Русская водка
Сегодня практически никто не знает о том, что история создания водки тесно связана с лечением от различных болезней, и имеет минимальное отношение к привычкам и пристрастиям небезызвестного всем нам общества любителей выпить. И впервые она стала известной как эффективное целебное средство, способное в нужный момент поднять больного человека на ноги, стала известна как лекарство, обладающее самым широким спектром действия.
Своей известностью и популярностью в наши дни водка обязана средневековым алхимикам, которые в поисках философского камня проводили эксперименты с различными минералами, химическими соединениями, не оставляя за рамками своих интересов и некоторых продуктов питания. Так, их внимание привлек древнейший напиток, который человек научился изготовлять еще на заре своей истории. Прозрачная жидкость была поистине божественным напитком, которая питала, поддерживала силы, приободряла в часы уныния и веселила в праздничные дни.
В результате опытов на протяжении веков алхимики пришли к выводу, что действительно волшебная животворящая сила содержится в водке, при условии ее правильного использования. Различные настои на водке часто называли животворными бальзамоми, излечивающими от множества недугов. И имя напитку дали соответствующее — aqua vitae, что в переводе с латинского означает «вода жизни».
Данный напитак зарекомендовал себя в процессе средневековых войн в Европе. Люди обратили внимание на мощные антисептические свойства напитка, а также на его мощное обезболивающее действие и энергетическую ценность. Рана, обработанная водкой быстро заживает и исключает заражение. В средние века, при отсутствии антибиотиков, антисептиков и плохой гигиены, этот факт был просто фантастическим. К тому же водка оказывается отличным психотропным средством, которое можно применять для анестезии и практикующие врачи средневековья стали отказываться от привычного использования деревянного молотка, которым усыпляли пациентов перед операцией.
При употреблении этого прекрасного напитка люди постепенно изучили большинство его лечебных свойств, такие как: сосудорасширяющее средство, мочегонное, желчегонное – конечно только в маленьких медицинских дозах. При употреблении излишка любое лекарство становится ядом. На водке настаивают всевозможные лечебные травы для усиления их целебного действия и ускорения усвояемости, что естественно повышает эффективность.
Как и любой препарат, способный влиять на человеческий организм, самогон и водка с давних времен имели как ярых сторонников, так и непримиримых противников. Споры на счет водки не утихают и по сей день. Причем полезное действие водки признают не только пристрастившиеся к нему люди, но и серьезные ученые, а также народные целители, авторы различных оздоровительных систем и просто обычные люди, мы с вами, не отказывающие себе в удовольствии выпить рюмку-другую водки в кругу друзей за праздничным столом.
Противниками водки являются не только аскетичные «трезвенники и язвенники», уничтожавшие виноградники Крыма и организующие свадьбы без капли спиртного, но и многие культурные, образованные люди, часто врачи, имеющие представление о разрушающем действии чрезмерного количества водки (особенно низкокачественной), а также о быстро развивающейся, трудноизлечимой зависимости от водки — алкоголизме.
Проблема в том что каждая из спорящих сторон на счет водки по-своему права. У тех и других в вопросе о водке есть в наличии достаточно аргументов в свою пользу... Давайте все-таки попробуем выяснить: для нашего организма водка — враг или врач? Знаменитый ученый и врач Авиценна называл вино «другом мудрого и врагом пьяницы». Вспомните и другую истину, также открытую древними врачевателями. Она звучит примерно так: любое вещество или растение может быть и ядом, и лекарством, важна лишь доза. И водка не исключение.
То есть, говоря простым языком, во всем необходимо соблюдать меру и не впадать в крайности. Особенно это касается водки. Хорошо и, как говорят, в тему выразился один из героев саратовского писателя В. Чекменева, сказавший, что «водка выпускается не для пьянства, а для разумного употребления».
