Последний бал Российской Империи 1903 года
Грандиозный костюмированный бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимися художниками: А.Я. Головиным, И.А. Всеволожским, С.С. Соломко, Е.П. Пономаревым и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т. Ивановой. По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга сделаны фотографии всех участников костюмированного действа. В 1904 году ограниченным тиражом вышел альбом этих фотографий. Сохранилась до наших дней и часть бальных нарядов. Красота и изящество карнавальных костюмов, их обаяние были столь велики, что на целое столетие сделались эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся к темам до XVII века. К сожалению, у нескольких поколений русских людей театр и кинематограф сформировали искаженное представление о национальном костюме.
Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича.
Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых - два вида бархата и золотую парчу. Кроме того, в "малом царском наряде" Николая II использовались подлинные вещи 17 века. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов 17 в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного, царю Фёдору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы 17 в.
Стоили эти костюмы целые состояния. Великая княгиня Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича, известная покровительница ювелиров всей Европы, одела свой знаменитый гарнитур из изумрудов, включавший огромных размеров кокошник и несколько брошей. На лоб спускается множество жемчужных капель, щёки украшены жемчужными нитями. Ворот и бюст платья богато украшены каплевидными жемчужинами в бриллиантовом обрамлении и несколькими крупными изумрудами, сапфиром и бриллиантами. На груди - прямоугольная изумрудная брошь в 107,72 карата.
Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам.
Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).
После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные - в прилегающих помещениях.
В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином - в Малахитовом зале.
После ужина гости, и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.
Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины - в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала.
Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала.
Николай рассматривал костюмированный бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. "Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми",- записал Николай в своём дневнике.
На Западе уже поняли куда идет Россия, то, что они столетиями тратили свой пыл на искоренение русского духа, меняя историю русского народа, все идет прахом. За этим последовали печальные события 1905 года. Последней каплей терпения для Запада стало делегирование к царскому двору кланом русских волхвов Григория Распутина, при этом он был искренне верующим православным человеком, прекрасно знал Евангелия (и вообще Новый и Ветхий Заветы), обладал целительскими и провидческими способностями. Благодаря огромному влиянию Сибиряка Распутина на царскую семью, Россия могла пойти иным путем. Англия не хотела видеть сильную Россию и через масонов организовали ряженых двойников, оклеветали и опорочили его имя, а потом подослали к нему убийц, одним из последних был Освальд Рейнер, который был во дворце и выполнял задачу по устранению Распутина. Его убили в декабре 1916 года, а через год не стало Российской Империи и страну ввергли в хаос и разруху.
В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия.
Здесь было бы уместно рассказать подробнее, как царский двор Романовых вконец обрусел и отказался от "Европейских ценностей", за что и поплатился жизнями и властью.
Отец самого первого Романова - выпускник вильненского иезуитского колледжа, что никак не может быть простой случайностью. Это монахи Ордена иезуитов писали "нужную" историю для многих стран и даже для Китая. В Европе они быстро взяли в свои руки образование. В 1569 году они учредили коллегию, а в 1579 году " Вильнюсский университет. Ватикану нужна была "послушная" Россия и Захарьины-Кошкины, а впоследствии Романовы, это их ставленники. Родоначальником рода Романовых считается Андрей Иванович Кобыла, но если копнуть глубже, то его отец, Гланда Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII в. из Запада. Один из пяти его сыновей - Фёдор Кошка, родоначальник Романовых, Захарьиных, Шереметевых, Епанчиных и угасших Голтяевых, Яковлевых, Лятских и Беззубцевых.
Филарет отец царя Михаила Федоровича при Борисе Годунове был в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I являлся Ростовским митрополитом, затем, в 1608-1610 гг. находился в Тушинском лагере. Возглавлял "Великое посольство" к польскому королю, был пленен. После так называемого "плена", вернулся на родину в 1619г. и - о чудо, стал фактическим правителем России при своем сыне-царе.
