Элегантность в каждом мазке: картины Джона Сингера Сарджента
Джон Сингер Сарджент является одним из наиболее известных американских художников, несмотря на то, что он впервые посетил США и получил американский паспорт лишь в 21 году. Большую часть своей жизни он провел в Европе, обладал знанием нескольких иностранных языков и проявлял себя как человек мира. В то же время, несмотря на свой космополитизм, он неоднократно становился фигурой в скандалах.
"Фонтан, вилла Торлония, Фраскати, Италия"
Отец будущего живописца был глазным хирургом в Филадельфии, а также иллюстратором медицинских пособий, мать – художницей-любительницей. После смерти первого ребенка – двухлетней дочери – у женщины случилось нервное расстройство, и семья решила на время уехать в Европу. Поездка в итоге затянулась до конца их жизни. Жили они в основном во Франции, но довольно часто путешествовали. С соотечественниками они почти не общались, кроме людей творческих профессий, жили преимущественно на прежние сбережения и наследство. За границей у них родилось еще четверо детей, но лишь двое дожили до взрослых лет. Джон Сингер родился во Флоренции, где родители вынуждены были задержаться из-за эпидемии холеры. Детство будущего живописца прошло в разъездах, учился он на дому, школьного образования не имел, но, по воспоминаниям современников, имел широкий кругозор, знал помимо английского немецкий, французский и итальянский, хорошо играл в шахматы. С детства он любил рисовать и в 13 лет взял несколько уроков у немецкого пейзажиста Карла Уэлша. Затем он решил продолжить учебу в Париже, где брал уроки у художников Каролюса-Дюрана и Леона Бонна. В 1874 году Сарджент с первой попытки поступил в Школу изящных искусств, главную художественную школу Франции.
«Ловля устриц в Канкале» - первая известная картина художника. Вернее, он написал сразу две почти идентичные картины. Он провел лето в живописном городке Канкале на побережье Нормандии и делал зарисовки женщин, собирающих устрицы. Одну из картин Сарджент представил Нью-Йоркскому обществу американских художников в 1878 году. Она относится к импрессионизму, хотя сам художник импрессионистом не считается.
В 1877 году он впервые посетил знаменитый Салон, а с начала 1880-х сам регулярно принимал в нем участие. Также он регулярно посылал картины на академические выставки в Лондон. Сарджент начинал как пейзажист, но вскоре полностью переключился на портреты.
«Доктор Поцци дома» - первый масштабный мужской портрет, представленный Саржентом широкой публике. Сэмюэль Жан Поцци – знаменитый хирург и гинеколог со множеством различных достижений, новатор, талантливый педагог. Он родился во Франции в семье итальянского происхождения. Стоит отметить, что даже ближе к концу 19 века гинекология была недостаточно развита по сравнению с другими сферами медицины, да и женское здоровье было почти что табуированной темой. Также Поцци активно участвовал в светской жизни и был известен многочисленными романами. Поцци считался красавцем и пользовался успехом у женщин. Портрет по меркам своего времени считался необычным. С одной стороны поза соответствует позам на официальных портретах, но при этом одет доктор в халат, который подходит для неформальной обстановки. Портреты в халатах тоже встречались, но их было не так уж много. С другой стороны красный цвет в качестве основного на мужских портретах встречается редко, а чаще на женских. Одни усматривают в нем отсылку к гинекологии, другие к крови при хирургических операциях. Некоторые считают, что халат смахивает на монашескую рясу, а из-за красного цвета доктор похож на кардинала. В 1882 году портрет был показан в британской Королевской академии. Это была первая работа, которую художник отправил на выставку в Лондон.
После этого картина хранилась у доктора до конца его жизни. Наступил этот конец в 1918 году, когда к знаменитому хирургу пришел бывший пациент и заявил, что из-за проведенной двумя годами ранее операции стал импотентом. Пациент потребовал исправить это, а Поцци отказался. Тогда визитер выстрелил несколько раз во врача, а затем застрелился сам.
