Самые необычные условия жизни
Если бы все негостеприимные уголки родного мира можно было объединить в заповедник с возможностью посещения туристами, то у нас вышла бы занимательная экскурсия, после которой родной грязный двор покажется раем, а кабинет «00» — ароматным лугом, где свежие травы питаются водами задорно журчащего родника.
1. Жизнь в бульках жидкого асфальта
На карибском острове Тринидад находится самое большое на Земле озеро горячей газированной смолы, размером с Ватикан. Оно имеет бесспорное вулканическое происхождение, подогрев поступает из-под океанского дна. Колоритные негритянские дядьки, орудуя чем Бог дал, добывают из озера по имени Питч дармовой строительный материал.
Значит ли это, что в Тринидад и Тобаго самые лучшие в мире дороги? Конечно, нет, зато ученые в горячем природном асфальтохранилище души не чают, с момента открытия в 1595 году. Секрет привлекательности черного пекла в том, что в кипящей смоле живут бактерии-экстремофилы, по 10 миллионов бодрых микробов на каждый грамм булькающего асфальта. Температура их среды обитания — полсотни градусов по Цельсию. Свободной воды, без которой жизнь — не жизнь, в вязкой смоле крайне мало, но организмы сами ее вырабатывают, не дыша при этом кислородом, а «переваривая» металлы и углеводороды.
Пару лет назад такие «смолоёмы» были обнаружены на Титане, подозрительно пригодном для примитивной органической жизни спутнике Сатурна. Точнее вместо земной черной смолы горячее ядро Титана разогревает изнутри моря жидких углеводородов. Одноклеточные инопланетяне, отзовитесь, что ли.
2. Жизнь в радиоактивных отходах
Казалось бы, что может быть страшнее ионизирующего излучения, рассекающего живую плоть на свободные радикалы. Но если доза радиации 10 грей способна убить человека, то бактерия Деинококкус Радиодуранс способна принять 5000 грей без видимого ущерба для себя. И даже 15 тысяч грей не могут лишить ее радости жизни.
За это микроб занесен почетным чемпионом в Книгу рекордов Гиннеса. Секрет его живучести — непрерывное создание копий собственной ДНК. Пока радиолучи убивают один геном бактерии, включается другой. Из-за этого отдельные клетки деинококков способны жить практически вечно — пока хватает радиоактивных отходов на завтрак, обед и ужин.
3. Жизнь в кипятке
Известно, что мясные и рыбные консервы стерилизуют при температуре 121˚С, т.к. только такая жара способна истребить возбудителей страшной болезни ботулизм.
В Карибском море на глубине 5 километров, в убийственном мраке бьют из горячего дна гидротермальные ключи, самые глубоководные фонтаны кипятка в мире. Человек, рыба или краб в таком гейзере сварятся моментально, а красивые многощетинковые черви обожают здесь жить, пряча длинные тела в хитиновые трубки.
У них нет ни рта, ни кишечника, жизненную энергию полихеты-экстремалы вырабатывают в процессе хемосинтеза, перерабатывая сероводород. Теплолюбивые черви живут очень долго, исследователям встречались 250-летние аксакалы.
4. Жизнь после стерилизации
Может ли Земля заразить своими микроорганизмами другую планету или спутник? Оказывается, да.
Все, что отправляется в Космос, должно быть стерильным — приборы, агрегаты, воздух внутри звездолета. Вдруг земные бактерии попадут на Марс, а мы решим, что нашли инопланетян. Поэтому все, что создается в лабораториях НАСА, особенно детали космических зондов, подвергается жесткой санитарной обработке — плазмой и радиацией. Затем приборы хранятся в совершенно стерильных помещениях, «чистых комнатах», но всё равно на них находят микробов.
Эти презирающие смерть бактерии обладают очень умеренным аппетитом, поэтому «любят чистоту». Их уже насчитали 193 вида, потенциальных космических «зайцев». Для того, чтобы не брать в расчет при изучении образцов грунта далеких безжизненных планет.
5. Жизнь в Мертвом море
Мужчина, мирно почитывающий журнальчик, лежа на поверхности Мертвого моря, даже не подозревает, что в крепком рассоле, держащем его тело на плаву, живут-поживают галофильные микробы.
Эти твари очень крепкие. Им по "барабану" не только концентрированный раствор соли, но также вакуум да сверхнизкие температуры, как в Космосе.
Поэтому, если на Марсе когда-то была органическая жизнь, то подобные микроорганизмы могли бы сохраниться на 4-й планете в «законсервированном» виде. Ну, как бомба замедленного действия, которая при случае эволюционирует и пожалует к нам в гости на треногах.
Комментарии11