Путь рикиси
Данный пост посвящён единолично одзумо - "большому" или профессиональному сумо Японии.
Хочу сразу заметить , что для японцев огромное значение имеют понятия чести и достоинства , поэтому не стоит удивляться их приверженности ритуалам и строгому соблюдению церемониала , в их глазах это укрепляет связь времён и сплочённость всего японского общества.
Национальная японская борьба сумо имеет очень древнюю историю , некоторые исследователи оценивают её в 2000 лет . Первое упоминание в летописях относится к 642 г.
В 12 веке произошло разделение сумо на боевое и спортивно-культовое . В 13-14 веках стали проводиться регулярные турниры по спортивному сумо . Расцвет сумо пришёлся на 17 век (эпоха Эдо) , тогда же сформировались и основные правила проведения поединков , оттуда же берут начало все ритуалы и каноны сумо .
До 60-х годов 20 века иностранцы в сумо не допускались , потом это ограничение было снято и в конце 80-х в сумо выдвинулись гавайцы (Конисики , Акебоно), а в конце 90-х - в 2000-х пришли монголы (Асасёрю , Хакухо , многие озэки).
Все поединки в сумо происходят на дохё - квадратном глиняном помосте высотой 40-60 см со стороной 7,27 м , по центру квадрата расположен круг диаметром 4,55 м , выложенный тавара - толстым жгутом из рисовой соломы . В центре на расстоянии 60 см нанесены 2 белые линии , отмечающие стартовые позиции борцов , эти позиции всегда располагаются на линии "восток-запад" . Этот круг и есть арена для поединка . Круг внутри и 25-30 см за тавара посыпаются крупным песком , полоса за тавара выравнивается для установления победителя в поединке (если потребуется) . В наклонных стенках сделаны 8 ступенек , чтобы сумотори и судьи-гёдзи могли подниматься на дохё , над дохё располагается навес-яката , раньше он опирался на угловые столбы , сейчас подвешивается на тросах , над ним всегда расположен флаг Японии . Проход к дохё называется ханамити - "дорога цветов" .
Изготавливается дохё в течении 72 часов до начала поединков из 15-17 тонн глины , специально привезённой из потайных мест , известных лишь некоторым посвящённым , в процессе изготовления в дохё закапываются священные талисманы - креветка , водоросли , китайская слива , священная соль (символ очищения) , после чего окрапляются освящённым сакэ - и дохё считается очищенным от злых духов и готовым к приёму борцов . Замечу напоследок , что дохё считается священным местом , по древней традиции женщины на него не допускаются.
На фото - Токогикан , Зал боевых искуств в Токио
В настоящее время в бандзуке - официальном рейтинг-листе Японской Ассоциации Сумо - находятся 700 сумотори , их звания починены строгой иерархии.
Условно всё одзумо подразделяется на "восток" и "запад" , а реально - на 6 лиг , от старшей к младшей :
макуути (40 борцов), дзюрё (28 борцов), макусита , санданмэ , дзёнидан , дзёнокути , две первые считаются профессиональными , их борцы именуются сэкитори , остальные считаются ученическими.
В высшей лиге макуути борцам присваиваются официальные звания.
Самое высокое - ёкодзуна , "великий чемпион" , присуждается специальной комиссией пожизненно , но если ёкодзуна демонстрирует ухудшение результатов - он должен добровольно завершить путь . Сейчас ёкодзуна один - Хакухо.
Следом идут звания саньяку , это озэки - "чемпион" , сейчас их четверо (Баруто , Котоосю , Харомафудзи и Кайо), затем сэкиваке , комосуби и рядовые маэгасира , они идут просто под номерами , напр 10-й маэгасира Востока.
В низших лигах все борцы идут под номерами , напр 4-й санданмэ Запада.
Экипировка сумотори не отличается пышностью - повязка-маваси , состоящая из обмотанной вокруг тела от 4 до 8 раз шёлковой полосы шириной 40-60 см , под неё прикрепляется ритуальный поясок со стрелами , и самурайская косичка-магэ , считается , что она предохраняет голову сумотори при падениях навзничь .
У рядовых борцов это просто переломленный пучок волос , у сакитори он отличается большей вычурностью.
Основной единицей одзумо является хэя , "комната" (сейчас их 53), тренировочный дом , где все борцы живут - тренируются , спят , питаются тянко , специально приготовленной по особым рецептам калорийной пищей , и рисом.
Распорядок дня сумотори суров - подъём в 5 утра , тренировка , завтрак , тренировка , "тихий час" , обед и тренировка до темноты . Ужина у них нет.
