Сальвадор Дали
Сальвадор Дали (salvador Dali)
Биография и работы великого хуожника-сюрреалиста
Биография и работы великого хуожника-сюрреалиста
Дали Сальвадор (salvador Dali)
биография
Дали родился 11 мая 1904 в Фигерасе близ Барселоны. Как он сам сообщает в своей автобиографии Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим (1942), его детство было отмечено яркими эмоциональными впечатлениями, многие из которых предвосхитили его позднейшие идеи и видения. В 1921-1926 он учился в мадридской Академии художеств Сан-Фернандо, где достиг технической виртуозности, копируя произведения великих мастеров прошлого.
В 1925-1928 Дали на некоторое время увлекся искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, а затем обратился к давно интересовавшей его итальянской 'метафизической школе' живописи. В работах представителей этой школы, особенно Джорджо де Кирико и Карло Карра, интерес к способности символов вызывать в сознании определенные образы стал основой исследований сновидений и галлюцинаций, к которым художники подходили с позиций теории Фрейда. Техническое мастерство Дали прекрасно подходило для воссоздания на холсте атмосферы сна и галлюцинации.
В 1929 он переехал в Париж и присоединился к сюрреалистам. Занимаясь изучением проявлений подсознательного, Дали пытался в своих работах передать видения человека, одержимого параноидальными идеями. Изображая хорошо знакомые предметы в абсурдной обстановке и самых странных и необычных сочетаниях, он называл свои картины 'рукотворными фотографиями', созданными в соответствии с 'параноидально-критическим методом', который он сам определял как 'спонтанный метод иррационального познания, основанный на интроспективно-критической ассоциации образов бреда'. Он часто использовал прием тиражирования одних и тех же образов и метаморфозы одушевленных существ и неодушевленных предметов.
Дали принимал участие в создании двух знаменитых сюрреалистических фильмов - Андалузский пес (1929) и Золотой век (1931), поставленных режиссером Л.Бунюэлем; по приезде в США в 1940 художник создал декорации к ряду балетов и спектаклей и несколько серий иллюстраций. Среди более поздних произведений Дали - картины на религиозные сюжеты, например Тайная вечеря (1955, Вашингтон, Национальная галерея). Кроме автобиографии, он написал книги Незримая женщина (1930), Завоевание иррационального (1935), Скрытые лица (1944), Пятьдесят секретов волшебного ремесла (1948) и Дали о современном искусстве (1956).
В 1982 король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику титул маркиза де Пуболь. В том же году в городе Санкт-Петербург (шт. Флорида) открылся музей Сальвадора Дали, в котором находится самая большая в мире коллекция его произведений и библиотека работ о нем и о сюрреализме (около 2500 томов). Дали умер в Фигерасе 23 января 1989 и похоронен в ротонде своего театра-музея.
биография
Дали родился 11 мая 1904 в Фигерасе близ Барселоны. Как он сам сообщает в своей автобиографии Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим (1942), его детство было отмечено яркими эмоциональными впечатлениями, многие из которых предвосхитили его позднейшие идеи и видения. В 1921-1926 он учился в мадридской Академии художеств Сан-Фернандо, где достиг технической виртуозности, копируя произведения великих мастеров прошлого.
В 1925-1928 Дали на некоторое время увлекся искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, а затем обратился к давно интересовавшей его итальянской 'метафизической школе' живописи. В работах представителей этой школы, особенно Джорджо де Кирико и Карло Карра, интерес к способности символов вызывать в сознании определенные образы стал основой исследований сновидений и галлюцинаций, к которым художники подходили с позиций теории Фрейда. Техническое мастерство Дали прекрасно подходило для воссоздания на холсте атмосферы сна и галлюцинации.
В 1929 он переехал в Париж и присоединился к сюрреалистам. Занимаясь изучением проявлений подсознательного, Дали пытался в своих работах передать видения человека, одержимого параноидальными идеями. Изображая хорошо знакомые предметы в абсурдной обстановке и самых странных и необычных сочетаниях, он называл свои картины 'рукотворными фотографиями', созданными в соответствии с 'параноидально-критическим методом', который он сам определял как 'спонтанный метод иррационального познания, основанный на интроспективно-критической ассоциации образов бреда'. Он часто использовал прием тиражирования одних и тех же образов и метаморфозы одушевленных существ и неодушевленных предметов.
Дали принимал участие в создании двух знаменитых сюрреалистических фильмов - Андалузский пес (1929) и Золотой век (1931), поставленных режиссером Л.Бунюэлем; по приезде в США в 1940 художник создал декорации к ряду балетов и спектаклей и несколько серий иллюстраций. Среди более поздних произведений Дали - картины на религиозные сюжеты, например Тайная вечеря (1955, Вашингтон, Национальная галерея). Кроме автобиографии, он написал книги Незримая женщина (1930), Завоевание иррационального (1935), Скрытые лица (1944), Пятьдесят секретов волшебного ремесла (1948) и Дали о современном искусстве (1956).
В 1982 король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику титул маркиза де Пуболь. В том же году в городе Санкт-Петербург (шт. Флорида) открылся музей Сальвадора Дали, в котором находится самая большая в мире коллекция его произведений и библиотека работ о нем и о сюрреализме (около 2500 томов). Дали умер в Фигерасе 23 января 1989 и похоронен в ротонде своего театра-музея.
Комментарии42