ФЭД
В СССР не было, как это ни странно звучит для многих, однозначного лидера среди фотоаппаратов по популярности и тем более общим свойствам. Кстати, спор на эту тему не окончен и фотолюбители продолжают отстаивать несколько разных точек зрения, которые сходятся лишь в одном: из «дальномеров» у семейства ФЭД действительно не было конкурентов. Хотя, если бы прислушались когда-то к Надежде Константиновне Крупской, то ни фотоаппаратов ФЭД, ни всемирного известного педагога Макаренко мир рисковал бы не узнать.
Фотоаппараты выпускали на Харьковском машиностроительном заводе «ФЭД», названном в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. И именно эти фотоаппараты стали для завода предметом международной гордости.
В 1927 году здесь, на базе детской Коммуны были сформированы первые производственные мастерские. Детская Коммуна являлась примером постреволюционного интерната, где иногда порядки могли быть быстро приравнены к порядкам детской колонии, однако в данном случае все было немного иначе: возглавить Коммуну поручили ученому и педагогу Антону Макаренко. Самые простые сверлильные машины да примитивные фотоаппараты стали первым, что научились производить.
Однако Макаренко достаточно быстро перевел рабочий процесс на серийность, да еще и с выпуском технически сложного фотоаппарата – копии немецкой «легенды» «Leica II». Кстати, данный немецкий фотоаппарат копировали к тому моменту повсеместно в мире, так что в этом новаторства как раз не было. Другой вопрос, что Антон Макаренко настолько четко поставил производственный процесс, что предельно качественные ФЭДы шли крайне большим тиражом.
Антон Макаренко до назначения руководителем детской Коммуны руководил детской колонией им. Горького и с «проблемными» ребятами находил общий язык, не прибегая к насилию, имея уважение и давая невообразимый по советским меркам результат. Новаторство у педагога было, а прогрессивным у него был весь подход. И это в период, когда в стране принимались законы о допустимости расстрелов с 11 лет.
«Беспризорники Макаренко» не просто работали и учились – по заведенным педагогом правилам они получали некий мизерный процент от стоимости выпущенной продукции. Делалось это для того, чтобы у ребят не было отторжения результатов своего труда как чужеродных. ФЭДы, выпускаемые здесь, в данном классе фотоаппаратов были одними из лучших в мире, чем в невоенном сегменте СССР не мог похвастать никакой другой товар.
Надежда Крупская, всегда не любившая Макаренко и раньше, такой подход к производству фотоаппаратов восприняла посягательством на «достижения революции»: она настойчиво писала письма и выступала с требованиями не просто «свернуть это буржуазное преступление», но и жаждала расстрела педагога за «подрыв принципа равенства». Кроме того, в Коммуне было понятие чести, которое Крупская сочла проявлением белогвардейских замашек.
Однако качественные фотоаппараты, производимые серийно в «кустарных» условиях, вызывали слишком большой интерес у людей, от которых зависели решения. В Коммуне же не смогли найти ни одного человека, готового сказать против своего наставника хотя бы одно плохое слово.
Фотоаппараты ФЭД на десятилетия вперед стали показателем качественной фотосъемки «дальномеров»: фотолюбители продолжают пользоваться ими (яркий пример – ФЭД-5) как пленочными даже сейчас, ведь итоговая картинка действительно конкурентоспособна с современными цифровыми аналогами.
Повторить в СССР столь успешный опыт с организацией серийного производства качественной гражданской продукции на производстве без особых условий уже не смогли. Фотоаппарат ФЭД стал легендой, как и сам Антон Макаренко. И этот фотоаппарат уж точно стоит совершенно особняком от всей иной советской фототехники.
В 1927 году здесь, на базе детской Коммуны были сформированы первые производственные мастерские. Детская Коммуна являлась примером постреволюционного интерната, где иногда порядки могли быть быстро приравнены к порядкам детской колонии, однако в данном случае все было немного иначе: возглавить Коммуну поручили ученому и педагогу Антону Макаренко. Самые простые сверлильные машины да примитивные фотоаппараты стали первым, что научились производить.
Однако Макаренко достаточно быстро перевел рабочий процесс на серийность, да еще и с выпуском технически сложного фотоаппарата – копии немецкой «легенды» «Leica II». Кстати, данный немецкий фотоаппарат копировали к тому моменту повсеместно в мире, так что в этом новаторства как раз не было. Другой вопрос, что Антон Макаренко настолько четко поставил производственный процесс, что предельно качественные ФЭДы шли крайне большим тиражом.
Антон Макаренко до назначения руководителем детской Коммуны руководил детской колонией им. Горького и с «проблемными» ребятами находил общий язык, не прибегая к насилию, имея уважение и давая невообразимый по советским меркам результат. Новаторство у педагога было, а прогрессивным у него был весь подход. И это в период, когда в стране принимались законы о допустимости расстрелов с 11 лет.
«Беспризорники Макаренко» не просто работали и учились – по заведенным педагогом правилам они получали некий мизерный процент от стоимости выпущенной продукции. Делалось это для того, чтобы у ребят не было отторжения результатов своего труда как чужеродных. ФЭДы, выпускаемые здесь, в данном классе фотоаппаратов были одними из лучших в мире, чем в невоенном сегменте СССР не мог похвастать никакой другой товар.
Надежда Крупская, всегда не любившая Макаренко и раньше, такой подход к производству фотоаппаратов восприняла посягательством на «достижения революции»: она настойчиво писала письма и выступала с требованиями не просто «свернуть это буржуазное преступление», но и жаждала расстрела педагога за «подрыв принципа равенства». Кроме того, в Коммуне было понятие чести, которое Крупская сочла проявлением белогвардейских замашек.
Однако качественные фотоаппараты, производимые серийно в «кустарных» условиях, вызывали слишком большой интерес у людей, от которых зависели решения. В Коммуне же не смогли найти ни одного человека, готового сказать против своего наставника хотя бы одно плохое слово.
Фотоаппараты ФЭД на десятилетия вперед стали показателем качественной фотосъемки «дальномеров»: фотолюбители продолжают пользоваться ими (яркий пример – ФЭД-5) как пленочными даже сейчас, ведь итоговая картинка действительно конкурентоспособна с современными цифровыми аналогами.
Повторить в СССР столь успешный опыт с организацией серийного производства качественной гражданской продукции на производстве без особых условий уже не смогли. Фотоаппарат ФЭД стал легендой, как и сам Антон Макаренко. И этот фотоаппарат уж точно стоит совершенно особняком от всей иной советской фототехники.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1