Несомненно, важную роль играют качество и крепость водки, а также возраст и состояние здоровья человека, употребляющего водку. Здесь тоже необходимо чувство меры, а иногда и консультация врача. Мы рассчитываем на ваш разумный подход к предлагаемым средствам лечения с помощью водки и точное следование приведенным рецептам.
Мы поведаем вам о «живой» воде, открытой алхимиками древности, напомним, какой алкогольный напиток считается качественным, пополним ваши знания рецептов приготовления целебной и просто хорошей водки и настоек из разнообразного сырья, подскажем, как улучшить вкус и запах полученного напитка. Отдельные главы посвящаются применению водки и самогона в народной медицине, в том числе для лечения конкретных заболеваний. Кроме того, вы узнаете, какие спиртосодержащие препараты используются в косметологии, и научитесь готовить их самостоятельно. Все рецепты с использованием водки достаточно просты, а входящие в их состав компоненты доступны каждому.
А сейчас, уважаемый читатель, давайте наполним рюмки одной из ароматных целебных сортов водки и произнесем тост за крепость вашего здоровья и ясность разума! Успехов вам и хорошего настроения!
Первые сведения о спиртных напитках находят в древнейших письменных источниках. Ученые предполагают, что на заре развития человечества употребление спиртного было коллективным и соответствовало значимым для племени событиям (например, удачная охота) или астрономическим явлениям (полнолуние, новолуние). Так вино стало символизировать родство, единство крови. Обряд побратимства, который вначале совершался путем смешения или питья крови, у скифов уже сменился ритуалом добавления крови в общую чашу вина, а позже приобрел окончательную форму совместного винопития. В христианской религии употребление вина (причащение) также означает приобщение к духовному братству по вере. То есть традиционное употребление спиртного в наше время — при встрече друзей, в радости и горе, по праздникам и торжественным дням — исходит из глубины веков, беря начало в древнейших обрядах и ритуалах.
Если виноградное вино пользовалось популярностью и уважением еще в Древнем Египте и странах Востока, в античном мире и Римской империи, то первая в мире водка (самогон) была изготовлена лишь в Средние века в лаборатории алхимиков, пытавшихся изготовить мифический философский камень. В погоне за своей несбыточной мечтой средневековые ученые экспериментировали с множеством различных веществ — химическими соединениями, минералами, а также известными в те времена продуктами питания. Таким образом в их поле зрения оказалось и виноградное красное вино, издавна считавшееся волшебным эликсиром, восстанавливающим силы, бодрящим и дарующим радость и веселье.
Продолжавшиеся эксперименты над виноградным вином выявили, что в результате выпаривания из него жидкости остается небольшое количество напитка, где сосредоточена вся его «чудодейственная сила». Подвергнув вино дистилляции (то есть очищению путем перегонки), средневековые «самогонщики» получили «живительный бальзам», торжественно назвав его водой жизни (aqua vitae). Алхимики утверждали, что этот бальзам наделен чудесными целебными качествами, способными вылечить множество болезней. Была ли такая «реклама» очередным шарлатанством?
Не будем торопиться с выводами. Как вы уже поняли, «живительный бальзам» представлял собой ничто иное, как этиловый спирт, растворенный в воде, то есть, попросту говоря, водку.
Какими же целебными свойствами может обладать водка? Обратившись к истории, мы увидим, что средние века буквально заполнены войнами, которые вспыхивали и тянулись годами на территории средневековой Европы. Любая рана могла стать смертельной и привести к заражению крови. Однако средневековые врачи обнаружили, что раны, обработанные водкой, реже воспалялись, давая шанс выздоровления сотням людей. Значит, водка обладала антисептическими, то есть обеззараживающими свойствами.
Кроме того, в отсутствие обязательного для нас наркоза любая операция в те времена была бы пыткой, если бы пациентов предварительно не оглушали до потери сознания. Для этой цели существовал даже специальный молоток из дерева. Первым наркотическим веществом, сделавшим операции значительно более гуманными, стала именно водка.
