Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
9
8
8
penrosa
На uCrazy 13 лет 2 месяца
Интересное

Дай, друг, на счастье Нэцкэ мне …



Японская нэцкэ — это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Слово «нэцкэ» пишется двумя иероглифами: первый означает «корень», второй — «прикреплять». Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через о тверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом — в качестве противовеса – нэцкэ.
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово «окимоно» является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.



В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка лошадей» один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро — нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век — предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать «золотым веком» нэцкэ.

Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов ношения вещей, например, мешочек для кремня и огнива крепили к эфесу меча. Этот способ оказался очень стойким. Еще одной формой, предшествовавшей нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к которому крепились кошелек и ключи. Очевидно это было заимствовано у монголов. До и после появления нэцкэ различные предметы могли носить также в широком рукаве кимоно.

Дай, друг, на счастье Нэцкэ мне …


Постепенно все без исключения способы были вытеснены нэцкэ. Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь — все это получило отражение в маленьких резных фигурках. В нэцкэ запечатлены не только японские, но и китайские персонажи. Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые «ситифукудзин» — «семь богов счастья». Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Персонажи народных верований различны по внешнему виду и свойствам, но сближает их одно: все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Кроме того, собирание нэцкэ — один из наиболее престижных и интеллектуальных видов коллекционирования. Коллекция нэцкэ придаст элегантность комнате и сможет многое сказать о хозяине дома гостю, понимающему, что такое хороший вкус, престиж и респектабельность.



С художественной точки зрения нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII — XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово «нэцкэ » — «не-цуке » пишется двумя иероглифами: первый означает «корень», второй — «прикреплять «. Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.



В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник «Сокэн кисё». Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.

Какие бывают Нэцкэ ?


1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису — счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай — символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.



2. Нэцкэ Дайкоку — один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса — символом богатства и достатка. Крысы — помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.



3. Нэцкэ Эбису — бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде — так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.



4. Нэцкэ Шоусин —один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой — символом жизни и долголетия.





5. Нэцкэ Дзаошень — Дзао Ван — хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье : волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества — Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.



6. Нэцкэ Хотей — «холщовый мешок» — один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века — маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: «Там у меня весь мир» . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: «Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя» . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности . В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.



7. Нэцкэ Дзюродзин — «долголетний старец» — один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: «Небеса даруют бессмертие», волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика — символ вечного движения, а рядом с ним черепаха — символ долголетия, мудрости и Вселенной.



8. Нэцкэ Фукурокудзю — один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу — глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.



9. Нэцкэ Фукурокудзю — иногда изобража­ется в виде перевертыша — огромной небесной черепахи — символа мудрости и Вселенной.



10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ — фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу — «большое счастье». Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.




11. Нэцкэ Сиванму — царица неба, одна из бессмертных (буквально — «матушка-владычица Запада»). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.



12. Нэцкэ Бэндзайтэн — богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней «бива» в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.



13.Нэцкэ Гуаньинь — «слышащая все в мире». Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой — ведь любой из этих предметов может выручить кого — то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.



14. Нэцкэ Бисямонтэн — один из семи богов счастья — бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд­рость и справедливость.



15. Нэцкэ Аматэрасу — Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. «Ама» — означает «небо», «Тэрасу»— «освещать», «сиять». Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья — журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств — воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.



16. Нэцкэ Кубера — бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов ; властелин горных духов — якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.



17. Нэцкэ Дунфаншо — бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке — символ двух уравновешиваемых начал — Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.



18. Нэцкэ Футэн — дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

(Басё.)



19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку — буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь — бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название «священной семьи» и имеет аналогичное значение — гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли , принося в семью достаток.



20. Нэцкэ Будда — В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni («Шакья» — тот, который есть милосерден, «муни»— тот, который обитает в уединении и тишине». «Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда , родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu —»городе прекрасной добродетели» на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что «голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. «Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; «с улитками на голове», т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой — символом знания , и с копьем — символом храбрости , в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas’yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.



Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха — владыка Чистой земли — буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. «Амитабха» означает «бесконечный свет». Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.