Заправляет всем в хэя ояката , "учитель" , следящий за подготовкой борцов , их режимом , результатами , его все слушаются беспрекословно.
Хэя именуются по фамилии ояката , самой влиятельной считается Футагояма , но к ней
подтягиваются Мусасигава и Садогатаке.
Начинают заниматься сумо обычно лет в 15 , в хэя принимают с 18 лет , борец , ступивший на путь рикиси , должен быть не ниже 173 см роста и не менее 75 кг весом.
Жизнь новобранца в хэя тяжела и полна унижений , их бьют и заставляют выполнять унизительные поручения , гоняют за каждую мелочь , что , как считается , воспитывает в сумотори стойкость и бойцовский дух . Кроме того , низшие по рангу прислуживают высшим не только в хэя , но и на турнирах-басё.
Расхожее мнение о том , что все сумотори - ожиревшие гиганты - в принципе неверно , средний вес сакитори составляет 150 кг при значительной мышечной массе , в чём легко убедиться , глядя на фото , но есть и крайности.
Вес Конисики (на фото в заголовке) в разные периоды составлял 270-310 кг , а вес Майноуми был менее 95 кг , что не мешало им обоим демонстрировать достойные результаты
Вообще , борцы начали набирать такой большой вес лишь в последнее время , в 19 веке средний вес борца составлял и вовсе около 65 кг , связано это главным образом со стремлением максимально снизить центр тяжести тела . Большие деньги - большие люди !
Жизнь сумотори - это не только бесконечные тренировки и состязания , но и многочисленные ритуалы , которые надо чётко знать и безошибочно выполнять
Самые красочные - это выходы на дохё.
Сначала - дохё-ири , выход на дохё сакитори . Делается это в кэсё-маваси , специальных праздничных маваси , сшитых из шёлка и расшитых серебряными и золотыми нитями . Стоимость таких "передников" составляет 400-500 тыс йен (3.5-5 тыс долл)
Затем следует ёкодзуна-дохё-ири , выход "великого чемпиона" . Ёкодзуна выходит в сопровождении глашатая и оруженосца , который несёт его ритуальный меч . Помимо кэсё-маваси он облачается в симэнава , специальный пояс из отбеленной рисовой соломы , напоминающий канат переменной толщины . Как видите , чтобы правильно его завязать , требуются усилия шести(!) сумотори . Потом он , видимо , просто срезается , так к новому басё ёкодзуна должен изготовить новый , на что ему выдаётся специальная сумма денег.
На фото - ёкодзуна Хакухо
Затем следует сама цереиония , во время которой и производятся знаменитые сико , мощные удары ступнями о дохё , призванные изгнать злых духов.
На фото - ёкодзуна Акебоно
Также проводится церемония выхода судей-гёдзи , следящих за ходом поединка на дохё . Одеваются они в кимоно эпохи Камакура (14-15 вв) , у них тоже есть своя иерархия , в частности , поединки с участием ёкодзуна может судить только татэ-гёдзи , судья высшего ранга . За пределами дохё за ходом поединка следят симпаны , во главе со старшиной их пятеро , в случае спорного решения созывается судейский совет.
Турниры басё сейчас проводятся 6 раз в году (до 60-х годов было только 2) , по нечётным месяцам.
Январь (Токио) - хацу-басё , март (Осака) , май (Токио) - нацу-басё , июль (Нагоя) , сентябрь (Токио) - аки-басё и ноябрь (Фукуока) . Басё начинается и заканчивается всегда в воскресенье , длится 15 дней , сакитори проводят по 15 схваток , по одной каждый день , остальные сумотори - по 7 . За победу даётся белый шар , за поражение чёрный . Борцы как правило встречаются с равными себе по силам соперниками , ёкодзуна должен встретиться со всеми ёкодзунами на турнире (их может быть до 5) и всеми нижестоящими сакитори .
Встречи представителей одной хэя не допускаются , исключение составляет кэттэйсэн , суперфинал в случае равенства белых шаров . Дэнсё - 15 белых шаров , абсолютный результат , катсикоси - превосходство белых шаров , макекоси - превосходство чёрных шаров . В случае неудовлетворительного результата сакитори может быть поставлен в кодобан , положение , в котором он должен в следующем басё зафиксировать катсикоси , иначе будет понижен в ранге.
Собственно поединок начинается с церемонии сикири , когда соперники принимают ритуальные позы , сверлят друг друга взглядом , бьют себя по плечам и груди (особенно славится этим Такамисакари-"Робокоп") , в общем , ведут психологическую обработку соперника , при этом сакитори разбрасывают по дохё ритуальную очищающую соль . После сикири борцы обязаны принять позу атаки с упором на кулаки и только после этого могут начинать стартовое сближение татиай.
