Страшнейшие деяния «самой миролюбивой страны»: мифы и реальность
Сегодня Япония считается одной из самой миролюбивых стран. Всё-таки даже 9 статья ныне действующей Конституции Японской Империи говорит о пацифизме во внешней политике. Официально все военные силы Японии направлены на её защиту, а не на очередную войну. Однако со Страной Восходящего Солнца не всё так просто: военные преступления Японии на территории Китая, Кореи, Маньчжурии и других стран до сих пор заставляют волосы вставать дыбом. Но все ли эти действия были реальны, и сможем ли мы это когда-нибудь узнать? Здесь будут рассмотрены две наиболее колкие темы по этому вопросу.
Япония – страна технологического процесса, традиций и вместе с тем глубокого шовинизма. Конечно, нельзя сказать, что сейчас это именно прямая ненависть, скорее, просто отсеивание «чужого» от «своего». Это отношение к «гайдзинам» («гайдзин» в переводе с японского «чужеземец») расцвело именно в первой половине XX века, хотя зарождаться начало в веке XVI-XVII.
Лозунги, под которыми японцев готовили к войне на материке в период Второй мировой, сводились к так называемому «японскому фашизму», хотя согласно «Истории Японии Том 2 с 1868-1998» А.Е. Жукова, многие японисты утверждают, что это было лишь подражание наиболее могущественным на тот момент европейским государствам, а именно Германии и Италии. Итак, выходило, что Япония эпохи Сёва, являясь гегемоном в Дальневосточной Азии, старалась подчинить и «образовать по своему образцу» своих азиатских собратьев, погрязших в политических передрягах. Для этой цели Японское правительство не жалело ничего.
«Станции утешения»
Пожалуй, одним из наиболее спорных моментов историографии Японии являются «утешительные дома» в оккупированных территориях. В одной статье Российского института стратегических исследований говорится об огромном количестве женщин самых разных национальностей. Число пострадавших в военном секс-рабстве составляет от 80 до 200 тысяч.
Особенностью этих «станций» является их официальное закрепление. То есть, это было сделано не просто кучками неких солдат, а армией целиком.
Долгое время, вплоть до девяностых годов пострадавшие старались скрыть своё мрачное прошлое, но эмансипация содействовала тому, что всё-таки проблему стали обсуждать. И несмотря на то, что представители Японского правительства приносят свои извинения и даже выплачивают компенсацию пострадавшим, само правительство очень скептически смотрит на предъявления Республики Корея.
К примеру, даже сам премьер министр Сидзо Абэ высказался о том, что доказательств очень мало, поэтому ничего такого не было и в помине. Эта мысль широко распространена среди правящей верхушки, особенно в Либерально-Демократической Партии Японии. Да и один из министров образования, Иэнага Сабуро, написавший немало книг по истории своей страны не раз отрицал множество военных преступлений Японии.
Конечно, после нажима США и ООН представители правительства приносили за такие слова извинения, но это всё равно заставляет задуматься о достоверности информации.
Во-первых, смущает число жертв. Почти всюду можно увидеть совершенно разные цифры. Отрицать сам факт не предстает возможным, так как до сих пор живы очевидцы и есть некоторые документы, пусть и тщательно скрываемые в политических целях.
Во-вторых, в глаза бросается радикальная противоположность взглядов на этот вопрос Китая, России, США, Кореи и Японии, что может говорить о политизированности и соответственно недостоверности большинства источников.
Так что вопрос всё ещё остается открытым и ответ на него недоступен простым обывателям, что будет порождать большое число мифов.
Нанкинская резня
Второй наиболее больной и обсуждаемой темой является резня в Нанкине 1937 года. Она продолжалась около 6 кровавых недель.
Согласно работе Джосефа Чаплена, ни у кого нет точной цифры пострадавших, оно колеблется от 260 до 400 тысяч человек. Но именно 260 тысяч было официально выявлено на Дальневосточном трибунале.
Однако японские историки всё также стараются отрицать и число жертв, уменьшая его до 3000 человек, и сами действия происходившие тогда в Нанкине. Как ни к стати, Джосеф Чаплен в своей работе больше ссылается на Роберта Вильсона, американского хирурга в Нанкине, который оставил после себя немало источников о произошедшем, а также Джона Реба, который писал Гитлеру о происходящем с просьбой что-то сделать с этим.
Как и при рассмотрении первого случая здесь нельзя с полной уверенностью сказать точное число жертв, но политизированность истории вновь снижает её достоверность. В любом случае, когда имеются подобные дневники, записи, фотоматериалы очевидцев японцы не могут писать свою альтернативную историю, облагораживающую японскую нацию.
