История Тибетских Лам
На стенах любого тибетского монастыря в Гималаях можно увидеть изображения не только Будды Майтреи, но также и тибетских лам, духовных лидеров школ, фотографию Далай Ламы XIV и ступы. Мантры обычно храняться в огромных шкафах или стелажах и тщательно охраняются.
Вообще происхождение тибетцев заслуживает интереса. По этому поводу автор приводит две версии. Согласно первой из них, тибетцы имеют индийские корни. После поражения в битве на Курукшетре (описанной в Махабхарате, частью которой является знаменитая Бхагавад-Гита), царь Рупати, сражавшийся на стороне Кауравов, после поражения с Пандавами бежал в на территорию современного Тибета, и именно они и стали предками современных тибетцев. Эта точка зрения основана на письме индийского пандиты (учёного-мудреца) Шанкары Пати, датируемым примерно столетием после смерти Будды (623-544 до н. э.). Вторая версия более мифологична. Согласно этой версии, тибетцы происходят от обезьяны-самца – перевоплощения божества Авалокитешвары или Ченрези, у которого было шесть потомков от горной ведьмы. Постепенно эти гибриды утратили признаки обезьян, и те, кто походил на первоотца, отличались милосердием, умом и умеренностью в речи, а унаследовавшие качества матери-людоедки были краснолицыми, упрямыми и склонными к греху. В горе Гонпори, в центре района У-Цанг, и сегодня можно обнаружить пещеры этих обезьян. Пандита Атиша, посетивший Тибет в XI веке, обнаружил документ VII века, свидетельствующий в пользу этой теории происхождения тибетцев. Древнейшей религией тибетцев до принятия буддизма была традиция бон, сравниваемая с шаманизмом. Считается, что бон был основан (или реформирован) Шенрабом Миво, родом из Шангшунга, страны, находящейся в районе Западного Тибета и Туркестана. Время его жизни трудно датировать однозначно. Некоторые считают его современником Будды, другие – его перевоплощением. По мнению третьих, он перевоплощение одного ревностного буддиста, ставшего впоследствии противником буддизма. Буддизм впервые проникает в Тибет в VII веке из Индии и Непала, но активное распространение его начинается в VIII веке.
Согласно буддийской традиции, род древних тибетских царей происходит от царского рода государства Магадха (современный индийский штат Бихар). Один из наследников родился с перпончатыми пальцами и другими телесными дефектами, и отец от стыда отправил его в Тибет. Тибетцы, исповедовавшие бон, сочли его посланником неба и сделали своим первым царём. Ньяти Цэнпо, как они назвали его, считается строителем первого дома, сохранившегося до наших дней (до этого тибетцы жили в пещерах). Ньяти Цэнпо и шесть следующих царей по смерти вознеслись на небо, поэтому их могилы неизвестны. История Тибета начинается с восьмого царя, Дигум Цэнпо, случайно перерезавшего "небесный канат" и имеющего потому земную могилу. Девятый царь, Джати Цэнпо, считается современником китайского императора Хань У-ди (141-87 до н.э.). В это время тибетцы начинают использовать металлические руды, строить каналы и мосты. Через 18 поколений в 173 году н.