Стонхендж
СТОНХЕНДЖ (Stonehenge), доисторический памятник, одна из крупнейших мегалитических построек, ныне в значительной степени разрушенная. Расположен на меловых холмах примерно в 13 км к северу от Солсбери на юге Англии. Наиболее хорошо сохранившееся сооружение эпохи позднего неолита, представляет собой скопище гигантских камней. На протяжении столетий это место было овеяно легендами. В 17 в. английский любитель древностей Дж.Обри высказал предположение, что Стонхендж являлся святилищем, построенным друидами, жрецами кельтских племен, которые переселились в Британию в последние века до н.э. Эта гипотеза (до сих пор еще достаточно распространенная) была опровергнута в 20 в. с помощью новейших археологических методов. Ныне надежно установлено, что Стонхендж был возведен за 1000 лет до появления кельтов в Британии.
Массивное каменное сооружение строилось более 500 лет – примерно между 1900 и 1700 до н.э. Его возводили представители трех различных культур: неолитические скотоводы и земледельцы, поселившиеся в Европе ок. 2200 до н.э., а позднее поглощенные вторгшимися с континента племенами (т.н. строителями мегалитов); народ солнцепоклонников, носитель культуры кубков (ок. 1700 до н.э.); наконец, создатели т.н. уэссекской культуры бронзового века (ок. 1500 до н.э.).
Стонхендж древнейшего периода включает кольцеобразный вал диаметром в среднем 97,5 м; в период сооружения его высота была 1,8 м, в настоящее время – примерно 60 см. Вал окружен широким углубленным в меловую скальную породу кольцевым рвом, заметным и в наши дни. С северо-востока и ров и вал имеют проход шириной в 11 м. Вдоль внутренней стороны вала расположены 56 ямок округлой формы, названные по имени их первооткрывателя лунками Обри. Примерно две трети лунок содержат захоронения останков кремированных людей. Единственный каменный элемент, относящийся к древнейшему периоду, – т.н. Пяточный камень, столб из сарсена (твердого песчаника) высотой в 6 м, водруженный снаружи от входа в земляное сооружение. Дата строительства первого комплекса Стонхенджа (между 2100 и 1600 до н.э.) установлена путем радиоуглеродного анализа найденных здесь образцов древесного угля.
Второй этап строительства Стонхенджа связан с носителями культуры кубков, названной по форме и стилю характерной для нее посуды. Этот народ возвел два концентрических кольца массивных столбов из сине-серого песчаника (т.н. голубого камня), огромных монолитов долерита, риолита и других вулканических пород. Диаметр колец – 23 м и 26 м. В то время центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Была также сооружена обрамленная валами и рвами аллея шириной в 12 м, средняя линия которой совпадала с этой новой осью. Аллея на 550 м вытянута по прямой на северо-восток, затем поворачивает к востоку – к берегу реки Эйвон, находящейся на расстоянии примерно 1,6 км. В 1923 английский геолог Г.Томас обнаружил в горах Преселли в Уэльсе, более чем в 217 км от Стонхенджа, участок площадью в квадратную милю – источник происхождения голубых камней. Исключительным достижением была транспортировка гигантских монолитов весом до 6 т каждый. По-видимому, камни переправляли на плотах по морю и реке, в нескольких местах перемещая их по суше с помощью бревенчатых полозьев; весь путь составлял примерно 480 км.