В 1884 году Сарджент представил одну из своих самых известных работ, обернувшуюся громким скандалом - «Портрет мадам Х». Художник решил написать портрет известной светской львицы и выставить его во время очередного Салона, рассчитывая, что это будет хорошей рекламой. Стоит учесть, что написанные на заказ работы оставались у заказчиков, и отправить их на выставку можно было лишь с их согласия (а согласны были далеко не все). Виржини Готро не была заказчицей. Художник попросил ее позировать, как сказали бы сейчас, для творческого проекта. Художник решил, что бывшая соотечественница отнесется к его предложению лояльно. Познакомились они, предположительно, благодаря дружбе со знаменитым гинекологом доктором Поцци. Ходили слухи, что Виржини была его любовницей. Вскоре после их знакомства в 1882 году Сарджент написал своему другу Бену дель Кастильо: «У меня есть большое желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, когда кто-нибудь предложит отдать дань уважения ее красоте».
Виржини Готро родилась 29 января 1859 года в Новом Орлеане. Отец – Анатоль Авиньо – плантатор итальянского происхождения, погиб в 1862 году во время Гражданской войны, сражаясь на стороне конфедератов. Мать – Мари Виржини де Тернан – была из весьма уважаемой семьи, дочь хозяйки крупной плантации и французского маркиза (Мари была старшей дочерью от первого брака своей матери, которая позже вышла замуж повторно). Дядя Виржини по материнской линии был судьей и сенатором от Луизианы. Вполне вероятно, что при таких родственниках Виржини вполне могла бы вписаться в почтенное общество, описанное в «Унесенных ветром». Однако в 1867 году мать увозит ее в Париж, где началась совсем другая жизнь. Мари Авиньо стала известным персонажем в светском обществе, и известность была весьма скандальная, женщина имела многочисленнвых любовников и, по слухам, была содержанкой. С детства мать приучала дочь пользоваться косметикой, к чему в то время отношение было весьма неоднозначным. Повзрослев, Виржини стала активно пользоваться пудрой, иногда лавандового оттенка, и красить волосы хной. Многие современники считали ее красавицей и часто сравнивали с греческими статуями. В юные годы Виржини продолжила сомнительную «карьеру» матери. В 19 лет она вышла замуж за 40-летнего банкира и торговца колониальными товарами и гуано (удобрение на основе птичьего помета) Пьера Готро. У пары родилась дочь Луиза (1879-1911). Супружеской верностью дама не отличалась. Банкир Готро считался нуворишем, и отношение к нему было соответствующее. Виржини – хоть и внучка маркиза, и большую часть жизни провела во Франции, но все равно считалась «понаехавшей», к тому же с сомнительной репутацией. Чтобы понять масштаб разразившегося далее скандала, стоит учесть расслоение общества, снобизм светской жизни и культуру полунамеков в искусстве.
феврале 1883 года мадам Готро согласилась позировать. Работа продвигалась медленно. Мадам вела активную светскую жизнь, а позировать подолгу не любила. Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал около 30 набросков карандашом и акварелью. Быстрее работать художник не смог, так как женщина постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на ее «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».
