Кто такой антихрист и как его рисовали в Средние века
Антихрист, в отличие от Христа, Сына Бога - это не сын сатаны, а простой человек. В христианской идеологии, антихрист появится незадолго перед концом света. Антихрист будет вести свой род от Дана. Это одно из так называемых 12 Колен Израилевых – потомки сыновей Иакова, которые и образовали израильский народ.
Антихрист станет авторитетным у людей правителем, устроит гонение на праведников. Этот период в Откровении Иоанна Богослова носит название Великая Скорбь.
Никакой конкретики в Библии про антихриста не было, поэтому все дальнейшие предположения – футуризм на основе трактатов символов и различные толкования. Этого нет в православии, это не одобряет и католицизм. Но различные протестантские учения приводят конкретные цифры. В частности, кальвинист Энтони Хукема в книге «Библия и будущее» считает, что в период Великой Скорби погибнет до 75% людей. А сам период будет длиться семь лет.
Ну а далее, все христиане в этом едины, будет Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Когда все грешники – и живые и мертвые – получат по заслугам, а праведные – вечный рай.
Антихриста христиане боялись, поэтому он был, как Волан-де-Морт в Гарри Поттере – тот, чье имя нельзя называть. Ну а изобразить его было делом вообще запретным. Когда на фотографиях фресок я случайно наткнулся на образ антихриста, я просто не смог пройти мимо. Очень захотелось разобраться, кто этот смелый автор и как ему разрешили это нарисовать, не взирая на все суеверия.
Первое изображение антихриста появилось аж в XIV веке. И его смелый автор - Витале да Болонья - жил переходный период от Средних веков в эпоху Возрождения. Именно в этот период и стало возможным проявить свободу творчества.
На севере Италии есть монастырь Помпоза, которые в IX веке основали монахи бенедиктинцы. Со временем монастырь превратился в место тусовки людей искусства. Стены в соборе этого монастыря и расписывал Витале да Болонья.
Здесь жил знаменитый средневековый музыкант Гвидо д’Ареццо. Он реформировал нотную грамоту, прописал новую схему обозначения тональностей и интервалов. Именно д’Ареццо мы обязаны современным буквенным обозначениям в музыке, например C sharp major.
В монастыре много работал и знаменитый Петр Дамиани – поэт, философ и богослов. Несмотря на то, что все искусство было пропитано христианством (культура схоластики Средних веков!), творчество пробивало себе дорогу. Люди старались реализовать смелые для своего времени идеи.
Как это часто бывает, где искусство и творчество – там возникает и свобода нравов. Ведь искусство должно быть правдивым. Искусство должно находить парадоксы в нашей действительности, подмечать несоответствия и ярко о них заявлять! А вот искусство на службе государства, в строгих рамках власть имущих – это уже пиар-пропаганда.
Но вернемся к нашему герою. Он очень хотел добавить яркости в свои религиозные полотна и его тянуло к зловещим сюжетам. Ведь там можно по-настоящему представить всю бурю эмоций!
Монахи заказали у него картину «Страшный суд». И Витале да Болонья расписал стены собора по требованию заказчика, а под предлогом реалистичности добавил туда и антихриста. Так и появилось это первое изображение главного человека, состоящего на службе сатаны.
Однако заказчики потребовали изобразить его максимально отвратительно. Образ антихриста получился каким-то выдуманным, фантасмагоричным - больше напоминает лешего из русских сказок. А ведь антихрист, как мы помним, это человек!
Попытки изобразить антихриста предпринимались и в дальнейшем, но это были больше эпизоды. Так, например, антихриста видел другой художники Возрождения Лука Синьорелли.
Здесь антихрист выглядит похожим на Христа, только со зловещим выражением. А мысли ему нашептывает сатана, который выглядит, как обычный мелкий бес.
И именно эта картина Синьорелли, на мой взгляд, куда лучше иллюстрирует реальный образ антихриста. Он же - обычный человек. Который, скорее всего, будет считать, что поступает правильно и на благо человечества. Ведь логика - обоюдоострое оружие, всегда готова оправдать любое преступление великими разумными целями.
Никакой конкретики в Библии про антихриста не было, поэтому все дальнейшие предположения – футуризм на основе трактатов символов и различные толкования. Этого нет в православии, это не одобряет и католицизм. Но различные протестантские учения приводят конкретные цифры. В частности, кальвинист Энтони Хукема в книге «Библия и будущее» считает, что в период Великой Скорби погибнет до 75% людей. А сам период будет длиться семь лет.
Ну а далее, все христиане в этом едины, будет Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Когда все грешники – и живые и мертвые – получат по заслугам, а праведные – вечный рай.
Антихриста христиане боялись, поэтому он был, как Волан-де-Морт в Гарри Поттере – тот, чье имя нельзя называть. Ну а изобразить его было делом вообще запретным. Когда на фотографиях фресок я случайно наткнулся на образ антихриста, я просто не смог пройти мимо. Очень захотелось разобраться, кто этот смелый автор и как ему разрешили это нарисовать, не взирая на все суеверия.
Первое изображение антихриста появилось аж в XIV веке. И его смелый автор - Витале да Болонья - жил переходный период от Средних веков в эпоху Возрождения. Именно в этот период и стало возможным проявить свободу творчества.
На севере Италии есть монастырь Помпоза, которые в IX веке основали монахи бенедиктинцы. Со временем монастырь превратился в место тусовки людей искусства. Стены в соборе этого монастыря и расписывал Витале да Болонья.
Фрески в соборе Помпозы, красным выделено изображение антихриста
Здесь жил знаменитый средневековый музыкант Гвидо д’Ареццо. Он реформировал нотную грамоту, прописал новую схему обозначения тональностей и интервалов. Именно д’Ареццо мы обязаны современным буквенным обозначениям в музыке, например C sharp major.
В монастыре много работал и знаменитый Петр Дамиани – поэт, философ и богослов. Несмотря на то, что все искусство было пропитано христианством (культура схоластики Средних веков!), творчество пробивало себе дорогу. Люди старались реализовать смелые для своего времени идеи.
Как это часто бывает, где искусство и творчество – там возникает и свобода нравов. Ведь искусство должно быть правдивым. Искусство должно находить парадоксы в нашей действительности, подмечать несоответствия и ярко о них заявлять! А вот искусство на службе государства, в строгих рамках власть имущих – это уже пиар-пропаганда.
Но вернемся к нашему герою. Он очень хотел добавить яркости в свои религиозные полотна и его тянуло к зловещим сюжетам. Ведь там можно по-настоящему представить всю бурю эмоций!
Монахи заказали у него картину «Страшный суд». И Витале да Болонья расписал стены собора по требованию заказчика, а под предлогом реалистичности добавил туда и антихриста. Так и появилось это первое изображение главного человека, состоящего на службе сатаны.
Однако заказчики потребовали изобразить его максимально отвратительно. Образ антихриста получился каким-то выдуманным, фантасмагоричным - больше напоминает лешего из русских сказок. А ведь антихрист, как мы помним, это человек!
Попытки изобразить антихриста предпринимались и в дальнейшем, но это были больше эпизоды. Так, например, антихриста видел другой художники Возрождения Лука Синьорелли.
Лука Синьорелли. Фрагмент картины "Проповедь и дела антихриста", 1500 год
Здесь антихрист выглядит похожим на Христа, только со зловещим выражением. А мысли ему нашептывает сатана, который выглядит, как обычный мелкий бес.
И именно эта картина Синьорелли, на мой взгляд, куда лучше иллюстрирует реальный образ антихриста. Он же - обычный человек. Который, скорее всего, будет считать, что поступает правильно и на благо человечества. Ведь логика - обоюдоострое оружие, всегда готова оправдать любое преступление великими разумными целями.
Комментарии2