Почему Кубань некоторые считают украинской?
Листая страницы украинских школьных атласов по истории и географии, можно наткнуться на следующую картину: на этнографических картах Кубань изображается в качестве территории с украинским населением, причём граница проживания последнего простирается аж по отроги Северного Кавказа.
В то же время, сегодня Кубанский регион уже почти сто лет входит в состав Российской федерации, а согласно Всероссийской переписи 2010 года доля украинцев в населении Краснодарского края составляла всего 1,6%. Таким образом, мы имеем дело с взаимоисключающими параграфами, и возникает необходимость разобраться в этом донельзя спорном вопросе: правильно ли с исторической точки зрения считать Кубань украинской этнической землей?
Завоевания Екатерины ІІ
После 1783 г., когда Кубань вместе с Крымским ханством была поглощена Российской империей, демографическая ситуация в регионе изменилась. Адыгов, черкесов и малых ногаев отселили на юг, а на возникшие пустоты в междуречье Кубани и Еи в 1792 году переселили казаков-черноморцев – тех самых, что остались на службе у Екатерины II после разрушения Запорожской Сечи. Сделано это было с целью обороны новоприсоединённых территорий от горцев Северного Кавказа.
Утверждать об однозначном украинском характере первой волны «мигрантов» вряд ли можно – например, украинские исследователи В. Семененко и Л. Радченко утверждают, что в казачестве на Украине украинцы составляли меньше трети всех казаков.
Кубань и украинский вопрос в веке девятнадцатом
В то же время кубанские казаки имели региональную идентичность: ассоциировали себя как выходцев из местности Среднего Поднепровья, где в ХІХ веке интенсивно формировалась модерная украинская нация. Таким образом, говоря на одном языке и имея общую историю, они имели все предпосылки для того, чтобы осознавать себя частью украинской этнической общности.
Отдельные проявления единения имели место быть: сыновья кубанской старшины учились на Украине; этнографы (Я. Кухаренко, И. Попко) своими работами доказывали, что «Черномория – наследница Гетманщины»; литераторы, такие как В. Мова-Лиманский, писали на украинском языке и развивали культурные связи не только с Подроссийской, но и с Подавстрийской Украиной.
В то же время Кубанский регион имел ряд специфических особенностей, которые не позволяли ему быть однозначно украинским. Прежде всего это связано с тем фактом, что примерно с середины ХІХ века на Кубань стали переселять казаков-линейцев с Дона, а также с иммиграцией преимущественно великорусского неказацкого населения – это привело к созданию сословия «иногородних». Последние ущемлялись в правах по сравнению с казаками, однако вместе с линейцами «отдаляли» Черноморию от перспективы нахождения чисто украинской ориентации.
Как бы то ни было, в это же время появились научные обоснования принадлежности Кубани к украинской этнической территории – этнографические карты Юго-западного отдела Русского географического общества и результаты Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Она показала, что в Темрюкском отделе на «малорусском наречии балакали» 75,2 %, в Ейском – 73,9 %, в Екатеринодарском – 51,8 %, во всей Кубанской области – 47,4 % жителей.
На пороге глобальных перемен
Начало ХХ века ознаменовало создание первых украинских политических партий. В программе Революционной украинской партии (РУП) «Самостийна Украина», написанной Н. Михновским в 1900 г., была окончательно оформлена знаменитая формулировка «одной, единой, нераздельной, вольной Украины от гор Карпатских аж по Кавказские».
Партийные активисты РУП начали строить фундамент для скорого претворения этой идеи в жизнь. Так, на Кубани была создана «Черноморская громада» РУП (вскоре – отдел УСДРП), которая занималась политической агитацией, вела культурную работу, контролировала кооперативное движение и т. п. Это дало позитивный «фидбек» – из её рядов вышли кубанские политики проукраинской направленности (Н. Рябовол, Л. Быч, К. Бескровный).
Кубань в системе координат Украинской революции 1917-1921 гг.
После событий февраля 1917 г. как на Украине, так и на Кубани начались независимые процессы образования государства. Самостоятельность Кубанского региона в этом вопросе объясняется, по мнению Д. Белого, желанием казацкой общности демократического самоопределения, ведь разрушились вассальные отношения между ней и монархией. Одним из возможных сценариев был и проукраинский, однако в 1917 г. он не был шибко популярным.
Инициатива к федерализации с УНР начала восходить от кубанцев, когда провозглашённой 16 февраля 1918 г. Кубанской Народной Республике начали угрожать большевики и белое движение. Вскоре между гетманом уже Украинской Державы П. Скоропадским и Н. Рябоволом был заключен тайный договор об объединении, однако всё это так и осталось словами из-за противодействия А. Деникина, раскола кубанского политикума, саботажа украинских чиновников и скорого падения Гетманата. Реальный шанс на создание «Великой Украины» был упущен.
Интербеллум и украинство на Кубани
После событий Гражданской войны Кубань оказалась в составе РСФСР, но, несмотря на это, здесь в 1922-1932 гг. проводилась политика украинизации. Мнения об отношении населения к этим мероприятиям в историографии зачастую противоположны. После её отмены на Кубань обрушился катастрофический голод. Параллельно проводилось расказачивание в форме репрессий, а ведь казаки и были носителями исторической памяти о Запорожье и Украине. Вероятно, эти события стали причиной того, что количество украинцев в регионе стало резко уменьшаться от 62,2 % в 1926 г. до цифр, какие мы наблюдаем сегодня.