Портрет был закончен в 1884 году и поначалу модели очень понравился. Она была изображена в одном из любимых ракурсов, прическа напоминала античную, а сверху – одно из любимых украшений – полумесяц, который часто украшал древнегреческих богинь, особенно богиню охоты Артемиду. Однако, когда портрет выставили во время Салона, разразился скандал. Первоначально картина называлась «Портрет мадам ***», модель легко узнали. Многих возмутило то, что у женщины была спущена одна из бретелек платья – откровенный намек по тем временам. К тому же у женщины белая кожа, но при этом розовый кончик носа и ухо, что, по мнению критиков, означает большое количество косметики. Злоупотребление косметикой считалось неприличным для светской дамы. В итоге публика сошлась во мнении, что художник изобразил развратную женщину, которая и не стесняется своего поведения. Один французский критик написал, что если бы кто-нибудь стоял перед портретом во время его выставки в Салоне, то «услышал бы каждое ругательство на французском языке». Мать Виржини просила убрать портрет с выставки, но художник отказался, просто переименовав его в «Мадам Х». Бретельку художник переделал. Некоторые шутили, что женщина напоминает пиковый туз. Когда скандал стал слишком велик, и было очевидно, что он распугал всех французских заказчиков, Сарджент в 1886 году уехал в Лондон, где к нему относились лояльнее. Художник держал скандальный портрет в своей парижской студии, затем в лондонской. Из-за скандала началась травля женщины в газетах, появилось множество ехидных шуток. В итоге Виржини пришлось на некоторое время поставить на паузу светскую жизнь. Однако уже в 1885 году о ней вновь упоминают нью-йоркские газеты. Затем женщина дебютировала в театре. Позже она позировала и другим художникам.
С 1905 года живописец несколько раз показывал портрет на выставках в Британии и США, а в 1916 году, через несколько месяцев после смерти Виржини, продал ее знаменитрму музею Метрополитен в Нью-Йорке. Сарджент утверждал, что это его лучшая работа на тот момент. Сейчас «Мадам Х» считается одной из самых известных работ живописца. Есть более поздняя версия картины, находящаяся в Лондоне.
После скандала с портретом «Мадам Х» многие заказчики отвернулись от художника. Богатый промышленник полковник Томас Викерс отменять заказ не стал. Чтобы написать портрет дочерей полковника, Сарджент отправился в имение Викерса в Шеффилде. На картине «Мисс Викерс» изображены Флоренс Эвелин, Мейбл Фрэнсис и Клары Милдред. Портрет заказчикам понравился, и художник позже написал портреты миссис Викерс и других членов семьи.
При этом, работая в Париже с аристократической публикой, Сарджент сделался снобом и презрительно писал, что ему пришлось изображать «трех уродливых женщин, живущих в грязной дыре». На Салоне 1885 года этот портрет интереса не вызвал, но английским критикам понравился.
Еще один интересный портрет более позднего времени – «Эна Вертхаймер: великая гонфи». Удивительно, но это свадебный портрет, а героиня - молодая невеста Эна (Елена) Вертхаймер. На свадьбе она была, конечно, в более традиционном наряде. Просто художник захотел передать ее смелый и независимый характер. Название можно перевести примерно как на всех парусах. Шляпу и плащ с пером носили члены ордена Подвязки британской монархии, в который допускались только мужчины. Написать женщину в таком образе было дерзостью. Некоторые исследователи усматривают в этом и общественно-политическую подоплеку. Эна была из богатой еврейской семьи. Отношение к евреям в британском высшем обществе было, прямо скажем, неоднозначным. Они могли быть сколь угодно богаты, но английские аристократы их за ровню себе не считали. Запечатлеть женщину, да еще и еврейку в таком наряде было и пародией, и вызовом. Ранее художник писал уже портрет Эны с сестрой. На нем она выглядит традиционно. Художника иногда даже ехидно называли художником евреев.
Пик карьеры художника пришелся на начало 20 века. Затем популярность пошла на спад. Имя Сарджента стало ассоциироваться с портретами состоятельных господ, в то время как появлялось все больше новых течений в искусстве. В 1907 году Сарджент официально закрыл свою студию со словами: «Писать портрет было бы довольно забавно, если бы человека не заставляли разговаривать во время работы.... Какая досада развлекать натурщика и выглядеть счастливым, когда сам чувствуешь себя несчастным». В 1925 году, незадолго до своей смерти, Сарджент написал свой последний заказ – портрет аристократки Грейс Керзон, маркизы Керзон из Кедлстона. Вскоре он умер от инфаркта.
О частной жизни художника известно мало. У него было довольно много именитых друзей и влиятельных покровителей, но официально женат он никогда не был и детей не имел. Ему приписывали романы с несколькими натурщицами, но доказательств этому нет. Также есть упоминания знакомых, что Сарджент был геем. Единого мнения среди исследователей нет. Младшая сестра тоже стала художницей, но не столь успешной. На картине «Беззаботность» можно увидеть племянницу художника.