Около 1500 до н.э. началось возведение большинства сооружений Стонхенджа. Голубые камни были удалены, ямы, в которых они стояли, засыпаны. Из 30 новых, еще более крупных монолитов песчаника-сарсена было сооружено кольцо диаметром в 30 м, называемое ныне Сарсеновым кольцом. Поверх этих 30 столбов по кругу были водружены каменные перемычки. По мнению английского археолога Р.Аткинсона, вскоре после возведения Сарсенового кольца внутри него по кругу были установлены обтесанные столбы из голубого камня, сверху соединенные перемычками, а снаружи выкопаны два концентрических круга лунок, получивших названия «кольцо Y» и «кольцо Z». Однако дополнительные ряды столбов из голубого камня в этих лунках так и не были поставлены. Позднее столбы и перемычки из голубого камня удалили, а внутри Сарсенового кольца было возведено подковообразное сооружение из пяти массивных трилитов. Каждый из них представлял собой два свободно стоящих столба, соединенных сверху перемычкой; для постройки использовался сарсеновый песчаник. Каменные глыбы длиной до 9 м и весом примерно по 28 т были доставлены с холмов Мальборо, находящихся в 39 км к северу от Стонхенджа. На месте камни тщательно обтесывали и скрепляли друг с другом. На каждом конце перемычки вырубали паз, в который вставлялся шип, имевшийся на верхушке столба; посредством пазов и шипов перемычки были соединены и между собой. Местоположение подковы из трилитов увязано с расположением оси всего памятника, а ее открытая часть обращена к входу. Высота пяти массивных трилитов возрастает от концов подковы к середине, средний из них возвышается над землей на 7 м. Ныне многие из этих сарсеновых конструкций разрушены.
В тот же период были установлены четыре базовых, или опорных, камня (два из них сохранились); они были размещены внутри кольца вала, примерно на одной линии с лунками Обри. Выяснилось, что диагонали, соединяющие эти камни, пересекаются под углом в 45° точно в центре сооружения и симметричны относительно его главной оси. Кроме того, два сарсеновых камня были помещены у входа; один из них, расположенный восточнее, обычно называют Жертвенником.
Позднее были установлены еще два ряда голубых камней меньшего размера: кольцо, первоначально состоявшее из 57 камней, находится между Сарсеновым кольцом и трилитами, а подкова из 19 столбов располагается внутри подковы трилитов. У самого центра памятника помещается т.н. Алтарный камень – пятиметровый блок обтесанного зеленого песчаника, лежащий плашмя на земле.
Строители Стонхенджа испытали несомненное влияние великих культур Средиземноморья. Так, при обработке сарсеновых камней они применили энтазис – сложный прием, посредством которого оптические иллюзии корректируются преднамеренным искажением пропорций. Столбы трилитов в верхней части толще, чем у основания, поэтому при взгляде снизу устраняется впечатление о сужении столбов в перспективе. Поверхность столбов при обработке сделана немного выгнутой, чтобы избежать ощущения, что она вогнута внутрь. Подобные приемы в то время были известны лишь микенской и минойской культурам Средиземноморья. На двух камнях Стонхенджа были обнаружены гравированные изображения топоров и бронзового кинжала. Археологи пришли к выводу, что выгравированный кинжал имеет форму, свойственную кинжалам микенской культуры.
В результате совместных усилий археологов и геологов постепенно сложилось достаточно ясное представление о датировке и истории сооружения Стонхенджа. Однако оставался неясным главный вопрос: для чего он был построен? Наиболее оригинальную теорию о подлинном назначении сооружений Стонхенджа предложил в 1963 английский астроном Дж.Хокинс. Он обратил внимание на узость просвета между стойками каждого из трилитов и на несомненную связь ориентации этих просветов с местоположением других камней и иных элементов сооружения. На этом основании Хокинс заключил, что Стонхендж служил его создателям гигантским астрономическим инструментом, а размещение столбов и промежутков между ними связано с наблюдением за движением звезд и планет. Он рассчитал ориентацию по сторонам света линий, соединяющих примерно 170 пар элементов сооружения – камней, лунок, просветов между столбами трилитов, сопоставил эти данные с расположением небесных светил в 1500 до н.э. и заложил полученную информацию в компьютер. Вычисления показали, что к движению планет и звезд эти линии отношения не имеют, однако в 24 случаях обнаружилась их тесная связь с положениями Солнца и Луны. Более того, все 24 линии соединяли главные элементы сооружения – Пяточный камень, арки, подъездную аллею и четыре базовых камня.
