Древняя история Томска
В X-XII веках персидские и арабские ученые были уверены, что существуют три страны под общим названием Русь: Куявия, Славия и Артания. Куявия ассоциировалась у них с Киевской Русью, Славия - с Новгородской, а Артанией именовалось государство, предположительно занимавшее огромную площадь Западной Сибири и тянувшееся вдоль всего бассейна реки Оби - от истока до устья. В "Книге познания" в качестве столицы Артании упоминается город Грасиона, или Грустина, которая существовала там, где сейчас находится город Томск.
Некоторые ученые утверждают, что Артания располагалась в междуречье Оки и Волги, но последние исследования убедительно доказывают обратное.
Название этого центра исследователи связывают с именем легендарного Туранского царя Франграсиона. Согласно иранской мифологии, Франграсион, именовавшийся Грозным, возглавлял туранские войска в войне с иранцами и был современником Заратустры, который жил за два с половиной столетия до эпохи Александра Македонского. Исходя из этого, отдельные историки датируют возникновение Грустины, ставшей после падения Туранского царства столицей вновь образованного государства Артания, 576 годом до н.э.
Томский острог был основан на южном мысу Воскресенской горы
Археологи обнаружили в Томске орудия труда 7000-летней давности
Наталия Березовская, главный специалист-археолог "Центра по охране и использованию памятников истории и культуры": "Наибольший интерес у нас вызывают неолитические находки, 5-3 тысячелетия до нашей эры. Неолит сам по себе интересен, он не так многочислен на территории Томской области. Слой культурный 17 века в нетронутом состоянии - большая редкость, многочисленными хозяйственными ямами все это перерыто много раз, и сейчас обнаруживаем только входе таких работ".
В начале июня 2012 года в центре Томска на территории Богородице-Алексиевского мужского монастыря (памятника федерального значения) во время работ по выявлению объектов культурного наследия археологи обнаружили фрагменты чернолощеной керамики, которая использовалась в XVII - начале XVIII века как "парадная" посуда, а также каменные скребки периода раннего неолита.
Как пояснил РИА Новости сотрудник областного департамента по культуре, археолог Станислав Рудковский, найденные в монастыре каменные скребки относятся к периоду раннего сибирского неолита, датируемого V-III тысячелетием до нашей эры.
Фрагмент карты Западной Сибири французского географа Г. Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году.
ГОРОД ФРАНГРАСИОНА
В описаниях древних источников, Грустина предстает зажиточным и хорошо укрепленным городом с развитой инфраструктурой и разнообразными ремеслами. Преобладавшие там двухэтажные здания строились из камня, а на огромный базар, располагавшийся у юго-восточных ворот, ежедневно съезжались сотни торговцев из многих азиатских стран.
Богатства Грустины были добыты в результате многочисленных войн, которые Артания вела в VI-II веках до н.э. Огромное, хорошо вооруженное многонациональное артанское войско наводило ужас на степняков и казахов, персов и арабов. Существует предположение, что армии Артании в III веке н.э. доходили даже до империи Великих Моголов. Из этих походов полководцы доставляли в Грустину несметные богатства. Персидские хроники сообщают, что прославленный Франграсион после битвы у подножия Копетдага в 560 году до н.э. привел в свою столицу пять караванов золота и драгоценностей, а также полторы тысячи плененных персов.
Расцвет Грасионы пришелся на X - XII века. Именно в это время Грустина наиболее часто упоминается во всевозможных хрониках и документах. Однако в самом начале XIII века она внезапно пала под натиском предположительно, войск Чингисхана.
