Человек вживил ухо в собственную руку
Его зовут Стеларк. Он живет в Австралии и выступает в США и Японии. Стеларк — художник, работающий в стиле, который можно назвать «биопанком». И его последняя работа — это его собственное ухо, которое он имплантировал в свою же собственную руку.
На самом деле его зовут Стелиос Аркадио (Stelios Arcadiou), но звучная аббревиатура уже 25 лет является официальным именем и даже значится в паспорте австралийского художника.
Стеларк считает, что человеческое тело устарело, а потому его следует модифицировать самым неожиданным образом. Ухо, имплантированное в руку, стало частью его нового тела. К сожалению, оно не слышит, но зато отлично шокирует всех окружающих, кто до сих пор ходит в своих морально устаревших телах.
Ухо он, кстати, вовсе не отрезал себе, подобно Ван Гогу, чтобы пришить его в другом, нетрадиционном, месте, а вырастил.
Чтобы выполнить операцию по имплантации уха в руку, Стеларку пришлось ждать несколько лет — ухо выращивали искусственно. Специалисты в области тканевой инженерии создали ушную раковину на питательной среде из его же тканей и по слепку, сделанному с уха художника.
Эта работа была проделана в медицинских лабораториях Мельбурна (Австралия) и Любляны (Словения). Для выращивания искусственного уха, наряду с человеческими, использовались мышиные клетки. После чего, собственно, ухо и было имплантировано под кожу.
Это далеко не первая работа художника. Но по степени модификации собственного тела — одна из самых серьезных. Аналогов такой ухо-руки в мире просто не существует. И надо полагать, автор не собирается останавливаться на достигнутом.
С начала 70-х перформансы Стеларка, украшающие самые важные художественные и медийные мероприятия, всегда выглядели очень эффектно. Экстремальные опыты над собственным телом — публичные хирургические операции, гастроскопия или воздействие на мышцы электроимпульсами, которые удаленные пользователи посылают через Интернет — не могли не привлекать внимание толпы, жаждущей зрелищ.
Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве…В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам.
В 1975-м сделал три фильма о своем организме — путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким.
Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости — желудок как выставка.
Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий, и Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу.
"У меня не было желания сделать что-то болезненное.Я не был знаком с садомазохистской практикой. Об индийском пирсинг-ритуале я знал, но сам в Индии никогда не был и факиров не встречал. Словом, это не было ни шаманизмом, ни тем более мелодрамой или театром. Ничего псевдодуховного или псевдомедицинского". Обычное исследование человеческих возможностей.
Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего — не металлический мачо «а ля» Терминатор-2 или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.
В перформансе Fractal Flash, проведенном в Париже, Хельсинки и Амстердаме одновременно, три человека с помощью интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге.
Впрочем, никакие опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что третья рука — Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80 годов. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и «extra hand» оживает. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений.
Ещё один проект под названием «Мускульная машина» («Muscle Machine») реализован совместно с целой группой ученых Университетов Ноттингема и Сассекса.
Это — роботехническая система пять метров в диаметре, напоминающая собой огромного паука о шести механических ногах, внутри которого на специальной площадке находится сам художник. На его теле закрепляются различные датчики и кодирующие устройства, позволяющие считывать и передавать мускульную энергию человека пневматическим механизмам робосистемы.
Например, когда стоящий на площадке художник-оператор поднимает ногу, три механических ноги «робопаука» с диким визгом и свистом совершают аналогичное движение.По мере того как перед зрителями разворачивается это захватывающее хореографическое шоу, уже становится невозможным определить, кто кем управляет — человек роботом или робот человеком.
Сейчас Стеларк уже не молод. И без фантасмагорического сценического оборудования, в котором он действительно вылитый киборг, Стелиус Аркадио больше всего напоминает Волшебника Изумрудного города — забавный, дружелюбный человек, которому немножко неудобно, что он, к разочарованию собеседника, состоит из плоти, крови и лысины.
Но он продолжает шутить и смеется. Его интересы, по-прежнему, достаточно разнообразны — от «боди арта» до новых технологий, от шаманизма до философии личности, от роботов и природы коммуникации до перспектив человека, как вида. Так что же будет дальше, мистер Стеларк?
Ухо он, кстати, вовсе не отрезал себе, подобно Ван Гогу, чтобы пришить его в другом, нетрадиционном, месте, а вырастил.
Чтобы выполнить операцию по имплантации уха в руку, Стеларку пришлось ждать несколько лет — ухо выращивали искусственно. Специалисты в области тканевой инженерии создали ушную раковину на питательной среде из его же тканей и по слепку, сделанному с уха художника.
Эта работа была проделана в медицинских лабораториях Мельбурна (Австралия) и Любляны (Словения). Для выращивания искусственного уха, наряду с человеческими, использовались мышиные клетки. После чего, собственно, ухо и было имплантировано под кожу.
Это далеко не первая работа художника. Но по степени модификации собственного тела — одна из самых серьезных. Аналогов такой ухо-руки в мире просто не существует. И надо полагать, автор не собирается останавливаться на достигнутом.
С начала 70-х перформансы Стеларка, украшающие самые важные художественные и медийные мероприятия, всегда выглядели очень эффектно. Экстремальные опыты над собственным телом — публичные хирургические операции, гастроскопия или воздействие на мышцы электроимпульсами, которые удаленные пользователи посылают через Интернет — не могли не привлекать внимание толпы, жаждущей зрелищ.
Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве…В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам.
В 1975-м сделал три фильма о своем организме — путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким.
Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости — желудок как выставка.
Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий, и Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу.
"У меня не было желания сделать что-то болезненное.Я не был знаком с садомазохистской практикой. Об индийском пирсинг-ритуале я знал, но сам в Индии никогда не был и факиров не встречал. Словом, это не было ни шаманизмом, ни тем более мелодрамой или театром. Ничего псевдодуховного или псевдомедицинского". Обычное исследование человеческих возможностей.
Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего — не металлический мачо «а ля» Терминатор-2 или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.
В перформансе Fractal Flash, проведенном в Париже, Хельсинки и Амстердаме одновременно, три человека с помощью интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге.
Впрочем, никакие опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что третья рука — Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80 годов. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и «extra hand» оживает. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений.
Ещё один проект под названием «Мускульная машина» («Muscle Machine») реализован совместно с целой группой ученых Университетов Ноттингема и Сассекса.
Это — роботехническая система пять метров в диаметре, напоминающая собой огромного паука о шести механических ногах, внутри которого на специальной площадке находится сам художник. На его теле закрепляются различные датчики и кодирующие устройства, позволяющие считывать и передавать мускульную энергию человека пневматическим механизмам робосистемы.
Например, когда стоящий на площадке художник-оператор поднимает ногу, три механических ноги «робопаука» с диким визгом и свистом совершают аналогичное движение.По мере того как перед зрителями разворачивается это захватывающее хореографическое шоу, уже становится невозможным определить, кто кем управляет — человек роботом или робот человеком.
Сейчас Стеларк уже не молод. И без фантасмагорического сценического оборудования, в котором он действительно вылитый киборг, Стелиус Аркадио больше всего напоминает Волшебника Изумрудного города — забавный, дружелюбный человек, которому немножко неудобно, что он, к разочарованию собеседника, состоит из плоти, крови и лысины.
Но он продолжает шутить и смеется. Его интересы, по-прежнему, достаточно разнообразны — от «боди арта» до новых технологий, от шаманизма до философии личности, от роботов и природы коммуникации до перспектив человека, как вида. Так что же будет дальше, мистер Стеларк?
Комментарии14