Почему искусство такое дорогое, и так ли это на самом деле
Время от времени мы слышим новости о том, что такая-то такая-то картина была продана на таком-то аукционе за несколько миллионов долларов. Подобные вести уже успели стать для нас обыденностью, но всё же у многих в голове до сих пор возникает логичный вопрос — откуда такие суммы?!
Создаётся впечатление, что мы чего-то не знаем об этом мире и чего-то явно не понимаем. Аукционные дома Кристис и Сотбис продают картину за картиной, а мы просто разводим руками. Пора в этом всём хоть как-то разобраться!
Почему же искусство такое дорогое?
Если ответить коротко: в основном оно таковым не является. Картины, проданные за шести-семизначные суммы, разумеется, попадают в новостные ленты, но большинство из ныне живых художников в глаза не видели такого количества денег. Ведь для выхода на арт-рынок художнику сначала нужно раскрутиться — найти галерею для презентации своих картин, удивить публику и специалистов, заработать себе имя, а это весьма и весьма непросто. По словам известного искусствоведа Джонатана Бинстока, на сегодняшний день в мире не более 40 мастеров, чьи работы оцениваются многозначными суммами.
Но всё же, каковы причины того, что масло на холсте становится товаром, за который люди платят огромные деньги?
1. Искусство ценилось во все времена. А нефть, золото и тому подобное — нет. То же самое ожидается и в будущем
Картина великого Леонардо Да Винчи «Спаситель Мира» была продана на аукционе Кристис за 450 миллионов долларов. И стала самым дорогим произведением искусства в истории.
Искусство — это та же валюта, что доллар или евро, а известные галереи в каком-то роде являются банками. Богатые коллекционеры, покупая тот или иной шедевр за большие деньги, вкладываются в своё будущее. Да, искусство — это довольно выгодное вложение. Ведь в мире всегда и без перебоев ценились две вещи: искусство и знания. Так будет и впредь.
Джонатан Бинсток прокомментировал этот феномен следующим образом: «С тем, что искусство является неким активом, и работы определённых художников сохраняют свою стоимость, люди по всему миру просто решили согласиться».
2. Искусством правят бренды. А бренды хорошо продаются
Вы слышали о Бэнкси? Конечно! Он за счёт таланта и остросоциальной направленности своих работ обрёл известность во всём мире, но при этом остался инкогнито. И сей факт лишь подлил масло в огонь его популярности, которая достигла масштабов аукционных домов и крупных сумм за его произведения.
Так, картину Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» продали за 1,4 миллиона долларов. А её публичная казнь шредером стала культурным событием, широко освещённым во всех СМИ. Каждый об этом слышал! Но что бы случилось, разрежь кто другой свою картину? Она бы подешевела, причём сильно. А Бэнкси можно такие штуки проворачивать. Ведь Бэнкси — это бренд.
Ценность картины во многом связана с её известностью и известностью автора, а не с тем, как она выглядит и какие вопросы поднимаются образами полотна. И кстати успешная продажа хотя бы одной картины поднимает цену всех остальных картин автора. В разы.
3. Особой ценностью обладают лишь определённые произведения (коих немного)
В мире существует неисчислимое количество всевозможных произведений живописи, но полотен, например, Ван Гога (а это супербренд) насчитывается совсем немного. Ван Гог при жизни продал всего одну картину — теперь же его имя известно всем, а его работы стоят сотни миллионов. Ведь со временем цена на живопись только возрастает — как и легендарность самого Ван Гога, а сам он ничего уже не создаст. Поэтому дополнительным фактором стоимости его картин являются их редкость и малочисленность. Это ещё называют красивым словом — уникальность.
4. Появление уникальных произведений на рынке — большая редкость
Шедевры на дороге не валяются. Все уникальные произведения висят на стенах известных галерей и домов богатых коллекционеров. И те, и другие вряд ли планируют расстаться с полотнами в ближайшее время. А ближайшее — это какое? Год? 10 лет? 100??
