Формула-007
Формула-007
Результаты чемпионата мира по "Формуле-1" нынешнего сезона могут быть пересмотрены. В королевских гонках разразился настоящий шпионский скандал, в котором задействованы две сильнейшие команды – McLaren и Ferrari. Исторические соперники, борьба между которыми идет уже более полувека, впервые попали в такую неоднозначную ситуацию.
Представители английской команды вызваны в штаб-квартиру Международной федерации автоспорта в Париж для дачи показаний о том, каким образом в руках одного из высокопоставленных чиновников McLaren оказались документы, в которых описана всю структура команды Ferrari и все технические характеристики болида, начиная со стадии его разработки.
Белый порошок
21 июня в автоспортивной прессе появилась информация о том, что Ferrari заподозрила одного из своих сотрудников в саботаже. Якобы, во время Гран-при Монако, который состоялся 27 мая, в баках болидов Кими Райкконена и Фелипе Массы был обнаружен некий белый порошок. Механики, проводившие осмотр машин, вовремя заметили подозрительную примесь и во избежание всяких неприятностей заменили топливные баки полностью.
Естественно, на эту историю тут же обратили внимание, и она стала обрастать подробностями. На следующий день стало известно, что главным подозреваемым по этому делу стал бывший главный механик итальянской команды Найджел Степни. Ferrari собрала документы, необходимые для того, чтобы получить санкцию на обыск его дома, и сотрудники прокуратуры после тщательного осмотра обнаружили канистру с жидкостью, в которой, по всей видимости, был растворен тот же порошок, что и обнаружен в баках болидов.
Кроме того, были найдены несколько сложных устройств, в частности, прибор рулевого управления (в машинах "Ф-1" рули представляют собой настоящие компьютеры). Самого хозяина дома не было, а его местонахождение было неизвестно. Информация о порошке, которая воспринималась как неудачная шутка, вызывала эффект разорвавшейся бомбы, когда в деле всплыло имя Степни.
Инцидент нуждался в комментариях сторон, и свое слово вначале сказала итальянская команда. Про порошок не было сказано ни слова – это был просто предлог для того, чтобы запустить всю информацию в прессу. Объяснения, которые дали представители Ferrari, сводились к следующему – команда получила сведения, что один из ее сотрудников передал секретные данные сотруднику McLaren, имя которого вначале не разглашалось. В этих документах содержались настолько подробные сведения о Ferrari, что инженеры McLaren могли найти в них абсолютно все - начиная с телеметрических данных всех тестов команды и заканчивая внутренней структурой и тактикой на отдельные гонки предстоящего сезона.
Тайный агент и его жена
Обладателем этих сведений, как выяснилось, был шеф-дизайнер "Серебряных стрел" Майк Кофлэн. Представители Ferrari, основываясь на данных внутреннего расследования, сделали вывод, что данные Кофлэну передал именно Степни. Два талантливейших инженера когда-то вместе работали в Benetton, а затем их пути разошлись. Почему именно Степни? Потому что он после десяти лет работы на Ferrari вознамерился было покинуть команду, но получил довольно жесткий отказ и предписание выполнять свой контракт.
Степни объявил о своем желании найти другую работу после окончания сезона 2006 года. 22 октября того года свою последнюю гонку в карьере провел лидер "Жеребцов из Маранелло" Михаэль Шумахер, а спустя несколько дней о своем уходе в бессрочный творческий отпуск объявил технический директор команды Росс Браун, один из лучших инженеров современного автоспорта.
Два ключевых звена, которые цементировали всю работу Ferrari, оказались разорваны. Руководство итальянской команды произвело некоторые изменения в структуре, против которых выступил Степни. Англичанин, занимавший пост главного механика команды, в интервью авторитетному изданию Autosport заявил, что он недоволен сложившейся в команде обстановкой и хотел бы уйти.
Верхушке команды не понравилось, что Степни обнародовал некоторые сведения, которые обычно в документообороте имеют гриф "для внутреннего пользования". В итоге главный механик был отправлен на работу на завод в Маранелло. От активных дел он был отстранен. Степни предложил разорвать трудовой контракт по обоюдному согласию, подчеркнув, что он намерен перейти в Honda, которая уже предложила ему работу, но получил отказ. По мнению представителей итальянской конюшни, дальнейшие действия Степни продиктованы желанием отомстить.