Таким образом, выражение «Украинская Кубань» имеет право на жизнь, однако сегодня ввиду известных обстоятельств не может использоваться вне исторического контекста.
Завоевания Екатерины ІІ
После 1783 г., когда Кубань вместе с Крымским ханством была поглощена Российской империей, демографическая ситуация в регионе изменилась. Адыгов, черкесов и малых ногаев отселили на юг, а на возникшие пустоты в междуречье Кубани и Еи в 1792 году переселили казаков-черноморцев – тех самых, что остались на службе у Екатерины II после разрушения Запорожской Сечи. Сделано это было с целью обороны новоприсоединённых территорий от горцев Северного Кавказа.
Утверждать об однозначном украинском характере первой волны «мигрантов» вряд ли можно – например, украинские исследователи В. Семененко и Л. Радченко утверждают, что в казачестве на Украине украинцы составляли меньше трети всех казаков.
Екатерина II
Кубань и украинский вопрос в веке девятнадцатом
В то же время кубанские казаки имели региональную идентичность: ассоциировали себя как выходцев из местности Среднего Поднепровья, где в ХІХ веке интенсивно формировалась модерная украинская нация. Таким образом, говоря на одном языке и имея общую историю, они имели все предпосылки для того, чтобы осознавать себя частью украинской этнической общности.
Отдельные проявления единения имели место быть: сыновья кубанской старшины учились на Украине; этнографы (Я. Кухаренко, И. Попко) своими работами доказывали, что «Черномория – наследница Гетманщины»; литераторы, такие как В. Мова-Лиманский, писали на украинском языке и развивали культурные связи не только с Подроссийской, но и с Подавстрийской Украиной.
Линейный казак, 1862 г.
В то же время Кубанский регион имел ряд специфических особенностей, которые не позволяли ему быть однозначно украинским. Прежде всего это связано с тем фактом, что примерно с середины ХІХ века на Кубань стали переселять казаков-линейцев с Дона, а также с иммиграцией преимущественно великорусского неказацкого населения – это привело к созданию сословия «иногородних». Последние ущемлялись в правах по сравнению с казаками, однако вместе с линейцами «отдаляли» Черноморию от перспективы нахождения чисто украинской ориентации.
Как бы то ни было, в это же время появились научные обоснования принадлежности Кубани к украинской этнической территории – этнографические карты Юго-западного отдела Русского географического общества и результаты Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Она показала, что в Темрюкском отделе на «малорусском наречии балакали» 75,2 %, в Ейском – 73,9 %, в Екатеринодарском – 51,8 %, во всей Кубанской области – 47,4 % жителей.
На пороге глобальных перемен
Начало ХХ века ознаменовало создание первых украинских политических партий. В программе Революционной украинской партии (РУП) «Самостийна Украина», написанной Н. Михновским в 1900 г., была окончательно оформлена знаменитая формулировка «одной, единой, нераздельной, вольной Украины от гор Карпатских аж по Кавказские».
Партийные активисты РУП начали строить фундамент для скорого претворения этой идеи в жизнь. Так, на Кубани была создана «Черноморская громада» РУП (вскоре – отдел УСДРП), которая занималась политической агитацией, вела культурную работу, контролировала кооперативное движение и т. п. Это дало позитивный «фидбек» – из её рядов вышли кубанские политики проукраинской направленности (Н. Рябовол, Л. Быч, К. Бескровный).
Кубань в системе координат Украинской революции 1917-1921 гг.
После событий февраля 1917 г. как на Украине, так и на Кубани начались независимые процессы образования государства. Самостоятельность Кубанского региона в этом вопросе объясняется, по мнению Д. Белого, желанием казацкой общности демократического самоопределения, ведь разрушились вассальные отношения между ней и монархией. Одним из возможных сценариев был и проукраинский, однако в 1917 г. он не был шибко популярным.
Инициатива к федерализации с УНР начала восходить от кубанцев, когда провозглашённой 16 февраля 1918 г. Кубанской Народной Республике начали угрожать большевики и белое движение. Вскоре между гетманом уже Украинской Державы П. Скоропадским и Н. Рябоволом был заключен тайный договор об объединении, однако всё это так и осталось словами из-за противодействия А. Деникина, раскола кубанского политикума, саботажа украинских чиновников и скорого падения Гетманата. Реальный шанс на создание «Великой Украины» был упущен.
Интербеллум и украинство на Кубани
После событий Гражданской войны Кубань оказалась в составе РСФСР, но, несмотря на это, здесь в 1922-1932 гг. проводилась политика украинизации. Мнения об отношении населения к этим мероприятиям в историографии зачастую противоположны. После её отмены на Кубань обрушился катастрофический голод. Параллельно проводилось расказачивание в форме репрессий, а ведь казаки и были носителями исторической памяти о Запорожье и Украине. Вероятно, эти события стали причиной того, что количество украинцев в регионе стало резко уменьшаться от 62,2 % в 1926 г. до цифр, какие мы наблюдаем сегодня.
Таким образом, выражение «Украинская Кубань» имеет право на жизнь, однако сегодня ввиду известных обстоятельств не может использоваться вне исторического контекста.
Комментарии1