Давно было известно, что при взгляде из центра сооружения или с любой точки, расположенной на его главной оси, Пяточный камень оказывается как раз напротив места восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Хокинс обнаружил ряд других закономерностей. Например, заход Солнца в день зимнего солнцестояния из той же точки виден точно сквозь арку среднего из гигантских трилитов. Один из самых неожиданных тезисов Хокинса касался лунных затмений. По его утверждению, затмения Луны в период зимнего солнцестояния приходятся на моменты ее восхода точно за Пяточным камнем трижды в течение 56-летнего цикла, с интервалами в 19, 19 и 18 лет. Он предположил, что 56 лунок Обри предназначались для ежегодного перемещения из одной лунки в другую специальных камней с целью фиксации течения цикла затмений.
Массивное каменное сооружение строилось более 500 лет – примерно между 1900 и 1700 до н.э. Его возводили представители трех различных культур: неолитические скотоводы и земледельцы, поселившиеся в Европе ок. 2200 до н.э., а позднее поглощенные вторгшимися с континента племенами (т.н. строителями мегалитов); народ солнцепоклонников, носитель культуры кубков (ок. 1700 до н.э.); наконец, создатели т.н. уэссекской культуры бронзового века (ок. 1500 до н.э.).
Стонхендж древнейшего периода включает кольцеобразный вал диаметром в среднем 97,5 м; в период сооружения его высота была 1,8 м, в настоящее время – примерно 60 см. Вал окружен широким углубленным в меловую скальную породу кольцевым рвом, заметным и в наши дни. С северо-востока и ров и вал имеют проход шириной в 11 м. Вдоль внутренней стороны вала расположены 56 ямок округлой формы, названные по имени их первооткрывателя лунками Обри. Примерно две трети лунок содержат захоронения останков кремированных людей. Единственный каменный элемент, относящийся к древнейшему периоду, – т.н. Пяточный камень, столб из сарсена (твердого песчаника) высотой в 6 м, водруженный снаружи от входа в земляное сооружение. Дата строительства первого комплекса Стонхенджа (между 2100 и 1600 до н.э.) установлена путем радиоуглеродного анализа найденных здесь образцов древесного угля.
Второй этап строительства Стонхенджа связан с носителями культуры кубков, названной по форме и стилю характерной для нее посуды. Этот народ возвел два концентрических кольца массивных столбов из сине-серого песчаника (т.н. голубого камня), огромных монолитов долерита, риолита и других вулканических пород. Диаметр колец – 23 м и 26 м. В то время центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Была также сооружена обрамленная валами и рвами аллея шириной в 12 м, средняя линия которой совпадала с этой новой осью. Аллея на 550 м вытянута по прямой на северо-восток, затем поворачивает к востоку – к берегу реки Эйвон, находящейся на расстоянии примерно 1,6 км. В 1923 английский геолог Г.Томас обнаружил в горах Преселли в Уэльсе, более чем в 217 км от Стонхенджа, участок площадью в квадратную милю – источник происхождения голубых камней. Исключительным достижением была транспортировка гигантских монолитов весом до 6 т каждый. По-видимому, камни переправляли на плотах по морю и реке, в нескольких местах перемещая их по суше с помощью бревенчатых полозьев; весь путь составлял примерно 480 км.
Около 1500 до н.э. началось возведение большинства сооружений Стонхенджа. Голубые камни были удалены, ямы, в которых они стояли, засыпаны. Из 30 новых, еще более крупных монолитов песчаника-сарсена было сооружено кольцо диаметром в 30 м, называемое ныне Сарсеновым кольцом. Поверх этих 30 столбов по кругу были водружены каменные перемычки. По мнению английского археолога Р.Аткинсона, вскоре после возведения Сарсенового кольца внутри него по кругу были установлены обтесанные столбы из голубого камня, сверху соединенные перемычками, а снаружи выкопаны два концентрических круга лунок, получивших названия «кольцо Y» и «кольцо Z». Однако дополнительные ряды столбов из голубого камня в этих лунках так и не были поставлены. Позднее столбы и перемычки из голубого камня удалили, а внутри Сарсенового кольца было возведено подковообразное сооружение из пяти массивных трилитов. Каждый из них представлял собой два свободно стоящих столба, соединенных сверху перемычкой; для постройки использовался сарсеновый песчаник. Каменные глыбы длиной до 9 м и весом примерно по 28 т были доставлены с холмов Мальборо, находящихся в 39 км к северу от Стонхенджа. На месте камни тщательно обтесывали и скрепляли друг с другом. На каждом конце перемычки вырубали паз, в который вставлялся шип, имевшийся на верхушке столба; посредством пазов и шипов перемычки были соединены и между собой. Местоположение подковы из трилитов увязано с расположением оси всего памятника, а ее открытая часть обращена к входу. Высота пяти массивных трилитов возрастает от концов подковы к середине, средний из них возвышается над землей на 7 м. Ныне многие из этих сарсеновых конструкций разрушены.
