История о: фанатской атрибутике
Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба; не исключение и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объём данной публикации не позволяет детально остановиться на всех вехах истории этого аксессуара.
Как и футбол, да и футбольный фанатизм, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берёмся точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но можно предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты предстают в шарфе ливерпульской расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четвёрки» умудряется им обмотаться.
Первые советские фанатские шарфы, появившиеся в начале 80 годах, тоже производились по принципу «чем длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись бабушки фанатов Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака». Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один 9-ти метровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Постепенно фанатами овладевает идея иметь более хорошие и качественные розетки.
Почти сразу шарф сразу начали называть розой или розеткой, от «rosette» – это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы.
Так же есть версия что если завязать шарф узлом и подбросить то он чем-то будет напоминать цветок розы.
В середине восьмидесятых кооператив “Фотон” из Тарасовки начал выпуск “печаток” - простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток – недолговечность. После стирки розетка теряла свой вид. Большого распространения “печатки” не получили. Основное их применение – это коллекция.
Хочется отметить что печатки этих времен делали в Москве, когда как северная столица в это же время начали изготавливать промышленным способом. Идея была опробована на детских шарфах. Было изготовлено три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми.
Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди…
На этом развитие технологий производства розеток надолго приостановилось. Новый его этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. Этому событию мы обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды вязаной атрибутики, который продолжается и до сих пор. После этого один известный и заслуженный фанат, много лет лелеявший мечту и приложивший огромные усилия для её реализации, всё-таки добился своего. Появился шарф, который и поныне является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор его принято называть «Классика №1».
Спартаковские фанаты пошли по другому пути, связанно это с европейскими выездами, так получилось что в то время почти все шарфы были Английскими, так 13 сентября 1993 года появился первый Английский шарф
Количество этих шарфов было очень мало поэтому были сделаны реплики.
Именно этому шарфу фанаты зенита обязаны тем, что имеем уже в качестве традиции совершенно специфичное начертание названия клуба латиницей – «Zenit» (в отличие от грамматически более правильного «Zenith»).
К середине 90хх шарфы стали надевать на себя не только фанаты, но и простые болельщики. Тогда для фанатов были изготовлены отличительные шарфы ULTRAS и HOOLIGANS . Тогда в цвета шарфов вошли не только цвета клуба но черный цвет, правда стоит оговориться что это не свойственно Зениту.
К этому моменту шарфы клубов стали изготавливать уже в очень больших количествах, стало возможным заказать шарфы на группы, так появились розы Flint’s crew, Невский фронт, Red-Blue warriors а так же многие, многие другие.
Отмечу ещё несколько идей заимствованных с запада.
Титульные , те шарфы на которых выводились годы чемпионства, победы в различных кубках. Правда у Зенита на некоторых шарфах в качестве регалий было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984». Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на шарфах только высшие достижения клуба – победы в чемпионатах, выигрыши национальных и европейских кубков. Клубный шарф – не статистический справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков фактом. К счастью, в последнее время подобные казусы уже не повторяются.
Спонсорские шарфы. Чаще всего их делал технический спонсор клуба , такие как Adidas, Nike, Umbro, они были одинаковыми для всех клубов спонсора. Но были и другие варианты такие как Мегафон и Фарго
Двойные шарфы. Такие шарфы изготавливались под матчи в евро кубках и чем чаще играл клуб в европе тем больше было двойных шарфов
Антиклубные шарфы. Эти шарфы изготавливаются от очень большой любви к ближним ))В России это как и следовало ожидать пришло с запада, где производство антиклубных шарфов поставлено на поток. В России изготавливаются только фанатами. Пока их не так много поэтому остановлюсь по подробнее.
Один из первых шарфов
Сейчас существует порядка 3 дизайнов этого шарфа отличающиеся в основном переводом определённых фраз
Этот шарф также изготовленный в Питере стал большим хитом, особенно у болельщиков Спартака
Этот шарф был произведен фанатами цска.
Не отстают и болельщики СПАРТАКА
Первые советские фанатские шарфы, появившиеся в начале 80 годах, тоже производились по принципу «чем длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись бабушки фанатов Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака». Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один 9-ти метровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Постепенно фанатами овладевает идея иметь более хорошие и качественные розетки.
Почти сразу шарф сразу начали называть розой или розеткой, от «rosette» – это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы.
Так же есть версия что если завязать шарф узлом и подбросить то он чем-то будет напоминать цветок розы.
В середине восьмидесятых кооператив “Фотон” из Тарасовки начал выпуск “печаток” - простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток – недолговечность. После стирки розетка теряла свой вид. Большого распространения “печатки” не получили. Основное их применение – это коллекция.
Хочется отметить что печатки этих времен делали в Москве, когда как северная столица в это же время начали изготавливать промышленным способом. Идея была опробована на детских шарфах. Было изготовлено три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми.
Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди…
На этом развитие технологий производства розеток надолго приостановилось. Новый его этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. Этому событию мы обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды вязаной атрибутики, который продолжается и до сих пор. После этого один известный и заслуженный фанат, много лет лелеявший мечту и приложивший огромные усилия для её реализации, всё-таки добился своего. Появился шарф, который и поныне является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор его принято называть «Классика №1».
Спартаковские фанаты пошли по другому пути, связанно это с европейскими выездами, так получилось что в то время почти все шарфы были Английскими, так 13 сентября 1993 года появился первый Английский шарф
Количество этих шарфов было очень мало поэтому были сделаны реплики.
Именно этому шарфу фанаты зенита обязаны тем, что имеем уже в качестве традиции совершенно специфичное начертание названия клуба латиницей – «Zenit» (в отличие от грамматически более правильного «Zenith»).
К середине 90хх шарфы стали надевать на себя не только фанаты, но и простые болельщики. Тогда для фанатов были изготовлены отличительные шарфы ULTRAS и HOOLIGANS . Тогда в цвета шарфов вошли не только цвета клуба но черный цвет, правда стоит оговориться что это не свойственно Зениту.
К этому моменту шарфы клубов стали изготавливать уже в очень больших количествах, стало возможным заказать шарфы на группы, так появились розы Flint’s crew, Невский фронт, Red-Blue warriors а так же многие, многие другие.
Отмечу ещё несколько идей заимствованных с запада.
Титульные , те шарфы на которых выводились годы чемпионства, победы в различных кубках. Правда у Зенита на некоторых шарфах в качестве регалий было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984». Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на шарфах только высшие достижения клуба – победы в чемпионатах, выигрыши национальных и европейских кубков. Клубный шарф – не статистический справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков фактом. К счастью, в последнее время подобные казусы уже не повторяются.
Спонсорские шарфы. Чаще всего их делал технический спонсор клуба , такие как Adidas, Nike, Umbro, они были одинаковыми для всех клубов спонсора. Но были и другие варианты такие как Мегафон и Фарго
Двойные шарфы. Такие шарфы изготавливались под матчи в евро кубках и чем чаще играл клуб в европе тем больше было двойных шарфов
Антиклубные шарфы. Эти шарфы изготавливаются от очень большой любви к ближним ))В России это как и следовало ожидать пришло с запада, где производство антиклубных шарфов поставлено на поток. В России изготавливаются только фанатами. Пока их не так много поэтому остановлюсь по подробнее.
Один из первых шарфов
Сейчас существует порядка 3 дизайнов этого шарфа отличающиеся в основном переводом определённых фраз
Этот шарф также изготовленный в Питере стал большим хитом, особенно у болельщиков Спартака
Этот шарф был произведен фанатами цска.
Не отстают и болельщики СПАРТАКА
Комментарии14