Кубизм
Хуан Грис Мужчина в кафе, 1914
Мир, реальность, жизнь, Земля…А вдруг всего этого нет? Вдруг мы живем как в матрице, не знаем какая информация записана у нас в мозгах, в глазах. Не знаем, какую реальность мы видим, в каком мире живем…Что наталкивает на такую мысль? Все просто: стоит поставить десять людей перед одним и тем же кусочком реальности, будь то пейзаж или может просто вещь на стуле, то каждый из этих десятерых опишет виденное по-своему. Скажете: просто психология человека? А я думаю здесь нечто большее, нечто интереснее простой науки.
Недавно по телевизору показывали передачу про телепортацию; про временные и пространственные дыры; про пересечение и наложение различных измерений; про людей, которые вдруг оказывались где-нибудь в совершенно неожиданном месте, просто, как будто приходили в себя, при этом, находя часто то, что они в этот момент с кем-то разговаривали и что-то делали; про частицы мобильного телефона, которые отыскивали при археологических раскопках в культурном пласте, соответствовавшем 100000-летней давности…
А вдруг действительно там, где мы сейчас сидим, в другом измерении проезжает поезд или идет толпа людей…Никто этого точно не знает, практически никто в это не верит…практически, но не все..
Были люди, которые не верили в объективность действительности; не верили в то, что искусство должно заниматься только описанием объектов, как они привычно видимы; они верили в то, что одной точки, с которой объект мог бы быть виден, просто не существует; в то, что объект-это некое понятие, некая философия, его нужно понять. Такие люди и создали кубизм…
Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).
Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) кубизм.
Л. Попова. Портрет философа. 1915
Кубисты подтолкнули зрителя на попытку понимания сущности изображенного; на то, чтобы человек не просто пробежался глазами по картине, а задумался над тем, что там, и почему именно это, и именно так изображено.
Пикассо говорил: «Искусство-ложь, заставляющая нас говорить правду, по крайней мере правду, данную нам для понимания. Правда живописи лежит в живописи, а не в иллюзии образа; ее сила происходит из способности предложить новое видение реальности. В этом и состоит одна из основных сложностей искусства». Кубисты нашли это новое видение, преодолели сложность и раскрыли сущность настоящего современного искусства.
Достоинство картины- утверждали авторы манифеста «О кубизме» (1912)- в ней самой. Она выражает определенную концепцию мира, переданную художником посредством изобразительных знаков, больше ничего. Кубизм, -говорил один из участников этого движения Хуан Грис, -есть только новый способ представления вещей».
Б. Кубишта. Пьеро. 1911
Нужно сказать, в эстетике кубистов главным источником зла остается сам принцип отражения внешнего мира нашим глазом, ведь то, что мы видим, это только видимость: сходство между зрительным образом и действительностью основано на иллюзии, то есть обмане, tromp l’oeil. И можно сказать, что полное освобождение от власти вещей представляет собой историческую заслугу кубизма: до тех пор, пока искусство не освободится от предмета, оно осуждает себя на рабство. Об этом мы слышим и в высказываниях Брака: «Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются и, которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе в общем не существует. Они существуют лишь через нас».Это было поистине революционно…
Портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом (1912)
Казалось бы, что вся значимость, вся заслуга кубистов видима; казалось бы, каждый человек должен был принять это направление, увидеть, какой прогресс оно в себе заключает. Но все было не так безоблачно и просто, ведь, как мы все знаем, новое, какое бы оно идеальное ни было, всегда рождается в муках. Оно задевает интересы косной части общества и еще более оскорбляет ее своим невниманием к привычным взглядам. Так и в этом случае произошло столкновение взглядов. Миссия художника, его заветная цель- освободить себя и других от «банального вида» вещей, удовлетворить же толпу он может, только вернув окружающему миру его банальный вид. Кубисты не вернули этот вид, не перестали экспериментировать и, когда они, в свою очередь показали условный характер пространства, как его понимал Ренессанс, так же, как импрессионисты в свое время показали условный характер цвета, - их встретило такое же негодование и такие же оскорбления.
По этому поводу у Пикассо есть замечательная фраза: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше».
Пикассо - Герника
Кубизм - демонический протест против всех выродившихся до пошлости привычных форм, в которые отливалась человеческая жизнь, политическая и нравственная жизнь, жизнь страстей и, наконец жизнь глаза, видящего перед собой надоевшие до омерзения маски, этот скучный, серый мир, сложившийся в 19 веке, перед которым бессильна кисть художника. И вот художник мстит этой картине мира. Он мстит ей, создавая чудовищные деформации видимых вещей, превращая мир в руины, кучу обломков ископаемой культуры, подвергая свирепой казни все теплое, лицемерно прекрасное, лицемерно живое. Он торжествует над этим миром в своем сознании, раскрывая всю сущность течения, названного кубизм. Сущность, заключающуюся вот в той самой завуалированной мести, в том, чтобы показать, что мир неодинаков, непостоянен и не вписывается в те рамки, которые для него создают. И с торжеством нового сознания эти руины, эти обломки, эти непонятные, необъяснимые образы, разложенных на многочисленные кубики вещей- все вот это становится прекрасным для глаза, для жизни, для сознания.
