Будни буддистского монастыря
Многие наверное слышали о буддизме, буддистских монахах и монастырях. В этой серии публикаций я хотел бы осветить тему жизни в буддистском монастыре. Тема интересна еще и тем, что в ней открываются секреты обычной жизни монахов. Монахи - как хорошие «партизаны» - скрывают от посторонних свой быт, стараясь предать ему некую таинственность,
мистерию.
День обычного монаха начинается в 6 утра с утренней молитвы, после чего в храм приходят местные жители, которые приносят монахам еду. Монахи не могут сами готовить себе еду, за них это делают местные жители-верующие, которые в порядке очереди приносят монахам уже приготовленную еду. В каждом храме висит расписание по дням недели на месяц, в котором указано какая конкретная семья, в какой день недели принесет «дары» в виде продуктов. Эта процедура подношения продуктов монахам называется «данэ».
Вообще по канонам, монаха положено принимать пищу всего два раза в день, утром и в обед. После полудня любой прием пищи не приветствуется, поскольку считается что с полным желудком сложно войти в нирвану и мешает сконцентрироваться на чтении «трипитаки» (одно из основных книг по буддистскому учению), а также сконцентрировать свой разум для медитации.
После завтрака монахи расходятся по своим делам. Кто-то едет на учебу в университет, кто-то из более опытных отправляется в школу для преподавания буддизма детям. Некоторые остаются в храме и занимаются хозяйственными работами. В 11 утра уже другая семья приносит обед монахам. После обеда каждый занимается своими делами. Очень часто в течение дня в храм приходят верующие с различными просьбами - помолиться, получить благословение от главного монаха, оказать материальную помощь монастырю и т. п. Часто монахов приглашают на отпевание усопших, и в случае рождения ребенка в семье - для монахов это дополнительный источник заработка.
Встречаются монахи как богатые, так и бедные. Все зависит от того как сам монах воспринимает материальные ценности. К сожалению, современные монахи больше «зациклены» на деньгах, нежели о скорейшем достижении нирваны. У многих монахов есть современные компьютеры, мобильные телефоны, даже личное авто у некоторых из них. Очень немногие монахи серьезно относятся к постулатам буддизма, т. е. монах должен иметь всего лишь три составляющих в своей жизни: 1) одежду, 2) крышу над головой, 3) еду, все остальное - лишнее, однако же на практике все по другому. Из сотен моих знакомых монахов не наберется и десятка, которых можно по-настоящему назвать монах с большой буквы.
Современные монахи более раскрепощенные и свободные, некоторые из них «втихаря» курят, употребляют алкоголь, но это скорее исключение из правил. Как-то спрашиваю своего знакомого монаха:
- Ты куришь, как же ты нирваны достигнешь?
- А пофиг мне на нирвану, я курю, мне это по кайфу, каждому свое.
- А если Будда увидит, что ты куришь?,- решил я подшутить над знакомым, показывая на картину Будды, которая висела на стене.
- Так это не вопрос, я картину переверну к стене, и все будет ок.
Дети-монахи в 14:00 отправляются на занятия в «перевену» (школа при монастыре, где учатся не только дети-монахи, но и дети прихожан по воскресеньям). В «перевене» преподают такие же предметы как и в обычной школе, лишь с акцентом на углубленное изучение буддизма, языка пали и санскрита, а также теории медитации.
По большим праздникам - таким как «день полнолуния» - в храме собирается большое количество верующих. В прошлый «день полнолуния» ко всему прочему один из храмов посетил министр здравоохранения Шри-Ланки. Министр как высокопоставленный чиновник обязан следовать культуре своего народа, и поэтому для него приезд в храм чистый официоз, так
сказать, «для галочки
Вечером в 18:30 начинается вечернее богослужение, проходящее в основном в молитвенном помещении - «вихаре». Собираются верующие, зажигают лампадки (в качестве горючего используют пальмовое масло) и начинают затяжное буддистское песнопение на языке пали: «Bhuddam saranam gatchami, Songkram saranam gatchami...»
Будда в своих учениях объяснял своим ученикам и обычным людям: «Я не бог, и не стоит мне молиться, я лишь человек, который упорным трудом через медитацию и освобождение разума от материального мира смог достичь самого высшего состояния блаженства, состояние глубокого транса - нирваны».
После завершения службы у монахов появляется свободное время. В основном, проводят его за просмотром дешевых ланкийских сериалов, и выпусков новостей. В 21:00 ужин. Ранее было сказано, что монахи не могут сами себе готовить еду и принимать пищу после обеда, однако, на практике, «втихаря» от местного населения, закрыв все двери и окна, готовят себе еду и ужинают (даже те, кто действительно старается придерживаться буддистских правил в плане еды, однако желудку не прикажешь). Если об этом узнают местные жители, авторитета монахам это не прибавит.
В 22:00 отбой, монахи разбредаются по своим кельям для финальной медитации перед сном грядущим, которая постепенно переносит их в сладкий мир грез и иллюзий, настолько сладкий, что из него не хочется возвращаться, иллюзорный мир, созданный человеческим мозгом, оставляя на время этот грешный мир со всеми его пороками и готовя их к встрече нового дня, который по событиям будет почти такой же как и день предыдущий, но наверное каждый монах где-то глубоко в душе верит, что в один прекрасный день он не проснется, и закончится его бесконечная цепочка перерождений - «сансара» - на этой грешной земле, будет у него бесконечное яркое состояние радости, блаженства и безграничное состояние своего ментального разума, которое не закончится никогда!..
Комментарии4