Частное собрание


Супруга Котарбинского в Киев приезжала, но в чувствовала себя неуютно и в богемный образ жизни художника не вписалась. Есть версия, что был и национальный вопрос. У многих поляков отношение к остальным россиянам было не самое благостное. Жена была полячкой и убежденной католичкой, а Котарбинский дружил с русскими, и собор был православный. Предположительно, увлечение Эмилией и работа в другом городе привели к расставанию с женой. Детей у пары не было. Сын Праховых Николай описал эту ситуацию ехидно: «Кузина, в которую был влюблен Котарбинский, овдовела, и когда закончился положенный по правилам римско-католической церкви срок траура, оба соединили свою судьбу. Не знаю – время ли было тому причиной, но романтический брак не оказался счастливым. Вскоре после свадьбы, состоявшейся в Варшаве, Котарбинский приехал с молодой женой в Киев, чтобы показать ей город, свои работы во Владимирском соборе и познакомить со своими друзьями. Город бывшая кузина осмотрела, в собор явилась в густой, черной вуали, под вечер, когда разошлись все художники, а знакомиться с друзьями своего мужа наотрез отказалась. Братья Сведомские уверяли, что “знаменитая кузина” такая “рожа”, что лошади пугаются на улице. Вот почему он от всех ее скрывает, а старший из них, чудаковатый Александр напевал куплеты из какой-то оперетки: “Жена моя – красавица по улицам шатается, извозчики ругаются, что лошади пугаются…” В скором времени этот запоздалый брак превратился в фиктивный, кузина уехала в свое имение, куда-то под Вильно, а Вильгельм Александрович окончательно перебрался в Киев, поселившись на этот раз в гостинице “Прага” на Владимирской улице».


«После смерти»


Тем временем образовался еще один любовный треугольник. Дочь Праховых влюбилась в Михаила Нестерова, имевшего жену и дочь. Тот якобы даже подумывал о разводе, чтобы жениться на Леле Праховой. Развод в то время был делом очень сложным, а история казались сомнительной. Эмилия была категорически против этих отношений, а Котарбинский, который к девушке относился как старший товарищ, считал, что дочь в праве решать сама. Из-за этого старые друзья рассорились, и помирить их удалось лишь Сведомским. В итоге девушка с Нестеровым рассталась и замуж никогда не вышла, но это уже другая история. После завершения росписи собора художник продолжил жить в Киеве.


«У могилы». Бумага, сепия. Сумской областной художественный музей им. Н. Онацкого, Сумы


Во время Первой мировой войны Котарбинский выпустил открытки со своими работами, а прибыль жертвовал на помощь семьям солдат и пострадавших от польской оккупации (когда часть польши была захвачена Германией). После революции художник планировал переехать в независимую Польшу но не смог этого сделать. Работы художника плохо покупали, а новые власти относились к нему с подозрением. Это привело к депрессии. В 1920 году он поселился в доме овдовевшей Эмилии Праховой. В 1921 году художник умер.

Другие работы



«Мечты» Галерея «Арткапитал», Киев



«Стрельба из лука» (1895) Бумага, акварель. Киевская картинная галерея



«Клеопатра»



«У жертвенника»



«Водяная нимфа»



«Фаворитка гарема со своей служанкой»



«Серенада под луной»



«Проповедь в Капернауме» Частное собрание



«Египет получает свет»



«Туман-утешитель»

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}