Стигматы внешние и внутренние
Начиная со Средних веков в истории можно найти случаи возникновения болезненных кровоточащих ран на теле некоторых последователей Христа. Эти раны появляются на тех участках тела, где они были у Христа во время его распятия на кресте (кисти, ступни, голова, подреберье). Ни наука, ни религия, ни сами носители таких ран, называемых стигматами, не могут дать ответ на вопрос, каким образом и почему они появились.
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, — около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.
Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, — это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов — женщины.
Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.
Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!
Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.
Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.
Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.
Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!
Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.
РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ
Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.
Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.
В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.
А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.
А вот у монахини Марии Виллари из доминиканского монастыря, жившей в XVII веке, были внутренние стигматы. Она говорила, что, находясь в состоянии транса, видела ангела, который прожег ее сердце копьем. После ее смерти во время вскрытия грудной клетки из сердца вырвался столб горячего пара. Когда врач извлек ее сердце, то обнаружил на нем шрам, характерный для удара копьем.
В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.
Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.
ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?
Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.
Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.
Кроме того, в средневековой Европе католический храм был центром общественной жизни. На фоне органной музыки в сочетании с архитектурой фанатично верующим людям казалось, что им во что бы то ни стало надо ощутить страдания Христа. Ведь неслучайно стигматики рассказывали, что перед тем, как появились раны на их теле, они пребывали в состоянии транса, как бы со стороны наблюдая собственное распятие, а дальше — полный провал в памяти.
Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.
Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз — видения — стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.
Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.
Медицинская наука тоже имеет свою точку зрения, точнее сказать, две. Первая: стигматы носят истерический и невропатический характер. Понятно, что это очень редкий случай. Мало кто из больных может заставить свою неповрежденную кожу кровоточить, даже в состоянии транса. Правда, известны случаи, когда под воздействием гипноза одни люди плакали кровавыми слезами, у других появлялись на теле рубцы, как от удара.
Вторая: стигматы — имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.
Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.
Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.
Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, — около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.
Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, — это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов — женщины.
Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.
Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!
Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.
Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.
Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.
Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!
Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.
РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ
Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.
Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.
В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.
А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.
А вот у монахини Марии Виллари из доминиканского монастыря, жившей в XVII веке, были внутренние стигматы. Она говорила, что, находясь в состоянии транса, видела ангела, который прожег ее сердце копьем. После ее смерти во время вскрытия грудной клетки из сердца вырвался столб горячего пара. Когда врач извлек ее сердце, то обнаружил на нем шрам, характерный для удара копьем.
В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.
Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.
ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?
Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.
Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.
Кроме того, в средневековой Европе католический храм был центром общественной жизни. На фоне органной музыки в сочетании с архитектурой фанатично верующим людям казалось, что им во что бы то ни стало надо ощутить страдания Христа. Ведь неслучайно стигматики рассказывали, что перед тем, как появились раны на их теле, они пребывали в состоянии транса, как бы со стороны наблюдая собственное распятие, а дальше — полный провал в памяти.
Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.
Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз — видения — стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.
Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.
Медицинская наука тоже имеет свою точку зрения, точнее сказать, две. Первая: стигматы носят истерический и невропатический характер. Понятно, что это очень редкий случай. Мало кто из больных может заставить свою неповрежденную кожу кровоточить, даже в состоянии транса. Правда, известны случаи, когда под воздействием гипноза одни люди плакали кровавыми слезами, у других появлялись на теле рубцы, как от удара.
Вторая: стигматы — имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.
Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.
Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2