И если уж какая картина уровня Ротко или Малевича будет выставлена на продажу, то будьте уверены, что притаившиеся неподалёку коллекционеры и представители музеев искусства будут готовы как следует раскошелиться, чтобы повесить её уже на свою стену.
5. Новаторство стоит дорого
Это знаменитый «Ковбой» Ричарда Принса. Данная фотография выполнена в стиле Appropritation Art («художественного заимствования»). В 2007 году она была продана за 3 миллиона долларов.
Создав то, до чего никто ещё не додумывался, означает сделать шаг навстречу известности и, соответственно, деньгам. Если у художника (или, как видите, фотографа) есть возможность раскрутить свой шедевр, а искусствоведы увидят в нём нечто доселе неизведанное — это успех!
Художник Ричард Принс перефотографировал печатную рекламу, и это стало прорывом в его карьере. Да, он брал чужие изображения и выдавал за свои, но без подписей рекламные картинки выглядели совершенно иначе, а представленный с их помощью образ менялся. Этот оригинальный подход Принса сделал его знаменитым и увеличил стоимость фотографии «Ковбой» с цены обычной фотки до немыслимых высот!
6. Редкие и известные картины нужны галереям, чтобы привлекать посетителей
В 2012 году картина Марка Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое» была продана за 86,7 миллионов долларов.
Чтобы претендовать на мировую известность, музею искусства нужно владеть подлинником чего-то, имеющего мировую известность. И ради обретения такого экспоната галереи готовы выложить очень много денег.
7. В мире более 34 млн долларовых миллионеров. Когда у тебя есть всё, начинает тянуть на искусство
Какой процент людей из этих 34 миллионов интересуются искусством? Даже если 1%, то получается, что в мире есть около 340 тысяч обеспеченных людей, которые готовы отдавать большие деньги за шедевры живописи. А самих шедевров вовсе не так много — всем поровну не достанется, и за полотна приходится бороться, предлагая всё больше и больше денег и тем самым увеличивая их стоимость.
Одна из таких коллекционеров, Сара Торнтон, комментирует это так: «Когда у вас есть уже четыре дома и самолёт G5, что ещё остаётся?»
Как уже было сказано, искусство ценилось во все времена, и за много веков оно успело стать такой единицей человеческой жизнедейтельности, за которую не грех и пару миллионов выложить. Ей лишь нужно быть уникальной, новаторской и раскрученной, а вам — обладать парой лишних миллионов. И любовью к великому.
Если ответить коротко: в основном оно таковым не является. Картины, проданные за шести-семизначные суммы, разумеется, попадают в новостные ленты, но большинство из ныне живых художников в глаза не видели такого количества денег. Ведь для выхода на арт-рынок художнику сначала нужно раскрутиться — найти галерею для презентации своих картин, удивить публику и специалистов, заработать себе имя, а это весьма и весьма непросто. По словам известного искусствоведа Джонатана Бинстока, на сегодняшний день в мире не более 40 мастеров, чьи работы оцениваются многозначными суммами.
Но всё же, каковы причины того, что масло на холсте становится товаром, за который люди платят огромные деньги?
1. Искусство ценилось во все времена. А нефть, золото и тому подобное — нет. То же самое ожидается и в будущем
Картина великого Леонардо Да Винчи «Спаситель Мира» была продана на аукционе Кристис за 450 миллионов долларов. И стала самым дорогим произведением искусства в истории.
Искусство — это та же валюта, что доллар или евро, а известные галереи в каком-то роде являются банками. Богатые коллекционеры, покупая тот или иной шедевр за большие деньги, вкладываются в своё будущее. Да, искусство — это довольно выгодное вложение. Ведь в мире всегда и без перебоев ценились две вещи: искусство и знания. Так будет и впредь.
Джонатан Бинсток прокомментировал этот феномен следующим образом: «С тем, что искусство является неким активом, и работы определённых художников сохраняют свою стоимость, люди по всему миру просто решили согласиться».
2. Искусством правят бренды. А бренды хорошо продаются
Вы слышали о Бэнкси? Конечно! Он за счёт таланта и остросоциальной направленности своих работ обрёл известность во всём мире, но при этом остался инкогнито. И сей факт лишь подлил масло в огонь его популярности, которая достигла масштабов аукционных домов и крупных сумм за его произведения.