В тот же период были установлены четыре базовых, или опорных, камня (два из них сохранились); они были размещены внутри кольца вала, примерно на одной линии с лунками Обри. Выяснилось, что диагонали, соединяющие эти камни, пересекаются под углом в 45° точно в центре сооружения и симметричны относительно его главной оси. Кроме того, два сарсеновых камня были помещены у входа; один из них, расположенный восточнее, обычно называют Жертвенником.
Позднее были установлены еще два ряда голубых камней меньшего размера: кольцо, первоначально состоявшее из 57 камней, находится между Сарсеновым кольцом и трилитами, а подкова из 19 столбов располагается внутри подковы трилитов. У самого центра памятника помещается т.н. Алтарный камень – пятиметровый блок обтесанного зеленого песчаника, лежащий плашмя на земле.
Строители Стонхенджа испытали несомненное влияние великих культур Средиземноморья. Так, при обработке сарсеновых камней они применили энтазис – сложный прием, посредством которого оптические иллюзии корректируются преднамеренным искажением пропорций. Столбы трилитов в верхней части толще, чем у основания, поэтому при взгляде снизу устраняется впечатление о сужении столбов в перспективе. Поверхность столбов при обработке сделана немного выгнутой, чтобы избежать ощущения, что она вогнута внутрь. Подобные приемы в то время были известны лишь микенской и минойской культурам Средиземноморья. На двух камнях Стонхенджа были обнаружены гравированные изображения топоров и бронзового кинжала. Археологи пришли к выводу, что выгравированный кинжал имеет форму, свойственную кинжалам микенской культуры.
В результате совместных усилий археологов и геологов постепенно сложилось достаточно ясное представление о датировке и истории сооружения Стонхенджа. Однако оставался неясным главный вопрос: для чего он был построен? Наиболее оригинальную теорию о подлинном назначении сооружений Стонхенджа предложил в 1963 английский астроном Дж.Хокинс. Он обратил внимание на узость просвета между стойками каждого из трилитов и на несомненную связь ориентации этих просветов с местоположением других камней и иных элементов сооружения. На этом основании Хокинс заключил, что Стонхендж служил его создателям гигантским астрономическим инструментом, а размещение столбов и промежутков между ними связано с наблюдением за движением звезд и планет. Он рассчитал ориентацию по сторонам света линий, соединяющих примерно 170 пар элементов сооружения – камней, лунок, просветов между столбами трилитов, сопоставил эти данные с расположением небесных светил в 1500 до н.э. и заложил полученную информацию в компьютер. Вычисления показали, что к движению планет и звезд эти линии отношения не имеют, однако в 24 случаях обнаружилась их тесная связь с положениями Солнца и Луны. Более того, все 24 линии соединяли главные элементы сооружения – Пяточный камень, арки, подъездную аллею и четыре базовых камня.
Давно было известно, что при взгляде из центра сооружения или с любой точки, расположенной на его главной оси, Пяточный камень оказывается как раз напротив места восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Хокинс обнаружил ряд других закономерностей. Например, заход Солнца в день зимнего солнцестояния из той же точки виден точно сквозь арку среднего из гигантских трилитов. Один из самых неожиданных тезисов Хокинса касался лунных затмений. По его утверждению, затмения Луны в период зимнего солнцестояния приходятся на моменты ее восхода точно за Пяточным камнем трижды в течение 56-летнего цикла, с интервалами в 19, 19 и 18 лет. Он предположил, что 56 лунок Обри предназначались для ежегодного перемещения из одной лунки в другую специальных камней с целью фиксации течения цикла затмений.
Комментарии11