Почему Кафлэн? Потому что он друг Степни. Сотрудника McLaren "подставила" супруга. Шеф-дизайнер, получив в свои руки секретные документы, в отличие от профессиональных тайных агентов, которые не доверяют никому, отправил свою жену в ближайший фотомагазин в Уокинге (графство Суррей), чтобы сделать копии с данных, а сотрудники магазина, поняв, что они копируют сведения, не подлежащие распространению, сообщили обо всем в Ferrari.
Суд идет
Итальянская конюшня подала сразу два исковых заявления – в прокуратуру Модены и в Высокий суд правосудия в Лондоне, который входит в состав Верховного суда Англии. 11 июня должно было состояться первое судебное заседание, однако оно в итоге было отменено. Причина весьма уважительная. Майк Кофлэн пообещал рассказать Ferrari всю правду о том, каким образом в его распоряжении оказались секретные данные.
Итальянцы временно отозвали исковые заявления, решив продолжить расследование после того, как выслушают показания Кофлэна. Но окончательно судебное разбирательство свернуто не будет. Главный вопрос, который интересует Ferrari – успели ли их конкуренты из McLaren использовать полученные данные.
Теоретически это было невозможно сделать, так как даже по сведениям Скудерии из Маранелло, не говоря уж об официальной версии, шеф-дизайнер английской команды получил документы в апреле, когда чемпионат мира уже был в полном разгаре. Разработка болида "Формулы-1" – настолько сложный процесс, что внести в него какие-то изменения в течение двух-трех недель просто невозможно.
Босс McLaren Рон Деннис утверждает, что ни он, ни другие сотрудники его команды не предполагали, что Майк Кафлэн располагает какими-то секретными сведениями. Сразу после того, как было названо имя "главного шпиона", Деннис отстранил Кафлэна от работы. Руководитель "Серебряных стрел" предложил Международной федерации автоспорта (FIA) создать специальную комиссию, которой будут предоставлены все данные по разработке болида McLaren, а члены FIA могут сравнить до винтиков две машины. Деннис ручается, что ни одного одинакового с Ferrari агрегата найдено не будет.
В этом нет никаких сомнений. Даже если сотрудники McLaren наизусть выучили все 780 страниц технической документации Ferrari, это лишь дополнительная гарантия того, что в разработке болида нынешнего сезона ни один из секретов не использовался. Здесь вопрос в другом – если в документах, которые так напугали Жана Тодта и его команду, содержатся какие-то новаторские идеи, то они как раз могут быть использованы в будущем, в доработанном до неузнаваемости виде.
Инженерам порой достаточно обрывка чужой идеи, чтобы генерировать свою. Но тут уже все расследования будут бессильны. По большому счету, после такого громкого резонанса, который получил шпионский скандал, Ferrari не стоит опасаться того, что их секреты будут воплощены в жизнь и помогут конкурентам в борьбе за чемпионство. А вот команду McLaren может ждать серьезное наказание.
Итальянцы утверждают, что управляющий директор английской команды Джонатан Нил был в курсе того, какими данными обладал Кофлэн. Но при этом не называют дату, когда Нил обо всем узнал – до того, как началось внутреннее расследование в Ferrari или после. Если окажется, что "до", то рухнет один из пунктов защиты Рона Денниса, утверждающего, то "никто в его команде ничего не знал о документах". Впрочем, это крайний вариант. Те, кто видел воочию новейшую базу Paragon, построенную McLaren в сложное для команды время, когда "Стрелы" не могли оказать "Жеребцам" никакого сопротивления, могут сказать, что ресурсов, собранных в этом уникальном технологическом центре, хватит для того, чтобы разработать машину времени, не говоря уж о болиде "Формулы-1". Проще говоря, в McLaren достаточно своих инженерных гениев, чтобы обращать внимание на чужие секреты и ставить под удар свою доселе безупречную деловую репутацию.
В любом случае, какая-то ясность в вопросе о том, что предпримет FIA, наступит 26 июля. Заседание Всемирного совета по автоспорту, члены которого намерены выслушать представителей всех замешанных в конфликт сторон, назначено именно на этот день. По регламенту, на команду, нарушившую статью 155с Международного спортивного кодекса (в данном случае об использовании одной командой информации, принадлежащей другой), может быть наложено любое наказание – от крупного штрафа до дисквалификации.
