Музей мертвецов в палермо
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) - погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо
на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной
элиты и выдающихся граждан - духовенства, аристократии и представителей различных профессий.
Это одна из самых знаменитых выставок мумий - скелетированные, мумифицированные, забальзамированные
тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.
Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!
К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла
необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена
крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем
сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты
стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались
тела умерших монахов.
Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах.
Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение
на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов,
затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для
духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.
Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом
своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян.
После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших,
в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные
тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.
Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют
разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание
их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные
останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали
несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел
помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом
виде в нишах или на полках вдоль стен.
Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную
известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на
обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей
или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки»,
позволяющие видеть останки.
Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена
Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо
(умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к
известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления.
В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось
нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.
В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из
найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие
ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам
по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали
великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб
капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад
здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза...
В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело
молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни
Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.
Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники,
монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб.
Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора
(закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных
с религией.
Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века
помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии
с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в
разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных
костюмов, сорочек, жабо и галстуков.
Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке
в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей.
В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках
свою младшую сестру.
Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами,
любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в "Бродячей жизни": "...Мы приходим в галерею,
полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть,
что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки.
Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили
в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"
Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор
был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки
союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.
Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее
сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.
Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками,
шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими
модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо
комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили.
Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной
белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как
корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни
лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".
Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для
погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над
которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те,
которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими
венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся
после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет
стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате
бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена.
В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной
части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть
несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками
выставлены вместе.
Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон
прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов,
профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор,
Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе
Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся
военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой
различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.
Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное.
Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки
многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела
находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882),
у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов»
сохраняется до сих пор.
необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена
крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем
сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты
стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались
тела умерших монахов.
Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах.
Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение
на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов,
затем - настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для
духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.
Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом
своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо - духовенства, монахов, мирян.
После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших,
в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные
тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.
Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют
разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание
их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные
останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали
несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел
помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом
виде в нишах или на полках вдоль стен.
Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную
известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на
обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей
или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки»,
позволяющие видеть останки.
Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена
Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо
(умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к
известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления.
В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось
нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.
В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из
найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие
ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам
по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали
великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб
капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад
здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза...
В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело
молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни
Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.
Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники,
монахи и "профессии". Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб.
Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора
(закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных
с религией.
Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века
помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии
с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в
разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных
костюмов, сорочек, жабо и галстуков.
Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке
в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей.
В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках
свою младшую сестру.
Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами,
любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в "Бродячей жизни": "...Мы приходим в галерею,
полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть,
что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки.
Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили
в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"
Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор
был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки
союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.
Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее
сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.
Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками,
шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими
модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более уродливо
комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили.
Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной
белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как
корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни
лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах".
Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для
погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над
которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те,
которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими
венцами в знак девственной чистоты усопших. Новый коридор - самая новая часть Катакомб, использовавшаяся
после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет
стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате
бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена.
В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной
части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть
несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками
выставлены вместе.
Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон
прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов,
профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино - скульптор,
Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе
Манцелла - хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся
военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой
различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.
Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное.
Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки
многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела
находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882),
у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов»
сохраняется до сих пор.
Комментарии18