НАЙДЕНАЯ ЛЕГЕНДА
Долгие годы для исследователей оставалось загадкой - где же была построена легендарная Грустина. Предполагалось, что находилась она, то ли у южной оконечности Уральских гор, то ли в районе современного Тобольска, то ли вообще у берегов Каспия. Однако в последней четверти XX века, после тщательного анализа многочисленных документов, в которых упоминалась Грасиона, ученые сумели установить ее точные координаты. В наши дни уже ни у кого не вызывает сомнений, что Грустина существовала там, где сейчас находится старинный сибирский город Томск. Это, правда, косвенно подтвердили и археологические раскопки, которые проводились в Томске в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Тогда на глубине более шести метров археологи наткнулись на полуразрушенные каменные своды, истлевшие бревна и остатки углей. Возраст найденного составлял приблизительно 600-800 лет. Он значительно превышал возраст самого Томска, в котором, как известно, первые пять каменных домов были поставлены в 1702 году Тобольским уставщиком-каменщиком Саввой Михайловым. Через пять лет Михайлов был отозван в Санкт-Петербург для строительства города на Неве, и с этого времени, почти до конца XVIII века, в Томске возводились лишь деревянные здания.
Помимо фрагментов древних сооружений, археологи также обнаружили рубленые кости лошадей, наконечники стрел и проржавевшие клинки. Эта находка стала подтверждением того, что Грустина пала под натиском захватчиков.
КЛАДЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА
Другая находка - большой оловянный сосуд, доверху наполненный крупным жемчугом - всколыхнула город, среди Томичей пошли разговоры о несметных сокровищах, лежащих, в буквальном смысле этого слова, у них под ногами. Стали вспоминаться легенды о том, что жители Грустины, подвергшиеся нападению монгольских орд, попрятали золотые и серебряные монеты, драгоценные украшения и дорогую утварь в тайных подземных ходах, которые вели далеко за город. По ним же горожане ушли из Грустины, осаждаемой неприятелем.
О подземных ходах жители Томска знали еще в XIX веке, время от времени натыкаясь на остатки этих галерей, а также на странные захоронения, в которых в истлевших гробах-колодах лежали человеческие кости. Тогда же появились и первые слухи о том, что под Томском, в загадочном подземном городе, проживали таинственные люди, которые избегали встреч с кем бы то ни было. Об этих людях и кладах подземелий еще в XVI веке писал австрийский посланник в Москве Сигизмунд Герберштейн.
В 20-30-е годы XX века особая комиссия ВЧК занималась в Томске поиском спрятанных сокровищ. Вот только искали они не богатства Туранского царя, а пропавшее золото расстрелянного адмирала Колчака.
В наши дни легенда о жителях подземного города, охраняющих несметные сокровища царя Франграсиона, - это одно из множества городских преданий, которыми богат славящийся своей красотой Томск, выросший на канувших в небытие руинах древней Грустины.
Долгое время среди многих российских и иностранных археологов и историков бытовало мнение, что до прихода Ермака разноплеменное население необъятной Сибири проживало в примитивных жилищах - чумах и шалашах, совершенно не представляя себе городского уклада. Однако исследования и находки, сделанные на рубеже XX и XXI веков, несколько поколебали подобное убеждение.
Как следует из древних источников, купцы Артании успешно торговали мехом черного соболя, который водился только в сибирской тайге, и продавали олово, о котором ни в Киевской, ни в Новгородской Руси тогда еще не знали. Особым спросом у воинственных соседей Артании пользовались булатные клинки, производившиеся ее мастерами. Эти клинки без особого труда можно было сгибать пополам, они тут же распрямлялись и не теряли при этом своих удивительных боевых качеств. В Европе того времени булата еще не знали. Из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь. Но такой в природе вообще не существует. Летописец, скорее всего, имел в виду знаменитую золотистую бронзу, которую в обилии находят при раскопках памятников времен тагарской культуры скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби. Упоминание о черных соболях, свинце и очень ценных клинках выводило исследователей, искавший Артанию, на Томскую землю по соседству с Кузнецком, где издревле процветала металлургия. Даже московский царь поначалу брал дань с кузнецких аборигенов не мехами, а железными изделиями.