Стоит напомнить, что McLaren в нынешнем сезоне выступает отлично. Команда уверенно лидирует в Кубке Конструкторов, а 22-летний дебютант Льюис Гамильтон возглавляет общий зачет в первенстве пилотов, опережая на 12 очков своего напарника, двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Будет обидно, если интереснейший сезон, когда на титул с практически равными шансами претендуют четыре пилота, окажется разорван скандалом. Про шпионские скандалы лучше смотреть фильмы. С Пирсом Броснаном в главной роли, например.
Белый порошок
21 июня в автоспортивной прессе появилась информация о том, что Ferrari заподозрила одного из своих сотрудников в саботаже. Якобы, во время Гран-при Монако, который состоялся 27 мая, в баках болидов Кими Райкконена и Фелипе Массы был обнаружен некий белый порошок. Механики, проводившие осмотр машин, вовремя заметили подозрительную примесь и во избежание всяких неприятностей заменили топливные баки полностью.
Естественно, на эту историю тут же обратили внимание, и она стала обрастать подробностями. На следующий день стало известно, что главным подозреваемым по этому делу стал бывший главный механик итальянской команды Найджел Степни. Ferrari собрала документы, необходимые для того, чтобы получить санкцию на обыск его дома, и сотрудники прокуратуры после тщательного осмотра обнаружили канистру с жидкостью, в которой, по всей видимости, был растворен тот же порошок, что и обнаружен в баках болидов.
Кроме того, были найдены несколько сложных устройств, в частности, прибор рулевого управления (в машинах "Ф-1" рули представляют собой настоящие компьютеры). Самого хозяина дома не было, а его местонахождение было неизвестно. Информация о порошке, которая воспринималась как неудачная шутка, вызывала эффект разорвавшейся бомбы, когда в деле всплыло имя Степни.
Инцидент нуждался в комментариях сторон, и свое слово вначале сказала итальянская команда. Про порошок не было сказано ни слова – это был просто предлог для того, чтобы запустить всю информацию в прессу. Объяснения, которые дали представители Ferrari, сводились к следующему – команда получила сведения, что один из ее сотрудников передал секретные данные сотруднику McLaren, имя которого вначале не разглашалось. В этих документах содержались настолько подробные сведения о Ferrari, что инженеры McLaren могли найти в них абсолютно все - начиная с телеметрических данных всех тестов команды и заканчивая внутренней структурой и тактикой на отдельные гонки предстоящего сезона.
Тайный агент и его жена
Обладателем этих сведений, как выяснилось, был шеф-дизайнер "Серебряных стрел" Майк Кофлэн. Представители Ferrari, основываясь на данных внутреннего расследования, сделали вывод, что данные Кофлэну передал именно Степни. Два талантливейших инженера когда-то вместе работали в Benetton, а затем их пути разошлись. Почему именно Степни? Потому что он после десяти лет работы на Ferrari вознамерился было покинуть команду, но получил довольно жесткий отказ и предписание выполнять свой контракт.
Степни объявил о своем желании найти другую работу после окончания сезона 2006 года. 22 октября того года свою последнюю гонку в карьере провел лидер "Жеребцов из Маранелло" Михаэль Шумахер, а спустя несколько дней о своем уходе в бессрочный творческий отпуск объявил технический директор команды Росс Браун, один из лучших инженеров современного автоспорта.
Два ключевых звена, которые цементировали всю работу Ferrari, оказались разорваны. Руководство итальянской команды произвело некоторые изменения в структуре, против которых выступил Степни. Англичанин, занимавший пост главного механика команды, в интервью авторитетному изданию Autosport заявил, что он недоволен сложившейся в команде обстановкой и хотел бы уйти.
Верхушке команды не понравилось, что Степни обнародовал некоторые сведения, которые обычно в документообороте имеют гриф "для внутреннего пользования". В итоге главный механик был отправлен на работу на завод в Маранелло. От активных дел он был отстранен. Степни предложил разорвать трудовой контракт по обоюдному согласию, подчеркнув, что он намерен перейти в Honda, которая уже предложила ему работу, но получил отказ. По мнению представителей итальянской конюшни, дальнейшие действия Степни продиктованы желанием отомстить.
Почему Кафлэн? Потому что он друг Степни. Сотрудника McLaren "подставила" супруга. Шеф-дизайнер, получив в свои руки секретные документы, в отличие от профессиональных тайных агентов, которые не доверяют никому, отправил свою жену в ближайший фотомагазин в Уокинге (графство Суррей), чтобы сделать копии с данных, а сотрудники магазина, поняв, что они копируют сведения, не подлежащие распространению, сообщили обо всем в Ferrari.