Самый пик гонения на все русское, конечно же, пришлось на эпоху Петра I. В 1682 году, по приказу очередного престолонаследника - Федора Алексеевича (родного брата Петра Первого), в Москве были сожжены разрядные книги, в которых содержались все сведения о происхождении боярских родов. Романовы спешили уничтожить подлинную генеалогию Древнеарийской Державной аристократии, чтобы освободить место для своей династии. Лишь после этого появились "разряды от Рюрика".
Чтобы окончательно стереть из памяти технологию своего диверсионного восшествия на престол, Романовы приказали своим "историкам" вычеркнуть из истории царствование сына Ивана IV Димитрия, царствование Ивана Иоанновича - сына Ивана IV, царствование Симеона и объединить всех этих правителей под одним царем - Ивана Грозного. Ему же приписали свои собственные преступления, обвинив в создании опричнины.
Они приказали поименовать Бориса Федоровича, законного престолонаследника ордынской династии, фамилией его матери - Годунов.
С 1761 года воцарившаяся линия царского Дома носит название Гольштейн-Готторп-Романовых. Указом императора (1852) это потомство было причислено к Российскому императорскому Дому с титулом князей Романовских.
В правление Екатерины II, окончательно было уничтожено последнее Ведическое государство Русов - Великая Тартария и окончательно переписана вся история. Только после всех этих побед, ещё шаткую нелегитимную власть надо было удержать, да и воевать кто-то же должен, так что патриотизм надо как-то поднимать. Слегка. Вот этим и объясняется её "любовь" ко всему русскому, в том числе и к костюму, но русские наряды были наполовину офранцужены.
Павел I (1754 -1801), сын Екатерины II, в силу своего воспитания, отменил "русское" платье, а Николай I (1796 -1855), его внук, вновь сделал его обязательным при дворе, чему, несомненно, поспособствовал всплеск патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. Ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: "Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и нескоро с ним расстались", - писала английская путешественница Марта Вильмот, посетившая в начале 19 века Россию.
В 1834 году Николай I (1796 -1855) издал указ о введении нового придворного платья с кокошником, опять же на основе модного тогда европейского платья с глубоким декольте с длинными рукавами "а ля бояр". Кроме того, если посмотреть на картину 1835 года Пимена Орлова, то с удивлением можно обнаружить, что придворные дамы не только носили кокошники, но кокошники, украшенные свастиками!
Русский костюм при дворе продолжил своё существование и в царствование императоров Александра II (1818-1881) и его сына Александра III (1845-1894). Последний вообще любил всё русское. Именно в его правление Россия сделала гигантский рывок вперёд, вытащив себя из болота либеральных реформ, в которые её завёл Александр II, сам же от них и погибнув. Член террористической партии «Народная воля» бросил бомбу ему под ноги. В стране тогда творилось примерно тоже стремительное обнищание народа, та же нестабильность и беспредел, который нам устроили Горбачёв и Ельцин почти век спустя.
Александр III сумел сотворить чудо. В стране началась настоящая техническая революция. Бурными темпами шла индустриализация. Император сумел добиться стабилизации государственных финансов, что позволило начать подготовку к введению золотого рубля, которое было осуществлено уже после его смерти. Он яростно боролся против коррупции и казнокрадства. На государственные посты старался назначать хозяйственников и патриотов, защищающих национальные интересы страны.
Известны его слова, ставшие уже крылатыми: "Во всём мире у нас только два верных союзника - наша армия и флот".
Он очень много сделал для укрепления армии и обороноспособности страны и её границ. В том числе он произвёл реформу военного обмундирования, взяв за основу русский костюм, чем сделал военную форму простой, удобной в носке и пригонке и дешёвой. Кстати, введение крючков вместо пуговиц, кроме удобства в пригонке, имело ещё и ту выгоду, что был устранён лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь, что касалось отмены султанов, блестящих касок и лацканов.