Со временем были открыты и другие полезные качества открытого алхимиками «волшебного эликсира» - водки. Мы уже упоминали восстанавливающее и укрепляющее силы, а также бодрящее действие водки. В малых дозировках водка успешно применялась в качестве расширяющего сосуды вещества, а также обладающего желчегонным, мочегонным и слабительным действием.
А как же складывались отношения водки с жителями Древней Руси? Сначала водка была воспринята настороженно, однако вскоре наши предки распробовали ее на вкус и, в отличие от европейцев, которые поначалу использовали водку только в медицине, оценили «живую» воду как прекрасный напиток. Через некоторое время водку стали использовать и в медицинской практике — в основном для приготовления спиртовых настоек лекарственных растений. Народные целители обнаружили, что водка увеличивает целебную силу трав, и с успехом начали использовать это качество для лечения самых разнообразных заболеваний.
Гастрономическое значение и правильное употребление водки
Водка как застольный напиток предназначена для придания кулинарно-сопроводительного акцента блюдам исключительно русского национального стола.
Прежде всего водка подходит к жирным мясным и мясо-мучным блюдам и солёным острым рыбным:
1) к упитанной разварной говядине;
2) к поросенку жареному с кашей;
3) к бараньему боку или седлу с луком;
4) к жирным блинам с маслом, сметаной, икрой или семгой;
5) к пельменям;
6) к солянкам (селянкам).
В применении к этим блюдам водка помогает их усвоению и производит «утрамбовывающий» пищу, освежающий и «смывающий» жир и запах эффект.
Однако основное применение водки в русской застольной практике связано с употреблением её в качестве обязательного приложения к русскому закусочному столу.
Русский закусочный стол сложился окончательно лишь в XVIII веке. На этот же период пришёлся и расцвет русского домашнего винокурения с его богатым и разнообразным водочным ассортиментом. Таким образом, характер водки, её органолептические свойства, её ароматизация и очистка – всё это приноравливали к вкусовым особенностям и пищевому составу русского закусочного стола.
Вот почему эти два понятия – водка и закуска – стали в конце концов неразрывными и как лексический идиом, и как гастрономическая реальность. Однако, укоренившись в сознании народа, эти понятия в силу изменения и неравенства социальных условий стали в течение последних 200 лет искажать, они приобрели неадекватные значения в разных группах населения России. Суть этих изменений состояла в том, что водка оставалась как непременный компонент, а закуска либо обеднялась, либо редуцировалась, либо исчезала вовсе. Именно утрата водкой её гастрономического значения как главного и ведущего и приобретение ею в низших слоях народа значения как исключительного средства опьянения приводили к пьянству, к бескультурному, распущенному употреблению этого национального алкогольного напитка. Надо сказать, что это неверное применение водки так или иначе, вольно или невольно власти поощряли как в дореволюционную эпоху, так и за последние четверть века, начиная с середины 60-х годов, путём нелепых распоряжений, регулирующих торговлю водкой, то есть преимущественную её продажу распивочно, ограничениями и т. д., а главное – плохим столом, изменением кулинарных привычек, нравов и обычаев в стране.
Дело в том, что не только водка хорошо приспособлена как гастрономическое дополнение к русскому национальному столу, к его блюдам, но и сами по себе специфические блюда истинного русского национального стола приспособлены умерять отрицательные воздействия опьянения, при условии, если состав этого стола строго выдержан, а водку потребляют умеренно. Но именно за последние 25 – 30 лет произошло почти полное исчезновение из русского меню всех характерных блюд русской национальной кухни. Ещё более были сокращены для всеобщего употребления русские национальные закуски, с которыми обычно принято употребл*ть водку. К ним относятся:
I. Мясные закуски:
1. Свиное сало солёное.
2. Ветчина (окорок тамбовский).
3. Студень говяжий.
4. Холодец поросячий (или свиной).
5. Поросёнок холодный заливной.