Жители Артании активно пользовались такими водными артериями Сибири, как Обь и Иртыш, по которому добирались до озера Зайсан, а оттуда уже пешими и конными маршрутами следовали в Джунгарию и Китай. Для речных путешествий артанцы использовали небольшие, но вместительные парусные и весельные суда, в которых, помимо купцов, находились и группы воинов, обеспечивавших охрану торговцев.
Национальный состав населения древней Артании был весьма разнообразен. По мнению современных ученых, в него входили поздние скифы и ногайцы, алтайцы и ханты, эвены и ненцы, уклад жизни которых существенно отличался оттого, каким мы его всегда представляли применительно к той давней - дорусской - эпохе.
Известно, что в Артании выращивали в основном просо. Но в Европе к этому времени уже вовсю сеяли пшеницу. А вот за Уралом - нет. Военнопленный баварский солдат Иоганн Шильтбергер, попавший в Сибирь в начале XV века, рассказывал, что "в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо".
Германцы Восточную Русь называли Остергард, в отличие от Гардариков - Новгородско-Киевской Руси. Еще русский историк В. Татищев название Остергард (Восточные Гарды) объяснял тем, что эта страна располагалась далеко на востоке в землях юрги, гуннов и аваров. И гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а юрга (угры) - всегда оставались здесь. Эта же корневая основа ("ард", "арт") есть в названии легендарного государства царя пресвитера Иоанна). В испанской "Книге познания" середины XIV века Иоанново царство названо Ардеселибом, а его столица - Грасионой. Если Ардеселиб - это Артания, то координаты Грустины, столицы этого царства, до градуса совпадают с координатами Томска.
На многих старинных картах в низовьях Оби, между устьями Иртыша и Сысьвы, слева показана речка Артавиша. В самых верховьях Оби, в истоке Бии из Телецкого озера, имеется населенный пункт Артыбаш. Артанские речки обрисовывают контуры гигантской страны, занимавшей весь бассейн реки Оби, от истока до устья.
В Сибири бытуют устойчивые предания о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака. Русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные еще времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность. Эта честность имеет этимологическое отношение к Артании, поскольку слово "арта" переводится с древнеперсидского как "правда".
Борис Годунов посылал в Сибирь на разведку Федора Дьяка, который, вернувшись, доложил: "Там в незнаемых странах восточных полно русских людей".
Археологическое присутствие русских в Сибири до Ермака подтверждается давно. Еще 200 лет назад в Сибири находили русские кольчуги XIII века. Также давно установлена двуслойность старожильческого населения Приобья. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XVI века, а другой является более древним. Селькупы - коренные жители Приобья - относились к разным русским старожилам как к различным народам. Ранних русских селькупы называли "паджо" и относились к ним очень доброжелательно. К поздним русским, называемым "касак", "каса-гула", селькупы относились настороженно и даже враждебно.
По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Артании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи. Даже в ХХ веке сибирские старожилы продолжают употребл*ть слово "комонь" в значении "конь", слово "камень" в значении "горный хребет". В Европейской России слова в этих значениях не употреблялись уже в XV веке. Этнографы отмечают, что записанные в Приобье "тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу", и подчеркивают: "Быть может, нигде не сохранилась такая старая Русь, как в Сибири".
Ну а теперь о наболевшем. О непризнании исторической справедливости Томска, о подземном городе, катакомбах, ходах и т.п., как вам будет угодно.