В заключении лишь можно подытожить, что всё-таки простым обывателям вряд ли будет доступна правда о военных преступлениях Японии. Можно долго рассматривать и выстраивать теории насчёт чего-то, но без доступа к реальным архивам и умения с ними работать, удастся лишь породить ещё большее количество мифов. А самой Японии будет крайне невыгодно вскрывать столь деликатные вопросы прошлого.
Лозунги, под которыми японцев готовили к войне на материке в период Второй мировой, сводились к так называемому «японскому фашизму», хотя согласно «Истории Японии Том 2 с 1868-1998» А.Е. Жукова, многие японисты утверждают, что это было лишь подражание наиболее могущественным на тот момент европейским государствам, а именно Германии и Италии. Итак, выходило, что Япония эпохи Сёва, являясь гегемоном в Дальневосточной Азии, старалась подчинить и «образовать по своему образцу» своих азиатских собратьев, погрязших в политических передрягах. Для этой цели Японское правительство не жалело ничего.
«Станции утешения»
Пожалуй, одним из наиболее спорных моментов историографии Японии являются «утешительные дома» в оккупированных территориях. В одной статье Российского института стратегических исследований говорится об огромном количестве женщин самых разных национальностей. Число пострадавших в военном секс-рабстве составляет от 80 до 200 тысяч.
Особенностью этих «станций» является их официальное закрепление. То есть, это было сделано не просто кучками неких солдат, а армией целиком.
Долгое время, вплоть до девяностых годов пострадавшие старались скрыть своё мрачное прошлое, но эмансипация содействовала тому, что всё-таки проблему стали обсуждать. И несмотря на то, что представители Японского правительства приносят свои извинения и даже выплачивают компенсацию пострадавшим, само правительство очень скептически смотрит на предъявления Республики Корея.
К примеру, даже сам премьер министр Сидзо Абэ высказался о том, что доказательств очень мало, поэтому ничего такого не было и в помине. Эта мысль широко распространена среди правящей верхушки, особенно в Либерально-Демократической Партии Японии. Да и один из министров образования, Иэнага Сабуро, написавший немало книг по истории своей страны не раз отрицал множество военных преступлений Японии.
Конечно, после нажима США и ООН представители правительства приносили за такие слова извинения, но это всё равно заставляет задуматься о достоверности информации.
Во-первых, смущает число жертв. Почти всюду можно увидеть совершенно разные цифры. Отрицать сам факт не предстает возможным, так как до сих пор живы очевидцы и есть некоторые документы, пусть и тщательно скрываемые в политических целях.
Во-вторых, в глаза бросается радикальная противоположность взглядов на этот вопрос Китая, России, США, Кореи и Японии, что может говорить о политизированности и соответственно недостоверности большинства источников.
Так что вопрос всё ещё остается открытым и ответ на него недоступен простым обывателям, что будет порождать большое число мифов.
Нанкинская резня
Второй наиболее больной и обсуждаемой темой является резня в Нанкине 1937 года. Она продолжалась около 6 кровавых недель.
Согласно работе Джосефа Чаплена, ни у кого нет точной цифры пострадавших, оно колеблется от 260 до 400 тысяч человек. Но именно 260 тысяч было официально выявлено на Дальневосточном трибунале.
Однако японские историки всё также стараются отрицать и число жертв, уменьшая его до 3000 человек, и сами действия происходившие тогда в Нанкине. Как ни к стати, Джосеф Чаплен в своей работе больше ссылается на Роберта Вильсона, американского хирурга в Нанкине, который оставил после себя немало источников о произошедшем, а также Джона Реба, который писал Гитлеру о происходящем с просьбой что-то сделать с этим.
Как и при рассмотрении первого случая здесь нельзя с полной уверенностью сказать точное число жертв, но политизированность истории вновь снижает её достоверность. В любом случае, когда имеются подобные дневники, записи, фотоматериалы очевидцев японцы не могут писать свою альтернативную историю, облагораживающую японскую нацию.
В заключении лишь можно подытожить, что всё-таки простым обывателям вряд ли будет доступна правда о военных преступлениях Японии. Можно долго рассматривать и выстраивать теории насчёт чего-то, но без доступа к реальным архивам и умения с ними работать, удастся лишь породить ещё большее количество мифов. А самой Японии будет крайне невыгодно вскрывать столь деликатные вопросы прошлого.
Комментарии3