Банджо
Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году - вероятно, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стал использоваться менестрелями и таким образом проник в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. В современной Америке словом "банджо" обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых - до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра.
Банджо - родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Но между ними есть резкое отличие в звуке - банджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.
Происхождение
Африканские невольники Южной Америки придали самым ранним банджо форму близких им африканских инструментов. Некоторые из ранних инструментов были известны как "тыквенные банджо". Скорее всего, главный кандидат в прародители банджо - akonting, народная лютня, используемая племенем Диола. Существуют и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni). Современное банджо приобрело популярность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 1830-х годах. Банджо было завезено в Британию в 1840-х группой Свини, американскими менестрелями, и очень скоро стало весьма популярным.
Современные виды банджо
Современное банджо бывает очень разнообразных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраеваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существует большое множество различных стилей игры.
Применение
Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкай в стилях кантри и блюграсс. Однако, с исторической точки зрения, банждо занимает центральное место в африкано-американской традиционной музыке, также как представления менестрелей XIX века. Фактически, африкано-американцы произвели сильное влияние на раннее развитие музыки кантри и блюграсс - посредством введения банджо, а также путём нововведённых музыкальных техник игры на банджо и на скрипке. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.
История банджо
Томас Джефферсон еще в 18-м столетии описал подобный самодельный инструмент под названием bonjar, выполненный из сушеной тыквы разрезанной пополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. А многие источники упоминали, что подобные инструменты были известны на острове Ямайка еще в 17 веке. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо – это негритянский народный инструмент либо тайком вывезенный из Африки, либо воспроизведенный по африканскому образцу в Америке. Следовательно он намного старше русских (татарского происхождения) балалаек и русских (немецкого происхождения) гармошек (но не гуслей, рожков и некоторых видов народных смычковых, почти забытых ныне). Изначально струн было от 5 до 9, порожков на грифе не было. Это связано с особенностями музыкального звукоряда негров. В африканской негритянской музыке нет точного интонирования. Отклонения от основного тона доходят до 1,5 тонов. И это сохранилось в американской эстраде до сих пор (джаз, блюз, соул).
Не всем известен следующий факт: североамериканские негры не очень-то любили показывать белым жемчужины своей культуры. Госпелз, спиричуэлз, были вытащены на белую публику из негритянской среды буквально насильно клещами. Банджо из негритянской среды было вытащено белым минстрел-шоу (minstrel-show). Что же это за явление? Представьте себе культурную жизнь в Европе и в Америке где-то в 1830-х годах. Европа - это оперы, симфонии, театр. Америка - ничего, кроме домашнего пения старинных дедовских (английских, ирландских, шотландских) песен. А культурки хочется, простому американцу гони простую культурку. И вот в 1840-х годах простой провинциальный белый американец получает мобильные, кочующие по всей стране музыкальные театрики с труппой в 6-12 человек, показывающие простому человеку простой репертуар (сценки, скетчи, танцы и т.д.). Подобное представление обычно проходило под аккомпанемент ансамбля состоящего из 1-2 скрипок, 1-2 банджо, тамбурина, костей, позже к ним стал присоединяться аккордеон. Состав ансамбля заимствован у невольничьих домашних ансамблей.
Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца "менестрельной эпохи" на сцене господствовали неразрывно связанные между собой две артистические фигуры - солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле совмещал в своем лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, а также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (например, при помощи дополнительных звуков, извлекаемых из деревянной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Характерно, что менестрельная пьеса для банджо даже носила название, которое связывалось с любым танцем на псевдонегритянской эстраде, - «жига» (jig). Из всего многообразия и пестроты инструментов европейского и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели избрали звуки банджо, как наиболее гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только в роли солирующего инструмента, но и как участник будущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведущую роль...»
Звук банджо поддерживал не только ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. Причем впоследствии мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это требовало от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х или 5-струнному варианту, на грифе появились лады.
Однако черные американцы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из своей среды, заменив гитарой. Это связано с "позорными" традициями отображения негров в представлениях белых менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: либо ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, либо копирующий манеры и одежду белых этакий франт, но тоже полудурок. Черные женщины отображались полными эротических вожделений, крайне распутными...
Позже, с 1890 года пришла эпоха рэгтайма, джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошлое. Банджо подобрали белые, чуть позже черные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позже - рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белые оркестры стали сразу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), черные оркестры сначала использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позже переучивались на тенор-банджо.
Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белым оркестром "Original Dixieland Jazz Band" выяснилось, что все барабаны кроме малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже очень хорошо. Развивался джаз, возник стиль "Чикаго", развивалась техника звукозаписи, появилась более качественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо исчезло из джаза, перекочевав в переживающую настоящий бум с 20-х годов прошлого века музыку кантри. Ведь далеко не всем белым хотелось слушать джаз.
Основанная на мелодиях английских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и свой инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, придуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо приобрело колок на 5 ладу, 5-ю струну толщиной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Изменилась техника игры, вместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так называемыми "когтями" - Fingerpicking. И назвалося новое дитя - американское или блюгрэсс банджо.
Тем временем Европа узнала тенор-банджо. Великие композиторы в основном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корни. Война замедлила этот процесс, но после войны в Англии появилась музыка skiffles.
Потом появились знаменитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, например, и тенор и американское банджо в составе. После войны некоторые джазовые музыканты захотели вернуться к истокам, в Америке и в Европе возникло диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе. И звучит сейчас даже в наших диксилендах.