На фото лицом к зрителю - Рохо , первый российский сакитори
При этом некоторые сумотори применяют татиайхэнка , обманное движение , при котором борец уходит в сторону от соперника и тот , не имея опоры , падает на дохё , этот приём не делает чести сумотори , а применение его ёкодзунами вызывает резкий протест общественности . После сближения борцы могут входить в захваты-наге , применять пощёчины-цупари , делать удавки открытой ладонью нодова , есть множество допустимых приёмов .
Недопустимы уколы глаз , рывки ушей и носа , удары кулаками и ногами , захват магэ , умышленное срывание маваси (хотя если маваси развязалась по вине самого сумотори - ему
засчитывается поражение , был и такой случай).
Есть 2 критерия поражения - если борец коснулся дохё внутри круга любой частью тела кроме ступней или если он коснулся дохё за пределами тавара.
Апогеем поединка является кимаритэ , завершающее техническое действие . Всего их 82 , самое распространённое - ёрикири , "силовое тиснение" , когда борец захватывает маваси соперника сзади и выталкивает его толчками корпуса , этим приёмом выигрываются треть всех схваток . Есть также какедзори - бросок через бедро , осидаси - выталкивание соперника руками , хикиотоси - рывок соперника вниз захватом руки или плеча.
и , наконец , самый эффектный и редкий - иппондзой , бросок противника через себя захватом своими руками его руки , в новейшей истории сумо он удался только Кайо (170 кг) в поединке против Мусасимару (220 кг).
Подробнее о кимаритэ здесь
По завершении поединка сумотори ждут решения гёдзи , после оглашения которого делают диагональный рубящий жест ладонью правой руки и могут уходить с дохё , если им не причитается кэнсё ! Кэнсё - это конвертики с призовыми деньгами за поединок , в каждом конверте по 3000 йен (ок 300 долл) , количество конвертов зависит от щедрости спонсоров и интереса к поединку . Кэнсё подносит победителю гёдзи на своём бамбуковом веере , победитель делает благодарственный жест - как бы рубит ребром правой ладони слева-справа-посередине и после этого может забирать кэнсё.
Завершается соревновательный день церемонией юмитори-"танец с луком" , по традиции победитель раньше получал лук и стрелы . Раньше в эпоху холодного оружия это считалось особой ценностью , как теперь , например , победитель турнира по самбо получил бы в качестве призовых "калаш" и цинк патронов
Система оплат и поощрений в одзумо богата и разнообразна.
Так , победитель в лиге макуути получает :императорский кубок - вручает либо член правящей династии (на январском турнире , когда вручается ещё и кубок премьер-министра , этот турнир особо уважаем сумотори) либо высокий чин в Японской Ассоциации Сумо, 10 млн йен призовых,
от спонсоров : новейший автомобиль , годовой запас бензина , годовой запас продуктов , всевозможные ценности , всего набегает примерно на 30 млн йен (отчего и были так расстроены сакитори , узнав о решении Ассоциации отказаться от подарков в связи со скандалом , связанным с бейсбольным тотализатором , этим летом).
В дзюрё победитель получает 2 млн йен призовых , в остальных лигах призовые ещё скромнее.
Кроме того , для сумотори рангом от комосуби и ниже предусмотрены специальные призы (по 2 млн йен):
сюкунсё - за победу над ёкодзуна или озэке (условно начисляется "золотая звезда")
кантосё - за проявленный боевой дух на протяжении всего турнира
гиносё - за техническое мастерство.
Подробнее о призовых смотреть в Вике
Но прежде всего , одзумо знаменит своими ёкодзуна.
За всю более чем 300-летнюю историю сумо звания ёкодзуна удостаивались лишь 69 человек
Особенно знаменит Тайхо , многие считают его величайшим ёкодзуна в истории , кстати , у него украинские корни.
Сейчас выдвигается Хакухо , он уже повторил рекорд Тиёнофудзи в 53 победы подряд , и , после добровольной отставки Асасёрю , всерьёз нацелился на рекорд Футабаяма в 69 побед , установленный ещё в 1936-39 годах , когда проводилось ещё по 2 басё в год.
Подробнее о ёкодзуна здесь
И в заключение немного фото выдающихся сакитори:
Ёкодзуна Асасёрю
Озэки Кайо
Такамисакари
Тиётайкай
Котоосю , озэки болгарского происхождения
Путь рикиси завершается остриганием косы магэ , после чего волосы с неё считаются большой ценностью.
источник
Комментарии2