Пределы наслаждения
В нашей жизни возможны только две трагедии.
Одна – это когда не получаешь того, что хочешь,
другая – когда получаешь.
Вторая хуже, это поистине трагедия.
Оскар Уайльд
Одна – это когда не получаешь того, что хочешь,
другая – когда получаешь.
Вторая хуже, это поистине трагедия.
Оскар Уайльд
Изучив различные виды наслаждения: знания, власть, почести, богатство, а также пища, секс и прочие удовольствия, – мы увидим, что во всех случаях максимальное удовольствие ощущается при первом кратком контакте между желанием и его наполнением. Как только наполнение получено, удовольствие начинает угасать. Наслаждение в удовлетворенном желании может продолжаться минуты, часы или дни, однако в итоге оно исчезает. Даже если человек долгие годы стремится достичь чего-либо, например, почитаемой должности или престижной ученой степени, – как только цель достигнута, блаженство ускользает из рук. Следовательно, удовлетворяя желание, наслаждение аннулирует его.
Более того, входя в желание и покидая его, наслаждение формирует в нас новое стремление, вдвое превышающее предыдущее. То, что вчера доставляло нам удовлетворение, сегодня кажется совершенно недостаточным. Мы хотим больше. Намного больше. Вот и выходит, что удовлетворение наших желаний увеличивает их и заставляет нас прилагать еще больше усилий, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.
Если человек не хочет достичь чего-либо, его ощущение жизни притупляется и затухает. Потому и общество постоянно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые создают в нем ощущение жизни еще на одно почти неуловимое мгновение. Снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением, и отчаяние растет.
Сегодня общество побуждает нас приобретать всё больше и больше товаров, даже если у нас нет на это требуемой суммы денег. Агрессивный маркетинг, жгучее желание соответствовать социальным стандартам и облегченные условия кредита стимулируют нас к покупкам, намного превышающим наши реальные финансовые возможности. Спустя непродолжительный срок приятное возбуждение от очередной обновки рассеивается как дым, зато платежи будут сопровождать нас еще годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а, наоборот, накапливается.
Богатство не ведет к счастью, о чем свидетельствует новое исследование, проведенное под руководством профессора Дэниэла Канемана, нобелевского лауреата по экономике. Как выяснилось, обывательские представления о влиянии на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма далеки от реальности. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает существенных различий между богатыми и бедными слоями населения. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще испытывают люди весьма обеспеченные. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между благосостоянием и жизнерадостностью указывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще бо?льших удовольствий.
Резюме по поводу ограниченности желания наслаждений можно найти в следующих словах: Этот мир создан вместе с потребностью. Он лишен изобилия и благ, для обретений в нем требуется движение, а как известно, необходимость в многочисленных движениях удручает человека. Но оставаться без обретений и благ тоже невозможно, и потому люди выбирают страдания от многочисленных движений, чтобы достичь максимального достояния. Однако всё достояние и все обретения служат лишь их личной выгоде, человек всегда хочет вдвое больше, чем у него есть, а потому умирает, не достигнув и половины желаемого. Таким образом, люди страдают от двух факторов: от необходимости совершать многочисленные движения, а также от потребности в обретениях, половины которых им недостает.
Если человек не хочет достичь чего-либо, его ощущение жизни притупляется и затухает. Потому и общество постоянно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые создают в нем ощущение жизни еще на одно почти неуловимое мгновение. Снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением, и отчаяние растет.
Сегодня общество побуждает нас приобретать всё больше и больше товаров, даже если у нас нет на это требуемой суммы денег. Агрессивный маркетинг, жгучее желание соответствовать социальным стандартам и облегченные условия кредита стимулируют нас к покупкам, намного превышающим наши реальные финансовые возможности. Спустя непродолжительный срок приятное возбуждение от очередной обновки рассеивается как дым, зато платежи будут сопровождать нас еще годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а, наоборот, накапливается.
Богатство не ведет к счастью, о чем свидетельствует новое исследование, проведенное под руководством профессора Дэниэла Канемана, нобелевского лауреата по экономике. Как выяснилось, обывательские представления о влиянии на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма далеки от реальности. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает существенных различий между богатыми и бедными слоями населения. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще испытывают люди весьма обеспеченные. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между благосостоянием и жизнерадостностью указывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще бо?льших удовольствий.
Резюме по поводу ограниченности желания наслаждений можно найти в следующих словах: Этот мир создан вместе с потребностью. Он лишен изобилия и благ, для обретений в нем требуется движение, а как известно, необходимость в многочисленных движениях удручает человека. Но оставаться без обретений и благ тоже невозможно, и потому люди выбирают страдания от многочисленных движений, чтобы достичь максимального достояния. Однако всё достояние и все обретения служат лишь их личной выгоде, человек всегда хочет вдвое больше, чем у него есть, а потому умирает, не достигнув и половины желаемого. Таким образом, люди страдают от двух факторов: от необходимости совершать многочисленные движения, а также от потребности в обретениях, половины которых им недостает.
Комментарии16