История создания легендарной Катюши
Ракетная установка «Катюша» не зря названа оружием победы. Эта система полевой ракетной артиллерии, ставшая прародителем «Градов», всего за десять секунд могла превратить территорию в несколько гектаров в выжженное поле. Она приводила немцев в ужас: ни спрятаться, ни скрыться от удара «Катюши» не было никакой возможности.
Долгие десятки лет авторство реактивной установки официально приписывалось лауреату Сталинской премии I степени, Герою Социалистического Труда и член-коресспонденту Академии наук СССР Андрею Костикову. Хотите узнать, кто на самом деле разработал легендарное оружие победы и получил в награду высшую меру наказания?
В 1928 году Лангемак закончил Военно-техническую академию РККА, успев за время учебы выполнить несколько крупных заказов под руководством самого Н.И. Тихомирова, начальника Особой газодинамической лаборатории. В этой же структуре и начал работать перспективный инженер над разработкой реактивных снарядов.
Развитие ракетной техники уже в середине 1920-х годов стало перспективной областью. Ракетным оружием занималась отдельная группа под руководством Георгия Лангемака и в 1933 году, по приказу маршала Тухачевского, был создан единственный в мире Реактивный научно-исследовательский институт, НИИ-3.
В НИИ-3 Лангемак практически в одиночку разработал и довел до ума реактивные снаряды РС-82 мм и РС-132 мм, которые затем и стали основой легендарной «Катюши». В 1934 году Газодинамическая лаборатория провела успешные испытания новых снарядов с земли, морских судов и самолетов. По результатам испытаний Лангемак получил несколько крупных правительственных наград и весьма внушительную денежную премию в 10 000 рублей. Казалось бы, такого инженера должна оберегать любая власть, но пути большевиков оказались неисповедимы.
Директором НИИ-3 был Иван Клейменов, а заместителем его Сергей Королев, которому еще предстоит стать отцом советской космонавтики. Главным инженером был Георгий Лангемак, а человек, решивший судьбу всей лаборатории, всего лишь метил на его место. Андрей Костиков написал донос в ЦК КПСС, после чего руководство НИИ-3 в полном составе отправилось в застенки НКВД. Лангемак из тюрьмы больше не вышел.
Одного доноса хватило, чтобы признать премированного и обласканного властью конструктора злостным вредителем. Само собой, на допросах в НКВД Лангемак признательные показания дал… 11 января 1939 года Военная коллегия Верховного Суда СССР признала Георгия Лангемака виновным. За «вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение» и участие в «антисоветской террористической организации» инженера приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Гениальному конструктору просто не повезло. Дело в том, что НИИ-3 было детищем маршала Михаила Тухачевского, который и сам на тот момент обвинялся в куда более серьезных преступлениях — попытке захвата власти и сотрудничество с Германией. Советская власть работала широким гребнем: вместе с маршалом расстреляли почти пятьдесят человек, в том числе и Михаила Лангемака.
А в 1955 году все та же Военная коллегия Верховного Суда СССР вдруг определила, что Георгия Лангемака расстреляли совершенно зря. Нашли, мол, новые доказательства невиновности человека, подарившего стране оружие победы над немецко-фашистскими ордами. Инженера реабилитировали полностью.