21. Нэцкэ Дарума — Бодайдарума — японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы — основателя буддийской школы Дзэн . В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов — «ткнуть ум в Истину». Дарума говорит: «Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе.» От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн — дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ — в нзцкэ, в жи­вописи, в поэзии.

Спросят — скажешь.

Не спросят — не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

Иккю

Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.



22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изобража­ется сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.



23. Нэцкэ Лао-Цзы — философ, мудрец, основатель учения о «Дао». К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы — это лишь прозвище, означающее буквально — «мудрый старец». Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней — книга «Пути и Благодати» — «Дао Дэ Цзин». Идеи даосизма оказали значительное влия­ние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.



24. Нэцкэ Конфуций — Кун Фуцзы — величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды ; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.

Деды, отцы, внуки!

Три поколения, а в саду —

Хурма, мандарины. . .



25. Нэцкэ Госиса — человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.

Судьба неизвестна.

Мы осенью смотрим на месяц,

Но можем растаять,

Ведь жизнь — это только

Лишь бусы

Прозрачной росы.



26. Нэцкэ Ямабуси — странствующие монахи — «лежащие, спящие среди гор» — считаются символом духовного учения, мудрости, стойкости и силы духа. Иногда изображаются несущими тыкву-горлянку с чистой, хрустальной водой — символом жизни, или несущими посох со свитком — символом мудрости и долголетия. Ямабуси жили в горах, вели аскетический образ жизни, совершая магические ритуалы, стремились к приобретению сверхчеловеческих способностей. Они были искусными целителями, творящими заклинания, изгоняющие злых духов, проповедниками буддийского учения, мудрыми предсказателями, рассказчиками и актерами. Ямабуси также являются отважными и искусными воинами.



27. Нэцкэ Гамма-Сэннин (Бессмертный с жабой) — Хоу Сяньшэн — святой, который воспринял от волшебной жабы секрет бессмертия и прославился как маг и врачеватель. Обычно Гамма-Сэннин изображается бородатым стариком в накидке из листьев, с посохом, с тыквой-горлянкой и огромной жабой и дарится с пожеланием счастья, здоровья и долголетия. Со временем образ Гамма-Сэннина усложняется, и он воспринимается еще как податель материального благополучия, богатства.



28. Нэцкэ Цинь-Гао — Кинко — даосский святой, живший по преданию в 1122-247 г.г. до н.э. в княжестве Чжао. Владел секретом долголетия и прожил 200 лет. Часто изображается летящим или плывущим на огромном карпе. Существует легенда, что однажды он решил опуститься на дно озерами, собрав учеников, пообещал им вернуться через месяц. В точно назначенный срок на берегу собралось более десяти тысяч зрителей, и из вод озера появился Цинь-Гао на огромном карпе. Символ долголетия, мудрости, духовных достижений и укрощения стихий.



29. Нэцкэ Чжункуй — «персиковая палица»— укротитель и гроза демонов. Главная его задача — ловить и укрощать злых демонов в образе человека или животного. В нэцкэ Чжункуй изображается в китайском военном халате, высоких сапогах, с пышной бородой. В одной руке он держит меч, в другой — демона. В Китае и Японии принято вывешивать изображение Чжункуя как оберег против сил тьмы. Особые картины с Чжункуем назывались «хосоекэ» (защита от оспы) и считались амулетами против эпидемических заболеваний, так как изначально Чжункуй был известным ученым, и только после своей смерти воплотился в великого воина, покорителя демонов и защитника людей от всяческих бед и напастей.



30. Нэцкэ Гуань Юй — выдающийся полководец III века. Захваченный в плен, он отказался перейти на сторону неприятеля и был казнен. Имя Гуань Юй стало символом стойкости, чести и преданности. Он также считался богом-покровителем военных, а в позднесредневековой синкретической религии Гуань Юй воспринимался как бог богатства. Он был одним из наиболее популярных персонажей в изобразительном искусстве. Интересно, что, в отличие от других сюжетов, его образ всегда трактовался серьезно, без насмешек и пародирования.