Другие работы Сарджента
Портрет сестер Бойт - одна из самых известных работ автора
"Ловля устриц в Канкале" (1877) Музей изящных искусств в Бостоне
«Ловля устриц в Канкале» - первая известная картина художника. Вернее, он написал сразу две почти идентичные картины. Он провел лето в живописном городке Канкале на побережье Нормандии и делал зарисовки женщин, собирающих устрицы. Одну из картин Сарджент представил Нью-Йоркскому обществу американских художников в 1878 году. Она относится к импрессионизму, хотя сам художник импрессионистом не считается.
В 1877 году он впервые посетил знаменитый Салон, а с начала 1880-х сам регулярно принимал в нем участие. Также он регулярно посылал картины на академические выставки в Лондон. Сарджент начинал как пейзажист, но вскоре полностью переключился на портреты.
"Доктор Поцци дома" (1881) музей Хаммера, Лос-Анджелес
«Доктор Поцци дома» - первый масштабный мужской портрет, представленный Саржентом широкой публике. Сэмюэль Жан Поцци – знаменитый хирург и гинеколог со множеством различных достижений, новатор, талантливый педагог. Он родился во Франции в семье итальянского происхождения. Стоит отметить, что даже ближе к концу 19 века гинекология была недостаточно развита по сравнению с другими сферами медицины, да и женское здоровье было почти что табуированной темой. Также Поцци активно участвовал в светской жизни и был известен многочисленными романами. Поцци считался красавцем и пользовался успехом у женщин. Портрет по меркам своего времени считался необычным. С одной стороны поза соответствует позам на официальных портретах, но при этом одет доктор в халат, который подходит для неформальной обстановки. Портреты в халатах тоже встречались, но их было не так уж много. С другой стороны красный цвет в качестве основного на мужских портретах встречается редко, а чаще на женских. Одни усматривают в нем отсылку к гинекологии, другие к крови при хирургических операциях. Некоторые считают, что халат смахивает на монашескую рясу, а из-за красного цвета доктор похож на кардинала. В 1882 году портрет был показан в британской Королевской академии. Это была первая работа, которую художник отправил на выставку в Лондон.
После этого картина хранилась у доктора до конца его жизни. Наступил этот конец в 1918 году, когда к знаменитому хирургу пришел бывший пациент и заявил, что из-за проведенной двумя годами ранее операции стал импотентом. Пациент потребовал исправить это, а Поцци отказался. Тогда визитер выстрелил несколько раз во врача, а затем застрелился сам.
"Портрет мадам Икс" (1884)
В 1884 году Сарджент представил одну из своих самых известных работ, обернувшуюся громким скандалом - «Портрет мадам Х». Художник решил написать портрет известной светской львицы и выставить его во время очередного Салона, рассчитывая, что это будет хорошей рекламой. Стоит учесть, что написанные на заказ работы оставались у заказчиков, и отправить их на выставку можно было лишь с их согласия (а согласны были далеко не все). Виржини Готро не была заказчицей. Художник попросил ее позировать, как сказали бы сейчас, для творческого проекта. Художник решил, что бывшая соотечественница отнесется к его предложению лояльно. Познакомились они, предположительно, благодаря дружбе со знаменитым гинекологом доктором Поцци. Ходили слухи, что Виржини была его любовницей. Вскоре после их знакомства в 1882 году Сарджент написал своему другу Бену дель Кастильо: «У меня есть большое желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, когда кто-нибудь предложит отдать дань уважения ее красоте».
Виржини в 1878 году
Виржини Готро родилась 29 января 1859 года в Новом Орлеане. Отец – Анатоль Авиньо – плантатор итальянского происхождения, погиб в 1862 году во время Гражданской войны, сражаясь на стороне конфедератов. Мать – Мари Виржини де Тернан – была из весьма уважаемой семьи, дочь хозяйки крупной плантации и французского маркиза (Мари была старшей дочерью от первого брака своей матери, которая позже вышла замуж повторно). Дядя Виржини по материнской линии был судьей и сенатором от Луизианы. Вполне вероятно, что при таких родственниках Виржини вполне могла бы вписаться в почтенное общество, описанное в «Унесенных ветром». Однако в 1867 году мать увозит ее в Париж, где началась совсем другая жизнь. Мари Авиньо стала известным персонажем в светском обществе, и известность была весьма скандальная, женщина имела многочисленнвых любовников и, по слухам, была содержанкой. С детства мать приучала дочь пользоваться косметикой, к чему в то время отношение было весьма неоднозначным. Повзрослев, Виржини стала активно пользоваться пудрой, иногда лавандового оттенка, и красить волосы хной. Многие современники считали ее красавицей и часто сравнивали с греческими статуями. В юные годы Виржини продолжила сомнительную «карьеру» матери. В 19 лет она вышла замуж за 40-летнего банкира и торговца колониальными товарами и гуано (удобрение на основе птичьего помета) Пьера Готро. У пары родилась дочь Луиза (1879-1911). Супружеской верностью дама не отличалась. Банкир Готро считался нуворишем, и отношение к нему было соответствующее. Виржини – хоть и внучка маркиза, и большую часть жизни провела во Франции, но все равно считалась «понаехавшей», к тому же с сомнительной репутацией. Чтобы понять масштаб разразившегося далее скандала, стоит учесть расслоение общества, снобизм светской жизни и культуру полунамеков в искусстве.
этюд 1883 года
феврале 1883 года мадам Готро согласилась позировать. Работа продвигалась медленно. Мадам вела активную светскую жизнь, а позировать подолгу не любила. Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал около 30 набросков карандашом и акварелью. Быстрее работать художник не смог, так как женщина постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на ее «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».
Мадм Готро, предлагающая тост
Портрет был закончен в 1884 году и поначалу модели очень понравился. Она была изображена в одном из любимых ракурсов, прическа напоминала античную, а сверху – одно из любимых украшений – полумесяц, который часто украшал древнегреческих богинь, особенно богиню охоты Артемиду. Однако, когда портрет выставили во время Салона, разразился скандал. Первоначально картина называлась «Портрет мадам ***», модель легко узнали. Многих возмутило то, что у женщины была спущена одна из бретелек платья – откровенный намек по тем временам. К тому же у женщины белая кожа, но при этом розовый кончик носа и ухо, что, по мнению критиков, означает большое количество косметики. Злоупотребление косметикой считалось неприличным для светской дамы. В итоге публика сошлась во мнении, что художник изобразил развратную женщину, которая и не стесняется своего поведения. Один французский критик написал, что если бы кто-нибудь стоял перед портретом во время его выставки в Салоне, то «услышал бы каждое ругательство на французском языке». Мать Виржини просила убрать портрет с выставки, но художник отказался, просто переименовав его в «Мадам Х». Бретельку художник переделал. Некоторые шутили, что женщина напоминает пиковый туз. Когда скандал стал слишком велик, и было очевидно, что он распугал всех французских заказчиков, Сарджент в 1886 году уехал в Лондон, где к нему относились лояльнее. Художник держал скандальный портрет в своей парижской студии, затем в лондонской. Из-за скандала началась травля женщины в газетах, появилось множество ехидных шуток. В итоге Виржини пришлось на некоторое время поставить на паузу светскую жизнь. Однако уже в 1885 году о ней вновь упоминают нью-йоркские газеты. Затем женщина дебютировала в театре. Позже она позировала и другим художникам.
Джон Сингер Сарджент в своей студии ок. 1885 года
С 1905 года живописец несколько раз показывал портрет на выставках в Британии и США, а в 1916 году, через несколько месяцев после смерти Виржини, продал ее знаменитрму музею Метрополитен в Нью-Йорке. Сарджент утверждал, что это его лучшая работа на тот момент. Сейчас «Мадам Х» считается одной из самых известных работ живописца. Есть более поздняя версия картины, находящаяся в Лондоне.