э. появляется царевич То-то-ри Ньенцэн, ставший 28 царём. С ним связано, вероятно, первое проникновение буддизма в Тибет. По преданию, в возрасте 60 лет он получил некую священную книгу на санскрите. Не будучи в состоянии прочитать её, он дал ей имя "Ньенпо Сангва" ("Тайна"). Через четыре поколения, в 617 году рождается 33 царь Тибета, известный под именем Сонцэн Гампо (617-698),. Именно он – ключевая фигура в обращении Тибета в буддизм. Он взял в жёны непальскую принцессу, получившую в приданое статую Будды, которую тибетцы признали священной. Он отправил в Индию изучать санскрит 17 человек. Из них вернулся один Тонми Самбхота, который, используя письмо брахми и гуптское письмо, создал тибетский шрифт. Он же перевёл книгу "Ньенпо Сангва". Тем временем Сонцэн Гампо берёт замуж дочь китайского императора. Соперничая, обе жены строят каждая по храму Будды. Через несколько лет правления, сопровождавшегося несколькими войнами с соседними государствами, Сонцэн Гампо умирает от эпидемии. Некоторые источники утверждают, что в возрасте 82 лет он и две его супруги растворились в статуе Авалокитешвары, другие указывают на его могилу. Во время правления Тисонга Децэна (вторая половина VIII века), распространявшего буддизм, царь столкнулся с противодействием своих министров-бонцев. В результате интриг и заговора министров-буддистов, приверженцы бон проиграли и лишились своих постов. После этого царь пригласил из Индии Падмасамбхаву, великого учителя тантры. Считается, что последний своими магическими силами усмирил и подчинил себе бонских божеств, сделав их защитниками буддизма. В результате многие божества бон оказались включенными в буддийский пантеон. Затем приглашённый Тисонгом Дэценом из Индии пандита Шантиракшита по просьбе царя спроектировал первый буддийский монастырь в Тибете, ныне известный как Самье. В 794 году, после победы в диспуте индийского монаха над китайским, царь провозгласил буддизм официальной религией страны, составил соответствующие указы и законы, после чего устроил грандиозный праздник для высших слоёв общества. В 836 году последователи бон, устроив дворцовый переворот, посадили на трон Ландарму, царя-бонца и под его руководством начали преследования буддистов по всей стране. Это продолжалось недолго, и в 842 году Ландарма был убит монахом. Его смерть в тибетской историографии заканчивает эпоху Чойгьел (Религиозных царей).
Первого Далай-ламу звали Гендун Дубпа (1391-1474). Он был учеником Цонкапы и основал огромный монастырь Ташилхунпо. Его перевоплощение, Гендун Гьяцо, основал монастырь Чойкоргьел неподалеку от Лхасы. Рядом с монастырём есть озеро, которое традиционно используется для поисков перерождений Далай-ламы. Третьего Далай-ламу, Сонама Гьяцо, пригласил в 1588 г. к своему двору тумето-монгольский Алтан-хан. После традиционных наставлений Алтан-хан принял буддизм и щедро вознаградил Сонама Гьяцо. Именно от Алтан-хана он получил титул "Далай-лама". На монгольском слово "далай" означает "океан", что указывает на широту и глубину познаний Далай-ламы. Алтан-хан, в свою очередь, получил титул "Религиозный царь, Брахма, наследник богов". Любопытно, что следующим, 4-ым Далай-ламой стал правнук Алтан-хана.
В настоящее время главными буддийскими школами в Тибете считаются ньингмапа, кагьюпа, сакьяпа и гелугпа, второстепенными – шиджепа, чагченпа и нгорпа. Среди буддийских школ на данный момент доминирует гелугпа, и ей принадлежат такие крупные монастыри, как Дрэпунг, Сэра, Гандэн, Ташилхунпо.