Так, картину Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» продали за 1,4 миллиона долларов. А её публичная казнь шредером стала культурным событием, широко освещённым во всех СМИ. Каждый об этом слышал! Но что бы случилось, разрежь кто другой свою картину? Она бы подешевела, причём сильно. А Бэнкси можно такие штуки проворачивать. Ведь Бэнкси — это бренд.
Ценность картины во многом связана с её известностью и известностью автора, а не с тем, как она выглядит и какие вопросы поднимаются образами полотна. И кстати успешная продажа хотя бы одной картины поднимает цену всех остальных картин автора. В разы.
3. Особой ценностью обладают лишь определённые произведения (коих немного)
В мире существует неисчислимое количество всевозможных произведений живописи, но полотен, например, Ван Гога (а это супербренд) насчитывается совсем немного. Ван Гог при жизни продал всего одну картину — теперь же его имя известно всем, а его работы стоят сотни миллионов. Ведь со временем цена на живопись только возрастает — как и легендарность самого Ван Гога, а сам он ничего уже не создаст. Поэтому дополнительным фактором стоимости его картин являются их редкость и малочисленность. Это ещё называют красивым словом — уникальность.
4. Появление уникальных произведений на рынке — большая редкость
Шедевры на дороге не валяются. Все уникальные произведения висят на стенах известных галерей и домов богатых коллекционеров. И те, и другие вряд ли планируют расстаться с полотнами в ближайшее время. А ближайшее — это какое? Год? 10 лет? 100??
И если уж какая картина уровня Ротко или Малевича будет выставлена на продажу, то будьте уверены, что притаившиеся неподалёку коллекционеры и представители музеев искусства будут готовы как следует раскошелиться, чтобы повесить её уже на свою стену.
5. Новаторство стоит дорого
Это знаменитый «Ковбой» Ричарда Принса. Данная фотография выполнена в стиле Appropritation Art («художественного заимствования»). В 2007 году она была продана за 3 миллиона долларов.
Создав то, до чего никто ещё не додумывался, означает сделать шаг навстречу известности и, соответственно, деньгам. Если у художника (или, как видите, фотографа) есть возможность раскрутить свой шедевр, а искусствоведы увидят в нём нечто доселе неизведанное — это успех!
Художник Ричард Принс перефотографировал печатную рекламу, и это стало прорывом в его карьере. Да, он брал чужие изображения и выдавал за свои, но без подписей рекламные картинки выглядели совершенно иначе, а представленный с их помощью образ менялся. Этот оригинальный подход Принса сделал его знаменитым и увеличил стоимость фотографии «Ковбой» с цены обычной фотки до немыслимых высот!
6. Редкие и известные картины нужны галереям, чтобы привлекать посетителей
В 2012 году картина Марка Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое» была продана за 86,7 миллионов долларов.
Чтобы претендовать на мировую известность, музею искусства нужно владеть подлинником чего-то, имеющего мировую известность. И ради обретения такого экспоната галереи готовы выложить очень много денег.
7. В мире более 34 млн долларовых миллионеров. Когда у тебя есть всё, начинает тянуть на искусство
Какой процент людей из этих 34 миллионов интересуются искусством? Даже если 1%, то получается, что в мире есть около 340 тысяч обеспеченных людей, которые готовы отдавать большие деньги за шедевры живописи. А самих шедевров вовсе не так много — всем поровну не достанется, и за полотна приходится бороться, предлагая всё больше и больше денег и тем самым увеличивая их стоимость.
Одна из таких коллекционеров, Сара Торнтон, комментирует это так: «Когда у вас есть уже четыре дома и самолёт G5, что ещё остаётся?»
Как уже было сказано, искусство ценилось во все времена, и за много веков оно успело стать такой единицей человеческой жизнедейтельности, за которую не грех и пару миллионов выложить. Ей лишь нужно быть уникальной, новаторской и раскрученной, а вам — обладать парой лишних миллионов. И любовью к великому.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2