Бывший в частной жизни скромным и непритязательным, он чуждался внешних эффектов. Даже в его манере одеваться было что-то нарочито непритязательное. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором. Собранная им обширная коллекция русского искусства - картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в Русский музей, который основал его сын, российский император Николай II в память о своём родителе.
Жаль только, что взлёт был всего 13 лет. Если бы царствование Александра III продлилось ещё хотя бы лет 10-20, Россия оставила позади себя многие страны в своем развитии! Но он умер, не дожив даже до 50 в результате болезни почек, которая развилась у него после страшного крушения императорского поезда, случившегося в 1888 году. Запад не мог простить стремительно обрусевший царский двор и отказ от «Европейских ценностей». Крушение поезда было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара, связанный с революционными террористическими организациями. Не смогли они ему простить его стремление неуклонно "...Оберегать чистоту «веры отцов», незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность..."
Традиция носить русское платье при дворе продолжилась при сыне Александра III, Николае II - последнем императоре Российской империи. В императорской семье детей приучали носить его с раннего возраста.
Также в стране продолжалось и ширилось увлечение коллекционированием предметов русской старины. Все слои российского общества были охвачены коллекционированием предметов русского быта, прикладного искусства, одежды, картин и книг слоёв русского общества - государственные, военные, общественные деятели, дипломаты, купцы, предприниматели, чиновники, учёны, врачи, литераторы, мастера искусств. Среди них мы видим таких известных людей, как знаменитый химик Д.И. Менделеев (1834 -1907), географ и путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914), купцы, предприниматели и меценаты А.В. Морозов (1857-1934), И.А. Морозов (1867-1921), П.М. Третьяков (1832-1898), С.М. Третьяков (1834-1892), П.И. Щукин (1853-1912), Г.В. Юдин (1840-1912), художники В.В. Верещагин (1842-1904) и К.Е. Маковский (1839 -1915), врач С.С. Боткин (1859 -1910) и многие другие.
Апофеозом этого увлечения стал знаменитый бал-маскарад в русском стиле 11 и 13 февраля 1903 г. в Зимнем дворце (первые два проводились при Александре III, который и ввёл эту традицию, в 1883 и 1894 гг.). Все приглашённые должны были являться только в русском платье по моде 17 века и ранее. Готовиться к балу начинали заблаговременно, как минимум, за полгода.
Император Николай II был одет в "выходное платье царя Алексея Михайловича Романова", а императрица Александра Фёдоровна - в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской, первой жены Алексея Михайловича. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры - в костюмы стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 "танцующих офицеров", также в одежде стрельцов или сокольничьих 17 века. Великая княгиня Мария Георгиевна выбрала наряд крестьянки города Торжка.
Сам факт, что в 17 веке крестьянки Торжка так одевались, пусть это была и праздничная одежда, говорит о многом. Кроме того, обратите внимание, чем украшен её кокошник. Забавно, не правда ли? Магендавиды тут совсем не при чём. В 17 веке торжковские крестьянки продолжали украшать свою одежду древними ведическими символами, которые использовались славяно-ариями задолго до того, как евреи появились, как народ.
Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928), который был очень известен в то время, как рисовальщик боярского прошлого России, а затем надолго незаслуженно забыт. Сотни приглашённых в Зимний дворец явились в нарядах бояр и боярынь, ловчих, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и воевод. Кроме того, исторические костюмы для этого бала не были просто импровизацией портных на тему "a la russe". Созданию костюмов предшествовала серьёзная работа в архивах Императорской академии художеств с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времён царя Алексея Михайловича Романова.
По настоянию императрицы, все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам из фондов Государственного Эрмитажа, мы можем увидеть всё великолепие этих маскарадных костюмов, которые сегодня можно посмотреть в двухтомнике "Костюмированный бал в Зимнем дворце". Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Благодаря им, мы имеем возможность представить, как одевались наши предки, проживавшие на территории Московской Тартарии, одной из западных провинций Великой Тартарии в 17 веке.
1906 год. Дамы Российской Императорской фамилии продолжают традицию русского стиля.
Комментарии3