9 существ, пьющих чужую кровь
Благодаря поп-культуре вампир обычно представляется либо мрачным трансильванским графом Дракулой, либо поблескивающим на солнце бессмертным тинейджером из "Сумеречной саги". Но на нашей планете также живут и самые настоящие, а не выдуманные кровопийцы...
Остроклювый земляной вьюрок (Geospiza difficilis septentrionalis)
Остроклювый земляной вьюрок (Geospiza difficilis) пьет кровь голуболицей олуши (Sula dactylatra)
Место обитания этого злодея само по себе достойно готического романа. Вокруг острова Вольф на тысячу километров во все стороны простирается Тихий океан. Это дальний рубеж Галапагосов - жаркая пустошь, покрытая острыми лавовыми скалами и спутанным кустарником. И правят здесь вампиры. Крохотный и внешне ничем не примечательный остроклювый земляной вьюрок - близкий родственник питающегося семенами земляного вьюрка. Но пусть его невзрачный вид вас не обманывает. В его рацион тоже входят зерна и растительность, но при этом он еще и особенным образом адаптировался к островной жизни.
Остроклювые земляные вьюрки садятся на птицу покрупнее - к примеру, на голубоногую олушу - и острым клювом прокалывают кожу в районе хвостовых перьев, добывая кровь. Нередко они нападают на беззащитных птенцов, сидящих в гнездах.
Как это ни удивительно, жертвы вампиров практически не сопротивляются. Одно из вероятных объяснений такого поведения заключается в том, что вьюрки поначалу выкусывали паразитов из птичьих перьев - а затем эволюционировали в кровопийц. А может быть, крупным птицам просто лень их отгонять.
Благодаря вампиризму остроклювые земляные вьюрки успешно выживают даже в самые сухие месяцы, и они являются самым многочисленным видом пернатых на острове. Иногда несколько вьюрков даже выстраиваются в очередь за жертвой, терпеливо ожидая своего шанса полакомиться кровью.
Хищнецы (семейство Reduviidae)
Леса и джунгли по всему миру кишат холоднокровными убийцами. Название хищнецов говорит само за себя, и у них есть весь необходимый смертельный инструментарий - скрытность, коварная стратегия и летальное оружие. Примерно 7000 видов этих клопов имеют очень разный рацион - одни охотятся на пчел, другие пьют кровь летучих мышей-вампиров. Но все они оснащены смертоносным хоботком.
Большинство хищников как правило убивают свою жертву, прежде чем ее съесть. Хищнецы же вместо этого через хоботок впрыскивают в добычу пищеварительный секрет. После того как ее внутренности превращаются в питательный суп, хоботок начинает выполнять роль соломинки, через которую хищнец всасывает содержимое жертвы, не задумываясь над тем, жива она еще или уже нет.
Большинство хищнецов питаются насекомыми и применяют в охоте разные хитрости. К примеру, вид Stenolemus bituberus охотится на пауков, сидящих в своих паутинах - предприимчивый хищнец подергивает ниточки, имитируя движения запутавшейся добычи, и атакует из засады паука, пришедшего проверить, в чем дело. Охотящийся на термитов вид Salyavata variegata ведет себя еще более хитроумно. Для начала хищнец находит первую жертву: дождавшись термита-рабочего у входа в термитник, он прокалывает его хоботком и высасывает, а затем пропихивает останки внутрь гнезда. Через какое-то время появляется новая добыча, вытаскивающая наружу труп товарища: инстинкт заставляет термитов убирать мертвых сородичей из жилища.
Еще один вид хищнецов, Acanthaspis petax, питается муравьями. Панцири съеденных жертв они используют особо циничным образом, наклеивая их на себя для дополнительной защиты. Ученые встречали хищнецов, собравших на себе до 20 мертвых муравьев.
Хищнецы не брезгуют и человеком. Поцелуйные клопы уже много тысяч лет пьют человеческую кровь. Своим названием они обязаны привычке присасываться к лицу спящего человека, что в свое время привело в раздражение самого известного биолога в истории. Чарльз Дарвин столкнулся с поцелуйными клопами во время кругосветного путешествия на судне "Бигль". "Отвратительно чувствовать, как по телу ползают мягкие бескрылые насекомые примерно в дюйм длиной", - написал он об этом опыте.
