Самые дорогие монеты 2013 года
«Цена хорошего «мерседеса»!» — изумился гость аукциона, проходившего в отеле Marriott, известный московский коллекционер и дилер. «Зато кто-то стал счастливым обладателем», — с улыбкой ответил ему сосед. Разговор шел на торгах нумизматической фирмы «Монеты и медали». Только что аукционист объявил о продаже за 5 млн рублей медной копейки 1704 года со знаком МД — одной из самых редких монет правления Петра I. И эта цена еще не была рекордной.
Если пару лет назад топ-лотами нумизматических аукционов были монеты, которые уходили по цене 2-4,5 млн рублей, то в этом году их стоимость — 5-7,5 млн рублей. С января по октябрь аукционные фирмы «Монеты и медали», «Александр», «Восточно-Европейский антикварный дом», «Имперiя» и «Русский нумизматический дом» продали свыше 4600 монет допетровской Руси, Российской империи, СССР и современной России на сумму свыше 500 млн рублей (без учета комиссионных сборов с покупателей). Причем около 100 монет ушли по цене от 1 млн рублей до 10,2 млн рублей.
«Высоким спросом, как всегда, пользуются редкие вещи, особенно суперсохранности», — отмечает Игорь Лаврук, гендиректор «Монет и медалей», крупнейшей по выручке нумизматической фирмы. — И хорошо покупают совсем недорогие монеты — признак того, что на рынке появились коллекционеры-новички». Правда, в среднем ценовом сегменте (монеты от 300 000 рублей до 900 000 рублей) ситуация иная — многие лоты снимаются с торгов из-за отсутствия ставок. У большинства состоятельных коллекционеров такие монеты уже имеются, а начинающие пока не готовы их приобретать. Тем не менее, уверяет Лаврук, ниже цен уже не будет: посткризисный спад прошел. Рынок явно на подъеме, соглашается банкир и коллекционер Сергей Юнин, учредивший в конце 2012 года «Восточно-Европейский антикварный дом». «Чем больше я погружался в антикварный рынок и, в частности, в нумизматику, тем больше не верил в свою удачу! — рассказывает он. — Сошлись несколько благоприятных факторов, и первый среди них – чрезвычайная волатильность на финансовых рынках, традиционно определяющая побег в золото, швейцарский франк, антиквариат, недвижимость».
Представляем самые дорогие лоты московских нумизматических аукционов, цены которых в ходе торгов превысили 5 млн рублей.
Полтина 1843 года (аверс)
Цена: 10,2 млн рублей
Если бы эта полтина в 1843 году была выпущена на Варшавском монетном дворе, то сейчас даже в состоянии UNC (без следов обращения) стоила бы не более $5000. Но она отчеканена в Санкт-Петербурге в качестве proof — полированными штемпелями на полированной заготовке и потому в десятки раз дороже. Как правило, монеты proof предназначались для демонстрации качества работы монетного двора и совпадали по датам с тиражной чеканкой. В 1843 году на Санкт-Петербургском монетном дворе полтины для обращения не чеканились и экземпляр proof, судя по всему, изготовили по особому заказу.
Полтина 1843 года (реверс)
Будучи одной из самых редких монет середины XIX века, на июньских торгах «Восточно-Европейского антикварного дома» полтина ушла за 10,2 млн рублей. Сообщалось, что монета происходит из старой зарубежной коллекции и выставляется на торги второй раз за всю историю нумизматических аукционов. Похоже, именно она была продана в октябре 2012 года на аукционе Sincona за 240 000 швейцарских франков (около 8,7 млн рублей по курсу ЦБ). С учетом комиссий аукционных домов, предыдущий владелец заработал на перепродаже полтины не слишком много — около 500 000 рублей.
Червонец 1729 года
Цена: 5,3 млн рублей
Император Петр II, внук Петра Великого, правил недолго — менее трех лет. Червонцы при нем чеканились только один раз — в 1729 году, когда Коллегии иностранных дел понадобились золотые для собственных нужд. На монетном дворе золотого сырья было мало, поэтому на передел пошли малоценные изделия из Оружейной палаты и золотые двухрублевые монеты, отчеканенные при Петре I и Екатерине I. Коллегия иностранных дел получила 17 000 червонцев.
Но за прошедшие столетия тысячи «растворились» и превратились в десятки. Червонцы Петра II считаются очень редкими. В марте 2013 года червонец 1729 года в состоянии AUNC (почти без следов обращения) на аукционе «Александр» ушел за 5,3 млн рублей. Судя по внешним признакам, именно эта монета в ноябре 2012 года была продана на аукционе Numismatica Genevensis за 85 000 швейцарских франков (2,8 млн рублей по курсу ЦБ).
