Славянский язык жестов
Вы никогда не задумывались над собственными движениями во время разговора?
Замечали, что в основном наши жесты являются врожденными или даже генетически передаваемыми?
Я предлагаю разобраться в языке тела и языке жестов в данной статье.
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего?
Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга.
Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии:
таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва.
Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки
показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест.
Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных
наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи.
Так вот, добровольное разрывание одежды
в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность
человека взойти на плаху за правду.
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение.
Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство,
интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью.
Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки
демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой
неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников
и был занесен на Русь татаро-монголами.
Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену.
Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий,
и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов.
Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами...»,
когда взрослый показывают, как бодается коза,
изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки.
На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Вообще этот жест характерен для многих культур.
На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом
пытались соблазнять русских барышень.
Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen»
(так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости).
В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным
русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа.
Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы:
видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Говорят, что царь Петр Великий хотел в свое время наградить за особые заслуги
какого-то талантливого мастерового и спросил его, чего он хочет в награду.
Тот попросил царской привилегии — пить бесплатно водку в любом кабаке
(на водку уже тогда была монополия государства).
По желанию мастера ему на шее сбоку поставили особое клеймо
в подтверждение права на бесплатную выпивку.
Этот «документ» он и предъявлял особым жестом.
Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки
показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест.
Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных
наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи.
Так вот, добровольное разрывание одежды
в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность
человека взойти на плаху за правду.
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение.
Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство,
интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью.
Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки
демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой
неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников
и был занесен на Русь татаро-монголами.
Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену.
Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий,
и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов.
Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами...»,
когда взрослый показывают, как бодается коза,
изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки.
На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Вообще этот жест характерен для многих культур.
На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом
пытались соблазнять русских барышень.
Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen»
(так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости).
В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным
русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа.
Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы:
видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Говорят, что царь Петр Великий хотел в свое время наградить за особые заслуги
какого-то талантливого мастерового и спросил его, чего он хочет в награду.
Тот попросил царской привилегии — пить бесплатно водку в любом кабаке
(на водку уже тогда была монополия государства).
По желанию мастера ему на шее сбоку поставили особое клеймо
в подтверждение права на бесплатную выпивку.
Этот «документ» он и предъявлял особым жестом.
Комментарии3