Лишь в самое последнее время, после сопоставления Артании с Ардеселибом, а Грустины с Грасионой, предположение о том, что Третья Русь располагалась на Томской земле, нашло свое подтверждение. Дело в том, что столица Артани и Грасиона (в транскрипции - Грустина) показана на всех средневековых картах Западной Сибири, составленных западноевропейскими картографами. На картах Г.Меркатора, И.Гондиуса, Г.Сансона, С.Герберштейна этот город стоит на Оби. Наиболее детально Грустина показана на карте французского географа Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году. На этой карте обозначена река Томь, и город Грустина расположен возле ее устья. Не исключено, что название Грустина более позднее, образовавшееся за счет христианизации первично "зеленопастбищной" Грасины не без желания увидеть в этом названии "город креста". Таким образом, можно считать установленным, что Артания - Третья Русь - располагалась на Томской земле. Ф.И.Страленберг и А.Х.Лерберг считали, что Грустина располагалась на месте Тоянова городка на левом берегу Томи. "Мнение наше, что сии еуштинцы, или гаустинцы суть грустинцы подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, которая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатов была в великой славе, по хорошему состоянию жителей оныя" (цит. по Кызласову Л.Р. Письменные свидетельства о древних городах Сибири. М.: Изд-во ТГУ.- 1982. С. 43).
Правобережье Оби в бассейнах рек Кети, Чулыма и Томи поименовано Лукоморьем. В Приустьевой части Томи показан город Грустина. Арабские путешественники в IX веке не раз упоминали о множестве сибирских городов, которые встречались им в их странствиях. Многие города были заселены и процветали, но о большинстве из них уже в то время напоминали только развалины, оставшиеся от былого благополучия. Когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепостцы встречались во множестве. По данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. Учет сибирским городам был положен еще в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить "Большой чертеж" русской земли. Во времена Смуты эта карта исчезла, но описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Ф. Лихачевым и М. Даниловым была завершена "Книга Большому чертежу", в которой только на северо-западе Сибири упоминается более 90 городов.
Сегодня на месте этих поселений выявляется мощный культурный слой. Археологами на ряде городищ
расчищены не только деревянные срубные жилища и полуземлянки с глинобитными печами. Найдены каменные и кирпичные здания с окнами из слюды, железные сошники от плугов, серпы, косы-горбуши и каменные ручные жернова, доказывающие, что эта культура принадлежала народу-земледельцу. В известном литературном памятнике XIV века "О человецех незнаемых на Восточной стране и языцех розных" описывается сибирский город, обладающий обширной подземной частью, куда население скрывается при опасности. В этом городе в каждом дворе был вход в подземелье. Там же рассказывается о подземных ходах под довольно крупной рекой, а также выходе из подземелья к озеру. Русские казаки, поставившие в 1604 году Томскую крепость, никакого города здесь не обнаружили, но письменный голова Гаврила Писемский и сын боярский Василий Тырков отметили крайнюю нарушенность естественного ландшафта. Даже в 1760 году академик Паллас отмечал неестественность Томского ландшафта - бесконечные "бугры и ямы".
За четыре века существования Томска признаки былого проживания людей здесь отмечали неоднократно. Наиболее значимое доказательство существования древнего города на месте Томска - древние кладбища. И - катакомбный город под Томском. На территории казачьей Томской крепости было обнаружено 350 гробов-колод. Прозектор Императорского Томского университета С. Чугунов поражался своеобразию погребального обряда «первотомичей». У них не было крестиков. В гробах-колодах, наряду со скелетами покойников, обнаруживались кости домашних и диких животных: коров, лошадей, лосей и оленей. Сами колоды были обернуты в бересту. Все покойники лежали на правом виске. Чугунов по строению черепов отверг их принадлежность к татарам. Нетрудно видеть, что погребальный обряд не соответствует православному, следовательно, принадлежит людям, проживавшим здесь до становления Томска. Этими людьми были, скорее всего, Грустинцы. Надпись рядом с Грустиной на карте Сибири 1606 года гласит: "В этом холодном городе живут совместно татары и русские". По иранским источникам, город Грасиона (Грустина) имел весьма обширную подземную часть. Согласно устной народной традиции, под Томском расположено несметное множество подземных ходов, проходят они и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этого подземного объекта превышают размеры современного Томска. За время существования Томска было обнаружено множество подземных ходов. Размер иных подземных ходов так велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъезжаться тройки лошадей. "Тобольские губернские ведомости" в конце XIX века сообщали, что в Томске от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный "томским метро".
