Про нацистов и Российскую монархию в изгнании.
Все картинки кликабельны, так что текст под ними можно читать. Это советские плакаты времен ВОВ.
А. М. Любимов, текст Б. Тимофеева. 1941 г.
1942 г.
А. М. Любимов. 1941 г.
Изображённый на втором плакате «царь» имеет явные черты внешнего сходства с главой Дома Романовых Великим князем Кириллом Владимировичем, принявшим на себя в 1924 г. императорский титул. То, что Кирилла уже три года как не было в живых, авторам плаката было либо не известно, либо не важно. Важны были связи его и членов его семьи с немецкими национал-социалистами.
Император Кирилл I с сыном Владимиром. Кобург, 1925 г.
С начала 1920-х гг. Великий князь Кирилл Владимирович, провозгласивший себя 31 августа 1924 г. Императором Кириллом I, проживал в Кобурге у двоюродного брата своей супруги герцога Карла Эдуарда. В это время он и его супруга Виктория Фёдоровна поддерживали тесные контакты с НСДАП, оказывая ей существенную материальную помощь как последовательно антибольшевистской силе, способной в будущем помочь в освобождении России от красной тирании.
Её Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на съезде НСДАП в Кобурге в 1923 г.
Основным связующим звеном между правительством Великого князя, а потом Императора Кирилла и немецкими национал-социалистами выступал генерал Василий Викторович Бискупский, премьер-министр и военный министр России в изгнании. В 1920-1923 гг. он возглавлял организацию «Возрождение» (Aufbau), созданную прибалтийским немцем Максом Эрвином фон Шойбнер-Рихтером для объединения усилий русской белой эмиграции и НСДАП в борьбе с большевизмом. В 1923 г. Шойбнер-Рихтер погиб под полицейскими пулями во время «Пивного путча», после подавления которого Гитлер несколько дней скрывался на квартире Бискупского. В 1934-1945 гг. Бискупский возглавлял Управление по делам русской эмиграции в Германии (Russische Vertrauensstelle).
Русские эмигрантские черносотенно-монархические круги внесли существенный вклад в формирование идеологии раннего национал-социализма. Немецкий историк Конрад Гейден в своей книге «История германского фашизма» (М.; Л., 1935) писал: «Планы Розенберга, принесённые им в подарок национал-социализму, это не немецкая внешняя политика, это внешняя политика русских белоэмигрантов. Эта политика вообще становится понятной только в связи с тем кардинальным значением, которое она придает еврейскому вопросу. Было бы преувеличением назвать начинающуюся отныне внешнюю политику национал-социализма царистской. Но фактически её духовные истоки находятся в царской России, в России черносотенцев и “Союза русского народа”. Вынужденные эмигрировать из России и скитаться на чужбине, эти слои приносят в Среднюю и Западную Европу свои представления, свои мечты и свою ненависть. Мрачное, кровавое русское юдофобство пропитывает более благодушный немецкий антисемитизм. Уже Мережковский проповедует ненависть к большевистскому антихристу. У нас в Германии усердно читают так называемые “Протоколы сионских мудрецов”. Для антибольшевизма белой эмиграции старое русское юдофобство – самое подходящее оружие. Но теперь оно – совсем некстати – стало исходным пунктом германского национал-социализма в области его внешнеполитических идей».
Тесные отношения связывали Русский Императорский дом в изгнании с немецкими княжескими домами, многие представители которых поставили себя на службу Новой Германии. Старшая дочь Императора Кирилла Мария в 1925 г. вышла замуж за принца Карла Лейнингенского (с 1939 г. князь Лейнингенский). Князь Карл служил в немецком флоте и в конце войны попал в плен к красным. В 1946 г. он умер от голода в концлагере под Саранском.
Свадьба Великой княжны Марии Кирилловны с принцем Карлом Лейнингенским. Кобург, 1925 г.
Младшая дочь Императора Кирилла Кира в 1938 г. вышла замуж за наследника немецкого престола принца Луи Фердинанда, внука императора Вильгельма II.
Свадьба Великой княжны Киры Кирилловны с принцем Луи Фердинандом Прусским. Потсдам, 1938 г.
Луи Фердинанд служил в люфтваффе в чине обер-лейтенанта, однако после гибели его старшего брата Вильгельма в ходе французской кампании в мае 1940 г. членам бывших правящих домов Германии указом Гитлера было запрещено принимать участие в боевых действиях, а позднее и вообще служить в вермахте. Выйдя в отставку, Луи Фердинанд до конца войны проживал в своём прусском поместье, из которого в 1945 г. эвакуировался на запад Германии.
Некролог Императора Кирилла I
После смерти Императора Кирилла в 1938 г. Русский Императорский дом в изгнании возглавил его сын Великий князь Владимир Кириллович. 26 июня 1941 г. в ответ на нападение Германии на СССР он выпустил воззвание: «В этот грозный час, когда Германией и почти всеми народами Европы объявлен крестовый поход против коммунизма-большевизма, который поработил и угнетает народ России в течение двадцати четырёх лет, я обращаюсь ко всем верным и преданным сынам нашей Родины с призывом: способствовать по мере сил и возможностей свержению большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма».
еликий князь Владимир Кириллович
Среди русских добровольцев, сражавшихся против большевиков в составе немецкой армии, было и некоторое количество сторонников Великого князя Владимира Кирилловича. Больше всего их оказалось в составе Валлонского добровольческого легиона. В январе 1944 г. капитаном легиона (к тому времени уже 5-й штурмовой бригады войск СС «Валлония», приданной 5-й танковой дивизии СС «Викинг») Николаем Ивановичем Сахновским под Корсунем было создано из добровольцев Российское Народное Ополчение – единственная русская монархическая часть, действовавшая на фронтах Второй мировой войны. Знамя Ополчения было украшено девизом «За Веру, Царя и Отечество!», а богослужения в нём заканчивались пением молитвы: «Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твоё! Победы Благоверному Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу на сопротивные даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим жительство». Большинство добровольцев Российского Народного Ополчения погибли в боях с советскими войсками в ходе Корсунь-Шевченковской операции.
В последние дни войны находившийся в Австрии Великий князь Владимир Кириллович присоединился к отступающей 1-й Русской национальной армии Бориса Андреевича Смысловского. В ночь со 2-го на 3-е мая 1945 г. он вместе с 1-й РНА пересёк границу Княжества Лихтенштейн. Однако лихтенштейнские власти отказались его принять, поэтому наследник русского престола был вынужден отправиться в Испанию, где ему предоставил убежище Каудильо Франко. Эти события стали последним эпизодом в отношениях Русского Императорского дома в изгнании с фашизмом.
Комментарии7