Поцелуйные клопы являются главным переносчиком болезни Шагаса, вызываемой паразитами, которые живут в пищеварительной системе клопов и заражают рану при укусе. Эта болезнь в хронической форме постепенно подтачивает здоровье сердца, и некоторые специалисты считают, что именно от нее в итоге умер Дарвин.
Летающая лягушка-вампир (Rhacophorus vampyrus)
Туманные джунгли Южного Вьетнама - одно из самых влажных мест на нашей планете. Они постоянно погружены в облака, которые пропитывают водой древесные кроны. Такая среда идеально подходит для амфибий, однако встретить здесь вампиров, пожалуй, не ожидаешь.
Так думала и биолог Джоди Роули, приехавшая в командировку в 2010 году. Но совсем скоро группа ученых под ее руководством обнаружила летающую лягушку, до тех пор не известную науке. Вернувшись в Австралийский музей в Сиднее, где она работает, Роули попыталась как следует разглядеть крохотные глаза пойманных головастиков, для чего положила один экземпляр под микроскоп.
"К моему величайшему изумлению, я увидела торчавшие черные клыки! А я предполагала, что у них будет обычный ротовой аппарат головастика - такая, знаете, непримечательная клювовидная штука", - рассказала Роули. Но зачем же головастику нужны клыки?
Головастик Rhacophorus vampyrus
Взрослые лягушки-вампиры проводят всю жизнь в кроне деревьев, планируя с ветки на ветку при помощи больших перепонок между пальцами. Чтобы икра не стала добычей хищников, самки лягушек откладывают ее не в ручьи или лужи на земле, а около заполненных водой углублений в стволах деревьев, взбивая икру в липкую пену своими задними лапками. При рождении головастиков пена разжижается, и они падают вниз, в дупло с водой. Питаться им там нечем, поэтому через какое-то время самка возвращается и откладывет новые яйца.
"Кровь они не сосут - они пользуются клыками для того, чтобы загребать яйца в свои большие рты, глотая их целиком", - поясняет Роули.
Кенийский паук-скакун (Evarcha culicivora)
Паук-скакун Evarcha culicivora поедает комара Anopheles gambiae
Кенийского паука-скакуна даже отчасти жаль. Этот паук, обитающий в районе озера Виктория на востоке Африки, просто обожает человеческую кровь. Но судьба к нему несправедлива: у него нет специализированных ротовых приспособлений, позволяющих проткнуть кожу. Поэтому паукам приходится получать кровь через посредников, а именно - питаться насосавшимися комарами. Это единственный известный науке вид живых существ, выбирающих добычу в зависимости от того, чем она питалась. При этом пауки-скакуны весьма разборчивы в своих пищевых пристрастиях.
Если у них есть такая возможность, то они предпочитают питаться исключительно самками комара вида Anopheles gambiae, основного переносчика малярии в Африке. Но охотиться лишь на один вид в регионе, кишащем насекомыми, весьма непросто. Пауки узнают малярийных комаров по 45-градусному углу наклона брюшка в сидячем положении, и при этом способны по запаху отличить наполненного кровью комара от голодного.
Ксимена Нельсон из Университета Кентербери в Новой Зеландии попыталась понять, каким образом они различают самок, пьющих кровь, и самцов, которые этого не делают. Чтобы разобраться в этом, Нельсон устроила странный эксперимент, в ходе подготовки к которому сооружала комаров-монстров, напоминающих творение доктора Франкенштейна. Она брала головы, грудные части и брюшка самок и самцов двух видов комаров и склеивала их в разных комбинациях. Потом она закрепляла эти чучела в свойственных им в жизни позах и демонстрировала паукам. Выяснилось, что пауки в первую очередь замечают характерные пушистые усики: они всегда выбирали чучело с головой самки.
Языковая мокрица (Cymothoa exigua)
В январе 2015 года интернет дружно содрогнулся от отвращения после того, как женщина из английского Ноттингема вскрыла банку с тунцом и обнаружила два уставившихся на нее глаза-бусинки. Виновником сетевого феномена с тэгом #tunagate оказалась языковая мокрица. Образ жизни у этого существа настолько странный, что нарочно такого не придумаешь. Этот паразит начинает жизнь самцом и ищет себе подходящую рыбу, а когда находит - проникает в нее через жабры, заползает в рот и начинает трансформироваться. Он зацепляется ногами за основание языка рыбы и начинает пить ее кровь, быстро увеличиваясь в размерах и одновременно превращаясь в самку. У мокрицы уменьшаются глаза и удлиняются ноги.