"Мисс Викерс" (1884) Шеффилдской городской художественной галереей, Шеффилд, Южный Йоркшир, Англия
После скандала с портретом «Мадам Х» многие заказчики отвернулись от художника. Богатый промышленник полковник Томас Викерс отменять заказ не стал. Чтобы написать портрет дочерей полковника, Сарджент отправился в имение Викерса в Шеффилде. На картине «Мисс Викерс» изображены Флоренс Эвелин, Мейбл Фрэнсис и Клары Милдред. Портрет заказчикам понравился, и художник позже написал портреты миссис Викерс и других членов семьи.
Этюд, дети Викерса в саду, 1884
При этом, работая в Париже с аристократической публикой, Сарджент сделался снобом и презрительно писал, что ему пришлось изображать «трех уродливых женщин, живущих в грязной дыре». На Салоне 1885 года этот портрет интереса не вызвал, но английским критикам понравился.
“Эна Вертхаймер: великая гонфи" (1905) галерея Тейт, Лондон
Еще один интересный портрет более позднего времени – «Эна Вертхаймер: великая гонфи». Удивительно, но это свадебный портрет, а героиня - молодая невеста Эна (Елена) Вертхаймер. На свадьбе она была, конечно, в более традиционном наряде. Просто художник захотел передать ее смелый и независимый характер. Название можно перевести примерно как на всех парусах. Шляпу и плащ с пером носили члены ордена Подвязки британской монархии, в который допускались только мужчины. Написать женщину в таком образе было дерзостью. Некоторые исследователи усматривают в этом и общественно-политическую подоплеку. Эна была из богатой еврейской семьи. Отношение к евреям в британском высшем обществе было, прямо скажем, неоднозначным. Они могли быть сколь угодно богаты, но английские аристократы их за ровню себе не считали. Запечатлеть женщину, да еще и еврейку в таком наряде было и пародией, и вызовом. Ранее художник писал уже портрет Эны с сестрой. На нем она выглядит традиционно. Художника иногда даже ехидно называли художником евреев.
“Эна и Бетти, дочери Ашера и миссис Вертхаймер” (1901)
Пик карьеры художника пришелся на начало 20 века. Затем популярность пошла на спад. Имя Сарджента стало ассоциироваться с портретами состоятельных господ, в то время как появлялось все больше новых течений в искусстве. В 1907 году Сарджент официально закрыл свою студию со словами: «Писать портрет было бы довольно забавно, если бы человека не заставляли разговаривать во время работы.... Какая досада развлекать натурщика и выглядеть счастливым, когда сам чувствуешь себя несчастным». В 1925 году, незадолго до своей смерти, Сарджент написал свой последний заказ – портрет аристократки Грейс Керзон, маркизы Керзон из Кедлстона. Вскоре он умер от инфаркта.
Джон Сингер Сарджент – Сестры Виндхэм, 1899
О частной жизни художника известно мало. У него было довольно много именитых друзей и влиятельных покровителей, но официально женат он никогда не был и детей не имел. Ему приписывали романы с несколькими натурщицами, но доказательств этому нет. Также есть упоминания знакомых, что Сарджент был геем. Единого мнения среди исследователей нет. Младшая сестра тоже стала художницей, но не столь успешной. На картине «Беззаботность» можно увидеть племянницу художника.
Беззаботность. Модель - Роуз-Мари Ормонд Мишель, племянница Сарджента.
Другие работы Сарджента
Дочери Эдварда Дарли Бойта
Портрет сестер Бойт - одна из самых известных работ автора
Венецианский продавец лука, 1880-1882, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Стол, накрытый к завтраку (Вайолит Сарджент)
Эдит Френч, 1901
В саду на острове Корфу, 1909
Альмина, дочь Эшера Вертхеймера, 1908
Комментарии1