Согласно буддийской традиции, род древних тибетских царей происходит от царского рода государства Магадха (современный индийский штат Бихар). Один из наследников родился с перпончатыми пальцами и другими телесными дефектами, и отец от стыда отправил его в Тибет. Тибетцы, исповедовавшие бон, сочли его посланником неба и сделали своим первым царём. Ньяти Цэнпо, как они назвали его, считается строителем первого дома, сохранившегося до наших дней (до этого тибетцы жили в пещерах). Ньяти Цэнпо и шесть следующих царей по смерти вознеслись на небо, поэтому их могилы неизвестны. История Тибета начинается с восьмого царя, Дигум Цэнпо, случайно перерезавшего "небесный канат" и имеющего потому земную могилу. Девятый царь, Джати Цэнпо, считается современником китайского императора Хань У-ди (141-87 до н.э.). В это время тибетцы начинают использовать металлические руды, строить каналы и мосты. Через 18 поколений в 173 году н.э. появляется царевич То-то-ри Ньенцэн, ставший 28 царём. С ним связано, вероятно, первое проникновение буддизма в Тибет. По преданию, в возрасте 60 лет он получил некую священную книгу на санскрите. Не будучи в состоянии прочитать её, он дал ей имя "Ньенпо Сангва" ("Тайна"). Через четыре поколения, в 617 году рождается 33 царь Тибета, известный под именем Сонцэн Гампо (617-698),. Именно он – ключевая фигура в обращении Тибета в буддизм. Он взял в жёны непальскую принцессу, получившую в приданое статую Будды, которую тибетцы признали священной. Он отправил в Индию изучать санскрит 17 человек. Из них вернулся один Тонми Самбхота, который, используя письмо брахми и гуптское письмо, создал тибетский шрифт. Он же перевёл книгу "Ньенпо Сангва". Тем временем Сонцэн Гампо берёт замуж дочь китайского императора. Соперничая, обе жены строят каждая по храму Будды. Через несколько лет правления, сопровождавшегося несколькими войнами с соседними государствами, Сонцэн Гампо умирает от эпидемии. Некоторые источники утверждают, что в возрасте 82 лет он и две его супруги растворились в статуе Авалокитешвары, другие указывают на его могилу. Во время правления Тисонга Децэна (вторая половина VIII века), распространявшего буддизм, царь столкнулся с противодействием своих министров-бонцев. В результате интриг и заговора министров-буддистов, приверженцы бон проиграли и лишились своих постов. После этого царь пригласил из Индии Падмасамбхаву, великого учителя тантры. Считается, что последний своими магическими силами усмирил и подчинил себе бонских божеств, сделав их защитниками буддизма. В результате многие божества бон оказались включенными в буддийский пантеон. Затем приглашённый Тисонгом Дэценом из Индии пандита Шантиракшита по просьбе царя спроектировал первый буддийский монастырь в Тибете, ныне известный как Самье. В 794 году, после победы в диспуте индийского монаха над китайским, царь провозгласил буддизм официальной религией страны, составил соответствующие указы и законы, после чего устроил грандиозный праздник для высших слоёв общества. В 836 году последователи бон, устроив дворцовый переворот, посадили на трон Ландарму, царя-бонца и под его руководством начали преследования буддистов по всей стране. Это продолжалось недолго, и в 842 году Ландарма был убит монахом. Его смерть в тибетской историографии заканчивает эпоху Чойгьел (Религиозных царей).
Первого Далай-ламу звали Гендун Дубпа (1391-1474). Он был учеником Цонкапы и основал огромный монастырь Ташилхунпо. Его перевоплощение, Гендун Гьяцо, основал монастырь Чойкоргьел неподалеку от Лхасы. Рядом с монастырём есть озеро, которое традиционно используется для поисков перерождений Далай-ламы. Третьего Далай-ламу, Сонама Гьяцо, пригласил в 1588 г. к своему двору тумето-монгольский Алтан-хан. После традиционных наставлений Алтан-хан принял буддизм и щедро вознаградил Сонама Гьяцо. Именно от Алтан-хана он получил титул "Далай-лама". На монгольском слово "далай" означает "океан", что указывает на широту и глубину познаний Далай-ламы. Алтан-хан, в свою очередь, получил титул "Религиозный царь, Брахма, наследник богов". Любопытно, что следующим, 4-ым Далай-ламой стал правнук Алтан-хана.
В настоящее время главными буддийскими школами в Тибете считаются ньингмапа, кагьюпа, сакьяпа и гелугпа, второстепенными – шиджепа, чагченпа и нгорпа. Среди буддийских школ на данный момент доминирует гелугпа, и ей принадлежат такие крупные монастыри, как Дрэпунг, Сэра, Гандэн, Ташилхунпо.
Комментариев пока нет