Рано или поздно высохший язык рыбы отваливается, и мокрица приходит ему на замену. С этого момента рыба пользуется паразитом как языком-протезом. Самка мокрицы спаривается с самцами, живущими в жабрах, и производит на свет потомство, которое расплывается в стороны в поисках нового хозяина.
Совка хохлатковая (Calyptra thalictri)
Ночные мотыльки выглядят безобидно, но далеко не все из них питаются цветочным нектаром. Бабочки рода Calyptra обитают по всей Европе и как правило используют свой острый хоботок для того, чтобы пить из цветков и прокалывать фруктовую кожуру. Но у некоторых в результате эволюции появились не столь безобидные привычки. Так, самцы совки хохлатковой, родом из Сибири, при помощи хоботка пьют кровь млекопитающих, в том числе человека. А самцы некоторых видов азиатских совок присасываются и к животным покрупнее: коровам, носорогам и даже слонам.
Обычная ванделлия, или кандиру (Vandellia cirrhosa)
Пираньи, говорите? А как насчет маленькой полупрозрачной рыбки кандиру, обитающей в бассейне Амазонки? Вот уж где кошмар туриста! Этот миниатюрный сомик может заползать даже в самые узкие телесные отверстия и закрепляться внутри при помощи направленных назад шипов на жабрах. Некоторые виды этой рыбы не превышают сантиметра в длину, но есть и такие, которые вырастают до 40 сантиметров.
Кандиру обрели широкую известность в 1990-х годах, после сообщений о том, что одна из таких рыбок якобы поднялась в мочеиспускательный канал незадачливого мужчины по струе его мочи и засела там. Но, к счастью, в этом мифе вряд ли есть доля правды. На самом деле кандиру как правило забираются в жабры других сомов, хотя известны и случаи, когда их находили в открытых ранах.
Бактерия-вампир
Бактерия Micavibrio aeruginosavorus (желтая) нападает на бактерию Pseudomonas aeruginosa (розовая)
Micavibrio aeruginosavorus - самый маленький из известных ученым хищников. Эта бактерия, формой напоминающая головастика, питается другими микроорганизмами, погружая "зубы" в их внешние мембраны и высасывая соки. Открыли ее больше 30 лет тому назад, но она плохо поддается изучению, так как в лабораторных условиях ее генетическая информация засоряется генами бактерий, которыми она питается.
"Даже если дать ей все необходимые для выживания питательные вещества, она не будет расти", - говорит Мартин Ву, профессор биологии из Виргинского университета. Но это полезный вампир. Его любимая пища - патоген под названием синегнойная палочка, вызывающий опасную для жизни инфекцию легких у пациентов с муковисцидозом. Синегнойная палочка с большим трудом поддается уничтожению, так как колонии этих бактерий способны формировать защитную пленку, уберегающую их от антибиотиков. Однако Micavibrio aeruginosavorus способны преодолевать этот барьер и убивать вредные микроорганизмы, защищенные от обычных лекарств.
"Возможно, это первый известный нам живой антибиотик", - говорит Ву.
Повилика (род Cuscuta)
Этот сорняк вполне под стать хищным растительным монстрам из фантастического романа ужасов "День триффидов". Повилика вынюхивает жертву, погружает ее в дрему и поедает живьем. Когда-то повилика произрастала только в Европе, но сейчас распространилась по большинству континентов нашей планеты. Стебли у повилики, как и у других растений, могут поглощать солнечную энергию - но этого не делают.
Обычно растения стремятся покинуть затененный угол и выбраться на солнце, но повилика, пользуясь аналогичными механизмами распознавания света и тени, в поисках жертвы движется в противоположном направлении.
"При этом она, похоже, способна чувствовать запах, который издают растения, - говорит Джим Уэствуд, профессор фитопатологии из Вигринского политехнического института в США. - Возможно, это помогает ей выбрать цель".
Прикрепившись к растению-хозяину посредством специальных присосок, паразит получает из него практически все необходимые питательные вещества. При этом повилика стремится быть в курсе того, как хозяин себя чувствует, и с этой целью перехватывает сообщения, кодированные в РНК. Но дело этим не ограничивается: паразит также посылает и свои собственные сигналы. "Мы пока не знаем, какая информация в них содержится, но она не дает хозяину выстроить защитный барьер или блокировать питание паразита. Похоже, хозяином манипулируют напрямую", - говорит Уэствуд.
Источник
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии4