Куда пропали воробьи в 1950-х гг в Китае и к чему это привело
Ахиллесовой пятой коммунизма в крестовом походе против сил мирового империализма было продовольствие. Еды не хватало в Советском Союзе и Албании, Кубе и Северной Корее, не был исключением и Китай. А вот убедить простых людей, что постоянно голодать это достижение коммунизма, дело сложное. И почти во всех коммунистических странах принимались продовольственные программы.
Чем воробьи помешали правительству Китая
8 съезд Коммунистической партии Китая в начале 1958 года принял политику «Большого скачка», в рамках которой было решено превратить в кратчайшие сроки полуфеодальный Китай в мощную индустриальную державу. Одной из частей этой политики была продовольственная программа, призванная накормить граждан Поднебесной. А уже составной частью продовольственной программы стала борьба с 4 вредителями, призванная улучшить здоровье нации и сэкономить продовольствие.
Идея уничтожения вредителей понравилась Мао Цзедуну, который с деревенского детства наблюдал воробьев, поедающих на полях зерно, и с этого момента судьба воробьев оказалась предрешена. Справедливости ради следует сказать, что нашлись в Китае смелые ученые, решившиеся протестовать против борьбы с 4 вредителями, но их мнение никого из партфункционеров не интересовало.
Итак, 18 марта 1958 года Великий Кормчий с трибуны 8 съезда КПК призвал к борьбе с 4 вредителями. После подписания главой государства соответствующего указа, народ, с плакатами, восхваляющими непогрешимость великого Мао, ввязался в борьбу с врагами. Положение на новых фронтах Поднебесной сразу стало определенным — даже гигантское население страны не было в состоянии оказать влияния на популяции мух и комаров, которые объявления Крестового похода попросту не заметили. С крысами война тоже провалилась — эти хитрые и умные животные умело избегали всех ловушек. А вот воробьи оказались крайними.
Истребление воробьёв
Поначалу на них расставляли силки, но это не давало результата. А затем на помощь пришли биологи, которые разъяснили политическим деятелям и народу, что воробей не в состоянии продержаться в воздухе более 15 минут, а затем ему необходимо сесть отдохнуть. Выход оказался простым — специальные руководители расставляли на полях людей с шестами и тряпками, которыми следовало размахивать, а также тазиками и кастрюлями в которые следовало чем-то стучать.
Параллельно с этим требовалось кричать. Также к борьбе привлекались горожане, которые тоже устраивали какофонию, с занятий снимались школьники, чьей целью было уничтожать гнезда и сбивать воробьев из рогаток. А взрослые стреляли из ружей и подкладывали ядовитый корм.
Успех на полях боев с воробьями наметился сразу и очень резко. Не выдерживая адской какофонии, воробьи и другие мелкие пернатые парили в небе до изнеможения, а затем падали на землю, где их добивали.
Тушки несчастных птиц сваливались в огромные кучи несколько метров высотой, фотографии которых со страниц газет рассказывали о новых великих победах китайских трудящихся. Пионеры хвастались специальными бечевками, на которых висели тушки птиц. Особо успешным в выполнении завета партии хунвейбинам выдавались грамоты.
Только за первые 3 весенних дня активной борьбы с воробьями, и только в Шанхае и Пекине было уничтожено примерно 900 тыс пернатых «вредителей». А к ноябрю 1958 года в стране эта цифра достигла 2 миллиардов (!!!) воробьев и других мелких птиц. Во многих провинциях страны количество воробьев уменьшилось многократно, а в некоторых они исчезли практически полностью.
1959 год, казалось, полностью доказал правоту партии и правительства. СМИ полнились репортажами о необычайно великом урожае, повсюду восхвалялись герои войны с воробьями и Великий Кормчий. Правда, был отмечен значительный рост популяций саранчи, гусениц, тли и иных вредителей, но на фоне фантастического урожая это явление казалось не более чем досадной мелочью. Робкие голоса здравомыслящих биологов никто не желал слышать.
Ужасающие последствия
Отрезвление наступило в следующем 1960 году. Сельскохозяйственные вредители расплодились в таких масштабах, что под их массой практически невозможно было понять, какую именно культуру они уничтожают в данный момент. Особенно свирепствовали гусеницы и саранча. Снова закрывались школы и останавливались производства — большие массы людей были брошены на сбор вредителей с целью спасти хоть часть урожая.
Но все было тщетно. Ранее воробьи и другие пернатые естественным путем регулировали популяции насекомых-вредителей, сейчас они плодились с ужасающей скоростью. Гусеницам и саранче полей оказалось мало, и они взялись за леса. В это время СМИ пытались успокоить страну рассказами про временные трудности и о том , что в скором времени все наладится.
Однако обещаниями народ можно лишь успокоить, но не накормить. Правительству пришлось вскрыть государственные запасы созданные на черный день.
Никакое регулирование продуктов не помогало, и вскоре пищевой резерв закончился. А затем в страну пришел чудовищный голод. В пищу шли все кожаные вещи, да и вообще все что хоть отдаленно напоминало еду. Жертвами голода из-за потери урожая пали от 20 до 45 миллионов человек (точнее данные оценить невозможно).
Только в этой ситуации высшее руководство партии осознало чудовищную ошибку и попросило о поставке воробьев (!) из СССР и Канады. Эти страны откликнулись на просьбу о помощи и доставили пернатых спасателей. Воробьев официально признали полезной птицей. А Мао Цзедун в числе 4 вредителей заменил воробьев на клопов. Правда, клопов победить не удалось. Как и остальных вредителей.