1 рубль 1839 года (аверс)
Цена: 7,5 млн рублей
Тиражи серебряных рублей в годы правления Николая I исчислялись миллионами и сотнями тысяч штук. И лишь в 1839 году рублевых монет отчеканили всего 30 000, в том числе несколько экземпляров в качестве proof.
1 рубль 1839 года (реверс)
В октябре 2013 года на аукционе фирмы «Монеты и медали» рубль 1839 года proof был куплен за 7,5 млн рублей. Десятью годами ранее тот же аукционный дом продал такую же монету за 600 000 рублей. Для сравнения: биржевое золото за 2003-2013 годы подорожало в 3,4 раза.
1 рубль 1801 года (реверс)
Цена: 7,25 млн рублей
В год восшествия на престол Александра I рублевые монеты для обращения не выпускались. Поэтому имеющиеся в коллекциях рублевики с портретом молодого императора, гербовым орлом и датой «1801» называют пробными. По большей части их причисляют к новоделам — монетам, отчеканенным подлинными и доработанными штемпелями в середине — второй половине XIX века.
Впрочем, авторитетный нумизмат-исследователь Василий Уздеников полагал, что никаких пробных рублей не существовало, а для новоделов был использован неутвержденный вариант портретного штемпеля медали в память коронования Александра I. Как бы то ни было, рубли 1801 года всегда высоко ценились коллекционерами.
1 рубль 1801 года (аверс)
Известно семь вариантов таких рублей, различающихся нюансами чеканки и деталями лицевых и оборотных сторон. Самый редкий из них, который все-таки считают настоящим пробным, в октябре 2013 года был продан на аукционе «Монеты и медали» за 7,25 млн рублей. Такая же монета, но лучшей сохранности на апрельском аукционе 2006 года ушла за 2,8 млн рублей.
Червонец 1712 года
Цена: 6,1 млн рублей
Червонцами в царской России называли не десятирублевые денежные знаки, как в советское время, а монеты в весе европейского дуката (в начале XVIII века один червонец соответствовал примерно 2-2,25 российского рубля). Чеканить их начали при Петре I для международных расчетов и ради политического престижа. Своего золота у России не было, и для монетного дела казна закупала через сибирских купцов рассыпное китайское золото. Тиражи червонцев поэтому были невелики. Так, в январе 1712 года на Красном монетном дворе в Москве изготовили около 4500 червонцев. Уцелело совсем немного таких золотых. На торгах аукционного дома «Имперiя» в марте 2013 года червонец 1712 года (наиболее редкая разновидность — «малая голова, пряжка на плаще») был куплен за 6,1 млн рублей. Такая же монета на аукционе «Монеты и медали» в апреле 2006 года была продана за 1,1 млн рублей.
25 рублей 1876 года (аверс)
Цена: 5,5 млн рублей
За всю историю Российской империи монеты номиналом 25 рублей чеканились лишь трижды – при Александре II и Николае II. Выпускались они по высочайшим заказам и предназначались для подарков. В январе 1876 года на Санкт-Петербургском монетном дворе изготовили 100 золотых двадцатипятирублевок. Получателем монет был великий князь Владимир Александрович, брат императора Александра III. Возможно, заказ был связан с предстоящим назначением Владимира Александровича президентом Императорской Академии художеств и торжеством по этому поводу.
25 рублей 1876 года (реверс)
Несмотря на свою редкость, двадцатипятирублевки 1876 года в последнее время постоянно появляются на российских и зарубежных аукционах – два-три раза в год и даже чаще (по данным нумизматического портала «Монетный двор»). Они неизменно дороги, но конечная цена зависит от числа желающих их приобрести. В апреле 2013 года на аукционе «Монеты и медали» 25 рублей 1876 года после недолгого торга продались за 5,5 млн рублей. Шестью месяцами ранее на том же аукционе двадцатипятирублевка аналогичной сохранности взлетела в цене до 9,5 млн рублей.
10 рублей 1896 года
Цена: 10,1 млн рублей
В начале царствования Николая II золотые десятирублевки (империалы) чеканились символическими тиражами – по 150 экземпляров в 1895, 1896 и 1897 году. В правительстве готовилась реформа, которая должна была ликвидировать сложившуюся диспропорцию ценности кредитного и золотого рубля (1,5:1) и жестко привязать бумажный рубль к золоту. В 1898 году в обращение поступили новые золотые пяти- и десятирублевки — в полтора раза легче прежних.
Последние империалы сразу же стали редкостью и в дореволюционном каталоге В. И. Петрова оценивались в 50-100 рублей за экземпляр (в зависимости от состояния). В сентябре 2013 года на торгах аукционного дома «Александр» империал 1896 года превосходной сохранности был продан за 10,1 млн рублей. Цена феноменальная — в феврале 2012 года на германском аукционе Kuenker империал в идеальном качестве proof ушел за €140 000 (около 5,6 млн рублей по курсу ЦБ).