Обстоятельства, описанные С.К.Кузнецовым в статье "Интересная находка в Томске", опубликованной в "Сибирском вестнике" 6 ноября 1888 года. "Утром 2 ноября во дворе дома столоначальника казенной палаты В.Б.Орлова, что в конце Новой улицы, при рытье ретирадной ямы рабочие наткнулись на кирпичный свод".
С.К.Кузнецов отмечал: То обстоятельство, что во время осмотра ямы столбом поднимался пар, я склонен считать за указание на существование значительной подземной пустоты, содержащей более теплый воздух, чем наружный? Столоначальнику В.Б.Орлову, прожившему в этом доме, пять лет, "часто приходилось убеждаться в существовании какой-то загадочной пустоты под его двором, особенно когда его начинал беспокоить непонятный гул под землею".
В воспоминаниях англичанина Джона Белла, прикомандированного к дипломатической миссии в Китай капитана лейб-гвардии Льва Васильевича Измайлова, проезжавшего через Томск в 1719 или 1720 году и встретившего здесь одного бугровщика (так назывались в Сибири грабители древних курганов), который рассказал ему, "что однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежавшим вместе на серебряной плите. Когда он притронулся к телу, оно рассыпалось в пыль." (Эд.П.Зинерр. С. 52). "Распавшееся в пыль" тело свидетельствует о тысячелетней древности останков, а сводчатость склепа, по-видимому, о том, что кирпич строителям склепа был известен за ту же тысячу лет до прихода казаков в Сибирь.
В 1908 году "Петербургский листок" рассказывал: "В Томске в крутом берегу реки Томи найдена пещера, в которой обнаружен прекрасно сохранившийся костяк монгола, одетого в деревянные боевые доспехи и в низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежат короткое копье, лук и топор. Находка передана Томскому университету". Сомнительно, что этот воин был татаро-монголом. Вооружение войск Чингисхана было куда как совершеннее. Деревянные, обтянутые кожей доспехи характерны для гуннской эпохи. Но тогда "пещера воина" древнее Томска более чем на тысячелетие.
Отношение историков к истории
Вы, конечно, спросите, а как относятся ко всему этому томские историки? Отвечу коротко - никак. Вот уже 12 лет как в МГУ опубликовано учебное пособие Л.Р. Кызласова "Письменные известия о древних городах Сибири" (Леонид Романович читает в МГУ соответствующий спецкурс, а вообще-то публикует статьи на эту тему с 1969 года).
Сибирские историки отмалчиваются. Четыре года я привлекаю внимание к этой проблеме в томских СМИ, а в ответ тишина. Два года назад Томский краеведческий музей организовал экспозицию средневековых западноевропейских карт с доермаковыми сибирскими городами, - та же реакция. Я, признаться, не понимаю такого отношения томских историков к источникам, и склонен присоединиться к мнению томского журналиста Андрея Соколова. 19 ноября 2002 года в "Красном знамени" он поставил верный, на мой взгляд, диагноз томским историкам и археологам: тотальное равнодушие к сибирской истории. Этот вывод он обосновал абсолютным равнодушием представителей томской исторической науки к обнаруженному в Музее города подземному ходу. "Засыпать, и как можно скорее!" - таков был вердикт ареопага. А простой рабочий Павел раскопал щель, проник "туда" и принес доблестным археологам из Томска ряд интересных предметов.