31. Нэцкэ Чайная церемония — «тя-но ю» — это символ эстетического восприятия мира как единого, гармоничного целого, наполненного красотой, простотой и естественностью. Лишь постигнув изящество Пустоты, можно ощутить благость Покоя чайной церемонии. Родилась Чайная церемония из обычая дзэнских монахов пить чай перед изображением Бодхидхармы, сосредоточившись на невообразимом и невыразимом внутри себя. «Вкус чая и есть вкус дзэн» .Основной вид чайной церемонии придал прославленный мастер Сэн-но Рикю, который ввел стиль ваби — принцип простоты и естественности. Правило чайной церемонии гласит: «Настрой свое сердце в лад с другими сердцами; никто в этом мире не должен жить ради себя, не считаясь с другими» . «Готовь свой чай на воде, почерпнутой из колодца Мудрости, не имеющей предела».



32. Нэцкэ Самурай — является символом бесстрашия, твердости, самообладания, находчивости, живого быстрого ума и, конечно, безупречного сердца , т.е. искренности — основы всех добродетелей. «Бусидо» — искусство Смерти и искусство Жизни: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть без оглядки, когда нужно умереть.» Основатель школы айкидо Уэсиба Морихэй, выходец из самурайского рода, считал, что основой всех воинских искусств является любовь. «Подлинное воинское искусство не должно вести к разрушению мира. Избегать жестокой борьбы; сохранять мир, не уничтожая противника, — есть самое большое воинское мастерство. Оно рождено чувством любви и уважения к окружающим.»

Хороший боец отвергает битву.

Искусный воин презирает войну.

Достойный победитель равнодушен к победе.

В неизбежном сражении победит избежавший.

(Лao Цзы)



33. Нэцкэ Ловец цикад — ловец счастья — олицетворяет тонкий вкус, умение наслаждаться изысканными вещами, поэзией и музыкой. На Востоке цикад ловили и наслаждались их пением также, как пением птиц. Издаваемая музыка, которой так восхищались китайцы, производится за счет двух чешуек, расположенных на груди цикады. Существует легенда, по которой во время музыкальных соревнований выиграл тот музыкант, на инструменте которого сидела и пела цикада.

Тишина кругом.

Проникают в сердце скал

Голоса цикад.

У цикад пять глаз, что дает им возможность очень чутко чувствовать приближение врагов. Первые свои 4 года жизни цикада проводит под землей, затем выходит от туда и становится взрослым насекомым. Это восхождение, словно из могилы, было замечено древними китайцами, которые увидели в цикаде символ бессмертия и воскрешения. Возможно по этой причине в прежние времена перед захоронением умершего в его рот вкладывался кусочек нефрита, высеченный в форме цикады. Это насекомое также является символом счастья и вечной молодости, поскольку оно живет дольше, чем любое другое насекомое; продолжительность его жизни, как сказано, превышает семьдесят лет. «Хотя это существо такое крошечное, оно, тем не менее, служит тому, чтобы иллюстрировать великие идеи, выказывая, как оно это делает, обуздание алчности и порока».



34. Нэцкэ Цао Гоцзю — бессмертный, который умеет необыкновенно петь, плясать, строить удивительные гримасы, за что стал считаться покровителем актеров. Часто изображается с огромной маской в руках.

Сквозь прорези в маске

Глаза актера смотрят туда,

Где лотос благоухает.

(Басё)



35. Нэцкэ Бродячий актер с обезьянкой — символ творчества, театрального искусства, путешествий и свободы. Актеры в Китае и Японии обладали неограниченной свободой перемещения. С них не брали налоги и не забирали на военную службу. У них была необыкновенная жизнь, с одной стороны — полная праздников и путешествий, впечатлений и веселья, с другой стороны — философского мудрого восприятия мира, выливающегося в очарование, скрытое в лирических пьесах. Театральное искусство соединяет в себе поэзию, музыку и танец. Существовала вера в магию игры, в которой видели средство исцеления души и тела. Театр делает доступной красоту. Все связано в этом мире: неправильное действие может неожиданно отозваться на судьбах других, плохая игра актера может принести беду. Поскольку между сценическими действиями и положением в стране усматривали прямую связь, то актера за плохую игру могли приговорить к харакири или сослать на острова. Постепенно театральное искусство перестало быть просто подражанием и приобрело небывалую глубину сокровенной красоты. Смысл театра — уравновешивать сердца всех людей , воздействовать на высоких и низких, быть источником долголетия, счастья и продления жизни.



