Славянская мифология. Амбарник
Амбарник, Амбарный (Анбарный) — нечистый дух; домовой, живущий в амбаре.
В русских поверьях - домашний дух - хранитель, живущий в амбарах - строениях для хранения зернового хлеба, муки, а иногда и прочих товаров. Вообще, представления об амбарнике были довольно расплывчаты, а сведения о нем - немногочисленны и отрывочны, вероятно, потому, что образ амбарника у крестьян перекрывался образом домового или дворового - существа, отвечающего за все хозяйство в целом.
Согласно народным поверьям, амбарник заботится о сохранности зерна и содержит амбар в чистоте, наводит в нем порядок, если только хозяева почитают его и сами не избегают работы. В противном случае он вредит хозяевам тем, что портит и разбрасывает зерно, рассыпает муку, ломает оставленные в амбаре вещи и т.д.
Вообще, амбарник в поверьях крестьян нередко выступал как недобрый, даже злой дух, подобный скорее зловредному баннику, чем доброму домовому. В некоторых местах верили даже, что амбарник может навредить человеку, пришедшему в амбар, особенно если тот явился туда в неурочное время. Например, в Архангельской губернии рассказывали об амбарнике, который погубил мужика, пришедшего к нему в амбар: "Девки побежали к анбару в святки (гадать), очертились, как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, заперся, а девки прибёжли к анбару под замок и слышат, там кто-то приговаривают: "Лучку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило. Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать, самого скрутило".
Святочные гадания у амбара встречались реже, чем гадания у бани, но, тем не менее, были распространены достаточно широко (особенно среди крестьян севера и северо-запада России). Заключались они обычно в том, что гадающие слушали у амбара, как ведут себя его сверхъестественные обитатели, пытаясь по звукам, доносящимся из строения, определить свою судьбу. Например, в некоторых местах девушки на святках ходили к амбару и, встав возле него, говорили: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!" Если после этого в амбаре слышался звук сыплющегося зерна, считалось, что гадающая скоро выйдет замуж за богатого человека, а если девушке чудилось, что в амбаре метут пол веником, то считалось, что она выйдет замуж за бедного. Тишина в амбаре свидетельствовала о том, что девушка в будущем году останется незамужней.
Впрочем, нередко гадающие вопрошали о будущем не самого "амбарного хозяина", а оживотворяемое содержимое амбара. Например, на Колыме верили, что если под Рождество приложить ухо к замку амбара, то можно услышать, как лежащие там рыбы (колымчане хранят улов в амбарах) говорят между собой, и от них можно узнать всю свою судьбу.
Согласно народным поверьям, амбарник заботится о сохранности зерна и содержит амбар в чистоте, наводит в нем порядок, если только хозяева почитают его и сами не избегают работы. В противном случае он вредит хозяевам тем, что портит и разбрасывает зерно, рассыпает муку, ломает оставленные в амбаре вещи и т.д.
Вообще, амбарник в поверьях крестьян нередко выступал как недобрый, даже злой дух, подобный скорее зловредному баннику, чем доброму домовому. В некоторых местах верили даже, что амбарник может навредить человеку, пришедшему в амбар, особенно если тот явился туда в неурочное время. Например, в Архангельской губернии рассказывали об амбарнике, который погубил мужика, пришедшего к нему в амбар: "Девки побежали к анбару в святки (гадать), очертились, как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, заперся, а девки прибёжли к анбару под замок и слышат, там кто-то приговаривают: "Лучку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило. Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать, самого скрутило".
Святочные гадания у амбара встречались реже, чем гадания у бани, но, тем не менее, были распространены достаточно широко (особенно среди крестьян севера и северо-запада России). Заключались они обычно в том, что гадающие слушали у амбара, как ведут себя его сверхъестественные обитатели, пытаясь по звукам, доносящимся из строения, определить свою судьбу. Например, в некоторых местах девушки на святках ходили к амбару и, встав возле него, говорили: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!" Если после этого в амбаре слышался звук сыплющегося зерна, считалось, что гадающая скоро выйдет замуж за богатого человека, а если девушке чудилось, что в амбаре метут пол веником, то считалось, что она выйдет замуж за бедного. Тишина в амбаре свидетельствовала о том, что девушка в будущем году останется незамужней.
Впрочем, нередко гадающие вопрошали о будущем не самого "амбарного хозяина", а оживотворяемое содержимое амбара. Например, на Колыме верили, что если под Рождество приложить ухо к замку амбара, то можно услышать, как лежащие там рыбы (колымчане хранят улов в амбарах) говорят между собой, и от них можно узнать всю свою судьбу.
Комментарии2