6. Голова свиная холодная.
7. Язык свиной (говяжий) отварной.
8. Телятина холодная заливная.
9. Солонина отварная.
Для всех этих видов закусок обязательны водка, горчица и хрен как компоненты, усиливающие их гастрономическую привлекательность и оттеняющие их вкусовые свойства.
II. Рыбные закуски:
1. Селёдка с подсолнечным маслом и луком (предпочтительно с зелёным).
2. Икра чёрная паюсная (хуже – зернистая) осетровая.
3. Икра красная (лососёвая).
4. Икра розовая (сиговая).
5. Балык осетровый (холодного копчения).
6. Осетровый бок (холодного копчения).
7. Севрюга горячего копчения.
8. Сёмга свежепросольная беломорская.
9. Тёша сёмужья.
10. Лососина балтийская свежепросольная.
11. Кета солёная.
12. Горбуша солёная.
13. Горбуша горячего копчения.
14. Кижуч свежепросольный.
15. Нельма холодного копчения (нельма розовая).
16. Залом астраханский копчёный.
17. Шемая солёно-копчёная.
18. Омуль байкальский копчёный.
19. Муксун холодного копчения.
20. Осетрина заливная.
21. Судак заливной.
22. Снетки чудские.
23. Кильки солёные.
24. Корюшка и ряпушка копчёные.
III. Овощные закуски:
1. Огурцы солёные.
2. Капуста квашеная.
3. Капуста провансаль.
4. Яблоки антоновские мочёные.
5. Арбузы солёные.
6. Помидоры солёные.
7. Баклажаны квашеные фаршированные.
8. Грибы солёные.
9. Грибы маринованные.
10. Винегрет русский.
11. Картофель отварной (к сельди солёной).
Под все эти закуски водка естественный и идеальный гастрономический дополнитель. При этом сочетаются сливочное масло и отварной картофель. Хрен употребляют только к заливной рыбе и севрюге, а к рыбе солёной и холодно-копчёной хрен недопустим.
Если после прочтения этой поэмы ваш рот не наполнился слюной и вам не захотелось немедленно выпить, вы недочеловек (или школьник, что впрочем, одно и то же). Иными словами, настоящее питие водки (а не примитивное бухание) требует наличия совершенно определенных блюд и закусок. Об этом можно прочитать и у классиков:
На разрисованных райскими цветами тарелках с чёрной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная сёмга, маринованные угри. На тяжёлой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, – икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоединившемся к громадному резного дуба буфету, изрыгающему пучки стеклянного и серебряного света. Посреди комнаты – тяжёлый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свёрнутые в виде папских тиар, и три тёмных бутылки. Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шёл такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной. «Сады Семирамиды»! – подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой.
– Сюда их, – хищно скомандовал Филипп Филиппович. – Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкновенной русской водки.
Красавец тяпнутый – он был уже без халата в приличном чёрном костюме – передёрнул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной.
– Ново-благословенная? – осведомился он.
– Бог с вами, голубчик, – отозвался хозяин. – Это спирт. Дарья Петровна сама отлично готовит водку.
– Не скажите, Филипп Филиппович, все утверждают, что очень приличная – 30 градусов.
– А водка должна быть в 40 градусов, а не в 30, это, во-первых, – а во-вторых, – бог их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать – что им придёт в голову?
– Всё, что угодно, – уверенно молвил тяпнутый.
– И я того же мнения, – добавил Филипп Филиппович и вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло, – …Мм… Доктор Борменталь, умоляю вас, мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это… Я ваш кровный враг на всю жизнь. «От Севильи до Гренады…».
Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький тёмный хлебик. Укушенный последовал его примеру.
Глаза Филиппа Филипповича засветились.
– Это плохо? – жуя спрашивал Филипп Филиппович. – Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.
– Это бесподобно, – искренно ответил тяпнутый.
– Ещё бы… Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок – это первая.
Комментарии56