36. Нэцкэ Урасимо Таро — человек, ставший волшебным журавлем — символом счастья и исполнения желаний — вследствие неугасимой любви к супруге — богине. Обладает даром спасать души людей, совершивших ошибку. Рыбак Урасимо Таро отпустил пойманную в море черепаху, которая, превратившись в прекрасную принцессу, стала его женой и взяла с собой в замок морского дракона на дне океана и даровала ему бессмертие. Образ Урасимо Таро стал символом долгой жизни, помощи нуждающимся и неугасимой взаимной любви между супругами.



37. Нэцкэ Фукусукэ — Малыш с воробьем — ребенок с птенцом воробья счастья «фукура-судзумэ» — является необычайно благожелательным символом. Иероглиф «фуку» — означает счастье, а «ра» — суффикс множественного числа. Таким образом, небесный волшебный воробей, сидящий на малыше, является символом, приносящим счастье, небесное покровительство и защиту маленьким детям. Нэцкэ можно подарить женщине с пожеланием благополучных родов. Фукусукэ — мальчик, приносящий счастье — является одним из самых добрых и счастливых символов.



38. Нэцкэ Карако — китайский ребенок. Изображение мальчиков обладает очень четкой и сильной символикой: оно является пожеланием наследника мужского пола, который бы занял высокое общественное положение и таким образом принес семье благополучие. Изображение девочек связано с легендой, по которой у одного старого китайского чиновника не было детей, и он молился о наследнике. Но Будда послал ему дочь. Старик расстроился, так как он хотел сына. Но однажды ему приснился сон, в котором Будда сказал ему о том, что нужно быть мудрым и терпеливым. И, действительно, девочка выросла в удивительную красавицу и сам император взял ее в жены. А старик прожил остаток дней в роскоши и почете. Карако считается благожелательным символом, приносящим счастье, удачу и благополучие.



39. Нэцкэ Карако (см.38) иногда изображается со священной рыбой Тай, которая на своем золотом хвосте приносит ему счастье, здоровье и удачу.



40. Нэцкэ Мальчики – Карако — играющие в прятки . Напоминают богов согласия — Хэ-Хэ — пожелание счастья, согласия, гармонии, равновесия и благополучия. Иногда данная фигурка считается символом гармоничного сочетания прошлого, настоящего и будущего человека.



41. Нэцкэ Юань Му — вечная мать, символ материнской любви, заботы, семейного счастья. Защищает женщин и детей. Образ Юань My способствует удачному завершению родов и является олицетворением счастливого материнства.



42. Нэцкэ Ваю — попутный ветер удачи. Любимец всех богов и людей. Он быстр, легок, тысячеглаз и всегда доволен судьбой. Ваю — дитя Земли и Неба с веселым характером и шаловливым нравом. Он приносит счастье и удачу во всех начинаниях и делах, помогает исполняться самым заветным желаниям, уносит вдаль все печали и горести. Но может быть он и суровым, даже страшным — сила его огромна. Быстрый, смелый и решительный, он выиграл немало сражений с грозными демонами.



43. Нэцкэ Ай Цзы — даосский мудрец. По бытующему поверью, он — старец счастья и любви, соединяющий любящие сердца и покровительствующий в браке. Изображение Ай Цзы символизирует любовь, гармония и согласие.



44. Нэцкэ Сёдзё — сказочное, фантастическое существо, имеющее китайское происхождение. В разных легендах Сёдзё описываются по разному: в одних они похожи на огромных снежных обезьян, в других — на собак. В записках «Сань Чо Чжи» сказано, что у них тело кабана, а лицом они похожи на человека. Волосы могут быть зеленые, красные или желтые. Живя в горах или лесах, Сёдзё обладают огромной силой и магическими способностями, они знают секреты трав и деревьев, могут предсказывать погоду, видят то, что глаза обыкновенного человека увидеть не в состоянии. Для людей посвященных — Сёдзё являются проводниками в тонкие миры. Однако есть и совсем иное толкование Сёдзё. Говорят, что они — символ веселья, праздника и ассоциируются с хорошим вином и нескучной компанией. В таких случаях Сёдзё изображаются длинноволосыми, человекообразными существами с большой выпуклой чашей сакэ, пляшущими или уже спящими…





45. Нэцкэ Баку — сказочное существо, по облику напоминающее медведя со слоновьим хоботом, бивнями, лапами тигра, глазами носорога, бычьим хвостом и черно-белой пятнистой шкурой. В Японию образ баку и легенда о нем пришли из Китая. Оно считалось существом, которое пожирает дурные сновидения. По народному поверью, проснувшись от кошмара, следовало произносить заклинания: «Баку кураэ!» Считалось также, что оно излечивает от кожных заболеваний. Часто изображается с мальчиком-карако, спящим у него на спине.



