Что такое «средневековая сутулость»
Точнее, термин звучит как "готическая сутулость", Gothic slouch (но по-русски ни то, ни другое не гуглится). По-русски в литературе нас встречаются выражения "готическая кривая" и "готический изгиб".
Миниатюра из "Манесского кодекса", ок. 1300
Это такая манерность в осанке, цель которой подчеркнуть особую грацию, тонкость фигуры (как их понимали в то время). Термин не особо распространен, в основном, насколько я вот тут бегло вижу по гуглбукс, он используется в описании французской скульптуры 14 века (периода готики), хотя как явление оно шире.
Посмотрите, это не только S-образный силуэт (выпяченный живот + изогнутый позвоночник с опущенными плечами), но еще надо и правильно подбородок держать, и смотреть исподлобья, и пальчик хорошо бы оттопырить. Впечатление на нас это, конечно, производит комическое (поэтому в паблике про страдающее средневековье самые смешные картинки как раз из 14 века, а не из более реалистического, уже почти ренессансного 15-го).
Невозможно точно сказать, насколько подобное "готическое" тело, сутулое и неспортивное, соотносилось с реальной жизнью, а насколько это было стилизацией. Меня, например, как-то поразило, когда я прочла, что "Венера" Боттичелли с такими покатыми плечами, потому что это из-за проваленных легких, это типичный симптом чахоточных больных (к которым относилась модель, Симонетта Веспуччи).
То есть загадки тела в искусстве -- велики, и ничего так, с кондачка, утверждать нельзя. Вполне может быть, что подобное болезненное, сутулое тело действительно предпочитали "носить" в высшем свете (потому что мода на теннис и плавание еще не добралась до аристократов). Возможно, влияло и плохое питание, вода, болезни, рахит, например. Вообще, было бы интересно послушать, что видят в этих картинках врачи.
Обратите внимание, что эта сутулость встречается в изображениях как мужчин, так и женщин, хотя в женских фигурах она более заметна из-за более сложной формы женских тел.
Почему это важно. Поскольку часто эта фирменная сутулость соединяется с модной в ту эпоху "как бы беременностью". Средневековых женщин вообще постоянно изображают будто беременными, даже дев-мучениц и Марию Магдалину. Если коротко: считается, что такая поза подчеркивала фертильность женщины, ее способность к деторождению даже в годину бедствий. Однако, как вы видите, мужчин тоже изображали с откляченным тазом (сорри, как это покультурней сформулировать).
В зависимости от региона и века сутулость то больше заметна, то меньше. Еще, конечно, влияет жанр. В миниатюре, как вы видели, это явственней (потому что в графике всегда проще стилизовать). Не знаю, почему так заметно в скульптуре. Казалось бы, круглая форма должна была бы диктовать большую реалистичность человеческого тела. Однако этого совершенно не происходит. Быть может, потому что идеальное тело уподоблялось храму, зданию. А архитектура-то была готической, а не классической ордерной (древнегреческой, вымеренной по пропорциям настоящих тел).
Так что получается, что тело вообще, как и все вокруг в эпоху "пламенеющей готики", уподоблялось языкам пламени, и поэтому такое изображение тела отлично соответствовало общей стилистике искусства. Складки, которые тогда были важнейшим методом отображения человеческого тела, очень подыгрывали. Это эпоха, когда ткани совершенно не требовалось правильно облегать тело, и никакой анатомической правильности от изображения драпировок никто не ждал. Вот раздолье тем, кто прогуливал уроки анатомического рисования! Ткани тоже были будто взвивающиеся языки пламени.
А теперь посмотрите это на реальных людях: замечательный актер Бен Уишоу (в желтом) в роли шекспировского Ричарда II. Анатомически вжился в роль.
© Шакко: об искусстве
Слепки фигур 14 века с Бамбергского собора
Посмотрите, это не только S-образный силуэт (выпяченный живот + изогнутый позвоночник с опущенными плечами), но еще надо и правильно подбородок держать, и смотреть исподлобья, и пальчик хорошо бы оттопырить. Впечатление на нас это, конечно, производит комическое (поэтому в паблике про страдающее средневековье самые смешные картинки как раз из 14 века, а не из более реалистического, уже почти ренессансного 15-го).
Grandes Chroniques de France (Castres), 14 с.
Невозможно точно сказать, насколько подобное "готическое" тело, сутулое и неспортивное, соотносилось с реальной жизнью, а насколько это было стилизацией. Меня, например, как-то поразило, когда я прочла, что "Венера" Боттичелли с такими покатыми плечами, потому что это из-за проваленных легких, это типичный симптом чахоточных больных (к которым относилась модель, Симонетта Веспуччи).
То есть загадки тела в искусстве -- велики, и ничего так, с кондачка, утверждать нельзя. Вполне может быть, что подобное болезненное, сутулое тело действительно предпочитали "носить" в высшем свете (потому что мода на теннис и плавание еще не добралась до аристократов). Возможно, влияло и плохое питание, вода, болезни, рахит, например. Вообще, было бы интересно послушать, что видят в этих картинках врачи.
Maître du Retable d'Heisterbach. Ursule protectrice. 1445 - 1450
Обратите внимание, что эта сутулость встречается в изображениях как мужчин, так и женщин, хотя в женских фигурах она более заметна из-за более сложной формы женских тел.
Христос и Дева Мария (Франция, 14 век)
Почему это важно. Поскольку часто эта фирменная сутулость соединяется с модной в ту эпоху "как бы беременностью". Средневековых женщин вообще постоянно изображают будто беременными, даже дев-мучениц и Марию Магдалину. Если коротко: считается, что такая поза подчеркивала фертильность женщины, ее способность к деторождению даже в годину бедствий. Однако, как вы видите, мужчин тоже изображали с откляченным тазом (сорри, как это покультурней сформулировать).
'Le Champion des Dames' by Martin le Franc, 1440
В зависимости от региона и века сутулость то больше заметна, то меньше. Еще, конечно, влияет жанр. В миниатюре, как вы видели, это явственней (потому что в графике всегда проще стилизовать). Не знаю, почему так заметно в скульптуре. Казалось бы, круглая форма должна была бы диктовать большую реалистичность человеческого тела. Однако этого совершенно не происходит. Быть может, потому что идеальное тело уподоблялось храму, зданию. А архитектура-то была готической, а не классической ордерной (древнегреческой, вымеренной по пропорциям настоящих тел).
Так что получается, что тело вообще, как и все вокруг в эпоху "пламенеющей готики", уподоблялось языкам пламени, и поэтому такое изображение тела отлично соответствовало общей стилистике искусства. Складки, которые тогда были важнейшим методом отображения человеческого тела, очень подыгрывали. Это эпоха, когда ткани совершенно не требовалось правильно облегать тело, и никакой анатомической правильности от изображения драпировок никто не ждал. Вот раздолье тем, кто прогуливал уроки анатомического рисования! Ткани тоже были будто взвивающиеся языки пламени.
Hans Leinberger. Св. Мария Магдалина, ок. 1520-3
А теперь посмотрите это на реальных людях: замечательный актер Бен Уишоу (в желтом) в роли шекспировского Ричарда II. Анатомически вжился в роль.
© Шакко: об искусстве
Комментарии2