Пикассо - Авиньонские девицы
Пикассо - Девочка на шаре
Амедео Модильяни - Жених и невеста
Портерет Жанны Эбютерн. 1919 год
Морис де Вламинк. Портрет Аполлинера. 1903
Филонов - Мужчина и женщина, 1912-1913. Акварель
Две головы, 1925. Масло
Недавно по телевизору показывали передачу про телепортацию; про временные и пространственные дыры; про пересечение и наложение различных измерений; про людей, которые вдруг оказывались где-нибудь в совершенно неожиданном месте, просто, как будто приходили в себя, при этом, находя часто то, что они в этот момент с кем-то разговаривали и что-то делали; про частицы мобильного телефона, которые отыскивали при археологических раскопках в культурном пласте, соответствовавшем 100000-летней давности…
А вдруг действительно там, где мы сейчас сидим, в другом измерении проезжает поезд или идет толпа людей…Никто этого точно не знает, практически никто в это не верит…практически, но не все..
Были люди, которые не верили в объективность действительности; не верили в то, что искусство должно заниматься только описанием объектов, как они привычно видимы; они верили в то, что одной точки, с которой объект мог бы быть виден, просто не существует; в то, что объект-это некое понятие, некая философия, его нужно понять. Такие люди и создали кубизм…
Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).
Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) кубизм.
Л. Попова. Портрет философа. 1915
Кубисты подтолкнули зрителя на попытку понимания сущности изображенного; на то, чтобы человек не просто пробежался глазами по картине, а задумался над тем, что там, и почему именно это, и именно так изображено.
Пикассо говорил: «Искусство-ложь, заставляющая нас говорить правду, по крайней мере правду, данную нам для понимания. Правда живописи лежит в живописи, а не в иллюзии образа; ее сила происходит из способности предложить новое видение реальности. В этом и состоит одна из основных сложностей искусства». Кубисты нашли это новое видение, преодолели сложность и раскрыли сущность настоящего современного искусства.
Достоинство картины- утверждали авторы манифеста «О кубизме» (1912)- в ней самой. Она выражает определенную концепцию мира, переданную художником посредством изобразительных знаков, больше ничего. Кубизм, -говорил один из участников этого движения Хуан Грис, -есть только новый способ представления вещей».
Б. Кубишта. Пьеро. 1911
Нужно сказать, в эстетике кубистов главным источником зла остается сам принцип отражения внешнего мира нашим глазом, ведь то, что мы видим, это только видимость: сходство между зрительным образом и действительностью основано на иллюзии, то есть обмане, tromp l’oeil. И можно сказать, что полное освобождение от власти вещей представляет собой историческую заслугу кубизма: до тех пор, пока искусство не освободится от предмета, оно осуждает себя на рабство. Об этом мы слышим и в высказываниях Брака: «Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются и, которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе в общем не существует. Они существуют лишь через нас».Это было поистине революционно…
Портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом (1912)
Казалось бы, что вся значимость, вся заслуга кубистов видима; казалось бы, каждый человек должен был принять это направление, увидеть, какой прогресс оно в себе заключает. Но все было не так безоблачно и просто, ведь, как мы все знаем, новое, какое бы оно идеальное ни было, всегда рождается в муках. Оно задевает интересы косной части общества и еще более оскорбляет ее своим невниманием к привычным взглядам. Так и в этом случае произошло столкновение взглядов. Миссия художника, его заветная цель- освободить себя и других от «банального вида» вещей, удовлетворить же толпу он может, только вернув окружающему миру его банальный вид. Кубисты не вернули этот вид, не перестали экспериментировать и, когда они, в свою очередь показали условный характер пространства, как его понимал Ренессанс, так же, как импрессионисты в свое время показали условный характер цвета, - их встретило такое же негодование и такие же оскорбления.
По этому поводу у Пикассо есть замечательная фраза: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше».
Пикассо - Герника
Кубизм - демонический протест против всех выродившихся до пошлости привычных форм, в которые отливалась человеческая жизнь, политическая и нравственная жизнь, жизнь страстей и, наконец жизнь глаза, видящего перед собой надоевшие до омерзения маски, этот скучный, серый мир, сложившийся в 19 веке, перед которым бессильна кисть художника. И вот художник мстит этой картине мира. Он мстит ей, создавая чудовищные деформации видимых вещей, превращая мир в руины, кучу обломков ископаемой культуры, подвергая свирепой казни все теплое, лицемерно прекрасное, лицемерно живое. Он торжествует над этим миром в своем сознании, раскрывая всю сущность течения, названного кубизм. Сущность, заключающуюся вот в той самой завуалированной мести, в том, чтобы показать, что мир неодинаков, непостоянен и не вписывается в те рамки, которые для него создают. И с торжеством нового сознания эти руины, эти обломки, эти непонятные, необъяснимые образы, разложенных на многочисленные кубики вещей- все вот это становится прекрасным для глаза, для жизни, для сознания.
Пикассо - Авиньонские девицы
Пикассо - Девочка на шаре
Амедео Модильяни - Жених и невеста
Портерет Жанны Эбютерн. 1919 год
Морис де Вламинк. Портрет Аполлинера. 1903
Филонов - Мужчина и женщина, 1912-1913. Акварель
Две головы, 1925. Масло
Комментарии8