Суд идет
Итальянская конюшня подала сразу два исковых заявления – в прокуратуру Модены и в Высокий суд правосудия в Лондоне, который входит в состав Верховного суда Англии. 11 июня должно было состояться первое судебное заседание, однако оно в итоге было отменено. Причина весьма уважительная. Майк Кофлэн пообещал рассказать Ferrari всю правду о том, каким образом в его распоряжении оказались секретные данные.
Итальянцы временно отозвали исковые заявления, решив продолжить расследование после того, как выслушают показания Кофлэна. Но окончательно судебное разбирательство свернуто не будет. Главный вопрос, который интересует Ferrari – успели ли их конкуренты из McLaren использовать полученные данные.
Теоретически это было невозможно сделать, так как даже по сведениям Скудерии из Маранелло, не говоря уж об официальной версии, шеф-дизайнер английской команды получил документы в апреле, когда чемпионат мира уже был в полном разгаре. Разработка болида "Формулы-1" – настолько сложный процесс, что внести в него какие-то изменения в течение двух-трех недель просто невозможно.
Босс McLaren Рон Деннис утверждает, что ни он, ни другие сотрудники его команды не предполагали, что Майк Кафлэн располагает какими-то секретными сведениями. Сразу после того, как было названо имя "главного шпиона", Деннис отстранил Кафлэна от работы. Руководитель "Серебряных стрел" предложил Международной федерации автоспорта (FIA) создать специальную комиссию, которой будут предоставлены все данные по разработке болида McLaren, а члены FIA могут сравнить до винтиков две машины. Деннис ручается, что ни одного одинакового с Ferrari агрегата найдено не будет.
В этом нет никаких сомнений. Даже если сотрудники McLaren наизусть выучили все 780 страниц технической документации Ferrari, это лишь дополнительная гарантия того, что в разработке болида нынешнего сезона ни один из секретов не использовался. Здесь вопрос в другом – если в документах, которые так напугали Жана Тодта и его команду, содержатся какие-то новаторские идеи, то они как раз могут быть использованы в будущем, в доработанном до неузнаваемости виде.
Инженерам порой достаточно обрывка чужой идеи, чтобы генерировать свою. Но тут уже все расследования будут бессильны. По большому счету, после такого громкого резонанса, который получил шпионский скандал, Ferrari не стоит опасаться того, что их секреты будут воплощены в жизнь и помогут конкурентам в борьбе за чемпионство. А вот команду McLaren может ждать серьезное наказание.
Итальянцы утверждают, что управляющий директор английской команды Джонатан Нил был в курсе того, какими данными обладал Кофлэн. Но при этом не называют дату, когда Нил обо всем узнал – до того, как началось внутреннее расследование в Ferrari или после. Если окажется, что "до", то рухнет один из пунктов защиты Рона Денниса, утверждающего, то "никто в его команде ничего не знал о документах". Впрочем, это крайний вариант. Те, кто видел воочию новейшую базу Paragon, построенную McLaren в сложное для команды время, когда "Стрелы" не могли оказать "Жеребцам" никакого сопротивления, могут сказать, что ресурсов, собранных в этом уникальном технологическом центре, хватит для того, чтобы разработать машину времени, не говоря уж о болиде "Формулы-1". Проще говоря, в McLaren достаточно своих инженерных гениев, чтобы обращать внимание на чужие секреты и ставить под удар свою доселе безупречную деловую репутацию.
В любом случае, какая-то ясность в вопросе о том, что предпримет FIA, наступит 26 июля. Заседание Всемирного совета по автоспорту, члены которого намерены выслушать представителей всех замешанных в конфликт сторон, назначено именно на этот день. По регламенту, на команду, нарушившую статью 155с Международного спортивного кодекса (в данном случае об использовании одной командой информации, принадлежащей другой), может быть наложено любое наказание – от крупного штрафа до дисквалификации.
Стоит напомнить, что McLaren в нынешнем сезоне выступает отлично. Команда уверенно лидирует в Кубке Конструкторов, а 22-летний дебютант Льюис Гамильтон возглавляет общий зачет в первенстве пилотов, опережая на 12 очков своего напарника, двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Будет обидно, если интереснейший сезон, когда на титул с практически равными шансами претендуют четыре пилота, окажется разорван скандалом. Про шпионские скандалы лучше смотреть фильмы. С Пирсом Броснаном в главной роли, например.
Комментарии7