Проявление подобного равнодушия к нашей истории со стороны томских историков отмечаются на каждом шагу. В 2001 и 2002 гг. на площади Ленина при хозяйственных раскопках были обнаружены десятки гробов-колод. Без всякого осмотра они были отправлены на перезахоронение. А "отправляли" представители томской исторической науки проф. Л.А. Чиндина и доцент Л.П. Черная. И это притом, что в этом как раз месте в конце 19 и середине 20 веков были обнаружены мумии прекрасной сохранности - бесценный материал для исследований, в том числе генетических. И это притом, что условия захоронения гробов-колод были не вполне православными: в три яруса с прослойками земли, на помосте из плах, которые лежали на лиственничном накатнике, который, в свою очередь, лежал на мощном слое золы. В отличие от 19 века, когда обнаруженные в гробах-колодах костяки внимательно изучались прозектором императорского университета С.М. Чугуновым в антропологических целях, 21 век демонстрирует полное равнодушие к отеческим гробам.
В июне 2003 года подземный ход был обнаружен во дворе Дома ученых (обратите внимание, какая убийственная символика - музей города, Дом ученых, казалось бы, уж здесь-то Томские ученые изучат вопрос как нигде). Для комментария томским телевидением была приглашена на место проф. ТГУ Дмитриенко. Надежда Михайловна, не заглядывая в яму, уверенно заявила, что это, скорее всего дренажная система и что ни в какие катакомбы под Томском она не верит.
Власти поспешили засыпать дыру в подземелье, но туда успел проникнуть любознательный юноша, аспирант ТПУ и соруководитель тургруппы велосипедистов ДДЮ "Кедр" Сергей Фролов. Внизу он все осмотрел, замерил и сфотографировал. Ход представляет собой анфиладу из 3 сводчатых комнат шириной 4 метра. Длина комнат 2,3 и 4 метра и высота до 1,5 метров. Комнаты соединены метровой ширины проходами. Перегородки выполнены из современного кирпича и резко отличаются от свода. На обоих концах ход был перекрыт деревянными загородками. Как видим, ни на какую дренажную систему это вовсе не походит. А что же это за ход? Когда, кем и для каких целей он был сделан? Умному городу надо было бы изучить объект, но для этого надо, чтобы в Томске были любознательные историки. Любознательным краеведам было отказано в возможности изучения.
Существование подземных ходов под Томском не вызывает сомнений, весь вопрос лишь в том, кто, когда и для чего их прокладывал. О подземельях писали "Сибирский Вестник" 04.11.1888 г., "Сибирская жизнь" 03.06.1898 г., 14.05.1898 г., 17.05.1898 г., 14.05.1890 г., 01.09.1890 г., 03.09.1890 г., "Тобольские губернские ведомости", 1896?, "Петербургский листок" № 277, 1908 г., "Красное знамя" 28-29.10.1989 г., 28-29.07.1990 г., 14.08.1993 г., 14.12.1991 г., "Томская неделя" 05.12.1998 г., 27.05.1999 г., 03.06.1999 г. 10.06.1999 г., "Ведомости Томской губернии", № 9, 2000 г., "Аргументы и факты - Сибирь", № 48, 2000 г., "Комсомольская правда в Томске" 22.12.2000 г. Боюсь, я нашел далеко не все.
Далее полюбуемся старинными картами и фотографиями старого Томска
Тобольское наместничество 1792г
Томская губерния-1825г
План города 1830г
Томск- Границы _1883г
Ну а теперь о Скифской принцессе (алтайская принцесса)
Скифы - название, применяющееся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времен Великого переселения народов, с земель Беловодья.
Археологический материал отмечает сходство предметов изобразительного искусства (вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства) как из южнорусских курганов скифской знати, так и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.
В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,- культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются, прежде всего, в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.
Принцесса Укок, умершая 2,5 тысячи лет назад
История "скифской принцессы" такова: в 1993 году новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под седлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см.
Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против, нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы, взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индоевропейской расе.
Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу.
Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков.
Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона.
О том, что Великая Скифия - огромная Евразийская империя есть империя Русов, наследницей которой стала Великая Тартария, и позже Российская Империя, написано в прекрасной книге Ю.Д. Петухова и Н.И. Васильевой "Евразийская история скифов".
Комментарии39