46. Нэцкэ Тэнгу — «небесная собака» — лесной дух, живущий на горе Курамаяма в Японии. Сказочное существо, способное к перевоплощению. Изображается чаще всего в двух видах: «Каноха-Тэнгу» — человекообразный Тэнгу с длинным носом и «Карасу-Тэнгу» — птицеподобный Тэнгу с мощным клювом (иногда он изображается вылупляющимся из яйца и называется «Тэнгу-Нотамаго»). Является защитником ночных путников, духом дорог. Считается, что Тэнгу, в целом, не любит общаться с людьми, но для некоторых делает исключение. По легенде, он обучает воинов боевым искусствам и фехтованию, благодаря чему те одерживают невероятные победы. Знаменитый герой Есицунэ, отданный на воспитание в храм на горе Курамаяма, занимался обучением воинских искусств и фехто­ванию у самого царя Тэнгу — Содзебо.



47. Нэцкэ Странствующий певец — символ музыки, поэзии, творчества и путешествий.

Ну, идем! Мы с тобой

Будем колосья есть по пути,

Спать на зеленой траве.



48. Нэцкэ Кицунэ и Тануки — лисы и барсуки — оборотни. В Китае и Японии между барсуками- оборотнями и лисами-оборотнями не делается особого различия, разве что барсуки чаще превращаются в мужчин, а лисы — в женщин. Эти волшебные существа обладают сказочным долголетием (800-1000 лет), они необыкновенно осто­рожны, хитры, способны предсказывать буду­щее и находить утерянное. Лисы считаются по­сланницами бога Инари — бога риса «пяти злаков», приносящего удачу в торговых делах, богатство и достаток. Из всех рассказов и легенд о лисах и барсуках выделяется волшебная история о необыкновенной любви и преданности, в которой лиса Кисию Годзэн, полюбив человека Тюдзе, превратилась в прекрасную девушку, вышла за него замуж и родила сына. Однажды ее свекровь подарила внуку маленькую собачку, что привело к трагедии, так как лисы не выносят собак. И Кисию Годзэн, которая не могла не принять подарка, покинула своего любимого мужа и сына. Уйдя в горы, она стала монахиней и служила Будде Амиде, за что в последующем воплощении лиса Кисию Годзэн и ее возлюбленный Тюдзе возродились в одном цветке лотоса. Образ барсука-тануки ассоциируется с розыгрышами и веселыми шутками. Рассказывают, как один раз он превратился в котелок с чаем, а в другой — морочил головы ночным путникам, имитируя звук барабана, надувая живот и колотя по нему лапами.



49. Нэцкэ Карасиси Фо — Ши Дза — небесный китайский лев Будды, который является охранителем от злых духов и связывается с пожела­ниями счастья и благополучия. В Китае и Корее существовал обычай ставить перед воротами храмов двух львов: один назывался Карасиси — китайский лев, а другой — Комаину — корейская собака. Иногда Карасиси Фо изображается с шаром в лапах или с цветком пиона. В этом случае он символизирует пожелание знатности, высоких чинов и богатства. Карасиси Фо считается также покровителем детей и неокрепшей людской духовности. Он помогает людям в их добрых начинаниях и духовных стремлениях.



50. Нэцкэ Тянь Гоу — храмовая собака. Охраняет все входы в жилище от злых духов или плохих людей. Покровитель детей. Также символизирует преданность и верность.



Боюсь вас утомить, дорогие читатели, но … Нэцкэ не заканчиваются … Давайте на этом и остановимся …

--------------------------


все теги
Комментарии1
  1. AlexSN
    На uCrazy 16 лет 6 месяцев
    В избранное, потом дочитаю, половину осилил :)

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}