Банджо - родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Но между ними есть резкое отличие в звуке - банджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.
Происхождение
Африканские невольники Южной Америки придали самым ранним банджо форму близких им африканских инструментов. Некоторые из ранних инструментов были известны как "тыквенные банджо". Скорее всего, главный кандидат в прародители банджо - akonting, народная лютня, используемая племенем Диола. Существуют и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni). Современное банджо приобрело популярность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 1830-х годах. Банджо было завезено в Британию в 1840-х группой Свини, американскими менестрелями, и очень скоро стало весьма популярным.
Современные виды банджо
Современное банджо бывает очень разнообразных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраеваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существует большое множество различных стилей игры.
Применение
Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкай в стилях кантри и блюграсс. Однако, с исторической точки зрения, банждо занимает центральное место в африкано-американской традиционной музыке, также как представления менестрелей XIX века. Фактически, африкано-американцы произвели сильное влияние на раннее развитие музыки кантри и блюграсс - посредством введения банджо, а также путём нововведённых музыкальных техник игры на банджо и на скрипке. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.
История банджо
Томас Джефферсон еще в 18-м столетии описал подобный самодельный инструмент под названием bonjar, выполненный из сушеной тыквы разрезанной пополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. А многие источники упоминали, что подобные инструменты были известны на острове Ямайка еще в 17 веке. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо – это негритянский народный инструмент либо тайком вывезенный из Африки, либо воспроизведенный по африканскому образцу в Америке. Следовательно он намного старше русских (татарского происхождения) балалаек и русских (немецкого происхождения) гармошек (но не гуслей, рожков и некоторых видов народных смычковых, почти забытых ныне). Изначально струн было от 5 до 9, порожков на грифе не было. Это связано с особенностями музыкального звукоряда негров. В африканской негритянской музыке нет точного интонирования. Отклонения от основного тона доходят до 1,5 тонов. И это сохранилось в американской эстраде до сих пор (джаз, блюз, соул).
Не всем известен следующий факт: североамериканские негры не очень-то любили показывать белым жемчужины своей культуры. Госпелз, спиричуэлз, были вытащены на белую публику из негритянской среды буквально насильно клещами. Банджо из негритянской среды было вытащено белым минстрел-шоу (minstrel-show). Что же это за явление? Представьте себе культурную жизнь в Европе и в Америке где-то в 1830-х годах. Европа - это оперы, симфонии, театр. Америка - ничего, кроме домашнего пения старинных дедовских (английских, ирландских, шотландских) песен. А культурки хочется, простому американцу гони простую культурку. И вот в 1840-х годах простой провинциальный белый американец получает мобильные, кочующие по всей стране музыкальные театрики с труппой в 6-12 человек, показывающие простому человеку простой репертуар (сценки, скетчи, танцы и т.д.). Подобное представление обычно проходило под аккомпанемент ансамбля состоящего из 1-2 скрипок, 1-2 банджо, тамбурина, костей, позже к ним стал присоединяться аккордеон. Состав ансамбля заимствован у невольничьих домашних ансамблей.
Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца "менестрельной эпохи" на сцене господствовали неразрывно связанные между собой две артистические фигуры - солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле совмещал в своем лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, а также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (например, при помощи дополнительных звуков, извлекаемых из деревянной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Характерно, что менестрельная пьеса для банджо даже носила название, которое связывалось с любым танцем на псевдонегритянской эстраде, - «жига» (jig). Из всего многообразия и пестроты инструментов европейского и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели избрали звуки банджо, как наиболее гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только в роли солирующего инструмента, но и как участник будущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведущую роль...»
Звук банджо поддерживал не только ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. Причем впоследствии мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это требовало от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х или 5-струнному варианту, на грифе появились лады.
Однако черные американцы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из своей среды, заменив гитарой. Это связано с "позорными" традициями отображения негров в представлениях белых менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: либо ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, либо копирующий манеры и одежду белых этакий франт, но тоже полудурок. Черные женщины отображались полными эротических вожделений, крайне распутными...
Позже, с 1890 года пришла эпоха рэгтайма, джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошлое. Банджо подобрали белые, чуть позже черные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позже - рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белые оркестры стали сразу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), черные оркестры сначала использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позже переучивались на тенор-банджо.
Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белым оркестром "Original Dixieland Jazz Band" выяснилось, что все барабаны кроме малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже очень хорошо. Развивался джаз, возник стиль "Чикаго", развивалась техника звукозаписи, появилась более качественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо исчезло из джаза, перекочевав в переживающую настоящий бум с 20-х годов прошлого века музыку кантри. Ведь далеко не всем белым хотелось слушать джаз.
Основанная на мелодиях английских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и свой инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, придуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо приобрело колок на 5 ладу, 5-ю струну толщиной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Изменилась техника игры, вместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так называемыми "когтями" - Fingerpicking. И назвалося новое дитя - американское или блюгрэсс банджо.
Тем временем Европа узнала тенор-банджо. Великие композиторы в основном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корни. Война замедлила этот процесс, но после войны в Англии появилась музыка skiffles.
Потом появились знаменитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, например, и тенор и американское банджо в составе. После войны некоторые джазовые музыканты захотели вернуться к истокам, в Америке и в Европе возникло диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе. И звучит сейчас даже в наших диксилендах.
Комментарии6