Кельтские боги
Как полагают исследователи, каждое кельтское племя имело своих богов и свои культы.
Однако при этом, существовал и общекельтский пантеон, состоящий из множества основных богов, происходящих из общего мифологического источника. Очевидно, что иерархия в духовном мире была отражением борьбы между последовательными генерациями богов, доминировавших в универсуме, начиная с первобытного хаоса до появления порядка, сохранение которого было гарантировано превосходством верховных божеств над всеми остальными. Отношения между богами напоминали отношения между "клиентами" и покровителями в человеческом обществе.
Из письменных источников, в основном, из описаний Цезаря, известно около 400 имен кельтских богов и богинь. К сожалению, при их перечислении, он привел только их римские имена. Первый из них – Меркурий, наиболее сильный и могучий. Исследователи связывают его с галльским именем Луг. Затем идут Аполлон, устраняющий болезни, Миневра, отвечающая за искусства и ремесла, Юпитер, правитель небес, и Марс, покровитель войны. По мнению ученых, все эти божества соответствуют основным категориям индоевропейской системы: священное (Юпитер), война (Марс) и плодородие (Аполлон и Миневра). В некоторых обрывочных текстах упоминаются четыре кельтских божества, которым приносились жертвы. Это Тевтатес, Эзуc, Лугус и Таранис. Женские божества имели имена Росметра, Нантосвелта, Сирона, Неметона.
Cтатуэтка бога с шейной гривной и
эмблемой кабана. Верхняя Марна (Франция).
Музей Сен-Жермен-Ан-Ле.
Богиня-мать почиталась в трех областях: в Провансе, на Пиренеях, и в Ирландии, где были сильны матриархальные пережитки. Богиня Эпона – покровительница лошадей – почиталась в Галлии, северной Италии и Британии. Верховный бог в кельтском пантеоне был покровителем дорог, купцов, искусства и техники.
В Южной и Средней Франции боги изображались в позе Будды, иногда с двумя или тремя головами. Известны изображения галльского бога Цернуноса с оленьими рогами. Другая группа изображений – боги с колесом и молотом или змеей. В римское время боги приобретают антропоморфный облик. Кельты почитали горы, леса, деревья, из животных – часто встречаются баран, собака, змея.
Изображение бога на внутренней
пластине котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция
Внутренняя пластина котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция.
Наиболее ранние изображения божеств относятся к V в. до н.э. Примерно все они были заимствованы из восточного репертуара, который был в то время необычайно популярен в Северной Италии. Это касается дерева жизни (пальметта) и его неотъемлемых спутников: птиц, козлов, грифонов, змей. Как известно, в раннем латене было очень частым изображение мужской головы, обычно с бородой и усами, в сочетании с пальметтой или ее кельтским аналогом в виде двух листьев омелы. Эти мотивы присутствовали везде – начиная с масковидных фибул и кончая украшениями повозок и церемониальных кувшинов для вина.
Из письменных источников, в основном, из описаний Цезаря, известно около 400 имен кельтских богов и богинь. К сожалению, при их перечислении, он привел только их римские имена. Первый из них – Меркурий, наиболее сильный и могучий. Исследователи связывают его с галльским именем Луг. Затем идут Аполлон, устраняющий болезни, Миневра, отвечающая за искусства и ремесла, Юпитер, правитель небес, и Марс, покровитель войны. По мнению ученых, все эти божества соответствуют основным категориям индоевропейской системы: священное (Юпитер), война (Марс) и плодородие (Аполлон и Миневра). В некоторых обрывочных текстах упоминаются четыре кельтских божества, которым приносились жертвы. Это Тевтатес, Эзуc, Лугус и Таранис. Женские божества имели имена Росметра, Нантосвелта, Сирона, Неметона.
Cтатуэтка бога с шейной гривной и
эмблемой кабана. Верхняя Марна (Франция).
Музей Сен-Жермен-Ан-Ле.
Богиня-мать почиталась в трех областях: в Провансе, на Пиренеях, и в Ирландии, где были сильны матриархальные пережитки. Богиня Эпона – покровительница лошадей – почиталась в Галлии, северной Италии и Британии. Верховный бог в кельтском пантеоне был покровителем дорог, купцов, искусства и техники.
В Южной и Средней Франции боги изображались в позе Будды, иногда с двумя или тремя головами. Известны изображения галльского бога Цернуноса с оленьими рогами. Другая группа изображений – боги с колесом и молотом или змеей. В римское время боги приобретают антропоморфный облик. Кельты почитали горы, леса, деревья, из животных – часто встречаются баран, собака, змея.
Изображение бога на внутренней
пластине котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция
Внутренняя пластина котла из Гундесрупа.
Национальный музей в Копенгагене. Швеция.
Наиболее ранние изображения божеств относятся к V в. до н.э. Примерно все они были заимствованы из восточного репертуара, который был в то время необычайно популярен в Северной Италии. Это касается дерева жизни (пальметта) и его неотъемлемых спутников: птиц, козлов, грифонов, змей. Как известно, в раннем латене было очень частым изображение мужской головы, обычно с бородой и усами, в сочетании с пальметтой или ее кельтским аналогом в виде двух листьев омелы. Эти мотивы присутствовали везде – начиная с масковидных фибул и кончая украшениями повозок и церемониальных кувшинов для вина.
Комментарии4